link6525 link6526 link6527 link6528 link6529 link6530 link6531 link6532 link6533 link6534 link6535 link6536 link6537 link6538 link6539 link6540 link6541 link6542 link6543 link6544 link6545 link6546 link6547 link6548 link6549 link6550 link6551 link6552 link6553 link6554 link6555 link6556 link6557 link6558 link6559 link6560 link6561 link6562 link6563 link6564 link6565 link6566 link6567 link6568 link6569 link6570 link6571 link6572 link6573 link6574 link6575 link6576 link6577 link6578 link6579 link6580 link6581 link6582 link6583 link6584 link6585 link6586 link6587 link6588 link6589 link6590 link6591 link6592 link6593 link6594 link6595 link6596 link6597 link6598 link6599 link6600 link6601 link6602 link6603 link6604 link6605 link6606 link6607 link6608 link6609 link6610 link6611 link6612 link6613 link6614 link6615 link6616 link6617 link6618 link6619 link6620 link6621 link6622 link6623 link6624 link6625 link6626 link6627 link6628 link6629 link6630 link6631 link6632 link6633 link6634 link6635 link6636 link6637 link6638 link6639 link6640 link6641 link6642 link6643 link6644 link6645 link6646 link6647 link6648 link6649 link6650 link6651 link6652 link6653 link6654 link6655 link6656 link6657 link6658 link6659 link6660 link6661 link6662 link6663 link6664 link6665 link6666 link6667 link6668 link6669
Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:
Регион:не указан
"Особенности работы над дикцией в хоровом коллективе"

Россия, Краснодарский край, г. Геленджик

МБОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества"

Педагог дополнительного образования

Крюков А.Х.

"Особенности работы над дикцией в хоровом коллективе"

1. Введение

Дикция в хоровом искусстве, ставящем одной из своих основных задач раскрытия содержания исполняемого произведения, является важнейшим его элементом. В отличие от инструментальной музыки хоровые произведения обогащены словом. Хоровое произведение помогает слушателю понять замысел композитора и художественные образы. В вокальной музыке, являющейся синтезом музыки и слова, происходит взаимное обогащение: если слово конкретизирует мысли, то музыка, эмоционально окрашивает слова, может усиливать, расширять и углублять мысли, заключённые в них.

«Музыка… - язык души, непосредственное выражение самых глубоких тайников чувства, которые недоступны для всех прочих способов выражения…» - писал критик А.Н. Серов. П.И.Чайковский отмечал: «там, где слова бессильны, - является во всеоружии своём более красноречивый язык, то есть музыка».

Но этот синтез музыки и слова создаёт и дополнительные трудности для хоровых исполнителей, так как от них требуется работа над двумя текстами — музыкальным и литературным. И необходимо, чтобы оба текста дошли до слушателя. Он только тогда поймёт конкретные мысли, образы, идею исполняемого произведения, когда наряду с мелодией и гармонией услышит и поймёт слова литературного текста. Причём исполнители (хор) должны донести до слушателя не просто слова, но и заключённые в них мысли, то есть передать осмысленно, логически правильно.

Средством донесения слов литературного текста хорового произведения до слушателей является дикция. Дикция хоровых певцов — певческая, вокальная. Она имеет некоторые особенности из-за коллективности исполнения, почему мы и называем её вокально-хоровой. Кроме того, компонентами, как речи, так и вокально-хоровой дикции, являются орфоэпия и логика. Без них самая хорошая дикция не сделает речь или пение понятными слушателям.

2. Основные требования к орфоэпии.

Певческая орфоэпия отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованны. Чтобы их пропевать необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых и происходит фонация. Здесь огромную роль играет действие языка.

Правила певческой орфоэпии:

1) Согласные оканчивающие слог в середине слова переносятся к следующему слогу, и пропеваются вместе с ним.

К примеру, пишется:Ты ря-би-нуш-ка рас-куд-ря-ва-я

пропевается:Ты ря-би-ну-шкара-ску-дря-ва-я.

2) Согласные оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова.

К примеру, пишется:Далекий мой друг, твой радостный свет

пропевается:Да-ле-ки-ймо-йдру-ктво-йра-да-сны-йсвет.

Это дает возможность дольше тянуть гласные, добиваться кантиленного звучания.

3) Есть группа слов, при произношении которых выпадают отдельные согласные.

К примеру: Солнце-сонце, поздний-позний.

4) В некоторых словах одни согласные заменяются другими согласными.

К примеру: что-што, скучно-скушно, счастье-щастье, дождь-дощь, счет-щет.

5) Сочетание букв ться, произносится как, - цця.

К примеру:раздаться-раздацца, перебраться-перебрацца.

6) Окончания его и ого произносятся как, - ево и ово.

К примеру:твоего-твоево, любимого-любимова.

7) Две одинаковые рядом стоящие согласные в пении произносятся обычно, как один удлиненный звук.

К примеру, пишется: Как красив этот сад;

пропевается: Ка-ккраси-фэ-то-тсат.

8) Все звонкие согласные переходят в глухие.

Пример: сад-сат, красив-красиф.

9) В случае, когда два согласных звука стоят рядом, первый из них произносится с мягким знаком.

Пример: песня-песьня, масленница-масьленница, веснянка-весьнянка.

10) Глагольные окончания ат, ят,ся при пении не изменяются.

11) В конце слова согласные утрируются (четко произносятся)

Иногда певцы усердно пропевают каждый слог текста, не выделяя ударные слоги, такое слоговое пение невыразительно, однообразно, лишено кантилены. Может исказиться смыл слов. От исполнителей требуется умение смягчить (стушевать) неударные слоги, особенно если неударный слог приходится на более высокий звук, нежели ударный.

Тембр у детей чрезвычайно неровен, что наиболее ярко проявляется в пёстром звучании гласных. Гласные звуки - основа пения, на них вырабатываются все вокальные качества голоса и вокальная техника. Добиваться у учащихся правильного формирования различных гласных нужно постепенно. Сначала следует больше использовать такие гласные, при которых хорошо раскрывается глотка, звук льётся свободно, ненапряжённо. Предпочтение отдаётся гласному У. При этом гласном ротовая полость и глотка раскрыты широко, пение совершается как бы «на зеве». Кроме тогоУ освобождает голос от неприятного носового призвука. Пропевание песен и упражнений на гласные У-Ю поможет в выработке высокой позиции, мягкого звучания, отличного унисона и ансамбля. В достижении высокой позиции особенно велико значение пения закрытым ртом.

Следующим гласным, имеющим большое значение в вокальном воспитании, является гласный О. Этот звук не требует округления и при нем глотка хорошо открыта. Пение упражнений наО и Ё поможет выработать округлое, красивое звучание. Далее полезно перейти к работе над звуком И. Он требует приближения к Ю или Ы, помогает найти ощущение близкого и яркого звучания для всех других гласных, заставляет интенсивно работать голосовые связки и дыхание, как и звук У. И, наконец, последняя гласная, над которой следует работать, это гласная Е. При ее звукообразовании глотка резко уменьшается, в активную работу включается язык. Все гласные должны звучать одинаково красиво, при постоянном положении гортани.

Особо остановимся на значении русских народных песен для воспитания навыка красивого пения гласных. Во многих народных мелодиях встречаются характерные распевы на разных гласных. На эти-то образцы и следует обратить внимание. «Распев, распевание - это и есть главное, на чём зиждется русская вокализация и русское голосоведение, а если глубже вслушаться, то и всё русское в музыке», - писал замечательный хормейстер А. Д. Кастальский. Дети любят песни с распевами, но следует обратить специальное внимание на точное исполнение нескольких нот на один гласный, чтобы хорист не «проглатывал» и не «смазывал» их. Распевы - замечательная школа вокального мастерства. Они помогут добиться большей напевности, льющегося протяжного звука.

Большое значение для правильности дикции в пении имеют согласные звуки и их взаимодействие с гласными. Одни согласные произносятся с участием голосовых связок, другие - при помощи пропускания струи воздуха между языком и нёбом, языком и зубами. Согласные, которые произносятся с участием голосовых связок, благоприятны в вокальном отношении («б», «в», «г», «д»). Поэтому тексты песен, содержащие большое количество таких согласных являются в пении наиболее удобными. Важное значение в работе над дикцией и звучанием детского хора имеет применение слогов, состоящих из различных сочетаний гласных и согласных.

При произношении одних согласных необходимо движение языка (например «р», «т», «д»), другие вызывают утечку воздуха («ш», «ж»), третьи требуют значительного выдоха («в», «ф», «з»). С одной стороны согласные очень важны для ясности речи, с другой - часто нарушают устойчивость гортани и нормальную работу дыхания. Согласные должны произноситься не только чётко и ясно, но и чрезвычайно кратко и энергично. Чтобы добиться лёгкости в произношении согласных в работе над дикцией и артикуляцией полезно пение народных прибауток, построенных в основном на одном - двух звуках: «Барашеньки», «Андрей - воробей», «Дин - дон» и другие. Учащиеся должны утрированно произносить многие согласные, особенно «р». Согласные вместе с соответствующими гласными помогают точному интонированию. Вот почему так удобно петь упражнения на слоги «ди», «мо», «ле», «ку», «ма», «зи» и т.д. Сочетание гласных «у», «о» с согласными (например слоги «ку», «гу») даёт наибольший эффект в борьбе с «белым звуком», «плоским», «открытым» звучанием. При выработке звонкого, светлого звука наибольший эффект достигается применением гласных «и», «е» с согласными (например слоги «ди», «ле», «зи»).

Характер певческой дикции зависит от характера музыки, содержания произведения. При исполнении распевных произведений текст произносится мягко, в маршевых - скандировано, твёрдо. В драматических произведениях, торжественных гимнах слова произносятся значительно, при более крупной артикуляции. При исполнении быстрых произведений следует слова произносить легко, «близко», облегчать силу звука. Движение артикуляционного аппарата при этом минимальное.

Кроме того, необходимо знать и практически применять правила культуры речи (верное ударение в слове, правильное произношение гласных и согласных), правила логики речи (выделение основного, ударного слова, несущего логическое ударение, помогающее понять мысль, смысл фразы).

Вокальная дикция требует повышенной активности артикуляционного аппарата. Все певцы хора должны овладеть навыком единообразной артикуляции. Нарушение ритмического ансамбля и отсутствие единых принципов произношения ведёт к заглушению слова, к плохой хоровой дикции. Серьёзная работа над дикцией освободит и разовьёт весь артикуляционный аппарат детей, который у них часто бывает крайне вял и пассивен. Внимание к выразительности слова с напевностью и содержанием данного произведения поможет учащимся добиться хороших результатов в повышении вокального мастерства.

3. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ ДИКЦИЯ

Ра­ботая с хоровым коллективом над дикцией, хормейстеры стара­ются научить певцов как можно чётче и яснее произносить со­гласные. Это в какой-то степени правильно, потому что четкие согласные — одно из обязательных условий ясного произноше­ния текста. (Кроме того, следует заметить, чточётко произне­сенные согласные способствуют вокально правильному форми­рованию гласных). Однако, если посмотреть на практические результаты такой работы, то приходится признать, что часто многие слова остаются непонятными.

Почему же это происходит?

Потому, что в таких случаях дикция понятна традиционнопримитивно, то есть только как чёткое произноше­ние согласных, что на практике оказывается недостаточным.

Вокально-хоровая дикция подразумевает четкое, с соблю­дением орфоэпических норм произношения согласных и глас­ных, культуру речи и соблюдение законов и правил логики речи.

Следует указать, что у некоторых руководителей хоров и певцов существует определенная недооценка роли литератур­ного текста в восприятии произведения слушателями. Это серь­езная ошибка. Нельзя забывать, что именно слово помогает по­нять конкретные мысли хорового произведения.

Актер или чтец, работая над дикцией, обычно уже имеет

познания в области орфоэпии, культуры и логики речи, которые он получил, изучая сценическую речь.

Участник хора должен одновременно приобретать и практически применять указанные выше знания об элементах речи, без которых слово в пении не будет действенным.

Работа над словом чтеца и певца имеет ещё одно, очень су­щественное различие.

Литературный текст поступает в распоряжение актера в сво­ём первозданном виде, то есть просто как написанные слова, и, работая над текстом, актер сам находит темп, тональность, мело­дию речи, паузы, логику фраз и т. д. В результате получается то, что Станиславский определяет словами: «Если автор сказал, «что случилось», то актер должен сказать, «как это случилось».

Совсем иное положение у хора. Певцы получают произведе­ние, где литературный текст прочитан, а значит, продуман, по­нят и прочувствован композитором. Композитор уже нашёл и передает певцам хора определенные темп, тональность, мелодию, паузы, логику музыкальной речи, подчёркнутые ударные слова (вершины музыкальных фраз).

Следовательно, многое из того, что актер при работе над текстом ищет и намечает сам, певцы получают в готовом виде.

Руководителю хора при работе над музыкальным произведе­нием легче, за него уже многое сделано композитором, но могут встретиться и определенные трудности. Главная из них — раз­личное понимание литературного текста.

Перед исполнителем хоровой музыки встаёт задача правиль­но прочесть и передать этот текст.

Когда участники хора знают идею, сюжет произведения, усвоили, как орфоэпически правильно произносится в данном тексте, в каждой его фразе тот ш иной звук речи, они начи­нают работать нал дикцией.

4. РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ

Голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, маленький язычок и нижняя челюсть являются активными звукообразующнми органами, а зубы, твердое небо и верхняя челюсть — пассивными. Все вместе они образуют ре­чевой или артикуляционный аппарат.

Хорошая дикция зависит от четкой работы речевого аппара­та, от его натренированности и, возможна при усло­вии, если этот аппарат здоров, нормально устроен и правильно функционирует.

Недостатки в работе речевого аппарата бывают органически­ми и неорганическими. Первые из них исправляются лечебным путем; вторые же, наиболее часто встречающиеся (картавость, шепелявость и т. д.), — путем специальных упражнений.

В русском языке шесть гласных — и, э, а, о, у, ы.

При произнесении гласных воздух свободно проходит через полость рта. Эти звуки образуются только голосом, причем каждый из них требует определенного положения рта, губ, язы­ка. Форма рта, присущая данному гласному звуку, должна быть точной и неизменной до конца его протяженности.

И — исполняется следующим образом, - рот раскрыт слегка, растянутые губы соприкасаются с зубами, кончик языка касается нижних зубов.

Э — исполняется следующим образом, - губы растянуты, язык, имеющий несколько выпуклую форму, лежит на нижних зубах и подается вперед.

А — исполняется следующим образом, - язык лежит плоско с продольным углублением в спинке, касаясь кончиком нижних зубов, губы образуют большой овал.

О — исполняется следующим образом, - губы выдвинуты немного вперед и имеют округлую фор­му, язык несколько приподнят у корня.

У — исполняется следующим образом, - губы значительно выдвинуты вперед, язык отодвинут назад и в задней своей части высоко приподнят к мягкому небу.

Ы — исполняется следующим образом, - губы слегка растянуты, язык оттянут назад и кончик его приподнят, нижняя челюсть слегка выдвигается вперед.

Усваивая правильную артикуляцию гласных, мы тем самьгм совершенствуем голос, ибо его звучание в значительной мере зависит от положения частей артикуляционного аппарата на гласных звуках.

В русской речи очень важно правильное ударение в слове. Оно может падать на разные слоги. Слог, на который падает ударение, называется ударным. Гласная, находящаяся в этом слоге, также называется ударной. Следует помнить, что в сло­ве, каким бы длинным оно ни было, может быть только один ударный слог. Неправильность произношения часто зависит от неверной постановки ударения, от лишнего количества ударе­ний, а также от искажения безударных гласных.

И — всегда звучит одинаково независимо от ударения, н после ж, ш, ц произносится как ы (ж\ы\знь).

Э — всегда произносится глубоко (этот, экипаж).

А—под ударением произносится ясно (цапля, красота).

А — без ударения в начале слова или в конце, а также первом предударном слоге произносится ясно (арбуз, кра­сиво).

А—во втором и в последующих предударных слогах (если только оно не начальное) и в слогах заударных (если слово не кончается гласным а) произносится с мало открытым ртом, не ясно, «лениво», ближе к звуку - ы. Это редуцированный неясн произносимый гласный звук (условно обозначим его знаком–ъ): занавеска — \зънавёска\, плакать — \плакъть\.

А — в первом предударном слоге после - ж, ш и ц, произносится как а (шалун, царапина), иногда вместо–а, звучит нечто среднее между -э и - ы — условно — «ыэ» или дажеы. Например,жыэлеть, к сожыэлению.

В остальных безударных слогах послеж-, иг, ц вместоазвучит редуцированный гласный (ъ):шъровары, кушъть.

А —в первом предударном слоге после ч, щ произносите" как среднее между ии е (условноие): часы ■— чиесы.

О — произносится, како только под ударением, без ударения звучит, как а, подчиняясь всем правилам произношенияа.

У и ы — всегда произносятся одинаково.

Йотированные гласные образуются из сочетания двух звковов мягкого согласногой и следующего за ним гласного. Это: е =й + э; я=й+а; ё = й + о; ю=й+у.

Е — находясь под ударением, произносится трояко:

1) открыто, без йотировки, как э после ж, ш, ц (шея— шэя, жертва — жэртва, цель — цэль);

2) полуоткрыто, когда послес стоит твердо произносимая согласная (лекарь, крепость, лёший);

3) мягко, когда после е стоит мягко произносимая согласная (плеть, тень, веник, пёние).

Е— без ударения звучит средне междуиие, но ближе ки. Условно изображается - и1 (лесник - л и1сник, стрела—стр и1ла).

Е — послеж, ш, ц в предударных слогах произносится, как среднее между э иы, условно ы* (желёзо- жы*лёзо, шерстя­ной —

шы*рстянйй).

Я- под ударением, а так же без ударения в конце слов про­износится, какя (яма — йама, сбруя - сбруйя).

Я - в безударных слогах, и начале и в середине слов, звучит средне междуиие (условнои0): пятачок - пи0тичок, лягуш­ка — ли0гушка.

Е и ю — всегда произносится одинаково: ёлка, полёт, юбка, малютка.

Слова, идущие на одном дыхании, в одной фразе, как бы сли­ваются между собой. Буква, оканчивающая предыдущее слово, тесно смыкается с начальной буквой последующего. Это назы­вается тесным стыком слов. При этом буквы (и соответствую­щие им звуки) изменяются:и переходит вы (из избы. — изызбы, кот и повар — котыповар, совсем иное — совсемыное).

Орфоэпия в пении несколько разнится с речевой. Правило, что все гласные под ударением произносятся ясно, как пишутся, относится и к пению. Правило о безударных гласных в пении применяется по-иному. Здесь форма рта для каждого гласного должна быть совершенно определенной. Редуцированные, неяс­но произносимые (как в речи) гласные в этом случае недопу­стимы.

Спеть редуцированный гласный, протянуть его голосом невоз­можно: в пении он звучит как быстро проходящий, как бы ска­занный, речитативный. Отсюда вытекает следующее положение для орфоэпии в пении: чем дольше тянется редуцированный гласный, тем ближе должно быть его звучание к изображению па письме; чем он короче — тем он ближе по звучанию к реду­цированному произношению, как в разговорной речи.

Например: редуцированныйа в речитативе, особенно в быстром, произносится как ъили близко к нему. В кантилене он должен звучать, как пишется, то есть как а.

При исполнении хором «Попутной песни» М. Глинки реду­цированные гласные в эпизодах скороговорки произносятся не­ясно, как в речи, а в эпизодах певучих — ясно, как пишутся.

Работу над гласными следует проводить уже при распевах хора, внимательно следя за их правильным произношением, за соответствием формы рта той, которая требуется. Единообра­зие в произношении гласных у певцов хора первое и важней­шее условие достижения звукового ансамбля.

Работать над гласными при распевании можно различно: произнося их в слогах (ми, ма, до, ды, ля и т. д.) или в чистом виде (а, э, ои т. д.). При пении гласных на более длительных звуках нужно внимательно следить за тем, чтобы форма по­строения рта не менялась на всём протяжении звучания и один гласный не переходил в какой-нибудь другой.

Приёмы, выработанные в работе над гласными в распевах, переносятся на пение гласных при исполнении хоровых произ­ведений. Если в слове или при тесном стыке слон рядом стоят два гласных звука, то в пении их нельзя сливать; второй звук надо вновь атаковать, спеть на новой атаке, как бы вновь про­изнести. Например: наоборот — на'аборот.

Произношение редуцированных гласных в быстрых темпах не будет слишком ясным. Чтобы мелодия, исполняемая в быст­ром темпе, прозвучала интонационно чисто, её необходимо учить и длительное время впевать в медленном темпе. Следует добиваться при этом, чтобы гласная прозвучала ясно и помогла установлению чистой интонации.

5. РАБОТА НАД СОГЛАСНЫМИ

Согласные звуки — это те шумы, которые производит выдыхаемый воздух, упираясь в пре­градивший ему полностью или отчасти выход из полости рта тот или иной орган речи (язык, зубы, губы).

Согласные бывают звонкие (голосовые), в образовании ко­торых участвует голос: б, д, г, в, з, ж, л, м, н, р, а такжей и жж1 и глухие (безголосовые), в образовании которых голос не участвует: п, т, к, ф, с, ц, ш, ч, щ, х. Некоторые звонкие имеют парные глухие:б—п, в -ф, г- к, д т, л -с, ж—ш, (жж) — щ.Работа органов речи при произношении каждой такой пары оди­накова, но в звонких участвует голос, а в глухих нет.

Звуким, н, л, р, й не имеют соответствующих глухих.

Звукиц, ч, х не имеют соответствующих звонких.

В произношении звукип, б, м, ф, в, т, д, н, с, з, л, рмогут быть твердыми и мягкими;ц, ш, ж— только твердыми;ч, щ, (жж), й — только мягкими.

По месту образования шума согласные делятся на губные (б, п, в, ф, м) и язычные (д, т, з, с, к, г, х, ш, ж, ц, й, ч, н,л, р).

По способу образования шума согласные делятся на взрыв­ные (б, п, д, т, г, к) и щелевые (в, ф, з, с, ж, ш, х). При взрыв­ных органы речи образуют полное смыкание, которое с силой разрывает (взрывает) выдыхаемый воздух; при щелевых органы речи не смыкаются, а лишь сближаются — получается щель, ко­торая выступает в роли преграды. Воздух проходит сквозь щель, возникает трение.

Согласные звуки являются как бы каркасом слова и в до­несении слова до слушателей играют решающую роль. Четкое и ясное произношение их - важнейшее условие хорошей дикции.

Согласно законам орфоэпии звонкие согласные в конце сло­ва звучат в речи, как соответствующие им глухие: лоб - лоп, снег - снек, любовь - любофь, pаз - рас, муж - муш.

Если рядом стоят звонкий и глухой звуки, причёмбезраз­лично в каком порядке, то в произношении первый уподобляет­ся второму, то есть:

звонкий - + - глухой = 2 глухих (подкова - поткова, бабка—-бапка);

глухой - + - звонкий = 2 звонких (отгадать, одладать).

Это положение распространяется на согласные и при тесном стыке слов: мираж пустыми- мирашпустыни, сук дерева — сугдерева. Звукик, л, м, п, рнеуподобляют себе предшествующий им согласный: освещение, и неозвещение (Но звукв сам упо­добляется следующему за ним согласному: овсом офсом). Когда два согласных стоит рядом, то первый из них обычно произ­носится мягко, если завтрым следует мягко произносимый гласный илиь: две - дьве, дверь -дьверь, песня — песьня.

Перед мягкимвв сочетанииств группаст смягчается: искус­ственный— искусьтьвьэнный. Если там имеется звукн, то смяг­чается и он: единственный — единьсьтьвьэнный.

Стоящие рядомсшизшпроизносятся какшш: сшил — шшил, из шума — ишшума; сч изч — какщ: счастье — щастье, извоз­чик — извощик.

Сочетаниядн итн следует призносить так, чтобы на звукид ит воздух выходил через нос. Иначе между ними бу­дет слышаться какой-то неясный гласный призвук: дни — д(ы)ни.

Дл итл надо произносить так, чтобы воздух на звукахдитвыходил не у конца языка, а по сторонам его, причем язык оста­вался бы прижатым к нёбу (причина та же, что и придн и тн): для — д(ы)ля.

Тся иться в глагольных окончаниях произносятся какцц: варятся - варяцца, кружиться кружицца.

Чт в слонах: что, чтобы произносится какшт: што, штобы. В словах- нечто, ничтожный произноситсяч.

Гпроизносится как вв словах: кого — каво, чего — чево, а также и слонах: сегодня — севодня, любимого — любимово.

Иногда и группе согласных одна из них не произносится: чу(в)ство). сер(д)це, со(л)нце.

Чёткое произношение согласных в хоровом пении требует большой и упорной работы, особенно потому, что при коллективамом произношении их необходимы одновременность, едино­образие, четкость. Одновременность произношения согласных— одно из основных условий достижения ритмического ансамбля.

Согласные прерывают поток голоса. Это происходит потому, что образующие их шумы получаются от препятствий, которые ставятся артикуляционным аппаратом на пути льющегося голо­са. Голос поёт, тянется на гласных, поэтому они должны иметь максимальную протяженность, а согласные должны произносить­ся и самый последний момент. Согласные, оканчивающие слог в середине слова, переносятся к следующему слогу, а те, что оканчивают слово при тесном стыке слов, — к следующему слову.

Начало хора Римского-Корсакова «Татарский полон» «Не шум шумит, не гром гремит…» в пении звучит так: не шумшу- ми-тнегро-мгре-ми-т…

При пропзношеппп звонких согласных в пении чрезвычайно важно обратить внимание на их звонкость, то есть на участие в них голоса. Их звучание в пении должно иметь совершенно определенную высоту. Есть правило: звонкая согласная интони­руется на высоте следуемой за ней гласной. Например, если гласныйа в слогема звучит, допустим, на высотедо2, то и со­гласныйм, хотя и кратко звучащий, должен интонироваться на высоте той же ноты. Невыполнение этого правила ведет в хоро­вой практике к так называемым «подъездам», то есть звонкая звучит на какой-то неопределенной высоте (обычно ниже), а за­тем при переходе на гласную голос скользит (обычно вверх) на нужную для звучания гласной высоту.

Два одинаковых взрывных согласных, стоящих рядом, про­износятся с задержкой на смыкании данного звука. Этот прием назван «вымолчка».

Например, слово оттуда. Сначала звучит о, затем следует «вымолчка», то есть язык как бы спотыкается, и туда произ­носится с очень крепким, но однимт.

Большим недостатком произношения в пении является появ­ление между согласными, стоящими рядом, неясного гласного призвука, похожего наы. Вместо приди —п(ы)риди, люблю — люб(ы)лю. Недопустим также двойной согласный в конце сло­ва. Например:мойй, дорогойй. Надо помнить, что звукй в пении подчиняется всем требованиям произношения согласных.

Работать над произношением согласных нужно только в со­единении их с гласным и, вводя их в слоги:ми, до, ла, во и т. д. Тренироаться можно путём проговоривания или пропевания слогов и слов. В хорах с небольшим опытом следует при пропевании подчеркнуто произносить согласные, обращая внимание на правильность их артикуляции, особенно на «запирающие» звук, - б, п, в, ф, д, т и м, н, р, л, (очень важен звук -р).

В более опытных хорах можно проговаривать текст. (В на­чинающих коллективах это иногда приводит к искаженному пе­нию хоровых партий, особенно тех, что исполняют не основную мелодию.) Проговаривать текст можно без соблюдения ритми­ческого рисунка и, соблюдая его. В случаях кантилены говорить с переносом согласных: «не шу-мшу-ми-тне-гро…» и т. д. На от­дельные трудные согласные полезно петь специальные упраж­нения:вы, вэ, ва, во, ву — ви, ее, её, ею; ры, рэ, ра.ро, ру-ри, ре, ря, рю и т. д.

При стаккато согласные не переносятся. Например, хор «Ти­ше, тише» из оперы «Риголетто» Верди «уж-бли-зок-час», а не «у-жбли-зо-кча-с».

Трудно достижимо одновременное произношение согласного и в конце слова. Плохое его произношение может исказить смысл слова. Кроме того, неоконченное слово звучит некультурно. Для облегчения этого момента важно точно определить место снятия звука, то есть место произношения согласного. Например, написаноJ нa слове «мой». При нюансеfэто можно снять следующим образом: JI «мой», при нюансе p - JI .

Дикция зависит и от характера произведения. В сочинениях героического плана произношение согласных сильное, более подчеркнутое, в лирических — более мягкое.

6. ЛОГИКА В РАБОТЕ НАД ДИКЦИЕЙ

Одним из важнейших элементов русского литературного произношения (культуры речи) является ударе­ние. В слове, как уже отмечалось, может быть только одно уда­рение. Это правило целиком сохраняет свою силу и в пении. Два и более ударений в слове получаются от неумения певцов смягчить безударный слог, попадающий на сильную долю такта, или от неумения снять ударение с безударного слога, приходя­щегося на более высокую ноту, чем ударный. Это явление зна­чительно затрудняет понимание слушателями смысла текста.

Один из важнейших элементов хоровой дикции — соблюде­ние правил и положений логики при пении литературного текста хорового произведения.

С чего же начинать работу над литературным текстом?Прежде всего, необходимо сделать его анализ, логический разбор. Нужно внимательно и вдумчиво прочесть текст, понять образы, сюжет произведения, определить его идею. Для этого очень полезно познакомиться с биографией автора, с эпохой, в которую он жил и творил, изучить его творчество, отзывы кри­тиков о нем.

Чтобы выразительно читать, а в дальнейшем и петьтекст, требуется основательно проникнуть в него, овладеть им.В цело­стном по значению отрезке речи, между двумя паузами, называе­мом речевым тактом, обязательно должен быть центр этого так­та, т.е. наиболее важное по смыслу слово, которое уточняет и добавляет к уже известным по тексту фактам новые понятия. Этот центр, то есть слово, позволяющее понять смысл сказанного, называется логическим центром, ударным словом — словом, несущим на себе логическое ударение. Определить та­кие логические центры, ударные слова — вот важнейшая задача в работе над текстом. От выделения ударных слов зависит смысл фразы. Неправильный перенос логического ударения на то или иное слово иногда совершенно меняет смысл. Ударным в каждой фразе будет то слово, которое лучше поможет донести до слушателей сюжет, идею произведения.

Логическими паузами называют остановки (перерывы) в ре­чи, которые помогают группировать слова по смыслу. От пере­становки паузы смысл может измениться, как и от неправиль­ного ударения. Вот известный пример: «Простить V нельзя со­слать в Сибирь» или «Простить нельзя V сослать в Сибирь».

Огромное значение в хоровой музыке имеет определение в тексте пауз (цезур), необходимых для взятия дыхания. Никогда не следует забывать, что всякая пауза, независимо от того для чего она делается, так или иначе влияет на восприятие слуша­телями мыслей исполняемого произведения. Руководителю хора необходимо помнить, что в хоре «цепное» дыхание позволяет сделать паузу (для взятия дыхания) в любом месте произведе­ния. Пауза является одним из средств выразительности и поэто­му требует умелого и осторожного обращения с ней. Пауза —пе­рерыв в ряде произносимых слов, а не просто молчание, обры­вающее ход мыслей. Поющий должен продолжить мысль во вре­мя паузы, другими словами «перекинуть логический мост через паузу» (Станиславский) и п последующих словах закончить мысль.

Как же делать разбор нроизиедеипя для логически правиль­ного его прочтения? Определив сюжет, образы, идею произведе­ния, необходимо разбить его на части, которые объединяют в себе определенные события. Каждая часть, в свою очередь, со­стоит из кусков, раскрывающих различные подробности (дейст­вия, факты, мысли и т. д.).

Первым и основным в логике при работе над дикцией яв­ляется определение ударного слова в фразе, помогающего доне­сти до слушателя её основную мысль. Если в разговоре нетруд­но выделить ударное слово, то в пении это сделать сложнее, потому что здесь слоги в слове и слова в фразе, особенно в кантиленной, гораздо дальше отстоят друг от друга по времени звучания. Станиславский говорил: «При пении певец обычно мыслит не фразами, а словами или даже слогами». Обращаясь к певцам, он подчеркивал: «Пойте мысль!» Об этом не следует забывать.

Певцы часто впадают в ошибку, выпевая отдельные слова и не объединяя их одной мыслыо. Поэтому очень важно помочь им найти ударное слово. При этом нужно помнить, что выделе­ние ударного слова в пении не есть только силовое подчеркива­ние его. Сосредоточение мысли на слове — вот что такое логи­ческое ударение. Слово, несущее на себе логическое ударение, может быть иногда произнесено и тише других, но сосредоточе­ние мысли на нем делает его логически ударным. В хоре на это обращается особое внимание.

Однако, исполнитель может встретиться с целым рядом препятствий, которые ставит ему мелодия на пути логически правильного исполнения литературного текста: безударный слог слова на сильной доле такта, несовпадение логического центрафразы с вершиной музыкальной фразы, разорванность литера­турной фразы на два и более построения в музыке и т. д. По­добные препятствия нередки в произведениях, написанных в куплетной форме. Весьма часто трудности для логически пра­вильного исполнения несут в себе переводные тексты, в которых переводчик не сумел найти верное слово, порядок слов в фразе и т. д.

Как же преодолеть эти препятствия при пении текста? На­пример, в песне Глинки «Москва», во фразе «Здравствуй, слав­ная столица», в слове славная нужно смягчить звучание я, что­бы на нём не было ненужного ударения. Это затруднено тем, что звукя приходится на сильную долю такта и поется на двух нотах. Слово«славная» должно и в пении произноситься только с одним ударением славная, а не славная. Поможет избежать ударения на звуке я и стремление сделать ударение на слоге ли в слове столица, потому, что это слово — ударное в фразе. В разобранном примере мы сталкиваемся с безударным слогом на относительно сильной доле.

Рассмотрим теперь случай несовпадения логического центра с вершиной музыкальной фразы. Вот фраза из хора Римского- Корсакова «Татарский полон»: «Молодой турчин полон делит». Вершина музыкальной фразы приходится на словотурчин, а ударным словом являетсяполон. Ударный слог по в словепо­лон звучит на терцию ниже слогатур в словетурчин, и это сло­во выделяется силой своего звучания. Как же сделать слово полон ударным? Его помогут выделить концентрация мысли, логический акцент и, кроме того, сильная доля такта.

В случае разорванности литературной фразы на два или бо­лее построения в музыке применяются приемы «логический мост» и «логическая пауза». Приведем такой пример. В опере Чайковского «Евгений Онегин» в сцене бала у Лариных фразы: «Вот так сюрприз! Никак не ожидали военной музыки! Веселье хоть куда!» — композитор разделил следующим образом: «Вот так сюрприз!., (пауза) Никак не ожидали… (пауза) военной му­зыки веселье… (пауза) хоть куда». Из трех фраз сделано четы­ре. И вот чтобы слушатели все же поняли, о чем здесь поётся, необходимы исполнительские приёмы, которые вернули бы этим фразам их первоначальный смысл. Слова военной музыки надо присоединить к словам никак не ожидали. Это достигается при­емом «логический мост». В чем же он заключается? Исполните­ли при пении слов«не ожидали» не должны допускать, чтобы у слушателей получилось впечатление окончания фразы. Необхо­димо этот слог снять так, чтобы чувствовалось, что фраза неокончена, протянуть через паузу мысль к следующим словам, то есть мысленно перекинуть «мост». Именно в данном случае певец мыслит не слогами и не словами, а фразами.

Далее слово веселье надо оторвать от слов военной музыки и присоединить к словам хоть куда. Для этого применяется при­ем «логическая пауза». После слова музыки берется люфт- пауза (мгновенное дыхание), и от слова веселье протягивается «логический мост» к словам хоть куда.

При повторении в тексте одной и той же фразы можно ме­нять место логического ударения, это усилит впечатление от нее.

В хоровых произведениях бывают моменты, когда разные го­лоса поют одновременно разный текст. Если все слова в такие моменты будут произноситься одинаково ясно, то текст окажет­ся недоступен слушателям. В таких случаях применяется при­ём, называемый «слововедение». Голоса, которые поют текст полностью («двигают сюжет»), произносят их чётко, ясно; голо­са же, которые поют слова частично, неполностью («не двигают сюжета»), произносят их неясно, нечётко («мнут» текст). Та­ким образом, сохраняется музыкальная ткань звучания, а до слушателей доходит текст, который произносится четко и ясно.

Таковы некоторые основные моменты сложной и кропотли­вой работы над дикцией в хоровом коллективе. Вокальная сторона исполнения, как уже отмечалось, в значительной степени зависит от дикции. «Хорошо сказанное — наполовину спето», - говорил Ф.И.Шаляпин. И дело здесь не только в том, что слово в большинстве случаев выступает равноценным с музыкой компонентом. Хорошее произношение способствует образованию важнейших качеств певческого голоса.

7.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Б.Г.Тевлина. Работа с хором (методика, опыт), профиздат,1972 г.
  2. Г.А.Дмитревский. Хороведение и управление хором, музгиз, 1957 г.
  3. Д.Л.Локшин. Работа в хоре, профиздат, 1964 г.
  4. П.Г.Чесноков Хор и управление им, музгиз, 1952 г.
Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности