Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:
Регион:не указан
Рабочая программа учебной дисциплины "Специальность" (балалайка)

Россия,Краснодарский край,г. Крымск

МБОУ дополнительного образования детей

Детская музыкальная школа №1

Преподаватель класса гитары, домры, балалайки

Черных Светлана Ивановна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

(балалайка)

…Балалайка — инструмент любительский : таким он и должен быть , в этом сила балалайки и её значение ; но образцовое исполнение на ней, как показатель игры, должно существовать, иначе не может быть подражания …

В. В. Андреев

Пояснительная записка

Данная программа составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, на основе существующих федеральных программ по обучению игры на балалайке.

Предлагаемая программа обучения является модифицированной, созданной на основании существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений ) по классу балалайки Москва 1962г. и Москва 1988г.

От прежних программ она отличается вводным разделом, включающим в себя особенности передовой школы балалаечного исполнительства, новым разделом : «Условия реализации программы с указанием определенных норм для успешного обучения и воспитания. Предлагаются конкретные требования для учащихся по каждому году обучения и примерное распределение учебных часов по годам обучения.

Направленность программы дополнительного образования «Специальность» (балалайка) - художественно-эстетическая (вид деятельности - музыкальная.

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы

Ориентация на творчество является сутью современного воспитания и образования.

Цель программы: расширение социально-культурного пространства для самореализации личности.

В ходе занятий решаются три тесно связанные между собой задачи музыкального учебно-воспитательного процесса:

- обучающие: овладение знаниями основ теории музыки, ее закономерностей, художествен­но-выразительных средств, наиболее важных этапов развития му­зыкального искусства, его основных направлений и стилей;

- развивающие: фор­мирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на нее, прочных музыкально-исполнительских умений и навыков индиви­дуальной и ансамблевой игры;

- воспитательные: воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, аккуратности, активности и других ка­честв личности.

Отличительной особенностью данной программы («Специальность» (балалайка) от уже существующих программ является то, что она объединяет три подпрограммы («Специальность» (балалайка - подготовительный класс), «Специальность» (балалайка), «Специальность» (балалайка - предпрофильный класс)).

Новизной данной образовательной программы можно считать расширение репертуара в пользу более углубленного изучения современной инструментальной и популярной музыки отечественных и зарубежных композиторов, а также изучение детского песенного репертуара.

Содержание курса обучения игре на балалайке в музыкальной школе предполагает приобретение учащимися суммы знаний, умений и навыков, способствующих художественному образованию, формированию их эстетических взглядов.

Основной задачей обучения в музыкальной школе является расширение художественного кругозора школьников, привитие им интереса и любви к музыкальному искусству, развитие способности творчески воспринимать музыку и эстетически реагировать на нее.

Программа обучения игре на балалайке рассчитана на пять(семь) лет. В класс балалайки принимают всех желающих в возрасте от 6 до 12 лет. Приемные экзамены будущие учащиеся не сдают: проверяют лишь их музыкальные данные (мелодический и гармонический слух, чувство ритма, музыкальную память), с тем чтобы определить наличие музыкальных способностей, выявить общий уровень раз­вития индивидуальности ребенка и ее особенности.

Обучение игре на балалайке по возможности ведется во взаимной связи с другими предметами, входящими в систему обучения («Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Хор» и др.). Важ­ное значение придается формированию ряда знаний, умений и навыков в области музыкально-исполнительского искусства, не­обходимых учащимся в их творческой деятельности.

Правильно поставленное инструментальное обучение определя­ется кругом задач, связанных, прежде всего, с пробуждением глу­бокого интереса к музыке. Известно, что серьезная заинтересован­ность в предмете появляется у учащихся в тех случаях, когда предмет увеличивает сферу их жизненных потребностей как за счет новых теоретических знаний, так и за счет новых практиче­ских навыков. Поэтому преподавание инструментального обуче­ния должно быть нацелено, с од­ной стороны, на получение разносторонних знаний, с другой — на формирование умений и навыков, помогающих организации музы­кальной деятельности детей.

Установлению тесной связи между обучением, воспитанием и развитием творческих способностей уделяется осо­бое внимание. Специфика музыкального обуче­ния предполагает необходимость развития и поддержания у уча­щихся интереса к предмету. Поэтому важно, чтобы в музыкаль­ных занятиях учащиеся видели не только учебный предмет, но и источник активной творческой деятельности.

Несмотря на то, что основные теоретические знания учащиеся приобретают на занятиях по сольфеджио, руководитель учитывает необходимость по­вторения полученных ранее знаний и их углубления в процессе музыкально-исполнительской деятельности на всем протяжении обучения. Совместно с этим преподаватель сообщает учащимся знания по музыкальной литературе (основные сведения из био­графий композиторов, краткий обзор их творчества, особенности стиля исполняемых произведений и т. п.).

Помимо традиционных задач (изучение нотной грамоты, овладение практическими умениями и навыками, выучивание ряда музыкальных произведений) программа ориентирует на разви­тие у учащихся широкой всесторонней музыкальной культуры. Поэтому руководитель уделяет внимание анализу исполняемых музыкальных произведений. Это помогает постижению их худо­жественного смысла: учащиеся изучают, например, ладоинтонационные, жанровые, композиционные, структурные, образно-эмоци­ональные особенности музыки. В целях развития музыкально-слуховых представлений и осуществления общественно-практи­ческой направленности занятий изыскивается специальное время для обучения учащихся игре по слуху, транспонированию, чте­нию нот с листа. Работа по формированию этих умений ведется систематически в течение всего процесса обучения.

Современная прогрессивная педагогика, учитывая возрастные особенности раннего развития детей, использует их естественное стремление к активным проявлениям. Стремясь в своих играх под­ражать деятельности взрослых, дети легко постигают формы му­зыкального общения. Поэтому важно с самых первых уроков за­няться изучением самого инструмента, на котором по мере разви­тия ученик будет учиться воплощать свои творческие планы. Уже на первых уроках ученика желательно познакомить с назначением балалайки, показать разнообразие возможностей инструмента. Подра­жая педагогу, дети стремятся музицировать, участвовать в кон­цертах и как артисты, и как слушатели, иллюстрировать музыкой игру своего воображения.

Постепенно развиваясь, ученик расширяет круг знаний, умений, навыков, что позволяет ему прикоснуться художественным произведениям, представляющим собой подлинные ценности ис­кусства. Таким образом, организующим началом, направляющим инте­ресы детей, служит игра педагога и беседы, проводимые им с уче­ником и коллективом учащихся, сопровождаемые показом записи музыки.

Однако серьезное развитие музыкальных интересов произойдет у учащихся только в том случае, если будут правильно заложены основы музыкальной грамоты и воспитаны умения в обращении с инструментом. Решению этих двух задач должен быть подчинен весь процесс обучения. Изучение учащимися музыкальной грамо­ты начинается с чтения отдельных знаков, а затем переходит в чтение сложной системы взаимозависимости этих знаков, чтение нотного текста, изучение произведении.

Для первых лет обучения это сложный и трудоемкий процесс. Современные тенденции в прогрессивной музыкальной педагогике выражаются в требовании, чтобы в основу представлений о высот­ной записи было положено восприятие лада, организованной по­следовательности звуков. Важно, чтобы в ладу дети сразу же мог­ли выделить основные ступени, определяющие организацию ла­да. Вот почему необходимо уже в самом начале обучения в зву­корядах мажора и минора выделять тонику, субдоминанту, доми­нанту, то есть первую, четвертую, пятую ступени и, следовательно, интервалы квартыи квинты, затем секунды и терции. Такой подход вводит ученика в жизнь музыкальных соотношений, которые вы­ражаются не только в высотных, но и в ритмических сопоставле­ниях. Свободному чтению нотного текста сопутствует процесс раз­вития внутренних слуховых представлений. Эти представления, будучи внутренними, скрытыми, могут проще всего быть воспроиз­водимы в пении.Отсюда вытекает огромная воспитательная роль хора и сольфеджио. Но нельзя при этом недоучитывать и роли ин­струментальных классов.

К программе следует сделать следующие разъяснения.

Так, в настоящий вариант программы введены требования для детей, обучающихся по желанию в подготовительных классах, которые обычно ведут преподаватели сольфед­жио и хора. В тех случаях, когда не функционируют подготови­тельные группы для детей со средним и слабым развитием способ­ностей, педагоги по классу балалайки могут вести начинающих учащихся, используя методику и литературу подготовительных классов с самого начала музыкального воспитания и обучения.

В последнее десятилетие в музыкальные школы (наша школа не исключение) поступает все большее количество детей с нарушениями общей и мелкой моторики, координации, эмоционально-волевой сферы. В исследованиях нейрофизиологов доказывается прямая зависимость развития тонкой моторики и высших психических функция. Раннее обучение на балалайке является сильнейшим стабилизирующим, коррекционным фактором. Поэтому подготовительный класс в ДМШ, куда приходят дети 5-6- лет, может стать необходимой ступенью не только в развитии музыкальных способностей ребенка, но и эффективной подготовкой к учебной деятельности в общеобразовательной школе.

Основная задача обучения в подготовительном классе — развитие собственно музыкальных способностей (слуха, ритма, памяти), воображения, мышления, творческих задатков, привитие первоначальных задатков инструментальных навыков.

Метод преподавания должен быть гибким, варьированным и полностью зависящим от индивидуальности ученика. Успешность обучения определяется умением учителя формировать положительную мотивацию у ребенка. Уроки должны приносить радость, чувство удовлетворения.

Обучение через игру — главный дидактический принцип на начальном этапе работы. Сказки, стихи, рисунки, танец, движение — все, что будит воображение ребенка, раскрепощает его, необходимо использовать в обучении.

На уроке решается комплекс задач, но непременным условием является следование дидактическому правилу «от простого к сложному» (в данной программе — это основополагающий принцип). Учебный материал должен быть обширным, хорошо подобранным с точки зрения учебных задач, художественно разнообразным.

Современная методика делает упор на приобщение ученика к различным видам творчества, которые не только интенсифицируют учебный процесс, но и становятся хорошим стимулом для музыкальных занятий. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личностные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность.

Факт введения подготовительного класса указыва­ет на весьма важную особенность программы, которая заключает­ся в более широком отклонении от требований по годам обучения. Особенность ДМШ заключается в том, что дети обучаются параллельно в двух школах — общеобразовательной и музыкальной. Большинство учащихся учатся «для себя», но некоторые поступают затем в музыкальные училища и колледжи. Поэтому одна из задач педагога — «распознать» профессиональные перспективы ученика и правильно его сориентировать.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендуемое для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи — в порядке ознакомления. Для каждого класса в программе даны примерные перечни музыкальных произведений (различные по уровню трудности) для исполнения на академических концертах в течение учебного года. Это поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным.

Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика. Обязательными разделами индивидуального плана должны быть:

- работа над гамами, арпеджио, аккордами;

- работа над этюдами и упражнениями;

- работа над произведениями;

Методические советы по организации учебного процесса

Цели и задачи курса определяют содержание обучения, его формы, методы, репертуар.

Организационные формы учебно-воспитательного процесса - это индивидуальные, ансамблевые занятия и самостоятельная подготовка учащихся. Основной формой учебной и воспитательной работы в классе балалайки является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником, продолжительность которого 40 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Индивидуальное общение создает все условия для всестороннего изучения и воспитания каждого учащегося. Оценка его психологических и профессиональных особенностей обусловливает конкретные педагогические задачи и методы работы. Педагог должен постоянно выявлять и поддерживать встречную творческую инициативу ученика, воспитывать способность самостоятельно решать художественные задачи. Важным является подведение итога каждого занятия, что прививает учащемуся осознанное критическое отношение к собственной работе.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от систематичности занятий.

Насыщенность учебного репертуара сочинениями разных жанров и стилей создает благоприятную ситуацию для изучения, сравнения, систематизации музыкального материала.

Современная музыкальная педагогика уделяет вопросам эстетического воспитания большое внимание. Она строится на принципе единства обучения и воспитания и ставит прежде всего задачу развития в человеке идейного богатства творческих сил и художественных способностей.

Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский (1918-1970) называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку — один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»,- писал он. Удивительно ли, что личность Сухомлинского, его деятельность, взгляды привлекают всех педагогов, кто стремится творчески мыслить, кто хочет в своем труде добиться нового и лучшего, кто видит свою задачу не только в том, чтобы чему-то обучить весь класс, но прежде всего в том , чтобы помочь раскрытию и формированию личности каждого , кто класс этот составляет, и тем самым формировать живой, богатый индивидуальностями коллектив.[1] Д.К. Кабалевский дает высокую оценку мысли Сухомлинского о единстве этического и эстетического в воспитании детей. Он говорил : «Сама по себе мысль конечно не нова, но Сухомлинский пропитал ею буквально все звенья своей педагогической концепции с такой последовательностью и так убедительно, как никем из педагогов это, кажется, до сих пор еще не было сделано. Учение, труд, наука, искусство, отношения между детьми и взрослыми в школе и дома, проведение часов политинформации, экскурсии в лес, собственное творчество детей — нет, кажется такой области жизни в школе и вне школы, в которой Сухомлинский не показывал бы, что нравственность есть высший критерий оценки личности человека, всей его деятельности, а этическое и эстетическое в нравственности не разделимы.

Единство этического и эстетического наиболее полно обнаруживает себя при общении детей с искусством. «Этический заряд есть в любом произведении искусства, но нельзя забывать, что заряд этот может быть не только положительным, но и отрицательным. Вот почему воспитание высоко эстетического вкуса, выработка «иммунитета против пошлости» - важнейшая задача не только эстетического, но прежде всего нравственного воспитания. И тут искусство заменить ничем нельзя».

Очень важно, чтобы воздействие искусства на человека начиналось как можно раньше, с детского возраста. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняются затем на всю жизнь. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы»- предупреждал В. А. Сухомлинский.

Цель занятий искусством с детьми — пробуждать творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству. Педагогика учит нас в процессе эстетического воспитания не ограничиваться лишь пассивным наблюдением ; необходимо также и творческое проявление себя в искусстве, овладение навыками коллективного и индивидуального исполнительства.

В настоящее время одно из ведущих мест в системе музыкально — эстетического воспитания занимает русское народное инструментальное исполнительство.

Больших исполнительских высот в области балалаечного искусства достиг замечательный советский музыкант, мастер игры на балалайке, педагог, дирижер — народный артист РСФСР, лауреат всесоюзного смотра и лауреат Государственной премии СССР, профессор Государственного музыкального педагогического института имени Гнесиных Павел Иванович Нечепоренко.

В результате многолетней целенаправленной педагогической работы им создана передовая школа балалаечного исполнительства. Стремясь к совершенству в искусстве игры на балалайке, Нечепоренко ориентировался, конечно, на своих современников, балалаечников старого поколения, стоявших у истоков возрождения балалайки, массового исполнительства на этом старинном русском инструменте. Ученики и соратники В. В. Андреева: Б.С. Трояновский, Н.П. Осипов, Т.Н. Успенский, А.Д. Доброхотов — каждый по своему раскрывали выразительные возможности балалайки.

Школа Нечепоренко является новым этапом развития исполнительства на балалайке. Она возникла как результат особой ударной манеры игры, в отличие от существовавшей до него щипковой.

«Тихий и мягкий звук балалайки окреп, приобрел силу и резкость, стал богаче тембром. Таким образом, произошла переоценка критериев музыкальной выразительности инструмента, что сразу же сказалось на репертуаре балалаечников, ан обогатился произведениями старых мастеров и современных композиторов…»

«Нечепоренко впервые широко внедрил в искусство игры на балалайке гитарную технику, расширив, таким образом, исполнительские возможности балалаечников. Например, стало возможным исполнение форшлагов, трелей, мордентов, характерных атрибутов старинной музыки…»[2] Нечепоренко воспитал целую плеяду балалаечников по праву занимающих ведущее место в современном исполнительстве на инструменте. Среди его воспитанников (их свыше пятидесяти — высококвалифицированных музыкантов народников) известные музыканты: З. Ставицкий, П. Шалов, Л. Самсонов-Роговицкий, Н. Шубин, Н. Титов, Н. Свиридов, Ю. Данилов, известные педагоги, имеющие свой богатый исполнительский и методический опыт работы.

Надо отметить высокий уровень исполнительства на балалайке и его рост, чему в значительной степени способствует включение балалайки в программы профессиональных музыкальных учебных заведений — школ, училищ и вузов, а также широкое распространение балалайки в сфере художественной самодеятельности.

В детских учреждениях низшего звена музыкально — образовательной системы (ДМШ, ДШИ) созданы условия для образования и воспитания подрастающего поколения исполнителей на русских народных инструментах, в том числе исполнителей на балалайке. Классы балалайки призваны способствовать распространению народной музыкальной культуры среди широких масс учащихся, воспитанию активных участников художественной самодеятельности, подготовке наиболее способных детей к поступлению в музыкальные училища. Педагог класса балалайки должен считать своей главной задачей — ознакомление ребят с традициями исполнительства на балалайке и других русских народных инструментах, приобщение их к истокам народной музыкальной культуры и пропаганде русской народной музыки.

В соответствии с учебными планами, утвержденными приказом министерства Культуры от 28.05.87 программа для ДМШ, ДШИ — предусматривает возможности не только 5-6-летнего срока обучения, но и 7-ми, 8-ми летнего. Детям дошкольного возраста рекомендуется начинать обучение в подготовительных группах. Предполагается дифференцированный подход к обучению с учетом индивидуальных особенностей учащихся, различных по возрасту, музыкальным данным, уровню подготовки и т.д.

Обучение игре на балалайке ведется во взаимной связи с другими предметами (сольфеджио, музыкальная литература, ансамбль, оркестр, общий курс фортепьяно). Большое значение придается формированию ряда знаний, умений и навыков в области исполнительства, необходимых в творческой деятельности ребят.

В ходе занятий решаются тесно связанные между собой задачи музыкально — воспитательного процесса:

Овладение знаниями основ теории музыки, ее закономерностей, художественно- выразительных средств, наиболее важных этапов развития музыкального искусства, его основных направлений и стилей;

Формирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на нее;

Прочных умений и навыков индивидуальной и ансамблевой игры;

Воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, активности и других качеств личности.

Установлению тесной связи между обучением, воспитанием и развитием творческих способностей уделяется особое внимание.

Несмотря на то, что основные теоретические знания учащиеся приобретают на школьных уроках по музыке, на уроках сольфеджио, музыкальной литературе, педагог учитывает необходимость повторения полученных ранее знаний и их углубления (по возможности) в процессе музыкально — исполнительской деятельности на всем протяжении обучения. Так, педагог сообщает учащемуся знания по музыкальной литературе (основные сведения из биографии композиторов, краткий обзор их творчества, особенности стиля исполняемых произведений) с учетом поэтапной работы над произведениями.

В целях развития музыкально — слуховых представлений и осуществления общественно-практической направленности занятий изыскивается специальное время на уроке для обучения игре по слуху, транспортированию (в старших классах), чтению нот с листа. В ходе занятий педагог сосредотачивает свое внимание на формировании определенных качеств личности, инициативности, самостоятельности, эмоциональной восприимчивости и др.

Индивидуальные занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу. Начиная со 2-го года обучения, и из наиболее успевающих учащихся 1-го года могут быть сформированы ансамбли (дуэт, трио, квартет и другие).

Основная практическая задача коллективного музицирования — формирование специальных ансамблевых навыков игры, которые предполагают умение слушать звучание ансамбля, ощутить единый ритмический пульс, играть согласованно и художественно в изменчиво- гибком ритме; совместно исполнять, свободно «общаться» и взаимодействовать с участниками ансамбля.

Привитие учащимся необходимых исполнительских навыков и умений происходит в процессе работы над различными по содержанию, характеру и стилю художественными произведениями, а музыкальное воспитание и развитие их основывается на изучении народной музыки, творчества советских, русских и зарубежных композиторов.

Успеваемость учащихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий. В целях наиболее рационального использования времени, педагогу следует помочь ученику составить расписание «рабочего дня» с учетом времени, необходимого на приготовление заданий по общеобразовательным и музыкально-теоретическим предметам, специальности, не допуская при этом перезагрузки, пагубно отражающейся на здоровье детей. Педагог должен систематически учить ребенка сознательно и вдумчиво работать над изучаемым произведением, анализировать встречающиеся трудности, добиваясь их устранения путем тщательной работы над отдельными сложными тактами.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Однако, в первые годы обучения (подготовительной группе, 1,2 годах обучения) наряду с традиционной индивидуальной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые формы, при которых время урока целиком или какая-либо его часть используется на занятия с двумя, тремя учениками одновременно. [3] Это дает педагогу возможность работать эффективнее и большее внимание уделять развитию навыков чтения нот с листа, подбора по слуху, ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащихся.

Большое значение для обогащения музыкальных представлений ученика, воспитания навыков ансамблевой игры имеет работа с концертмейстером.

Наряду с урочной формой могут использоваться и внеурочные формы занятий с учащимися: тематические собрания, посещение и обсуждение концертов, прослушивание аудио и видеокассет с записями своих выступлений, а также известных исполнителей, оркестров, посещение выставок, встречи с музыкальными деятелями, исполнителями, а также поэтами, художниками, композиторами, творческие встречи с коллективами общеобразовательных школ, представителями национальных обществ в рамках культурного обмена и т. д.

Условия реализации программы.

Залогом успешной творческой деятельности педагога являются предоставленные ему необходимые для работы условия и благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в просторном (с учетом индивидуальной и коллективной форм музицирования) теплом, хорошо освещенном и проветриваемом помещении с хорошей акустикой, оснащенным необходимой аппаратурой для прослушивания и желательно просмотра записей выступлений учащихся класса балалайки, известных исполнителей и коллективов, творческих встреч с учащимися других коллективов, классов, проведенных совместных мероприятий (утренники, тематические вечера, фестивали, концерты и т.д.) с целью расширения кругозора учащихся, воспитания нравственности и патриотических чувств. В связи с тем, что работа с учащимися балалаечниками предусматривает совместную работу педагога класса с педагогом концертмейстером, необходимо иметь в кабинете хорошо настроенный инструмент (фортепьяно). Воспитание эстетического вкуса неразделимо связано с качеством звукоизвлечения на инструменте, что обеспечивается наличием в арсенале класса балалайки (примы) только хорошего качества.

Ввиду необходимости использования ансамблевой формы исполнения желательно иметь в классе несколько (минимум 2-3) концертных балалаек, причем в чехлах, удобных для транспортировки на выездные концерты. Кроме балалаек, педагог пользуется другими инструментами русского народного оркестра. Могут быть использованы в работе с ансамблем разновидности балалаек: балалайка секунда, альт, бас, контрабас и ударные инструменты, такие, как: треугольники, трещотки, ложки, металлофон, бубен и другие. Воспитывая бережное отношение к имуществу класса (инструментам, пультам, струнам, нотной литературе и т.д.), нужно продумать о приспособлениях для содержания и хранения инструментов на стеллажах, полках, столиках, в шкафу и т.д.), учитывая определенную степень влажности воздуха в помещении.

Ввиду того, что физиология ребенка 5-7 лет, а во многих случаях и 7-9 лет не соответствует размеру инструмента, возникают трудности в определении возраста поступающих на обучение игре на балалайке.

Целесообразно проводить наборы учащихся начиная с 9-10 летнего возраста, предлагая 5-6 летний срок обучения. Дети до этого возраста могут получить музыкальную подготовку в специальных подготовительных группах.

Планируя учебную работу по обучению игре на инструменте, педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Недопустимо включение в индивидуальный план произведений, превышающих музыкально-исполнительские (художественные, технические) возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. Работа учащегося над такими произведениями становится сильнейшим тормозом для его музыкального развития и часто наносит большой вред.

Однако, в некоторых случаях, когда это педагогически целесообразно, возможно включение в репертуар ученика отдельных произведений из репертуара следующего года обучения.

Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется на всех произведениях, которые проходит ученик; развитию техники в узком смысле слова способствует работа над инструктивным материалом (этюды, гаммы, упражнения). Основным ведущим учебным материалом в классе балалайки должен быть художественный репертуар — народные песни, произведения русских классиков, оригинальные произведения современных авторов.

Нельзя допускать, чтобы работа над техникой сводилась к нагромождению большого количества упражнений и механическому их отыгрыванию. Важна не количественная их сторона, а качественная, с постоянным совершенствованием исполнения, как в техническом, так и в музыкальном отношении.

Постоянное внимание должно быть уделено свободной и естественной посадке за инструментом и освоению целесообразных движений, обусловленных теми или иными художественными или механическими задачами.

Правильная аппликатура является одним из элементов игры на балалайке. Аппликатура должна быть логически оправданной, способствующей возможно более свободному и выразительному исполнению. Переходы из позиции в позицию являются не только одним из элементов техники балалаечника, но и важным средством выразительности. Поэтому, работая над интонационно точными и свободными переходами, необходимо учитывать в каждом отдельном случае в зависимости от характера произведения, их музыкально-выразительное значение.

Работа над выразительностью исполнения, качеством звукоизвлечения, интонацией, ритмом и динамикой, как важнейшими средствами музыкального выражения должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения учащегося и быть предметом постоянного внимания.

Контроль и учет успеваемости.

Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на экзаменах, академических концертах , контрольных уроках, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях и т.д.

Выпускные экзамены проводятся в выпускных классах. На Выпускные экзамены выносятся четыре произведения различные по жанру и форме. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях, обыгрывая произведения выпускной программы. В остальных классах учащиеся, как правило, выступают на академических концертах в конце каждого полугодия. За учебный год педагог должен подготовить с учеником 4 произведения, различных по жанру и форме (в т.ч. возможны ансамблевые) для показа на академическом концерте и переводном экзамене.

Экзамены проходят во втором классе при переходе в старшие классы, в пятом классе — выпускной экзамен в школе. Учащиеся остальных классов в конце года сдают академический концерт с оценкой (педагоги называют его экзаменом для большей ответственности ученика).

На выпускные экзамены выносится четыре произведения различных жанров и форм. В течение учебного года учащиеся выпускных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы.

Академические концерты рекомендуется проводить систематически два раза в учебном году в первом полугодии и во втором полугодии (начиная со второго класса) с выставлением оценки.

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т.д. приравнивается к выступлению на академическом концерте.

Технические зачеты проводятся со второго класса 2 раза в год — в конце октября и в конце февраля во время занятий в присутствии двух — трех преподавателей отделения. На зачет выносятся одна мажорная и одна минорная гаммы со всеми изучаемыми в данном классе техническими формулами, а также этюд. Рекомендуется в октябре исполнять диезные гаммы, а в феврале — бемольные.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

Оценка годовой работы ученика;

Оценка ученика за выступление на академическом концерте или экзамене, а также другие выступления ученика в течение учебного года.

Годовые требования.

Подготовительный год обучения

Занятия с учеником подготовительного класса делится на 2 этапа: донотный и нотный. Продолжительность игры без нот определяется индивидуально (это зависит от возраста, способностей и успехов ученика).

Донотный период включает в себя несколько аспектов работы:

- накопление музыкальных впечатлений (исполнение педагогом на уроке ярких, образных пьес, разучивание песенок в немалой степени способствуют этому);

- формирование музыкально-слуховых представлений (звуковысотных, метроритмических, тембральных, динамических);

- воспитание интонационно-чуткого слуха, идущее от пения, выразительности человеческой речи;

- налаживание слухо-моторной связи (освоение клавиатуры «слепым» методом) и зрительно-слухового восприятия, когда ребенок записывает ритм, рисунок стихотворения или песенки, осваивает звуковысотную запись;

- снятие мышечного напряжения, развитие пластической выразительности движения, координации.

Работа над развитием слуха начинается с первого урока и является основополагающей для последующего обучения.

Формы работы здесь многообразны.

Программные требования

Ребенок в течение года должен пройти не менее 20 произведений. Рекомендуется выступление маленьких учеников на классных вечерах. Успешность обучения проверяется в конце года на академическом концерте, который включает в себя исполнение 2 разнохарактерных сольных пьесы.

Учебно-тематическое планирование

Содержание работ

1год

Теория

Практика

1.

Посадка, постановка рук

20

10

10

2.

Теоретические сведения

10

4

6

3.

Упражнения в форме игры

20

10

10

4.

Подбор по слуху

width="113" valign="top">

10

4

6

5.

Ритмика

8

2

6

ИТОГО: Часов в год

68

25

43

Первый год обучения.

В течение первого года обучения ученик должен получить элементарные, основные знания по истории возникновения балалайки, как сольного и оркестрового инструмента, развитию исполнительского мастерства, ознакомиться с устройством и техническими возможностями инструмента.

Ученик осваивает приемы исполнения: щипок большим пальцем правой руки, арпеджио, удары указательным пальцем по 3-м струнам, как одного из элементов «бряцания». Закрепляется посадка и постановка рук. Левая рука задействована преимущественно в 1-ой позиции.

За год учащийся должен пройти:

Гаммы: Ми-мажор, Фа-мажор (в одну октаву);

Этюды: 4-5 этюдов с простым ритмическим рисунком.

Пьесы: 8-10 пьес разного характера (в том числе ансамбли)

Произведения для чтения с листа.

Учебно-тематическое планирование

Примерное распределение учебных часов:

Содержание работ

1год

Теория

Практика

1.

Посадка, постановка рук

20

10

10

2.

Теоретические сведения

10

4

6

3.

Гаммы, упражнения

8

4

4

4.

Чтение нот с листа, подбор

по слуху

width="113" valign="top">

2

1

1

5.

Этюды

8

2

6

6.

Произведения русских и зарубежных композиторов

6

2

4

7.

Обработка народных песен

и танцев

14

2

12

ИТОГО: Часов в год

68

25

43

Второй год обучения.

В течение года ведется работа над укреплением посадки и исполнительским аппаратом (мышечной свободой рук). Осваивается прием исполнения : двойной щипок «pizz», а так же «бряцание». Подготавливается база для освоения «тремоло».

Игра 3-х звучными аккордами с использованием одной открытой струны. Штрихи : легато, стаккато.

За год учащийся должен пройти:

Гаммы: Соль-мажор, Ля мажор, Си-мажор, До-мажор, Ре-мажор;

Этюды: 4-5 этюдов

Пьесы: 8-9 пьес различного характера ( в том числе и ансамбля);

Произведения для чтения с листа.

Учебно - тематическое планирование.

Примерное распределение учебных часов :

Содержание работ

Всего часов

Теория

Практика

1.

Посадка, постановка рук

8

4

4

2.

Теоретические сведения

4

2

2

3.

Гаммы, упражнения

8

2

6

4.

Чтение нот с листа, подбор

по слуху

width="115" valign="top">

3

1

2

5.

Этюды

8

2

6

6.

Произведения русских и зарубежных композиторов

10

2

8

7.

Обработка народных песен

и танцев

17

3

14

8.

Повторение концертного

Репертуара

10

1

9

ИТОГО: Часов в год

68

17

51

Третий год обучения.

В течение учебного года осваиваются приемы: «тремоло» по 3-м струнам, а также тремоло на одной струне, подцеп указательным пальцем, сдергивание, дробь. Начинается освоение «vibrato» , ведется работа над техническим развитием учащегося.

За год учащийся должен пройти:

Гаммы: Си-мажор, Ми -мажор, Фа # -минор (натуральный);

Этюды: 4-5 этюдов;

Пьесы: 8-10 пьес различного характера (в том числе пьесы для ансамбля);

Произведения для чтения с листа.

Учебно - тематическое планирование.

Примерное распределение учебных часов:

Содержание работ

Всего часов

Теория

Практика

1.

Посадка, постановка рук

4

-

4

2.

Теоретические сведения

4

1

3

3.

Гаммы, упражнения

8

1

7

4.

Чтение нот с листа, подбор

по слуху

width="125" valign="top">

4

-

4

5.

Этюды

8

2

6

6.

Произведения русских и зарубежных композиторов

7

1

6

7.

Обработка народных песен

и танцев

17

2

15

8.

Повторение концертного

Репертуара

16

-

16

ИТОГО: Часов в год

68

7

61

Четвертый год обучения.

В течение года продолжается работа по техническому развитию учащегося. Закрепляется ряд изучаемых приемов исполнения на произведениях больших по объему с аккордовой фактурой с использованием мелкой техники, усложненный ритм. Осваиваются новые приемы исполнения: глиссандо, флажолет, гитарный прием.

За год учащийся должен пройти:

Гаммы: Фа- # мажор, ре — мажор (натуральные, гармонические и мелодические);

Этюды: 4-5 этюдов;

Пьесы: 8-9 пьесы различного характера (в том числе ансамбли);

Произведения для чтения с листа.

Учебно - тематическое планирование.

Примерное распределение учебных часов:

Содержание работ

Всего часов

Теория

Практика

1.

Теоретические сведения

4

2

2

2.

Гаммы, упражнения

8

2

6

3.

Чтение нот с листа, подбор

по слуху

width="125" valign="top">

4

1

3

4.

Этюды

8

2

6

5.

Произведения русских и зарубежных композиторов

8

2

6

6.

Обработка народных песен

и танцев

20

4

16

7.

Повторение концертного

Репертуара

16

-

16

ИТОГО: Часов в год

68

13

55

Пятый год обучения.

В течение года продолжается работа над техническим развитием учащегося, более глубоком осмыслением и восприятием исполняемых произведений. Больше внимания уделяется самостоятельности в трактовке произведений, выборе выразительных средств исполнения (приемов, штрихов, аппликатуры, динамики и др.), а также подборе репертуара.

За год учащийся должен пройти:

Гаммы: Ми-минор 2-х октавная 3 вида, Ми-мажор 2-х октавная, арпеджио, хроматическая гамма, упражнения (Дорожкин, Шрадик, «Самоучитель», «Упражнения для скрипки»);

Этюды: 3-4 этюда на различные виды техники;

Пьесы: 6-7 пьес различного характера ( в том числе ансамбли);

Произведения для чтения с листа.

Учебно - тематическое планирование.

Примерное распределение учебных часов:

Содержание работ

Всего часов

Теория

Практика

1.

Теоретические сведения

4

2

2

2.

Гаммы, упражнения

8

2

6

3.

Чтение нот с листа, подбор

по слуху

width="104" valign="top">

4

2

2

4.

Этюды

8

2

6

5.

Произведения русских и зарубежных композиторов

10

2

8

6.

Обработка народных песен

и танцев

18

4

14

7.

Повторение концертного

Репертуара

16

-

16

ИТОГО: Часов в год

68

14

54

Шестой год обучения.

Шестой год обучения предполагает продолжение работы по совершенствованию исполнительского мастерства учащегося, выработка своего «почерка», своей манеры игры. Усиливается самоконтроль в работе над деталями, ответственность за выполнение художественных задач.

За год учащийся должен пройти:

Гаммы: Хроматические гаммы в разных тональностях;

Упражнения для пальцевой беглости;

Этюды: 3-4 этюда на различные виды техники;

Пьесы: 6-7 разнохарактерных пьес (в том числе ансамбли);

Произведения для чтения с листа.

Тематическое планирование.

Примерное распределение учебных часов:

Содержание работ

Всего часов

Теория

Практика

1.

Теоретические сведения

2

1

1

2.

Гаммы, упражнения

8

2

6

3.

Чтение нот с листа, подбор

по слуху

width="104" valign="top">

4

1

3

4.

Этюды

8

2

6

5.

Произведения русских и зарубежных композиторов

12

2

10

6.

Обработка народных песен

и танцев

18

4

14

7.

Повторение концертного

Репертуара

16

-

16

ИТОГО: Часов в год

68

12

56

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендованных для показа в течение учебного года на академических концертах.

Подготовительный класс:

Тамарин И. Этюд

Куликов П. Этюд

Иванов В. Этюд

«Во саду ли в огороде» р.н.п.

«Зайчик»

«Ёлочка»

«Солнышко»

«Петушок»

1-й год обучения:

Тамарин И. Этюд

Авксентьев Е. (обр.) «Как со горки» (1)[4]

Марченко И. «Марш» (3)

Глейхман В. Этюд

Белорусец И. (обр.) «Галя по садочку ходила» (3)

Пирогов О. Частушка (4)

Куликов П. Этюд

Черемухин М. (обр.) «Долия-раздолия» (5)

Иванов Аз. Полька (4)

2-й год обучения:

Рябинин А. Этюд

Авксентьев Е. (обр.) «Светит месяц» (6)

Польшина А. «Осень» (4)

Муха Н. Этюд

Камалдинов Г. (обр.) «Скоморошья небылица» (4)

Будашкин Н. Вальс (4)

Иванов В. Этюд

Илюхин А. (обр.) «Вы послушайте, ребята» (6)

Виноградов Ю. «Танец медвежат» (7)

3-й год обучения:

Гедике А. Этюд

Шутенко Т. (обр.) «Шла крольчиха за травкой» (8)

Зверев А. «Ку-ку»

Прошко Н. Этюд

Попонов В. (обр.) «Я с комариком плясала» (4)

Чайкин Н. Скерцино (3)

Марутаев М. Этюд

Глейхман В. (обр.) «Коробейники» (7)

Петров А. «Эксцентрический танец» (7)

4-й год обучения:

Черемухин Н. Этюд

Авксентьев Е. (обр.) «Что-то звон» (9)

Дварионас Б. Прелюдия (10)

Блинов Ю. Этюд

Илюхин А. (обр.) «Ехал казак на Дунай) (11)

Широков А. «Зеленый хоровод» (12)

Поздняков А. Этюд

Вязьмин Н. (обр.) «Посею лебеду на берегу» (13)

5-й год обучения:

Рябинин А. Этюд

Куликов А. (обр.) «То не ветер ветку клонит» (14)

Корелли А. «Гавот» (9,15)

Птичкин А. Этюд

Балмашов И. (обр.) «Перепелочка» (16,17)

Барчунов П. «Пляска» (18)

Кабалевский Д. Этюд

Андреев В. (обр.) « Как под яблонькой» (19)

Хватов В. Наигрыш (20)

6-й год обучения:

Чайкин н. Этюд

Шалов А. (обр.) «Волга-реченька глубока» (21)

Андреев В. «Румынская песня и чардаш» (22)

Феоктистов Б. Этюд

Трояновский Б. (обр.) «Уральская плясовая» (23)

Зверев А. Вальс (24)

Блинов Ю. Этюд

Осипов Н. (обр.) «Камаринская» (25)

Фибих З. Поэма (26)

Рекомендуемые сборники.

  1. Альбом начинающего балалаечника. Вып.7 .М.,1978
  2. Альбом ученика — балалаечника. Вып. 1 сост. П Манич .Киев,1972
  3. Андреев. Избранные произведения. М.,1983
  4. Балалаечнику — любителю. Вып.2.М.,1979
  5. Балалайка 1 кл. ДМШ сост. П. Манич Киев.,1980
  6. Балалайка.3 кл.ДМШ/Сост.П. Манич.Киев,1982
  7. Балалайка.4 кл. ДМШ./Сост. П. Манич.Киев,1983
  8. Дорожкин А. Самоучитель игры.М.,1988
  9. Дуэты балалаек. Хрестоматия для 1-2 кл. ДМШ/Сост. М. Грелавин.М.,1991
  10. Зверев А. Букварь балалаечника.1-2 кл. ДМШ.М.,1988
  11. Зверев А. Детский альбом. Изд.2-е.М.,1980
  12. Легкие пьесы. Вып. 2/Сост. А. Дорожкин. М.,1983
  13. Легкие пьесы. Вып.1/Сост. А. Дорожкин.М.,1959
  14. Легкие пьесы. Вып.5 М.,1964
  15. Педагогический репертуар 1-2 кл. ДМШ.Вып.3/Сост. В. Глейхман.М.,1979
  16. Педагогический репертуар. Вып.2.М.,1966
  17. Педагогический репертуар.3-5 кл. ДМШ. Вып5/Сост. В. Глейхман,1982
  18. Пьесы для балалайки.1-3 кл. ДМШ /Сост. В. Глейхман.М.,1999
  19. Пьесы, народные песни и танцы. Вып. 2/Сост. В. Мурзин.М.,1963
  20. Пьесы/Сост. А. Шалов.М.-Л.,1966
  21. Репертуар балалаечника. Вып. 2.М.,1966
  22. Репертуар балалаечника. Вып. 3/Сост. В. Ильяневич.Киев,1984
  23. Репертуар балалаечника. Вып.12/Сост. Н. Вязьмин.М.,1978
  24. Репертуар балалаечника. Вып.18.М.,1983
  25. Репертуар балалаечника. Вып.18.М.,1983
  26. Трояновский Б. Русские народные песни/ред. А. Илюхина. М.,1962
  27. Хрестоматия балалаечника 1-2 кл. ДМШ Вып.1 Сост. В. Глейхман.М.,1976
  28. Хрестоматия балалаечника. . Младшие классы ДМШ/Сост. В. Щербак М.,1996
  29. Хрестоматия для балалайки 1-2 кл. ДМШ/Сост. В. Авксентьев, Б. Авксентьев, Е. Авксентьев.М.,1963
  30. Хрестоматия для балалайки. 3-4 кл.ДМШ/Сост. В. Авксентьев, Б Авксентьев, Е. Авксентьев.М.,1965
  31. Хрестоматия для балалайки. 5 кл. ДМШ/Сост. В. Авксентьев, Б. Авксентьев, Е. Авксентьев.М.,1965
  32. Юный балалаечник. Л.,1982

Тематическое планирование.

Примерное распределение учебных часов по годам обучения:

Содержание работ

1год

2год

3год

4год

5год

6год

1.

Посадка, постановка рук

20

8

4

-

-

-

2.

Теоретические сведения

10

4

4

4

4

2

3.

Гаммы, упражнения

8

8

8

8

8

8

4.

Чтение нот с листа, подбор

по слуху

width="52" valign="top">

2

3

4

4

4

4

5.

Этюды

8

8

8

8

8

8

6.

Произведения русских и зарубежных композиторов

6

10

7

8

10

12

7.

Обработка народных песен

и танцев

14

17

17

20

18

18

8.

Повторение концертного

Репертуара

-

10

16

16

16

16

ИТОГО: Часов в год

68

68

68

68

68

68

Список литературы для преподавателей

[1] Д. Е. Кабалевский «Воспитание ума и сердца» Глава 4 «С мыслью о Сухомлинском»

[2] Панин « Павел Нечепоренко — исполнитель, педагог, дирижер»

[3] Речь идет о нетрадиционных формах проведения урока

[4] Цифры в скобках обозначают номер сборника в рекомендуемом далее списке.

Александров П. Способы извлечения звука, приемы игры и штрихи на домре.М.,1975

Андреев В. Статьи. Интервью. Воспоминания./Сост., текстологическая подготовка, примечания Б. Грановского.М.,1986

Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке.Л.,1983

Васильев Ю., Широков А. рассказы о русских народных инструментах. М.,1979

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.refcentr.ru/

Издательство «Музыка» 1986г.

Издательство «Просвещение» 1981г.

Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца : книга для учителя./Сост. В. Викторов.-М:Просвещение,1981

Купфер М. «Слово о балалайке» журнал «Наука и жизнь» №8

Методика обучения игре на народных инструментах.Л.,1975

Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. Изд. 2-е .М.,1991

Панин В. Павел Нечепоренко : исполнитель, педагог,дирижер. М.,1986

Пересада А. Справочник балалаечника. М.,1977

Петрушин В. Музыкальная психология - учебное пособие для студентов и преподавателей. — М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997

Соколов Ф. Русская народная балалайка.М.,1962

Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре.Л.,1984

Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. «Методика музыкального воспитания».М. «Музыка»-1990

Шалов А. Основы игры на балалайке.Л.,1970

Список литературы для учащихся

  1. Альбом начинающего балалаечника. Вып.7 .М.,1978
  2. Альбом ученика — балалаечника. Вып. 1 сост. П Манич .Киев,1972
  3. Андреев. Избранные произведения. М.,1983
  4. Балалаечнику — любителю. Вып.2.М.,1979
  5. Балалайка 1 кл. ДМШ сост. П. Манич Киев.,1980
  6. Балалайка.3 кл.ДМШ/Сост.П. Манич.Киев,1982
  7. Балалайка.4 кл. ДМШ./Сост. П. Манич.Киев,1983
  8. Дорожкин А. Самоучитель игры.М.,1988
  9. Дуэты балалаек. Хрестоматия для 1-2 кл. ДМШ/Сост. М. Грелавин.М.,1991
  10. Зверев А. Букварь балалаечника.1-2 кл. ДМШ.М.,1988
  11. Зверев А. Детский альбом. Изд.2-е.М.,1980
  12. Легкие пьесы. Вып. 2/Сост. А. Дорожкин. М.,1983
  13. Легкие пьесы. Вып.1/Сост. А. Дорожкин.М.,1959
  14. Легкие пьесы. Вып.5 М.,1964
  15. Педагогический репертуар 1-2 кл. ДМШ.Вып.3/Сост. В. Глейхман.М.,1979
  16. Педагогический репертуар. Вып.2.М.,1966
  17. Педагогический репертуар.3-5 кл. ДМШ. Вып5/Сост. В. Глейхман,1982
  18. Пьесы для балалайки.1-3 кл. ДМШ /Сост. В. Глейхман.М.,1999
  19. Пьесы, народные песни и танцы. Вып. 2/Сост. В. Мурзин.М.,1963
  20. Пьесы/Сост. А. Шалов.М.-Л.,1966
  21. Репертуар балалаечника. Вып. 2.М.,1966
  22. Репертуар балалаечника. Вып. 3/Сост. В. Ильяневич.Киев,1984
  23. Репертуар балалаечника. Вып.12/Сост. Н. Вязьмин.М.,1978
  24. Репертуар балалаечника. Вып.18.М.,1983
  25. Репертуар балалаечника. Вып.18.М.,1983
  26. Трояновский Б. Русские народные песни/ред. А. Илюхина. М.,1962
  27. Хрестоматия балалаечника 1-2 кл. ДМШ Вып.1 Сост. В. Глейхман.М.,1976
  28. Хрестоматия балалаечника. . Младшие классы ДМШ/Сост. В. Щербак М.,1996
  29. Хрестоматия для балалайки 1-2 кл. ДМШ/Сост. В. Авксентьев, Б. Авксентьев, Е. Авксентьев.М.,1963
  30. Хрестоматия для балалайки. 3-4 кл.ДМШ/Сост. В. Авксентьев, Б Авксентьев, Е. Авксентьев.М.,1965
  31. Хрестоматия для балалайки. 5 кл. ДМШ/Сост. В. Авксентьев, Б. Авксентьев, Е. Авксентьев.М.,1965
  32. Юный балалаечник. Л.,1982
Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности