Название: Поурочный план по самопознанию. Раздел-1 уроки с 2 по 5
Класс: 9
Год: 2010
Страна: Казахстан
РАЗДЕЛ-I
Урок 2.
ЧЕЛОВЕК ТРУДОЛЮБИВОЙ ДУШИ
Цель: расширение представлений учащихся о духовном мире человека через понятие «труд души».
Задачи:
- содействовать совершенствованию духовного мира;
- развить ценностные ориентации и убеждения через осмысление понятия «труд души»;
- воспитывать стремление обогащать, развивать свой духовный мир.
Круг радости
Учитель приглашает учащихся в круг и предлагает высказаться о том, что является главным в его сверстниках. Например: «Мне кажется, что главным в моих ровесниках должно быть стремление больше узнать», «Я думаю, что главным является желание открыть свои способности и развить их» и т.д.
Беседа
1. Как вы относитесь к своему поколению?
2. Кто из ваших сверстников вызывает у вас особое уважение?
3. Что волнует ваших сверстников?
Размышление над ситуацией
Содержание представленного в рубрике письма созвучно переживаниям многих молодых людей, так как в тгом возрасте каждый из них серьезно задумывается о смысле жизни. Однако девятиклассники, изучающие предмет «Самопознание», не раз обсуждали проблемы, подобные изложенным в письме. Отвечая автору, они смо¬гут обосновать важность выполнения своих непосредствен¬ных обязанностей ученика, члена семьи, гражданина своей страны не формально, а творчески, что и наполняет жизнь смыслом, делает ее интересной и насыщенной. Задание выполняется в тетради.
(Ниже, в рубрике «Задание», приводится ответ на письмо корреспондента молодежной газеты, который поможет учащимся осмыслить важные стороны своей жизни.)
Рассмотрите ситуацию, изложенную в письме. Случалось ли вам испытывать подобные сомнения, задавать подобные вопросы? Подумайте и ответьте автору письма, что наполняет жизнь смыслом и приносит удовлетворение?
"Я учусь в девятом классе. До девятого класса я была озорной, веселой заводилой девчонкой. Теперь все изменилось. Я уже не могу смотреть на жизнь по-прежнему. Меня мучает то, что за все свои шестнадцать лет я не принесла никакой пользы. Кто я? Зачем живу?
Что хорошего я сделала? Не знаю. Хорошие отметки (я отличница), дисциплина, активность в школе - вот и все?
Я люблю читать. Прочитала много книг. Мне кажется, что герои книг - необыкновенные люди. Есть ли сейчас такие? Вот раньше были люди! У всех у них в жизни была какая-то цель. А какая цель у меня? Получить профессию, выйти замуж? Все это кажется таким обычным.
Дело в том, что у нас, у нашего поколения, есть все. Мы не голодаем, не живем на улицах под открытым небом, мы хорошо одеваемся (опять-таки с помощью родителей), о войне читали лишь в книгах, газетах или видели ее по телевизору. Почему же мне чего-то не хватает? Я хочу, чтобы моя жизнь не была скучной, однообразной. Но как, как этого добиться? Меня часто называют «слишком романтичной», говорят, что я «многого хочу». Но разве можно жить иначе?
Я не пишу фамилии, понятно, почему. И все-таки я уверена, что не только я так думаю, со мной согласятся многие.
С уважением - Лена "
Задание
Первая часть задания касается понятия «смысл жизни» и поэтому созвучна вопросам, отраженным в письме. Опыт таких размышлений у учащихся уже есть, теперь поиск ответа на один из ключевых вопросов самопознания следует вывести на новый уровень. Этому поможет вторая часть задания, обсуждение вопросов которой поможет прийти к выводу, что образцовую модель жизни создать невозможно, так как у каждого человека свой путь к истине. Вместе с тем нужно обязательно пояснить, что в многовековом опыте человечества есть примеры выдаю¬щихся людей, которые обретали смысл жизни в вечном поиске ответов на вечные вопросы. Это - люди трудо¬любивой души. Можно назвать имена Пушкина, Моцарта, Абая, Циолковского, Сатпаева, к творчеству и трудам которых человечество обращается, чтобы удовлетворить свои духовные искания.
Возможно, обсуждение вопросов, рассказы учащихся не приведут всех к единому мнению, но, бесспорно, расширят их представления о понятии «труд души».
Поделитесь опытом и расскажите о том, что наполняет вашу жизнь смыслом и делает ее интересной.
Можно ли создать модель жизни человека, ее своеобразный эталон, к которому каждый бы мог стремиться? Почему?
Подумаем об этом
Статью известного корреспондента Инны Руденко можно рассматривать как дополнение к учебной информации по изучаемой теме, поэтому, ориентируя учащихся на самостоятельное чтение, следует пояснить, что она является ответом на письмо Лены и, возможно, обозначит для учащихся такие грани темы, которые им еще только предстоит раскрыть для себя.
«Однажды, рассказывают, Александр Грин
слушал чтение новой повести молодого автора. Очень внимательно н доброжелательно
слушал: в нем всегда жила, не всегда выходя наружу, суровая нежность к людям. И вдруг рассердился - услышал в повести такие слова: «Небо было как небо».
«Небо было как небо… - повторял Грин, нахмурив¬шись. - Небо как небо?» И добавил расстроено: «Так - нельзя».
Мне вспоминается этот маленький эпизод из жизни большого романтика, когда я читаю письмо Лены. «Слишком ты романтична», - говорят ей подруги, и в этом утверждении слышится упрек: много хочешь, и в этом утверждении слышится вопрос: что тебе еще нужно?
Такая неудовлетворенность! Такое томление души, такое ощущение неполноты жизни, такая обделенность даже! Все, кажется, есть для счастья, нет только одного - самого счастья. Отчего так? Почему? - спрашивает Лена, вынося
свои вопросы на наш с вами суд. Как часто мы еще боимся этой смутной, вдруг подступающей к тебе и в середине пути, не только у его начала, тоски, как гоним от себя эти внезапно настигающие во вполне благополучных буднях вопросы, свидетельствующие о каком-то ином неблаго¬получии, как часто ссылаемся при этом то на атмосферное давление, то на солнечную активность, то на расстроенные нервы - все лучше, кажется, чем эта неудовлетворенность. И не понимаем того, что она-то, быть может, и есть лучшее в нас - нет ничего пошлее, как известно, самодовольного оптимизма.
Это первое, что хотелось бы сказать Лене: как хорошо, что она этого самодовольства лишена! Одни люди ставят перед собой цели, другие повинуются лишь своим желаниям. Судя по письму, Лена принадлежит к первым. Когда нет цели - все может стать целью, чему, увы, немало свидетельств. Сколькие еще за тем незадачливым автором могут сказать: - А небо? - Что небо? - Небо как небо…
Лена же рвется вперед и выше. Она в самом деле, тут подруги правы, многого хочет, хотя это многое укладывается всего в три вопроса: кто я? Зачем я живу? Что хорошего сделал? Всего три вопроса, а чтобы ответить на них, иным не хватило и жизни. Вечные вопросы. Какое счастье, что Лена их задает. Уже сам вопрос о смысле жизни придает жизни смысл. Но вот беда: ответы на вечные вопросы вылиты ведрами, а приняты - каплями. Смысл вопроса о смысле жизни в том, видимо, и состоит, что он возникает у тебя, несмотря на ответы, найденные до тебя. Потому они и вечные, что каждый человек будет отвечать на них сам.
Лена мечтает о трудностях, но, быть может, всего труднее дается человеку умение будни поднимать до праздника, быт - до бытия, дело - до деяния.
Как обычную жизнь наполнить высоким смыслом? Вот главный вопрос, который вытекает из письма Лены. Лена, сама того, быть может, не подозревая, подсказывает нам и
то, от чего, отвечая на этот вопрос, следует и себя, и Лену предостеречь.
«Получить профессию, выйти замуж? Все это кажется таким обычным», - пишет Лена. Как сказать… Можно сказать: «Профессия» или того проще: «Поступление в пуз». А можно сказать: «Дело, которому я служу». Цель жизни может не исчерпываться делом. Но именно дело человека - главный проводник цели. Мне приходилось истречаться с дворником, который так относился к своему, прямо скажем, не очень престижному делу, что ощущал свою значимость и достоинство, будто он космонавт на орбите. Всякий полет все же, не будем этого забывать, начинается с земли. Случайно ли Лена ни словом не обмолвилась в письме о том, кем хочет стать? Это на пороге-то аттестата зрелости. Мечтая о крыльях, не будем забывать заботиться и об обуви.
«Замужество», - говорит Лена. Но лучше сказать - любовь. И еще - дети. Воспитать детей, настоящих граждан и истинно интеллигентных людей - разве это не благородная, не высокая цель? Замужество для таких натур, как Лена, быть может, и не станет единственной целью, но любовь обязательно подскажет средство для достижения этой цели, потому что ни одному человеку не удалось еще, оставив о себе благородную память, вырваться из круга обыденности, не любя людей.
В юности часто кажется, что настоящая жизнь - она гам где-то, за долами, за горами. На другой, не на твоей улице, где все так привычно, знакомо, обыденно. «Там - небо высокое!» - не
случайно поется в одной песне. А тут? Над тобой? Небо как небо?..»
Задание
Поэт Н.Заболоцкий сказал: «Душа обязана трудить¬ся…». Как это возможно в повседневной жизни? С целью необходимости разобраться в этом предлагается задание.
Перед вами перечень обычных предметов и явлений, которые прочно вошли в жизнь человека. Подумайте, как
они влияют на развитие внутреннего мира. Обоснуйте ответ.
Театр, библиотека, Интернет, друзья, семья, при¬вычки, книги, спорт, карьера, природа, хобби, развлечения.
Учитель может рекомендовать такой принцип рассуждения на примере слова «театр»: «Встреча с театром - всегда праздник. К этому празднику, как правило, человек готовится, настраивая себя на встречу с прекрасным. Во
время действия он испытывает сложную гамму чувств: симпатию, сочувствие, любовь к одним героям и недоу¬мение, возмущение, неприязнь по отношению к другим. Зритель взволнованно следит за развитием событий, переживая за их исход. Талантливо разыгранное действие имеет такую силу воздействия на человека, как будто он сам был участником событий. Театр - это всегда открытие чего-то нового в людях и окружающем мире, эмоциональ¬ный всплеск, который влияет на внутреннее состояние зрителя. Из театра человек уходит уже не тот, что пришел накануне, потому что на все происходящее чутко реагировала его душа».
Резюме
Обобщение сказанного по теме рекомендуется сделать на основе информации, изложенной в рубрике Nota bene:
Жизнь человека трудолюбивой души никогда не бывает скучной, потому что он в постоянном поиске, стремлении найти ответы на многие, на первый взгляд, простые вопросы. Выдающийся просветитель Гельвеций мудро заметил: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Стремление к познанию, раскрытию своих возможностей и способностей, служение обществу делом, которое по душе, - вот путь становления человека, смысл которого заключен в словах Менандра: «Как прелестен человек, когда он человек!»
Учителю следует пояснить, что мерой всех поступков человека является его глубокая вера в свое высокое предназначение, основанная на любви к людям, стремлении творить добро, что связано с серьезной внутренней работой над собой.
От сердца к сердцу
В отрывке из сонета Шекспира заключен призыв, отвечающий теме урока:
Расти, душа, и насыщайся вволю… После чтения сонета учитель может адресовать эти слова
как напутствие своим ученикам на пути познания.
(Отрывок)
Вильям Шекспир
Моя душа, ядро земли греховной,
Мятежным силам отдаваясь в плен,
Ты изнываешь от нужды духовной
И тратишься на роспись внешних стен.
Расти, душа, и насыщайся вволю,
Копи свой вклад за счет бегущих дней
И, лучшую приобретая долю,
Живи богаче, внешне победней!
Над смертью властвуй в жизни быстротечной,
И смерть умрет, а ты пребудешь вечно!
(Перевод С. Маршака)
Урок 3
В ЗЕРКАЛЕ КРАСОТЫ
Цель: углубление представлений учащихся о понятии красота человека».
Задачи:
раскрыть взаимосвязь внешней красоты и состояния инутреннего мира человека;
развить стремление стать красивым человеком в истинном смысле этого понятия;
- воспитывать чувство прекрасного.
Круг радости
В стихотворении Абая, которое учитель предлагает прочитать одному из учеников, создан образ девушки,
обладающей удивительной красотой:
* * *
Абай
Словно месяц, изогнутый в небе ночном, Отливает сверкающий лоб серебром. Свет струится из черных, как полночь, очей, Брови вскинули иссиня-черный излом.
Нос точеный ее легок, узок и прям. Розов отсвет ланит - удивленье очам, Сердце, видя улыбку, пьянеет, когда Блещут зубы, подобные жемчугам.
Речь нежна и умна - тонкий лепет ручья, Смех заливчато длится, как трель соловья. Шея - шелк белоснежный - гибка и тонка, Чист и свеж подбородок, прохладу тая.
По-ребячески нежен ее локоток, Пальцы гладки, проворны, блестит ноготок, И, потупясь, смущенно туманится взгляд, Если косы рассыплют свой черный поток.
Вводя стихотворением в тему урока, учителю следует пояснить, что на уроке речь пойдет о создании собствен¬ного образа через осмысление понятия «красота человека».
Беседа
Вопросы 1,2, представленные в рубрике «Беседа», могут стать основой небольшой дискуссии. Однако в вопросе 3 заложена возможность прийти к единству в поисках пути обретения красоты каждым человеком, где мнения учащихся учителю следует поддержать или скорректировать.
1. Что определяет красоту человека?
4. Кого из известных вам людей вы считаете краси¬вым? Почему?
5. Может ли каждый человек быть красивым? Что для этого необходимо?
Задание
Рассмотрите репродукции картин итальянского художника XV в. Тициана. Удалось ли художнику передать красоту изображенных людей? Как?
Представьте, что герои картин оказались бы в пашем времени. Оценили ли бы наши современники их красоту? Почему?
Обмениваясь впечатлениями от увиденного, учащиеся смогут высказать свои представления о том, соответствуют ли представленные образы современным канонам красоты. Скорее всего, будут отмечены изъяны в пропорциях, одежде, прическе. Однако учителю следует подчеркнуть, что многие поколения людей считают образы, созданные художниками, выражением нетленной красоты, потому что красота - внутреннее состояние, которое угадывается во взгляде, улыбке, движениях и жестах человека.
Чтение
Текст, изложенный в рубрике, представляет собой сказку, в которой героиня в простой и доступной форме выражает важную для понимания смысла красоты человека мысль: «Гораздо приятнее, когда восхищаются тобой самой, а не тем, во что ты одета». Раскрыть эту мысль учащимся предстоит в процессе обсуждения вопросов к тексту.
Карамельное платье
Булатникова Дарья
Однажды принцесса, рассматривая себя в зеркало, громко вздохнула:
- Ах, как мне надоели мои платья! И шелковые, бархатные, и даже кружевные! Такие платья есть у всех…
И добавила, капризно топнув ногой:
Хочу необычное платьице. Такое, чтобы, увидев меня в нем, все кричали: "Удивительно! Прелестно! Велико¬лепно!"
Слова принцессы услышал юный паж, тайно влюбленный в нее и мечтающий стать рыцарем и победить какого-нибудь дракона. Но подходящих драконов пока не было, а желание принцессы - закон.
Первое платье влюбленный паж сделал для принцессы из разноцветного пластилина, но оно тут же стало таять на солнце и, увидев его, принцесса сморщила носик:
- Фи!
Второе платье было сделано из цветной бумаги. Паж долго вырезал ажурные кружева для воротника и рукавов, но, когда принцесса примеряла новый наряд, в окно подул ветерок, и платье громко зашелестело.
- Какой ужас! - воскликнула принцесса и затопала обеими ногами: - Оно так шуршит, что никто и не услышит, если я что-то скажу!
Огорченный паж долго бродил по городу, размышляя, из чего бы сделать самое необыкновенное платье. Он заходил к жестянщику, столяру и скорняку, но, как только представлял принцессу в наряде из жести, дерева или грубой кожи, бежал прочь.
И наконец он увидел кондитерскую лавку. На ее витрине красовались шоколадные звери, марципановые замки и карамельные куколки. Розовая карамель сверкала и переливалась на солнце.
- Это будет карамельное платье, - прошептал паж и бросился в лавку.
Пахнущий ванилью кондитер долго не поддавался на уговоры, но все-таки уступил. Всю ночь в кондитерской горел свет - это паж и кондитер готовили карамель и разливали ее в формы.
К утру платье было готово и доставлено во дворец.
- Какое чудо! - воскликнула принцесса, разглядывая пышную юбку из жемчужно-розовой карамели, расшитую прозрачными зелеными леденцами.
Узоры из сахарной глазури, мармеладные ленточки, корсаж с отделкой из монпансье - все выглядело необыкно-венно нарядно.
Как только принцесса надела новое платье и вышла на площадь перед дворцом, над ней закружились бабочки, привлеченные сладким ароматом.
- Какое удивительное платье! - восклицали все вокруг. - Вы только посмотрите!
Собралась толпа. Дети и собаки норовили лизнуть вкусный наряд принцессы, но их прогоняли стражники. А гордый кондитер рассказывал всем, что это чудесное платье сделано из его карамели.
Принцесса разгуливала по площади и
слушала восхищенные крики.
И только одно вдруг начало ее смущать - все говорили только об удивительном платье и о мастерстве, с которым оно было сделано. Все словно забыли о том, что в этом платье она - принцесса! И именно ею и надо восторгаться, а не этим дурацким платьем!
Заметив, что она нахмурилась, паж огорчился. Неужели он и на этот раз не смог угодить капризной принцессе?
И тут…
Плывущее в небе облачко, решило, что стало слишком I яжелым и неуклюжим, и на площадь весело полился летний дождик. Первые его капли засверкали на карамельном платье, словно алмазы, вызвав новый восторг. Но потом кто-то крикнул:
- Смотрите, оно тает! Платье тает!
И действительно - дождь стекал с платья принцессы розовыми, зелеными и белыми струями, и через минуту принцесса уже стояла в разноцветной сладкой луже.
- Скорее во дворец, ваше высочество! - воскликнул паж, набрасывая на принцессу свой плащ.
Весь день до самого вечера принцесса, которую прид- норные фрейлины отмыли от липких остатков карамель¬ного платья, переодели и утешили, была задумчива.
учили, что содержание первично, форма вторична, что содержание определяет форму. Следовательно, «по правилу» ты обязан был бы сначала что-то узнать о духовном мире «зеленого свитера», ее отношении к животрепещущим идеям и проблемам века, а уж потом любоваться внешностью…
Лирик. Причем тут содержание и форма? Познание любого явления начинается с обыкновенного ощущения. Чтобы возникла потребность в познании сущности человека, он должен тебя всерьез заинтересовать. Ты как- то странно, прости, примитивно понимаешь форму. Да, в оценках людей мы исходим больше из видимого и очевидного, мало вдумываясь в «тонкости». А в них-то чаще всего и кроется суть. Если бы внешность человека отражала его внутреннее содержание, познание человека было бы легким делом. «Надо пуд соли съесть», чтобы узнать человека, а мы нередко обходимся ста граммами. При
случае не прочь красиво сказать, что человек есть самая сложная «загадка», «тайна» природы, а в конкретной жизни как раз «загадочное» обходим или упрощаем.
Физик. Ты как истый гуманитарий склонен усложнять банальное. Не помню, какой мудрец это изрек, но я с ним согласен: «Только ограниченные люди не судят по внешности. Настоящая тайна заключена в видимом, а не в невидимом». Парадокс? Не только. Что, например, заставляло первобытного человека, необразованного, нецивилизованного, украшать свою внешность всякими амулетами, ожерельями, перьями, бусами и прочими «излишествами», что? Сведущие люди говорят - чисто утилитарные соображения. Дикарь столь наивным способом пытался умилостивить внешние силы природы. 11усть так. Но я бы не упускал из внимания и более простое объяснение: первобытный человек хотел и нравиться. Среди них тоже были свои «пижоны» и «модницы». С течением времени желание нравиться становится главным стимулом. Изменения современной моды, за которыми
занятому человеку не уследить, уже не объяснишь харак¬тером труда или борьбой с внешними силами природы. Просто хотят нравиться. И ты, и я, и «зеленый свитер».
Лирик. Правильно. Значит, незачем превращать одежду в какой-то фетиш, показатель морального облика или интеллекта человека. Нередко умные и интересные люди бывают безразличны к своей внешности, выглядят «чудаками». Стоит ли их убеждать следовать моде? Само стремление не выделяться, не подчеркивать своего превосходства над окружающими сугубо внешним способом говорит об уме и культуре больше, чем ультрасовременный костюм или прическа. У таких людей есть чем выделиться, кроме своей внешности. Как тут быть с «правилами»?
Физик. Здесь я с тобой согласен. Значение одежды для молодежи, по-моему, сильно преувеличено. Модников не так уж много, как об этом говорят и пишут. Вот и получается: добрые советы и правила нередко существуют сами по себе, а жизнь течет сама по себе… Рафаэль - светский щеголь, пахнущий духами, с жабо из тонкого кружева, а Микеланджело, как известно, напротив, месяцами не снимал сапог и своей куртки, которая прилипала к телу, целиком отдавался работе над фресками, подолгу не менял рабочего положения, отчего у него сращивались шейные позвонки. И оба были гениальными художниками, людьми высокой культуры. Альберт Эйнштейн любил и предпочитал всей прочей одежде домашние туфли и просторную фуфайку. Василий Шукшин в набросках ответа на анкету одной уважаемой газеты признался, что в «новом костюме или даже в глаженых брюках ничего путного написать не смогу. А если еще и в галстуке, то и строки не выжму. Не знаю, почему так. Хорошо, когда просторно, тепло и не боязно мять: старые штаны, валенки, чистая рубаха». Кажется, это принято у англичан: очень строгий деловой костюм на работе и полная свобода домашней одежды. Важно, чтобы было удобно,
рационально, целесообразно. По-моему, никаких правил гут нет и быть не может.
Задание
Представленное задание можно рассматривать своео¬бразным подведением итогов предыдущей дискуссии. В пословицах и поговорках истинной сути человека при¬дается гораздо большее значение, чем внешней оболочке.
Прочитайте пословицы о красоте. Что народ почитал в человеке как истинную красоту?
- И красно, и пестро, да пустоцветом.
- И личиком бела, и с очей весела.
- Краса приглядится, а ум пригодится.
- Лицом хорош, да душою не пригож.
- Не ищи красоты, ищи доброты.
- Не родись красивым, а родись счастливым.
Цитата урока
Людей суди по уму, Но не по облику их.
Абай
Прочитав цитату из стихотворения Абая, учитель может предложить учащимся объяснить, что именно они вкладывают в понятие «ум», а затем подчеркнуть большое значение, которое великий мыслитель, писатель и поэт придает внутренней сущности человека, вбирая весь ее смысл в понятие «ум».
Резюме
Обобщая сказанное по теме урока, учитель замечает, что Антон Павлович Чехов не
случайно сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и тело, и душа, и лицо, и одежда, и мысли», подчеркивая важность каждой черты человека для создания его неповторимого образа.
Домашнее задание
Домашнее задание станет естественным продолжением урока. Учащимся предстоит самостоятельно осмыслить его выводы и сделать новые открытия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства.
Сходите в музей изобразительного искусства или внимательно изучите альбом репродукций известных художников. Выберите такие портреты, героев которых вы назвали бы красивыми. Почему, на ваш взгляд, эти люди красивы? Попробуйте сформулировать Закон красоты (вывести формулу красоты). (Задание выполняется в тетради.)
От сердца к сердцу
Учитель приглашает девятиклассников в круг и предлагает им сказать друг другу о том, что в облике каждого для них особенно привлекательно. Например: «Дамир, ты всегда вежлив и внимателен. Эта черта в тебе очень притягательна» или «Асель, с тобой всегда очень интересно, в этом твое обаяние».
Урок 4
В ЗЕРКАЛЕ КРАСОТЫ
Цель: углубление представлений учащихся о понятии «красота человека».
Задачи:
- раскрыть взаимосвязь внешней красоты и состояния внутреннего мира человека;
- развить стремление стать красивым человеком в истинном смысле этого понятия;
- воспитывать чувство прекрасного.
Круг радости
Учитель приглашает учащихся в круг и предлагает им назвать качество или состояние человека, которое делает его красивым. Например: радость, вдохновение, доброта, задумчивость, восхищение.
Проверка домашнего задания
Учитель предлагает выступить всем, сформулировав¬шим свой Закон красоты. Подводя итоги, следует отметить, что кратко Закон красоты можно представить как гармон¬ию духовного мира, физического здоровья и культуры человека.
Чтение
В отрывке из статьи К.Канаевой речь идет о культуре человека, отражающейся во внешнем облике, о прочной связи внутреннего состояния с внешним видом. Нами выделены наиболее важные фрагменты статьи, на которых
учителю следует заострить внимание.
Кира Канаева
Все мы живем, трудимся, отдыхаем не изолированно от окружающей среды, а в постоянном общении с ней. Общение это активное. Люди воздействуют друг на друга не только делами, мыслями, но и своим внешним обликом. ('пор о вкусах идет не только на диспутах, но и на улице, в служебном помещении, в театрах и концертных залах - везде, где встречаются люди, по-разному одетые и по- разному ведущие себя. Бессловесный спор вкусов идет и в квартирах, обстановка и атмосфера которых могут располагать и не располагать к простоте, искренности и естественности поведения. Уже внешним своим обликом человек может проявлять уважение или неуважение к окружающим, доставлять им радость, удовольствие или, напротив, портить настроение, раздражать неряшливостью, вызывающим поведением. В жизни нет мелочей, поскольку пи мелочи касаются самочувствия и настроения других шодей. Заботясь о своей внешности, вольно или невольно п.| думаешь не только о себе, но и о других. Трудно пред¬ставить, чтобы сам Микеланджело, тонко чувствующий прекрасное и умевший в складках платья передать красоту человеческого тела, стал бы всерьез доказывать обязатель¬ность равнодушного отношения к внешнему облику, оправдывать некрасивое.
Эстетически прекрасная, выразительная форма есть мощное средство нравственного и эмоционального воздействия как в искусстве, так и в повседневной жизни. По форма прекрасного явления не имеет ничего общего с красивой оболочкой. О чем говорят поэтические призна- ния-определения «очей очарованье», «гений чистой красо¬ты»? Красота самоценна, но вглядитесь в любой «образ» прекрасного, и вы увидите, что форма и содержание здесь всегда взаимно проникают друг в друга, гармонируют, составляют некое нерасторжимое единство. Оттого, что порок нередко рядится в «красивую упаковку», эффектно себя подает, на что-то чисто внешне претендует, назвать его красивым вряд ли кто решится. Безнравственное, античеловеческое, антиобщественное содержание может использовать как бы «напрокат» чужую форму, чтобы скрыть собственную сущность, но рано или поздно это обязательно вскроется, будет разоблачено. В то же
время забота о внешнем виде - облике городов, наших квартир, самого человека - не есть занятие сугубо эстетское, «от нечего делать», пустое и зряшное. Это всегда потребность «содержания» выразить себя с наибольшей полнотой.
Отражаются ли внутренний мир, духовное богатство, внутренняя культура человека на его внешнем облике и поведении? Изменяется ли внутренний мир человека от сознания, что он властен над своей внешностью?
Внешняя культура и красота есть конкретное, видимое проявление внутренней, «спрятанной» культуры, духовной красоты личности. Как говорят, сущность «светится» через явление. Не
случайно авторы романов, повестей, прежде чем описывать поступки, жизненную судьбу своих героев, подробно знакомят читателей с их внешностью, походкой, манерой говорить,
слушать, жестикулировать, сидеть и т.д.
В этих описаниях содержится отчетливый намек на внутренний мир, характер героев.
Отсюда вовсе не следует, что достаточно одной лишь заботы о внешней культуре, чтобы она механически переросла во внутреннюю. Развитой человек привлекает к себе внимание, и, естественно, кто-то перенимает внешнюю сторону его поведения. Одно несомненно: человек прежде всего должен думать о том, что он может предложить
помимо своей внешности, дабы наружная «выправка» не оказалась выше нравственной.
Анализ проводится по вопросам
- Как внутренний мир человека отражается на его внешности?
- Возможно ли составить представление о незна¬комом человеке по его внешности? Почему?
Комментируя ответы учащихся на вопрос, учителю следует подчеркнуть, что составить представление о человеке только по его внешности трудно, но манера одеваться, двигаться создает первое впечатление, которое бывает потом трудно изменить.
Задание
В данном задании предполагается возможность пристальнее вглядеться в знакомые лица, увидеть, как во ннешних проявлениях читается характер человека.
Опишите внешность известного вам человека или пнпературного героя. Проанализируйте, как во внешних признаках проявляется истинная внутренняя сущность человека.
Узнаем новое
Информация в данной рубрике поможет учащимся систематизировать полученные в ходе урока знания.
В юности человек испытывает острое недовольство своей внешностью. Хотя юность сама по себе красива, именно в этом возрасте человек обнаруживает в себе острое желание нравиться окружающим, жажду книмания, признания сверстников.
Важно оценить себя объективно и разобраться, что мешает выглядеть наилучшим образом. Эталоны красоты меняются со временем, но всегда ценится индивидуальность. Людей ценят за ум, за неунывающий прав, за умение
слушать или интересно рассказывать. Человека замечают, выбирают по таким свойствам и в детстве, и в юности, и в зрелом возрасте.
Есть люди, обладающие особой притягательностью. Однако они не всегда наделены безупречной внешностью. Их секрет в том, что им присуща яркая индивидуаль¬ность, а достичь этого может каждый человек.
Задание
Задание выполняется в тетради. В письмах предс¬тавлена проблема, волнующая юношество. Анализируя их содержание, учащиеся смогут понять, что главным в чело¬веке является его внутренняя сущность, которая и при-влекает к нему людей, вызывает симпатию.
Прочитайте два письма. Какой темой они объеди¬нены? Почему у девушек, одна из которых считает себя некрасивой, а другая красивой, так схожи волнующие их вопросы? Напишите письмо, в котором был бы дан ответ каждому из авторов.
Пишу впервые и не знаю, поймете ли вы меня. Скажите, почему так страдают некрасивые девушки, почему так не везет им в жизни? Смотришь, красивые в 18-19 лет уже выходят замуж, а некрасивые… Сидят и ждут, выберет ли их кто-нибудь или нет. А сколько ждать? Если идут по улице две подруги, то все обра¬щают внимание на красивую, и вряд ли кто догадается, что в этот момент больно стучит сердце у некрасивой, что у нее есть душа, но никто эту душу разглядеть не хочет. Бывает, парни бросают вслед обидные слова, насмешничают. Разве захочется после этого идти в кино, тем более на танцы? Вот и сижу в основном дома. Вы, наверное, уже поняли, что это ко мне относится. Просто не решалась сказать сразу: «Здравствуйте, я некраси¬вая». Если прихожу в гости, стараюсь выбрать место не на виду. Все разговаривают, обсуждают что-нибудь, мне тоже есть, что сказать, а я молчу в своем уголке, чтобы лишний раз внимания на себя не обратить. Жить так тяжело.
Марьяна С.
Про меня, наверное, многие думают: у нее все хорошо, ей не на что жаловаться. Девчонка я видная. Это все мне
говорят, а многие считают меня самой красивой в школе. И одета я лучше всех. Не хвастаюсь, просто я единствен¬ная у родителей, и они мне ни в чем не отказывают. А нот на душе у меня… Скоро исполнится семнадцать, а постоянного друга пока нет. И я завидую одной своей однокласснице, у которой есть верный парень. Он живет I меня действительно любишь, переезжай ко мне. Отец с Гшбулей слова не скажут!
/>Ослушаться Никита не посмел.
- Мама, я вас с папой очень люблю, но, поверь, так будет пучше.
Родители «поверили», боясь еще больше травмировать сына. Никита с Полиной за ручку приходили на экзамены, .1 потом, ни с кем не разговаривая, уходили.
Скандал разразился на экзамене по истории. Полина пришла сдавать его одна.
- А где же Никита? - чуть не хором спросили мы.
- Я ему запретила. Пусть докажет, что действительно меня любит!
Он доказал. Учителя с трудом уговорили комиссию разрешить ему сдавать экзамен с другим классом. На выпускном Никиты не было. Три недели он пролежал в больнице с сильнейшим депрессивным неврозом. Потом родители увезли его жить и учиться в другой город.
Резюме
Информацию, представленную в рубрике «Узнаём новое», можно рассматривать как обобщение сказанного в отношении вышеизложенной ситуации. Учитель может предложить учащимся дополнить информацию своими выводами.
Любовь между юношей и девушкой - прекрасное, яркое, окрыляющее чувство. Если чувства людей искренни н взаимны, в любви проявляются самые лучшие качества характера: нежность, заботливость, уважение к избраннику (избраннице). Нужно помнить, что настоящей любви не свойственны ревность, недоверие. Очень важно понимать, что основу отношений любящих людей состав¬ляет свобода выбора: подчинение любимого человека своей воле, игнорирование его интересов недопустимо!
Домашнее задание
Задание выполняется в тетради.
Опишите известную вам историю любви из реальной жизни или прочитанную в книге, увиденную в кино. Чем поучительна эта история?
От сердца к сердцу
Учитель предлагает встать в круг, взяться за руки и назвать слово или словосочетание, которые обозначают необходимое условие любви. Например: взаимоуважение, доверие, взаимопомощь, поддержка, забота, искрен-ность, признание интересов другого и т.д.
ПЖЛ! Стараемся!