Короткий Владимир Анатольевич
Должность:учитель технологии
Группа:Посетители
Страна:Россия
Регион:Краснодар
Методика проведения уроков лепки по авторской программе Короткого В.А. "Изготовление керамических изделий мелкой пластики и гончарное ремесло"

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ЛЕПКИ

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА

· Развитие творческих способностей учащихся

· Эстетическое воспитание

· Воспитание трудолюбия

· Развитие умения наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное, наиболее характерное

· Привитие интереса к самостоятельной деятельности, к творчеству

· Формирование трудовых умений и навыков

На занятиях по лепке применяются два вида учебной деятельности:

· Лепка с натуры, по образцу

· Лепка по представлению, на основе фантазии

Основная задача при лепке по образцу и лепке с натуры — обучение учащихся приемам наблюдения и возможно более точного воспроизведения предмета. При этом точность воспроизведения понимается не как подробное копирование его внешних свойств, но как умение схватить главное, определяющее.

Основная задача при лепке по представлению — обобщение результатов предшествующих наблюдений — как целенаправленных, так и произвольных. Этот вид работы особенно привлекает учащихся младших классов средней школы, позволяет детям фантазировать, поэтому в этой возрастной группе некоторое предпочтение отдается урокам по представлению.

Общие структурные части уроков:

Уроки строятся разнообразно, в зависимости от вида урока, темы и конкретных задач. Содержание и методика организации каждой из этих частей в отдельных видах занятий будут разными. Однако, в каждом уроке можно выделить:

1. Беседу.

2. Практическую работу

3. Подведение итогов урока.

Общие требования к урокам:

«Методика преподавания органически связана с самой сущностью преподаваемого предмета. Методика органически связана с теми целями, которые стоят перед школой, Наконец, методика органически связана со знанием объектов воздействия, т.е. того растущего, развивающегося человека, к которому она применяется.» (Конышева Н.М.)

Одна из основных целей уроков лепки — развитие творческого мышления учащихся. Поэтому необходимо заботиться прежде всего не о том, чтобы дети вылепили какое-то изделие, а о том, чтобы в процессе работы у них развивались определенные качества личности и ума.

Развивает то обучение, которое основывается на активности, самостоятельности и инициативе учащихся.

Для этого необходимо, чтобы эти качества могли проявиться в работе, на уроках необходимо создать такие условия, применять соответствующие этим условиям методы и приемы обучения.

Важной целью является развитие у учащихся способностей, необходимых на уроках лепки:

Умение воспринимать действительность и конструировать образ создаваемого объекта,

Критичность, гибкость и оригинальность мышления

Познавательная самостоятельность и активность

Чувствительность к зрительной форме, к гармоничности деталей

Вступительные беседы на уроках имеют свои особенности.

На этом этапе детям разъясняется задание, и, поскольку, смысл и характер работы на каждом из вида уроков разный, то и вступительные беседы различаются.

На уроках лепки по образцу, с натуры важно:

· Создать полное и яркое представление определенного предмета (натуры) и научить ребят приемам целенаправленного наблюдения.

· Такая беседа строится, главным образом, на восприятии объекта для изображения.

· Показ других предметов при этом используется мало, по большей части, для сравнения, разъяснения технических приемов и тому подобного.

В результате дети должны хорошо уяснить:

· Характер формы предмета (какой он — монолитный, тяжелый или легкий, мягкий или угловатый, острый)

· Его строение, основные части, соотношение

Наблюдение как метод используется с целью приучить выделять главное и общее в предмете, а не броские, но несущественные детали.

Методика организации этого восприятия образца или натуры разработана Н.Сакулиной для работы с детьми и дает хорошие результаты.

При построении урока по этой методике выделяют следующие этапы:

· Восприятие предмета в целом

· Анализ его строения

· Повторное целостное восприятие

·

Такую схему можно считать правилом восприятия предметов, следуя которому дети получают полное представление о предметах.

Подробный ход беседы на примере урока лепки по образцу:

· Целостное восприятие: показ предмета — образца, игрушки — для формирования эмоциональной реакции. Эмоциональная реакция сама по себе еще не обеспечивает создания в памяти детей цельного образа предмета, поэтому необходимо направлять восприятие, задавать вопросы типа: на что похожа игрушка или модель?

Это первый шаг в сознательном целенаправленном восприятии — формирование общего образа предмета, при этом внимание направляется на характеристики формы, массы.

· Анализ модели

· На этом этапе важно определить строение предмета. Учитель спрашивает из каких частей состоит образец. Это заставляет детей рассмотреть его более подробно, чтобы общий образ предмета стал в памяти более конкретным и основательным. Если учащиеся не приучены рассматривать модель, анализ предмета для них сложен.

· В ответ на предложенный вопрос они начинают перечислять отдельные детали, попавшие на глаза без особого порядка. Такой анализ ведет к разрушению, уничтожению восприятия, потере цельности.

· Задача учителя одобрить ответы детей, отмечая, что, в целом, они верны, и прямо обратить внимание детей на то, что есть главные части, на которых строится предмет.

· Какие главные части можно выделить?

· Учитель не должен просто сообщать детям, а добиваться, чтобы они самым активным образом участвовали в проведении такого анализа.
· Для облегчения проведения анализа строения модели можно показать классу контрастную по характеру фигуру. Сравнивая их, дети анализируют, почему при наличии одних и тех же частей две фигурки могут быть такими разными.

Учитель подводит их к мысли, что все определяется тем, как эти части расположены по отношению друг к другу — и общей конструкцией предмета.

· Повторное целостное восприятие

После того, как дети проанализируют конструкцию предмета, необходимо вернуться на этой, уже более глубокой основе, к его общему образу.

На данном этапе подводится как бы итог предыдущему анализу

Необходимо выслушать замечания детей о модели, дающее общую характеристику

Наиболее яркие описания повторить для всего класса

После этого еще раз обращаем внимание на общий характер формы

Необходимо иметь в виду, что общая характеристика анализируемого объекта представляет, как бы первый шаг в создании его художественного образа

Дети приучаются к такому восприятию, которое отражает важные яркие и точные общие характеристики модели.

В процессе практической работы можно несколько усиливать наиболее характерные черты натуры. Это не будет искажением, а наиболее точной передачей.

Такая методика восприятия предмета

· во-первых, способствует возникновению более прочного и яркого образа, без чего создание изображения невозможно,

· во-вторых, приучает детей и в дальнейшем самостоятельно более глубоко и тщательно наблюдать окружающее.

· При подготовке к уроку учитель заранее определяет

· На что, в каждом конкретном случае, следует обратить внимание учащихся на этапах анализа образца
· Что должны усвоить учащиеся после ее обобщенного восприятия (как предмет можно охарактеризовать, с чем сравнить по сходству, а с чем — по контрасту)
· Какие детали должны быть выделены и почему.

Вступительная беседа на уроках лепки по представлению проходит иначе

· Основная задача учащихся на таких уроках не воспроизведение какой-либо определенной модели, а создание нового предмета. На основе творческой переработки имеющегося у них опыта.

· В этом и заключается трудность управления процессов — опыт у каждого свой.

· Как управлять процессом?

Чтобы занятие было организованным и не стало стихийным или, наоборот, излишне контролируемым, условно выделим несколько этапов.

Опорные этапы:

· Эмоциональное восприятие предметов

· Определение наиболее общих свойств анализируемых предметов (сравнение нескольких образцов)

· Анализ закономерностей формы и конструкции предметов (на примере 2-3 образцов)

· Обсуждение приемов решения (количество анализируемых на этом этапе изделий учитель определяет самостоятельно)

· Повторное общее восприятие всех типов изделий, продемонстрированных на первом этапе. В конце беседы нужно дать детям возможность еще раз рассмотреть образцы.

Роль вступительной беседы

Дать новые знания

Привести в систему имеющиеся у ребят представления, необходимые для выполнения работы

Сделать понятным задание по созданию модели

В процессе проведения беседы важно:

· Обратить внимание детей на те стороны демонстрируемых изделий, без которых выполнение задания не может быть правильно понято и творчески выполнено:

· Это общий характер формы предмета
· Особенности и назначение деталей
· Нужно подчеркивать оригинальность изделия
· Отмечать вкус и фантазию создавших его мастеров, но не в общих фразах, а конкретно, с анализом изделия

· Не следует перегружать беседу не имеющими прямого отношения к заданию сведениями

· Учащиеся на уроке должны освоить естественный и конкретный для данного урока круг знаний и понятий

Окончание вступительной беседы — это промежуточный этап между анализом образца и практическим изготовлением изделия

· Учащиеся получают непосредственные указания к выполнению предстоящей работы,

· Учитель показывает отдельные приемы и сообщает о конкретных этапах лепки

· Учащиеся подготавливаются к работе

Организация практической работы

Общие характеристики:

· Всю работу выполняют на подкладной доске

· Глину сразу закрепляют на подставке и во время работы постоянно поворачивают вместе с доской различными сторонами к исполнителю

· Нужно постоянно напоминать учащимся, чтобы в течение урока они поворачивали доску по нескольку раз, так как выполняемое изделие объемно и должно хорошо смотреться со всех сторон.

Этапы лепки

· Закрепление глины на подставке

· Передача общего строения предмета

· Проработка основных деталей

· Проработка второстепенных деталей

· Обработка поверхности изделия

Такая последовательность в лепке является общей для всех занятий.

Учащиеся должны усвоить эту последовательность как правило и всегда им пользоваться.

Руководство работой на уроках лепки:

В процессе выполнения работы учитель на первых трех этапах проверяет работу фронтально у всего класса, эта проверка необходима, т.к. заставляет начинать работу с главного.

Без руководства учителя ребята стремятся как можно скорее передать заинтересовавшие их детали (часто несущественные) и упускают основное.

В начальных уроках лепки руководство общее, особенно в начале работы.

Весь класс выполняет одну модель, поэтому учитель легко следит, насколько изделие каждого ученика соответствует замыслу.

После того, как учитель убедился, что все учащиеся правильно поняли и начали работу,

Правильно передали конструкцию и пропорции модели, он предоставляет им большую самостоятельность, прибегая, в основном, к индивидуальной помощи.

Повторное восприятие образца необходимо еще и потому, что детей необходимо побуждать к восприятию — модель может стоять перед ними весь урок, но при этом учащиеся совершенно не обращают на нее внимания при лепке и, фактически, работают по представлению.

Если учитель видит, что учащиеся работают не глядя на модель, и изделия получаются не соответствующими образцу, то он приостанавливает работу и организует повторное восприятие предмета всем классом. Даже после этого время от времени учащимся следует напоминать, чтобы они сверяли ход работы с моделью.

Руководство работой на уроках лепки по представлению

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности