Раздел I
БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
Урок 1. ЧЕЛОВЕК ТРУДОЛЮБИВОЙ ДУШИ
Цель: расширение представлений учащихся о духовном мире человека через понятие «труд души».
- содействовать совершенствованию духовного мира;
- развить ценностные ориентации и убеждения через осмысление понятия «труд души»;
- воспитывать стремление обогащать, развивать свой духовный мир.
Отрывок из стихотворения Абая, представленный в данной рубрике учебника, поможет ввести учащихся не только в тему урока, но и обозначит одну из важнейших целей жизни человека - стремление к познанию. Напомнить об этом в начале учебного года очень важно, потому что процесс познания - необходимая составляющая жизни каждого.
* * *
Абай
Пока не знаешь - молчи,
Пока блуждаешь - молчи.
В бесцельных днях и в ночи
Пустых забав не ищи.
Чтоб человеком ты был
И вровень с веком ты был,
Ты пятерых побори
И пятерых избери.
Злословье, ложь, хвастовство,
Безделье и мотовство —
Вот пять врагов твоих, знай.
А разум и доброта,
Упорство, скромность и труд —
Вот пять друзей, согласись.
Увидев зло - отвернись,
К беде пороки ведут.
Добро увидев, о нем
Ты помни ночью и днем.
Коль с детства книги читать —
Ученым можешь ты стать.
Не унывай, маловер!
Бери с великих пример.
Не говори: «Я не тот!»
Учись - и знанье придет.
Беседа
- Чему должен учиться человек?
- Что является главным в человеке?
- К чему вы стремитесь?
- Что наполняет вашу жизнь смыслом?
Первый вопрос беседы напрямую связан со стихотворением Абая, в котором есть строки: Чтоб человеком ты был И вровень с веком ты был…
Идея, заключенная в этих строках, - нужно быть человеком! - напоминает о хорошо известной каждому изучающему предмет самопознание истине. Важно, чтобы она уже в начале учебного года задала тон всему курсу. Рассуждая над вторым вопросом, учащиеся выскажут свою позицию о том, что значит для них быть человеком, а отвечая на второй и третий вопросы, обратятся к своему жизненному опыту. Задача учителя - дать возможность высказаться всем желающим и обобщить сказанное, подведя девятиклассников к важнейшей мысли о том, что постижение сущности человека, постижение себя и окружающего происходит всю жизнь и является смыслом существования человека на Земле.
Чтение
Текст рекомендуется прочитать учителю. В отрывке из статьи К.Канаевой раскрываются грани ценности «человек». Размышления учащихся над вопросом помогут им осмыслить содержание статьи, наиболее значимые отрывки которой целесообразно зачитать еще раз уже самим учащимся. Выделенные нами фрагменты считаем достойными особого внимания как раскрывающие смысл выражения «человек трудолюбивой души».
ЧЕЛОВЕК ТРУДОЛЮБИВОЙ ДУШИ
(Отрывок)
Кира Канаева
О человеке всегда судят по его труду. Но очень важно, с какой духовной нагрузкой живет и трудится человек, насколько в нем сконцентрировано и выражено его время. Мало быть тружеником от природы и по роду занятий, надо быть еще и человеком «трудолюбивой души». «Человек трудолюбивой души будет задавать себе вопросы, на которые у других всегда есть готовый ответ, поэтому они лениво делают какое-то дело, даже когда делают его хорошо, и живут, только потребляя» (Ч.Айтматов).
Труд души… Это то, что отличает труд человека от труда муравья или пчелы, делая усилия его рук и мышц одухотворёнными, взгляд - осмысленным, поведение - человечным.
Одни работают, другие - трудятся, разница, если вдуматься, большая. Для первых смысл их бытия на земле - за пределами труда и интересов других людей, и потому он для них неуловим, постоянно ускользает, вызывая одно лишь раздражение. Жизнь других складывается из добрых поступков и действий, которые совершаются в «поте» тела и души. Все, что они делают, имеет для них большой смысл, очень личный и конкретный, в отличие от безличных,тут же забываемых действий тех, кто всего лишь зарабатывает.
Не так уж много, казалось бы, и нужно, чтобы по праву называться человеком, быть достойным этого имени. Если вы, например, способны безрассудно броситься на выручку другому человеку, если вы готовы на решительный поступок во имя справедливости, невзирая на последствия для себя лично, если не разучились с мудрой непосредственностью верить в легенду, сказку и просветляться душой от хорошей песни, словом, если вы способны отзываться на любое человеческое прикосновение, движение души неравнодушием, - вы Человек.
Анализ проводится по вопросу
• Как вы понимаете выражение «человек трудолюбивой души»?
Упражнение
В данном высказывании ценность «доброта» рассматривается как показатель здорового общества. Задача учителя - подвести учащихся к мысли о том, что учение - это не только усвоение предметных знаний, но и воспитание себя, выстраивание отношений с окружающими людьми.
Прочитайте высказывание известного писателя, актера и режиссера XX века Василия Шукшина. Согласны ли вы с его мнением? Помогает ли вам школа быть и образованным, и добрым? Расскажите об этом.
Если мы в чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке. Образованность, воспитание, начитанность - это дела наживные, как говорят. Я представляю себе общество, где все грамотны, все очень много знают и все изнурительно учтивы. Это хорошо. Но общество, где все добры друг к другу, - это прекрасно. Ещё более прекрасно, наверно, когда все и добры, и образованны. Но это - впереди.
Василий Шукшин
Задание
Дайте определение понятию «человек трудолюбивой души». Раскройте его через описание характера, образа жизни такого человека. Приходилось ли вам встречаться с людьми, которые обладают «трудолюбивой душой»? Расскажите об этом, подтверждая ход ваших рассуждений примерами.
Анализируя определения учащихся, учитель может пояснить, что главное качество человека трудолюбивой души - быть неравнодушным к событиям окружающей жизни.
Задание
Задание, обозначенное в учебнике, выполняется в тетради. Результат его выполнения - показатель глубины понимания учащимися смысла указанных понятий.
Перед вами перечень нравственных ценностей человека. Есть ли среди них такие, без которых, на ваш взгляд, вы могли бы обойтись в жизни? Обоснуйте ответ. Дополните данный перечень важнейшими для вас ценностями, которые не вошли в него.
Здоровье, мир, семья, знание, дружба, добро, труд, искусство, Родина, дети, природа, красота, творчество.
Учебная информация
Текст, представленный в рубрике «Узнаем новое», предлагается с целью упорядочения полученных учащимися знаний о том, что такое труд души. Важно отметить мысль о значимости прихода в мир каждого человека.
Быть человеком — это быть личностью, которая заботится о развитии своих духовных сил и творческих способностей. Но есть глубинный, чаще всего скрытый от внешнего взора, «труд души». Это связь человека с миром, окружающими людьми, то есть активное, заинтересованное отношение к тому, что происходит вокруг, стремление улучшить действительность. С приходом каждого человека мир меняется, важно, чтобы это изменение вбирало талант, добрый труд человека и его стремление выполнить свое высокое предназначение.
Цитата урока
Слова Абая, представленные в рубрике, помогут учащимся осмыслить роль знаний в жизни человека через созданный поэтом образ:
Лишь знаньем жив человек,
Лишь знаньем движется век.
Лишь знанье — светоч сердец.
Абай
Чтение
Данный текст является отрывком из рассказа Алибека Аскарова «Мона Лиза». На примере героя рассказа Толеужана показано стремление человека к познанию, которое можно рассматривать как иллюстрацию к понятию «труд души».
Алибек Аскаров
Поступив в университет, Толеужан, выросший на самом отшибе Бетпакдалы, почувствовал себя так, будто попал в другой мир, и с огромной охотой отдался постижению знаний. Словно путник, только что вышедший из пустыни и испытывающий неуемную жажду, он окунулся в учение. Не пропуская ни одной лекции, ни одного семинара или дополнительных занятий, днем и ночью не отрывая головы от книг. Если другие студенты с трудом осваивали учебную программу, то Толеужан, кроме учебников, вовсю знакомился с массой другой, совершенно новой для него литературы. Он изучил произведения многих выдающихся европейских авторов, начиная с античной эпохи и до современных дней. Пусть и не одолел все до конца, но прочел основное, не пропуская ничего, что может пригодиться в дальнейшем. Помимо художественной литературы, он, насколько мог, стремился познать общественные науки, историю, открыл для себя наследие философской мысли. Сознавая, что все это в последующей жизни будет необходимо ему как воздух, старался по
возможности полнее усвоить знания о прославленной европейской культуре. Он хорошо понимал, что именно в эту студенческую пору ему нужно впитать в себя как можно больше информации, чтобы потом у него появилась возможность влиться в ряды настоящих интеллигентов. Иначе ему не поспеть за великим караваном цивилизации.
И душа Толеужана не знала покоя. Когда приятели по общежитию, пригласив девушек, шли развлекаться в парк или на танцплощадку, он, принарядившись и надев галстук, шел на симфонический концерт. Освободившись после занятий, спешил посмотреть балет или послушать оперу. И хотя, если честно, все эти симфония, балет и опера были ему не очень-то и понятны, и его диковатая натура, сформировавшаяся вдали от культурных изысков городской жизни, не принимала их, он с завидным упорством ходил в театр и филармонию, порой принуждая себя к этому.
Анализ проводится по вопросам
/. Можно ли сказать, что Толеужан — человек трудолюбивой души? Почему?
- Есть ли среди ваших знакомых похожие на Толеужана люди? Расскажите о них.
- Как потребность в познании влияет на человека?
Все вопросы ориентированы на личный опыт учащихся,
которые смогут сопоставить его с активной позицией Толеужана. Комментируя ответы, учителю следует подчеркнуть, что стремление к знаниям, превышающим объем обязательной учебной программы, открывает человеку новые горизонты деятельности, окрыляет на новые свершения.
Резюме
Обобщая тему урока, учителю важно подчеркнуть, что истины открываются человеку через стремление узнать больше, прочувствовать глубже, попробовать новое самому.
Домашнее задание
Как вы понимаете слова Абая «…и вровень с веком ты был…»? Перечислите требования, которые, на ваш взгляд, предъявляет к человеку XXI век.
От сердца к сердцу
Приглашая учащихся в круг, учитель читает им стихотворение Е. Лаврентьевой, где говорится о переживаниях человеческой души, которые воплощаются в мысли человека и его слова.
Елена Лаврентьева
Ну что ты никак не даешься? Ведь ты зародилась во мне! Опять ускользаешь и вьешься И слышишься где-то извне. И вновь возвращаешься в душу, Где тесно тебе и темно. Так птица в жестокую стужу Стучится снаружи в окно. Ты - звук, что бывает до слова, Ты - стук, что до ритма возник. Ты - чувство, которое ново, И этого чувства двойник. Никак мне с тобою не сладить, Никак тебя в плоть не облечь. Ты - мысль несказанная,
ради тебя
так волнуется речь.