Мир учителя
Должность:Администратор
Группа:Мир учителя
Страна:Страны СНГ
Регион:не указан
Конспект урока по информатике в 10 классе естественно-математического направления

Казахстан, Костанайская область, с.Аулиеколь

ГУ "Аулиекольская школа-гимназия им.С.Баймагамбетова

отдела образования Аулиекольского района"

Учитель информатики

Волкова Елена Павловна

Конспект урока по информатике
в 10 классе

естественно-математического направления
Форма и компоненты

Цель урока:

Образовательная: познакомить учащихся с формой и компонентами, их основными свойствами и методами;

Развивающая: развивать умения выполнять действия с формой и компонентами;

Воспитательная: воспитывать эстетические навыки при оформлении формы и компонентов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы обучения:

  • словесные, наглядные, практические
  • частично-поисковые.

Форма обучения:индивидуальная, групповая.

Оснащение: компьютерный класс (наличие локальной сети).



Ход урока.

  1. 1. Организационный момент.

Приветствие. Настрой учащихся на урок.

  1. 2. Постановка целей и задач урока.
  2. 3. Проверка домашнего задания.

Каждому учащемуся с помощью программы NetOp School выводится на экран скриншот окна системы программированияLazarus (приложение 1).

Задание: перечислите по указанным номерам основные окна интерфейса интегрированной среды разработки Lazarus.

Задание учащиеся выполняют в тетради.

Время выполнения 1-2 минуты.

Проверка в парах, по окончанию с учителем.

  1. 4. Изучение новой темы.

Форма.

Форма — будущее окно вашего приложения, на котором будут располагаться компоненты. Форм в проекте может быть несколько, добавляется форма в проект командой: Файл ÒСоздатьÒФорму.

Свойства формы

Свойство

Значение

Caption

Изменение заголовка окна, представляет собой некоторый текст.

Name

Имя формы в программе. По умолчанию присваивается Form1.

Color

Изменение цвета окна

Компоненты

Компоненты также как и форма являются некоторыми графическими объектами. Компоненты бывают видимыми и невидимыми. При проектировании форма выступает в роли контейнера для компонентов. При этом на форму можно разместить и невидимые компоненты.

Свойства и методы компонентов также отображаются в инспекторе объектов. Чтобы увидеть их, достаточно выделить требуемый компонент на форме.

Обработчики событий

Свойства объекта определяют его внешний вид (размер, шрифт, цвет и т.д.), а совокупность событий определяют поведенческую сторону объекта. Обработчиком события является процедура, которая выполняет те или иные действия в ответ на наступление события.

Пример: Создать первое графическое приложение. Которое при загрузке формы, будет выводить название в заголовке формы 'Моё первое графическое приложение', а по щелчку на форме в заголовке формы появится вопрос 'Зачем ты на меня нажал?'.


После запуска

После выполнения щелчка

Фрагментпрограммногокода

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);

begin

Form1.caption:='Моё первое графическое приложение';

end;

procedure TForm1.FormClick(Sender: TObject);

begin

Form1.caption:='Зачем ты на меня нажал?';

end;

Простейшие компоненты.

TLabel — компонент надпись или метка (расположен на странице Standard), предназначен для размещения надписей на форме.

Свойства TLabel

Свойство

Значение

Caption

Отображение текста в поле компонента.

Color

Цвет фона надписи.

AutoSize

True/False. Запрещение или разрешение на изменение размеров надписи.

Aligment

Выравнивание текста внутри поля надписи (по центу, левому краю, правому краю)

Font

Настройка текста (шрифт, размер, начертание)

WordWrap

Разрешение/Запрещение на расположение текста в поле надписи в одну строку.

TButtonкнопка элемент управления, предназначен для запуска каких-то действий команд. При щелчке по кнопке мышью в работающей программе возникает событие onclick (по щелчку).

Свойства TButton

Свойство

Значение

Caption

Отображение текста в поле компонента.

Enabled

Признак доступности кнопки.

  1. 5. Закрепление изученного материала.

Задание 1. Создайте приложение, на форму которого помещены компоненты Label1, Button1. При щелчке на Button1 в объекте Label1 появляется сообщение «Я программирую!», а выполненный щелчок на форме сменяет заголовок окна на сообщение «Моя первая программа».

Оформите форму и метку в цвете.

Решение:

Вид окна после загрузки программы

Вид окна программы после выполнения щелчков

Фрагментпрограммногокода

procedure TForm1.FormClick(Sender: TObject);

begin

Form1.caption:='Моя первая программа';

end;

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

label1.Caption:='Я программирую!';

end;

Задание 2. Создайте приложение, в результате работы которого при щелчке на кнопкеВывод сообщенияна метку выводится сообщение приветствия, при щелчке на кнопке Очистить сообщение исчезает.

Решение:


Вид окна после загрузки программы

Вид окна программы после выполнения щелчка на кнопке Вывод сообщения

Фрагментпрограммногокода

  1. 6. Домашнее задание.

Разработать свой собственный проект, используя форму и изученные компоненты.

  1. 7. Рефлексия.
  2. 8. Итог урока.

Использованная литература.

  1. Алексеев Е.Р., Чеснокова О.В., Кучер Т.В. Free Pascal и Lazarus: Учебник по программированию. — М.: АLT Linux; Издательский дом ДМК-пресс, 2010. — 440с.: ил. — (Библиотека АLT Linux).
  2. Вьюшкова Е.А., Параскун Н.В. Информатика: Методическое пособие к учебнику «Информатика», 10 класс, естественно-математическое направление. — Астана: «Арман-ПВ», 2010.-56.
  3. Вьюшкова Е.А., Параскун Н.В. Информатика: Учебник для 10 класса общеобразовательных средних школ естественно-математического направления. — Астана: «Арман-ПВ», 2010.-128.
  4. Мансуров К.Е. Основы программирования в среде Lazarus, 2010. - 772с.

Скачать

Скачать файл: konpekt-uroka-forma-i-komponenty.zip

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности