ТЕМА: «Парфянское царство»
КГУ «Экономическая школа лицей п.Жезкент»
Учитель: Акимбаева Д.Р.
Предмет: История древнего мира
Класс: 6 Урок № 17
Цель: сформировать представление о Древней Парфии .
Задачи урока:
Образовательная задача: Познакомить учащихся с историей Древней Парфии. Развивающая задача: Продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе сведений из учебника давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности.
Воспитательная задача: Воспитать чувство уважения, сострадания.
Основные события и даты:
В 3 веке до н.э. в в северной части Ирана было образовано Парфянское царство.
Личность в истории: Арсак — основатель Парфии, Тиридат брат Арсака взошел на трон после смерти Арсака, разгромил Селевкидов. При правители Митридате 1 границы Парфии расширились до р.Евфрат, захватил земли Вавилона, Персии, Мидии.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний по теме: «Кушанское царство».
Фронтальная беседа с учащимися:
1.Объясните значение понятий записанных на доске:
Кир, сатрапия (провинция: на 20 сатрапий Дарий1 разделил Персидское гос-во), «Авеста» (самое высокохудожеств.произведение персов на языке фарси), Иранское плоскогорье (лежит на востоке Двуречья), Дарий 1, Ширак
Манихейская религия (Эту религию основал человек по имени Мани, рожденный в 216 году в Вавилоне, провозглошал , что мир состоит из добра и зла)
2. Отработка дат:
525 г.до н.э. (Камбиз-сын Кира завоевал Египет)
522 г.до н.э. (на престол Персидского государства взошел Дарий1)
518 г.до н.э. (Поход Дария1 против саков)
216 год (рождение Мани — основателя манихейской религии)
3. «Вопросы да-нет». Учащиеся по очереди отвечают на вопросы обосновывая ответ.
ØШирак был персидским воином ( нет, сакским)
ØДарий 1 взошел на престол в 1522 году ( нет, 522году до нашей эры )
ØКир разгромил Мидию и присоединил её к себе ( да )
ØПерсидское царство со всех сторон омывают моря ( нет, горы)
ØДарики были изготовлены с серебра и золота ( нет , из чистого золота)
ØДарий 1 разделил государство на 12 сатрапий ( нет , на 20 сатрапий )
ØРассказ о героическом После смерти Кира , его место занял сын Камбиз ( да )
ØО подвиге Ширака было написано в поэме ( нет , передавалось из уст в уста )
ØКушанское царство сформировалось в центральной Азии (ныне Узбекистане, Кыргызстане и часть Китае) - (Да)
ØВо время правления Катпыза IIКушанское царство увеличилось еще больше, захватил сев.часть Индии, выпускал свои деньги. - (Да)
ØВо время правления Канишка Кушанское царство потерпело упадок? (Нет. Достигла расцвета. Он правил более 23 лет страной и был известен на весь мир)
ØКушанское царство распалось в результате продолжительной войны с Государством Сасанидов? (Да)
ØВо времена Кушанской империи благодаря великому Шелкому Пути широко развивалась торговля. Караваны с шелком шли на запад через земли кушана? (Да)
ØБыл изучен храм Канишки-победителя на холме Сурх-Котал, который относится к памятникам Кушанского царства.
II. Изучение новой темы.
Парфянское царство, древнее государство, возникшее около 250 до н. э. к югу и юго-востоку от Каспийского моря (коренное земледельческое население этой территории — парфяне) и подчинившее в период расцвета (середина 1 в. до н. э.) своей власти и политическому влиянию обширные области от Месопотамии до границ Индии; существовало до 20-х гг. 3 в. н. э. Около 250 до н. э. сакское кочевое племя парнов (дахов) во главе с Аршаком (родоначальником династии Аршакидов) вторглось в сатрапию Селевкидов Парфиену, или Парфию, незадолго до этого отпавшую от них. Парны завоевали её территорию, затем соседнюю область Гирканию. Селевк II после неудачной попытки восстановить свою власть в 230—227 до н. э. был вынужден признать власть Аршакидов над Парфией. В 209 Парфия была подчинена селевкидским царём Антиохом III. Воспользовавшись ослаблением Селевкидского государства, Парфия вскоре восстановила свою самостоятельность. Парны были ассимилированы парфянами (восприняли их культуру, парфянский язык и местные верования).
Около 170—138/137 до н. э. царь Парфии Митридат I завоевал восточные сатрапии Селевкидов: Мидию, большую часть Месопотамии, Элимаиду с Сузами, Парсу (Перейду) и часть Греко-Бактрийского царства (около 136 до н. э.). Однако дальнейшая экспансия Парфянского царства была приостановлена восстаниями греческих городов в Вавилонии, недовольных утратой своего привилегированного положения, а также наступлением кочевых племён саков у северо-восточных границ царства. Селевкиды, опираясь на поддержку недовольных греческих городов, предприняли попытки восстановить своё господство, завершившиеся разгромом армии селевкидского царя Антиоха VII в 129. Положение Парфянского царства после этого, однако, оставалось неустойчивым: парфяне утратили контроль над Сузами, в 128/127 до н. э. царь Харакены Гиспаосин захватил Вавилон, на восточных границах продолжалась борьба с кочевниками. Стабилизация наступила при Митридате II (около 123—88/87 до н. э.), завоевавшем занятую саками Дрангиану, затем Арейю и Маргиану, на западе — северную Месопотамию. Парфяне активно вмешивались в политическую борьбу последних Селевкидов в Сирии, под парфянским политическим влиянием находилась Армения Великая, где был возведён на престол Тигран II.
Первое соприкосновение парфян с Римом произошло в начале 1 в. до н. э. (в период борьбы римлян с понтийским царём Митридатом VI Евпатором). По соглашению 92 до н. э. границей между Парфянским царством и Римским государством был признан Евфрат. При парфянском царе Ороде II (около 57—37/36 дон. э.) римские войска под команд. М. Лициния Красса вторглись в Месопотамию, входившую в состав Парфянского царства, но потерпели сокрушительное поражение при Каррах (53 до н. э.). К 40 парфяне захватили почти всю Малую Азию, Сирию и Палестину. Это угрожало владычеству Рима на Востоке. В 39—37 до н. э. римляне восстановили свой контроль над этими областями. Но поражение Антония (36 до н. э.) в Мидии Атропатене приостановило продвижение Рима за Евфрат. Одновременно римляне попытались использовать внутреннюю борьбу в Парфии, где среди правящих слоев сложились две противостоявшие друг другу группировки. Рабовладельческая верхушка греческих и местных городов Месопотамии и Вавилонии, а также парфянская знать этих районов были заинтересованы в развитии торговли, тесных контактов с Римом; знать коренных районов Парфии, связанная с кочевыми племенами, занимала непримиримую позицию по отношению к Риму, стремилась к широким территориальным захватам. Борьба этих группировок, приводившая к гражданским войнам 57—55, 31—25 до н. э., достигла своего апогея в начале 1 в. н. э. После подавления в 43 длившегося 7 лет антипарфянского восстания в Селевкии на Тигре были лишены автономии греческие города. Усилился интерес к местной культуре, возросли антиэллинистические и антиримские тенденции. Хотя борьба за престол между преемниками Артабана III Готарзом и Варданом и ослабила Парфию, при Вологесе I (около 51/52—79/80) внутренняя стабилизация позволила вновь вести активную политику, результатом чего явилось утверждение в 66 на престоле Армении Великой брата Вологеса Тиридата I (см. Аршакиды армянские). Вскоре начался период резкого упадка Парфии, вызванный ростом местного сепаратизма, непрекращавшимися династийными распрями и набегами кочевников-алан. Это позволило римлянам жестоко опустошать западные области Парфии (114—117, 163—165, 194—198). Однако территории приобретения Рима ограничились только Северной Месопотамией, попытки аннексировать Вавилонию были безуспешными, главным образом из-за восстаний местного населения. Хотя парфянам удавалось временами наносить поражения римлянам, процесс политического распада государства остановить было невозможно. Практически независимыми были области Маргиана, Сакастан, Гиркания, Элимаида, Парса, Харакена, г. Хатра. Внешние и междоусобные войны истощили страну. В 224 правитель вассальной Парсы (Персиды) Ардашир нанёс Артабану V на равнине Ормиздаган решающее поражение, после которого Парфянское царство прекратило существование; его территория вошла в состав государства Сасанидов, основателем которого был Ардашир I.
Парфянское царство не обладало однородной социальной структурой. В восточных областях основную массу населения составляли лично свободные крестьяне-общинники, эксплуатируемые государством. Постепенно формировались отношения личной зависимости крестьян от отдельных представителей знати — «свободных» (азатов), сословие которых включало как потомков парнской кочевой аристократии, так и верхушку парфянской земледельческой знати. Рабство, видимо, было развито слабо. В западных областях (Вавилония, Месопотамия, Элимаида) рабство играло более значительную роль, существовали и иные формы зависимости. Территория Парфянского царства делилась на сатрапии. Власть царя была ограничена советами родовой знати и жрецов. В сатрапиях имелись царские хозяйства, подати с которых поступали в царскую казну. Единой государственной религии в Парфянском царстве не существовало. В восточных областях преобладали различные формы зороастризма, в Маргиане распространился буддизм, на западе — как греческие и старые вавилонские культы, так и различные синкретические учения, подготавливавшие манихейство, в конце парфянской эпохи начало распространяться христианство.
Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Первоначально искусство Парфянского царства выступало как одна из ветвей эллинистической культуры. В дальнейшем элементы эллинистического искусства, принесённого завоевателями, частично были вытеснены, а частично творчески переработаны местным населением. Для восточной части Парфянского царства были типичны храмы, которые по плану (квадратное святилище с 4 колоннами в центре, окруженное помещениями), возможно, восходят к древнему храму огня (храм в Персеполе, 3 в. дон. э.). Постройки дворцовых ансамблей обычно группировались вокруг центрального двора, в который выходили айваны (дворец на горе Кухе-Ходжа в Иране, 1—3 вв.). Наряду с привозными эллинистическими произведениями пластики в восточной части Парфянского царства распространились местные расписные глиняные статуи (в зданиях Нисы), мелкая пластика (в Маргиане). Известны плоскостные и фронтальные наскальные рельефы (например, на скале Бехистун, первые века н. э.), фрагменты полихромных росписей дворца на горе Кухе-Ходжа. Среди изделий декоративно-прикладного искусства восточной части Парфянского царства выделяются ритоны из Нисы (слоновая кость, 2 в. до н. э.: иллюстрации см. т. 18, стр. 28), местных форм, с фризами на греческие и местные сюжеты.
Храмовая архитектура западной части Парфянского царства характеризуется наличием многих типов святилищ. Храмы вавилонского типа (внутренний двор, по периметру которого располагаются помещения) строились в Ниппуре; греко-римское влияние значительно в храмах Хатры. В крепостных и дворцовых сооружениях часто сочетались греческий перистиль и местный айван (дворец в Ашшуре, 1 в. н. э.). Для архитектуры жилища характерен переход от принесённого греками «пастадного» типа дома к «айванному». В живописи (храмы Дура-Европос) и скульптуре (статуи царей и богов из Хатры) в первые века н. э. заметны тенденции к фронтальности композиции, плоскостности. Мелкая пластика характеризуется постепенным исчезновением греческих типов и обращением к местным сюжетам (лежащая богиня, всадник).
II. Контрольно-измерительные материалы.
1. Как назывались провинции в Парфии?
* А) Сатрапиями Б) районами В) землями
2. Сатрапии в свою очередь делились на несколько районов. Как они назывались?
*А) дизами Б) провинциями В) арсаками
3. У кого Парфия попросила помощи в результате похода в 130 г.до н.э. царя Сирии Антиоха?
А) у римлян *Б) у саков В) у персов
III. Закрепление изученного материала.
2. Творческие задания.
Допиши пропущенные слова.
1. Узнав о походе Антиоха правителя _____________ Парфия попросила помощи у __________________. Но пока саки прибыли на помощь парфянцы ______________ с захватчиками и не стали платить оговоренное ранее вознаграждение. Возмутившись этим, _________ разгромили армию __________, а самого царя убили.
2. Сирии, у саков, расправились, саки, парфян.
III. Домашнее задание
История: §17 , ответить на вопросы стр. 91