Мир учителя
Должность:Администратор
Группа:Мир учителя
Страна:Страны СНГ
Регион:не указан
Особенности художественной культуры Месопотамии

Год: 2012

Страна: Россия

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 31" г. Курска

Учитель английского языка, учитель МХК

Снеговая Екатерина Викторовна

Урок Особенности художественной культуры Месопотамии

  1. Тема урока: «Особенности художественной культуры Месопотамии»
  2. Тип урока: урок-лекция с опорой на сообщения учащихся
  3. Цели урока:
  • Познавательные: познакомить учащихся с занятиями жителей Двуречья, их деятельностью, религиозными верованиями; сформировать представления о художественной культуре Месопотамии.
  • Развивающие: развитие умения видеть зрительный ряд; развивать ассоциативно-образное мышление.
  • Воспитательные: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры; воспитывать детей в духе уважения к истории прошлого.
  1. Материально-техническое обеспечение:
  • Ноутбук
  • Слайд-шоу с изображениями памятников искусства Месопотамии
  • Карточки
  • Литература:

ü Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура 10 класс Учебник. Часть 1. М.: Владос, 2007 — 384с.

ü Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.: Академия, 2008 — 544с.

Домашнее задание: записи в тетради; индивидуальное задание — подготовить сообщения к следующему уроку по темам: «Индийский эпос», «Буддизм».

Оформление доски: тема урока; термины: пиктография, клинопись, зиккурат; имена и функции богов.

Время

Раздел урока

Задача

Содержание

3 мин

Организационный

момент

Подготовка класса к уроку (наличие дневника, тетради, письменных принадлежностей)

Приветствие, проверка подготовки к уроку, проверка отсутствующих,

определение целей урока, задание на дом

7 мин

Проверка домашнего задания

Проверить домашнее задание у учащихся, выявить уровень знаний изученного материала

Выступление учащихся, работа с карточками

30 мин

Объяснение новой темы

Знакомство с культурой Двуречья

width="252" valign="top">

Лекция учителя с опорой на сообщения учащихся, использование слайд-шоу

5 мин

Подведение итогов

Обобщение изученного материала

Заключительное слово учителя, подведение итогов учащимися

Ход урока

Цель урока

Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать со слов римского поэта Петрония: «Искусство никогда не умирает». И это действительно так, ведь сегодня мы с вами поговорим об одной из древнейших в мире цивилизации — Месопотамии.

Повторение. Проверка домашнего задания

Учитель: Начнем с того, что мы уже знаем. Итак, двое из вас получат индивидуальное задание, и будут работать по карточкам. А мы тем временем вспомним и ответим на следующие вопросы:

  • Расскажите о верованиях древних египтян. Что нового внесли они в знание о человеке, его жизни и смерти?
  • Что вы знаете о театре и музыке Древнего Египта?
  • Какие каноны сложились в египетском изобразительном искусстве?

Изучение нового материала

Учитель: Повторив изученный материал, мы переходим к новой теме.

Передняя Азия с ее разноплеменным населением занимала в древности обширные пространства земли. Она разделялась по диагоналям реками Евфратом и Тигром, текущими с северо-запада на юго-восток и впадающими в Персидский залив. Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья или Месопотамии. В плодородной долине южной части Двуречья сложились такие ранние государства как Шумер, Аккад и Вавилон (карта Месопотамии).

В целом раннюю культуру Двуречья обозначают как Шумеро-Аккадскую. Двойное название связано с тем, что шумеры и жители Аккадского царства говорили на разных языках и имели разную письменность.

Культурному общению разных племен активно содействовало изобретение шумерийцами письменности, сперва пиктографии (основой которой служило картинное письмо), а затем и клинописи (слайды клинописи). Записи делались на глиняных плитках или табличках острыми палочками и обжигались на огне. Самые первые шумерские клинописные таблички относятся к середине 4 тыс. до н.э. Это древнейшие письменные памятники. Впоследствии принцип картинной письменности стал заменяться принципом передачи звуковой стороны слова. Появились сотни знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих гласным буквам.

Письменность была великим достижением шумеро-аккадской культуры. Она была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии и других государствах. В середине 2 тыс. до н.э. клинопись стала международной системой письменности: ее знали и использовали даже египетские фараоны. В середине 1 тыс. до н.э. клинопись становится алфавитным письмом.

Далее сообщение учащегося «Литература Двуречья»

Шумеры создали первую в человеческой истории поэму - "Золотой век"; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры авторы древнейших медицинских книг - сборников рецептов. Они разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях.

В литературе проявились новые веяния, образы и темы. Важнейшим памятником шумерской литературы был цикл сказаний о Гильгамеше, легендарном царе города Урука, который правил в 18 в. до н.э. В этих сказаниях герой Гильгамеш представлен как сын простого смертного и богини Нинсун, подробно описываются его странствия по миру в поисках тайны бессмертия. Предания о Гильгамеше и предания о всемирном потопе оказали очень сильное влияние на мировую литературу и культуру и на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали легенды к своей национальной жизни.

Сообщение учащегося «Архитектура Месопотамии»

Во второй половине 4-го тыс. до н. э. в плодородных равнинах Южного Двуречья возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н. э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города - Ур, Урук Аккад и др. Самым молодым из этих городов был Вавилон (слайд Вавилона). В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремесла.

В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек. По сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными вертикальными узкими нишами или мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения четко вырисовывались на вершине насыпной горы

В 3-м тыс. до н. э. в шумерских центрах возникли более разнообразные типы зодчества. Значительное место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы, в декоративном оформлении которых проявилось большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные росписи, поэтому особую роль в украшении стен, колонн, статуй стали играть мозаика и инкрустация из самоцветов, перламутра и раковин. В употребление вошла также отделка колонн листовой медью, включение рельефных композиций. Окраска стен также имела немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и простые формы храмов, придавали им большую зрелищность.

На протяжении многих веков постепенно сложились разнообразные виды и формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов (слайды статуи и рельефов). Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах стел были запечатлены их деяния и победы.

Архитектурных памятников вавилонского искусства до нас дошло не много, что объясняется отсутствием прочного строительного материала, но стиль зданий -прямоугольная форма и массивные стены- и использованные архитектурные элементы - купола, арки, сводчатые потолки - явились теми архитектурными формами, которые стали основой строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы.

Учитель: Раннешумерские божества 4-3 тыс. до н.э. выступали как податели жизненных благ и изобилия - за это их почитали простые смертные, строили им храмы и приносили жертвы. Самыми могущественными из всех богов были Ан - бог неба и отец других богов, Энлиль - бог ветра, воздуха и всего пространства от земли до неба (он изобрел мотыгу и подарил ее человечеству) и Энки - бог океана и пресных подземных вод. Другими важными божествами были бог Луны - Нанна, бог Солнца - Уту, богиня плодородия - Инанна и др. Укрепление государственности в Двуречье отразилось на религиозном представлении древних жителей Месопотамии в целом. Божества, которые раньше олицетворяли только космические и природные силы, стали восприниматься прежде всего как большие "небесные начальники" и уже потом - как природная стихия и "податели благ".

Важным новшеством в религиозной жизни Месопотамии 2 тыс. до н.э. стало постепенное выдвижение среди всех шумеро-вавилонских богов городского бога Вавилона - Мардука. Он повсеместно стал считаться как царь богов.

Согласно учению вавилонских жрецов, именно боги определяли судьбы людей и только жрецы могли знать эту волю - одни они умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил. Культ небесных светил становится исключительно важным в Вавилонии.

Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию астрономии и математики. Была создана шестидесятеречная система, которая существует по сей день в исчислении времени. Вавилонские астрономы высчитали законы обращения Солнца, Луны, повторяемость затмений.

Религиозные верования обитателей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. Классической формой храмов Вавилонии была высокая ступенчатая башня — зиккурат (слайд зиккурата), опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от четырех до семи. Зиккураты были раскрашены, террасы - озеленены. Самым известным в истории зиккуратом считается храм бога Мардука в Вавилоне - знаменитая Вавилонская башня, о строительстве которой говорится в Библии. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как седьмое чудо света - "висячие сады Семирамиды".

Подведение итогов урока

Учитель: Итак, ребята, сегодня на уроке мы узнали, что древнейшими обитателями Двуречья была создана высокая культура, которая оказала сильное влияние на дальнейшее развитие всего человечества, став достоянием многих стран и народов. На территории Месопотамии возникли и получили оформление многие черты материальной и духовной культуры, надолго определившей весь последующий ход всемирной истории. Здесь появились первые города-государства, возникли письменность и литература, зародилась наука. Цивилизация Древнего Двуречья оказала огромное влияние на античную, а через нее - и на средневесковую культуру Европы, на Средний Восток, в конечном итоге - на мировую культуру Нового и Новейшего времени.

Величайшим достижением культуры Древней Месопотамии было изобретение письменности (именно шумерская письменность была самой ранней в истории человечества - она относится к 4 тыс. до н.э.).

Здесь же возникли сложные системы счета, положено начало развитию научной мысли - астрономии и математики.

Древнейшие мифы Двуречья оказали сильнейшее влияние на последующее развитие мировых религий: это мифы о сотворении мира, о всемирном потопе.

Велики и бесспорны культурные достижения древних народов Двуречья: ими созданы первые в истории поэмы, элегии; составлен первый в мире библиотечный каталог, собрана Ашшурбанипалом (царь Ассирии) знаменитая библиотека клинописных текстов. Архитектурные формы, воплощенные в храмах, зиккуратах, башнях вавилонскими зодчими, впоследствии стали основой строительного искусства Древнего Рима, а затем Средневековой истории.

Я благодарю вас за активную работу на уроке. Не забудьте подготовить домашнее задание. До свидания!

Скачать урок

Скачать файл: urok-osobennosti-hudozhestvennoy-kultury-mesopotamii.doc
Посмотреть онлайн файл:


Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности