Россия, Краснодарский край, г. Геленджик
МБОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества
Педагог дополнительного образования
Голуб Елена Евгеньевна
I.Введение
В составе Дополнительной образовательной программы Детской хоровой студии «Эльдорадо» наряду с непосредственным обучением детей хоровому пению предусмотрены комплексные меры по изучению музыкальных произведений.
Введение учебного предмета «Слушание музыки» позволяет вовлекать ребенка с дошкольного возраста в мир музыкального искусства, возникновения музыкальных инструментов, развивать в учащихся общую и художественную эрудицию, понимание художественной красоты музыки, стремление производить прекрасное. В процессе изучения музыкальных произведений развивается музыкальное мышление и память, происходит духовное обогащение личности ребенка, приобщение к общечеловеческим ценностям, интеграция в системе мировой и отечественной культур. Большое внимание уделяется хоровому творчеству композиторов, хоровым эпизодам в оперном творчестве.
Богатство содержания и разнообразие жанров произведений, знакомство с биографиями композиторов-классиков и современников, помогает понять связь искусства с явлениями общественной жизни.
Принципиально важным в программе является сам подход к изучению творчества отдельных композиторов, который осуществляется с позиций стилевого анализа музыкальной культуры рассматриваемой эпохи. В период обучения по программе учащимся предлагается разнообразная самостоятельная работа: прослушивание музыкальных произведениях на различных носителях: DVD, кассетах, просмотр видеоматериалов, телепрограмм, посещаются оперные и балетные спектакли, концерты симфонической и камерной музыки.
Образовательный процесс на первом году обучения построен, в основном, на использовании педагогами игровых форм работы, предлагая детям активное участие в занятиях.
Цель и задачи программы
Цель программы — обучение сознательному и эмоциональному пониманию музыки, знанию истории музыки, жанров, стилей и видов музыкальных произведений, композиторов разных эпох, развитие духовного мира ребенка через восприятие музыкальных произведений, раскрытие творческих способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и субъектного опыта средствами музыкального искусства.
Задачи программы
Образовательные:
Воспитательные:
Организация образовательного процесса
В учебные группы по обучению предмета «Слушание музыки» входят дети — участники детской хоровой студии «Эльдорадо», на условиях определенных в комплексной программе студии.
Программа предполагает занятия с детьми от 8-9лет до 13-14 лет.
Обучение начинается на 3-4 году обучения в хоре «Соловушки» и рассчитано на 5 лет. Однако, при формировании группы, стабильно занимающейся с 4 лет, можно начинать изучении данного предмета с 6 летнего возраста. После 2- го года обучения можно сделать перерыв на два года и продолжить обучение с 10 летнего возраста.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 36 часов. Занятия проводятся как по учебным группам, так и в виде сводного занятия для всего состава хоров. Возможно проведение занятий в виде практических посещений концертов, оперных, балетных спектаклей.
Организационно-педагогические условия и особенности обучения подробно изложены в пояснительной записке дополнительной образовательной программы детской хоровой студии «Эльдорадо» и распространяются на все виды и формы деятельности.
Планирование образовательного процесса изложено в форме календарно-тематических планов на каждый год обучения, при этом учебный предмет «Слушание музыки» имеет свою специфику, которая выражается, прежде всего, в большом теоретическом материале, превалирующим над практическим. Однако, в процессе обучения передача теоретических знаний сочетается с активном вовлечением детей в обсуждение музыкальных произведений, дискуссию и высказывание по изучаемым темам.
Ожидаемые результаты
В качестве результатов обучения рассматриваются следующие позиции:
В течение учебного года педагоги Хоровой студии «Эльдорадо» проводят поэтапную диагностику успешности усвоения программного материала с использованием следующих способов определения результативности:
I этап (начальный) — собеседование для определения начального уровня развития ребенка;
II этап (промежуточный) –открытое занятие с последующим анализом результатов;
III этап (итоговый) — открытое занятие.
Критерии оценки результативности:
Механизм оценки получаемых результатов
Прогнозируемая диагностическая работа:
- умение играть в предлагаемые музыкальные игры, загадки и др.
- групповая и индивидуальная сдача учебного материала.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Учебный предмет — «Слушание музыки»
(1-2 — ой годы обучения)
№ |
Название раздела и темы |
Количество учебных часов в год |
|||
1 год обучения |
2 год обучения |
||||
теория |
практика |
теория |
практика |
||
1. |
Вводные занятия |
1 |
0 |
1 |
1 |
2. |
Биографические сведения и характеристика стилей композиторов. |
6 |
3 |
2 |
8 |
3. |
Прослушание и анализ произведений |
7 |
3 |
5 |
5 |
4. |
Общие характеристики эпох и направление развития жанров музыки. |
9 |
6 |
5 |
8 |
5. |
Итоговое занятие |
0 |
1 |
0 |
1 |
Итого |
23 |
13 |
13 |
23 |
|
Всего |
36 |
36 |
Учебный предмет — «Слушание музыки»
(3-5– ый годы обучения)
№ |
Название раздела и темы |
Количество учебных часов в год |
||||||
3 год обучения |
4год обучения |
5 год обучения |
||||||
теория |
практика |
теория |
практика |
теория |
практика |
|||
1. |
Вводные занятия |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
|
2. |
Биографические сведения и характеристика стилей композиторов. |
2 |
8 |
2 |
8 |
2 |
8 |
|
3. |
Прослушание и анализ произведений |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
4. |
Общие характеристики эпох и направление развития жанров музыки. |
5 |
9 |
5 |
9 |
5 |
9 |
|
5. |
Итоговое занятие |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
|
Итого |
13 |
23 |
13 |
23 |
13 |
23 |
||
ВСЕГО |
36 |
36 |
36
|
2.1 Календарно- тематический план
Учебный предмет — «Слушание музыки»
1 год обучения
Месяц, неделя |
Название базовой темы |
Кол-во часов |
Сентябрь |
||
1 |
Вводное занятие. Беседа о правилах безопасности. Введение в учебный предмет «Слушание музыки» |
1 |
2 |
В мире загадочных звуков. Звуки шумовые и музыкальные. |
1 |
3 |
Сила звука, мелодический слух. Музыкально-дидактические игры «Куколка» , «Шарик». |
1 |
4 |
Громкая и тихая музыка. Динамические оттенки музыкальной речи. |
1 |
Октябрь |
||
1 |
Высота звука и звуковысотный слух. |
1 |
2 |
Развитие навыка различать звуки по высоте. Музыкально-дидактические игры «Бубенчики» «Ученый кузнечик» |
1 |
3 |
Длительность звука -одна из важнейших особенностей |
1 |
4 |
Имена и ритмы. Музыкально-дидактические игры и загадки |
1 |
Ноябрь |
||
1 |
Музыкально-дидактические игры «Путешествие « «Учимся танцевать» |
1 |
2 |
Тембровая окраска и тембровый слух. |
1 |
3 |
Музыкально-дидактические игры и загадки |
1 |
4 |
Первые музыкальные инструменты- история происхождения |
1 |
Декабрь |
||
1 |
Музыкально-дидактические игры «Кого зовет музыка», «Услышать сигнал» |
1 |
2 |
Конный аукцион –музыка Чайковского, Гречанинова, Шумана. |
1 |
3 |
Приглашаем в путешествие («Детский альбом» )Чайковского |
1 |
4 |
Зимние зарисовки |
1 |
|
ИТОГО ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ |
16 |
Январь |
||
1 |
Умение различать мажорное и минорное настроение музыки( музыка для детей Майкапара ,Гречанинова, Чайковского, Шумана.) |
1 |
2 |
Слушай, различай, отгадывай.( Музыка для детей Кабалевского, Майкапара, Гречанинова, Шумана.) |
1 |
3 |
Жанры музыки -МАРШ |
1 |
4 |
Марши Прокофьева, Шумана, Чайковского |
1 |
Февраль |
||
1 |
Творчество детей при восприятии музыки. Передача своих впечатлений при слушании музыки |
1 |
2 |
Музыкально-дидактическая игра «Музыка для игрушки» |
1 |
3 |
Ударные инструменты |
1 |
4 |
Духовые инструменты |
1 |
Март |
||
1 |
Струнно- смычковые инструменты |
1 |
2 |
История происхождения фортепиано |
1 |
3 |
Музыкальная викторина. «Какой звучит инструмент? « |
1 |
4 |
Прокофьев «Петя и Волк» |
1 |
Апрель |
||
1 |
Рисуем любимую мелодию «Детский альбом» Чайковского |
1 |
2 |
Музыкальная викторина «Угадай произведение» |
1 |
3 |
Танцевальная музыка для детей |
1 |
4 |
Определяем настроение и характер музыки и передаем его в движении. |
1 |
Май |
||
1 |
Развитие навыков восприятия музыки- музыкальной памяти, умения определять характер музыки |
1 |
2 |
Сказка в музыке |
1 |
3 |
Сказка в музыке |
1 |
4 |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ |
1 |
Итого за II полугодие
|
20 |
|
Итого за год |
36 |
2.2 Календарно — тематический план
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — «Слушание музыки»
2 год обучения.
Месяц, неделя |
Название базовой темы |
Кол-во часов |
Сентябрь |
||
1 |
Вводное занятие. Беседа о правилах техники безопасности |
1 |
2 |
Правила поведения при встрече с музыкой. |
1 |
3 |
Музыка детства- песни для детей. |
1 |
4 |
Маленькие рассказы о музыке. Ноты- история происхождения |
1 |
Октябрь |
||
1 |
Музыкально- дидактические игры для развития восприятия музыки. |
1 |
2 |
Как рождалась музыка? |
1 |
3 |
Первые музыкальные инструменты. Древне- греческие мифы. |
1 |
4 |
Осенние зарисовки. Музыка «Времена года»Чайковского. |
1 |
Ноябрь |
||
1 |
Струнные инструменты. Вивальди «Времена года» Осень |
1 |
2 |
Фортепиано- его история, Чайковский «На тройке» |
1 |
3 |
Сказка в музыке.»Три чуда» из оперы Н. Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане» |
1 |
4 |
Сказка в музыке. Марш Черномора М.Глинки из оперы «Руслан и Людмила» |
1 |
Декабрь |
||
1 |
Сказка в музыке. А.Лядов. «Волшебное озеро» |
1 |
2 |
Сказка в музыке. М. Мусоргский. «Ночь на Лысой горе» |
1 |
3 |
Зимние эскизы. |
1 |
4 |
Музыкальная викторина «Угадай мелодию» |
1 |
Итого за 1 полугодие |
16 |
Январь |
||
1 |
Русское народное творчество в зимних праздниках. |
1 |
2 |
Колядки, история их появления, святки. |
1 |
3 |
Проводы зимы- Масленица. |
1 |
4 |
Закликание весны. |
1 |
Февраль |
||
1 |
Русские народные инструменты. |
1 |
2 |
Жанры русской народной песни. |
1 |
3 |
Рассказ о певческих голосах. Детский голос. |
1 |
4 |
Высокие женские и мужские голоса. |
1 |
Март |
||
1 |
Низкие женские и мужские голоса. |
1 |
2 |
Жанры музыки - ОПЕРА. |
1 |
3 |
Профессия — дирижер |
1 |
4 |
Что такое БАЛЕТ ? |
1 |
Апрель |
||
1 |
Танцы народов мира Брамс. Венгерские танцы. Дворжак. Славянские танцы. |
1 |
2 |
Танцы народов мира: полька, галоп. |
1 |
3 |
Танцы народов мира. (по выбору педагога) |
1 |
4 |
Танцевальный калейдоскоп. |
1 |
Май |
||
1 |
Песни военных лет. |
1 |
2 |
Весенние голоса-вальсы Штрауса. |
1 |
3 |
«Времена года «Вивальди», Чайковского. |
1 |
4 |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ |
1 |
Итого за 2 полугодие |
20 |
|
Итого за год |
36 |
III.СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1-2 год обучения
Содержание и направления образовательной деятельности данной программы не являются оригинальными и авторскими и основываются на имеющихся в практике типовых программах и учебных пособиях по учебному предмету «Музыкальная литература», переработанными и дополненными новым музыкальным и теоретическим материалом.
Вводное занятие. Краткий рассказ о предмете, о классической музыке, для чего она необходима.
Звуки музыки. Ритм, высота. Этот раздел предмета, кроме общих теоретических сведений об особенностях музыкального звука, позволяют развивать у детей группу музыкальных сенсорных способностей (умение слышать высоту, длительность, силу, тембровую окраску звука, чувство ритма) с помощью дидактических игр.
Музыкальный инструмент. Виды музыкальных инструментов.
Этот раздел знакомит детей со звучанием различных инструментов. С помощью игр ребенку предлагается ассоциировать те или иные музыкальные инструменты с определенными природными явлениями, животными, растениями. Научить различать звучание инструментов друг от друга.
Жанр музыки. Тема позволит расширить кругозор ребенка , узнать значение таких слов как: опера, балет, дирижер, мелодия, гармония. Происходит краткое знакомство с жанрами русских народных песен.
Прослушивание музыки. Прививается навык правильного слушания музыки. С помощью увлекательных игр, направленных на развитие слухового внимания, дети знакомятся с небольшими по объему, лёгкими для запоминания яркими музыкальными произведениями известных композиторов: П. Чайковского, В. Гречанинова, Р. Шумана, С. Прокофьева, Д. Кабалевского.
Ребенку предлагается передать свои ощущения от услышанной музыки с помощью рисунка. Это развивает детскую фантазию и помогает глубже проникнуть в содержание и настроение музыкальных произведений.
2.3. Календарно- тематический план
Учебный предмет — «Слушание музыки»
3 год обучения
Месяц, неделя |
Название темы |
Кол-во часов |
СЕНТЯБРЬ |
||
1 |
Вводное занятие. Беседа по технике безопасности. |
1 |
2 |
Музыка и мы. |
1 |
3 |
Легенды о музыке. Аполлон и музы. |
1 |
4 |
Легенда об Орфее. |
1 |
ОКТЯБРЬ |
||
1 |
Былина о Садко. |
|
2 |
Выразительные средства музыки — мелодия, гармония. |
1 |
3 |
Выразительные средства музыки -ритм, лад. |
1 |
4 |
Динамика. Тембр и регистр. Симфонический оркестр. |
1 |
НОЯБРЬ |
||
1 |
Возникновение музыкальных инструментов. |
1 |
2 |
Струнные инструменты. |
1 |
3 |
Деревянные духовые инструменты. |
1 |
4 |
Медные духовые инструменты. |
1 |
ДЕКАБРЬ |
||
1 |
Народные инструменты. |
1 |
2 |
Музыкальные формы. Детский альбом П.И. Чайковского. |
1 |
3 |
Детский альбом П.Чайковского. |
1 |
4 |
Детский альбом П.Чайковского. |
1 |
Итого за первое полугодие |
16 часов |
|
ЯНВАРЬ |
||
1 |
Музыка и слово. Песня. Романс. |
1 |
2 |
Музыка и слово в фольклоре. Веснянки. Колядки. |
1 |
3 |
Былины. Исторические песни. Лирические песни. |
1 |
4 |
Певческие голоса. |
1 |
ФЕВРАЛЬ |
|
|
1 |
Шуточные, плясовые, колыбельные песни. |
1 |
2 |
Музыка и движение. Маршевая музыка. |
1 |
3 |
Танцевальная музыка. Народные танцы. |
1 |
4 |
Западно-европейские танцы. |
|
Март |
|
|
1 |
Программно-изобразительная музыка. |
1 |
2 |
А.Лядов. Баба- Яга. Кикимора. Волшебное озеро. |
1 |
3 |
М .Мусоргский. «Картинки с выставки. |
1 |
4 |
Н.Римский-Корсаков. Три чуда. Полет шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане». |
1 |
Апрель
|
|
|
1 |
Музыка и театр. |
1 |
2 |
Музыка к драматическому спектаклю. Э.Григ. «Пер Гюнт» |
1 |
3 |
История балета. Мариус Петипа. |
1 |
4 |
П. Чайковский. Балет Щелкунчик. |
1 |
Май |
||
1 |
П.Чайковский. Балет Щелкунчик. |
1 |
2 |
Опера. М.Глинка. «Руслан и Людмила» |
1 |
3 |
М.Глинка «Руслан и Людмила». |
1 |
4 |
Итоговое занятие. |
1 |
Итого за 2 полугодие |
20 часов |
|
Итого за год |
36 часов |
Содержание и направления образовательной деятельности.
3-ий год обучения.
Вводное занятие. Введение в учебный предмет «Слушание музыки». Цели и задачи обучения.
Значение музыки в жизни народа. Сказки, легенды, произведения изобразительного искусства, воспевающие музыку, силу её воздействия на людей. Народная и профессиональная музыка. Композитор-исполнитель-слушатель.
Возникновение народных инструментов. Струнные , деревянно –духовые, народные и медные духовые инструменты.
Русская народная музыка. Искусство скоморохов: пение весёлых потешных песен, игра на народных инструментах, постановка театрализованных представлений. Жанры русских народных песен. Трудовые, обрядовые, календарные, масленичные, семейно-бытовые хороводные, исторические, лирические русские народные песни; былины; старые революционные песни. Отношение русских композиторов к русской песне.
Музыка и движение. Маршевая музыка, танцевальные жанры, народные танцы.
Выразительные возможности музыки. Регистры, мелодия, сила звучания, ритм, размер, форма изложения как средства музыкальной выразительности. Исполнительские составы и их выразительное значение.
Программная и непрограммная музыка. Основное отличие программной музыки от непрограммной. Краткие и развернутые словесные программы. Возможность привлечения в качестве программы музыкальных сочинений произведений живописи, скульптуры. Изобразительные возможности программной музыки. Программность картинная и сюжетная. А. Лядов,
М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков.
Музыка и театр. П. Чайковский. Н Римский-Корсаков, э. Григ.
2.4 Календарно- тематический план
Учебный предмет — «Слушание музыки»
4 год обучения
Месяц, неделя |
Название базовой темы |
Кол-во часов |
СЕНТЯБРЬ |
||
1 |
Музыкальная форма. Период, куплетная, 2-х и 3-х частная формы. |
1 |
2 |
Вариации. Рондо. |
1 |
3 |
Сюита. Английские сюиты И.С.Баха. |
1 |
4 |
Н.А.Римский –Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада» |
1 |
ОКТЯБРЬ |
||
1 |
Соната Л.Бетховен Соната «Патетическая» |
1 |
2 |
Симфония П.Чайковский. Симфония «Зимние грезы» |
1 |
3 |
Концерт . А. Вивальди. Времена года. |
1 |
4 |
Концерт Ф. Шопен. |
1 |
НОЯБРЬ |
||
1 |
Фортепианный цикл П. И.Чайковского «Времена года» |
1 |
2 |
Музыкальная картина М.Мусоргского «Иванова ночь на Лысой горе» |
1 |
3 |
Увертюра- фантазия П.И.Чайковского « Ромео и Джульетта» |
1 |
4 |
М. И. Глинка. Испанская увертюра «Арагонская хота», «Камаринская» |
1 |
ДЕКАБРЬ |
||
1 |
Сказка в музыке. «Спящая красавица»- балет П.И.Чайковского |
1 |
2 |
«Иоланта»- опера П.И.Чайковского. |
1 |
3 |
Бал на все времена. (Аллеманда, гавот, павана.) |
1 |
4 |
Бал на все времена. (Контрданс ,болеро, жига, куранта.) |
1 |
Итого за 1 полугодие |
16 |
ЯНВАРЬ |
||
1 |
Бал на все времена.(Менуэт, экоссез, мазурка.) |
1 |
2 |
Бал на все времена. (Полонез, вальс.) |
1 |
3 |
Венгерские танцы И.Брамса. |
1 |
4 |
Славянские танцы Дворжака. |
1 |
Февраль |
||
1 |
И.Штраус - король вальса. |
1 |
2 |
Ф.Шопен. Полонезы, мазурки. |
1 |
3 |
Танцевальная музыка в творчестве русских композиторов. М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин». |
1 |
4 |
Танцевальные ритмы 20 века. |
1 |
МАРТ |
||
1 |
Фортепианное творчество композиторов- романтиков. Ф.Лист. |
1 |
2 |
Роберт Шуман. «Карнавал» |
1 |
3 |
Эдвард Григ. Концерт для ф-но с оркестром. |
1 |
4 |
Ф.Шопен. Этюды, прелюдии, баллады. |
1 |
АПРЕЛЬ |
||
1 |
Оперетта. И. Кальман, И.Дунаевский, И Штраус. |
1 |
2 |
Оперетта. «Летучая мышь» |
1 |
3 |
Оперетта « Мистер Икс» |
1 |
4 |
Мюзикл. Р. Роджерс «Звуки музыки» |
1 |
МАЙ |
||
1 |
Мюзикл. «Поющие под дождем» |
1 |
2 |
Мюзикл. Э. Уэбэр. «Призрак Оперы» |
1 |
3 |
Рок- опера. «Иисус Христос - Супер Стар» |
1 |
4 |
Рок –опера «Юнона и Авось»А.Рыбников. |
1 |
Итого за 2 полугодие |
20
|
|
Итого за год |
36 |
Содержание и направления образовательной деятельности
4-ый год обучения
Введение. Цели и задачи четвертого года обучения.
Разнообразие музыкальных жанров. Знакомство учащихся с основными жанрами и формами. Обзор жанров: от простейших песен до сложнейших оркестровых и вокально-хоровых произведений.
Жанр танцевальной музыки. Бал на все времена. Характерные особенности национальных танцев. Танцевальная музыка в творчестве русских композиторов.
Инструментальная музыка. Общая характеристика старинных западноевропейских танцев. Вальсы, польки, мазурки, чарльстон, полонезы, танго. Малые формы инструментальной музыки. Циклические формы инструментальной музыки. Особенности вариационных циклов. Особенности цикличности в сюитах. Характеристика классического сонатно-симфонического цикла.
Оперетта, мюзикл, рок- опера — как образцы синтетического вида искусства.
2.5. Календарно- тематический план
Учебный предмет — «Слушание музыки»
5 год обучения
Месяц, неделя |
Название темы |
Кол-во часов |
СЕНТЯБРЬ |
||
1 |
Вводное занятие. Итальянская опера .Дж. Россини. «Путешествие в Реймс». «Севильский цирюльник». |
1 |
2 |
Дж.Верди. «Риголетто» |
1 |
3 |
Дж.Верди. «Риголетто» |
1 |
4 |
Дж.Верди. «Травиата» |
1 |
ОКТЯБРЬ |
||
1 |
Дж.Верди. «Травиата» |
|
2 |
В.-А.Моцарт. «Свадьба Фигаро» |
1 |
3 |
В.-А.Моцарт. «Свадьба Фигаро» |
1 |
4 |
В.-А.Моцарт. «Дон Жуан» |
1 |
НОЯБРЬ |
||
1 |
В.-А.Моцарт «Дон Жуан.» |
1 |
2 |
В.-А.Моцарт. «Реквием.» |
1 |
3 |
В.-А.Моцарт. «Реквием.» |
1 |
4 |
В.-А.Моцарт. Клавирная музыка |
1 |
ДЕКАБРЬ |
||
1 |
В.-А.Моцарт. Симфоническое творчество |
1 |
2 |
Ж.Бизе. Кармен |
1 |
3 |
К.Сен-Санс. Самсон и Далила. |
1 |
4 |
К.Сен-Санс .Концерт для ф-но с оркестром. |
1 |
Итого за первое полугодие |
16 часов |
|
ЯНВАРЬ |
||
1 |
М.И.Глинка Опера Иван Сусанин. |
1 |
2 |
Н.А.Римский-Корсаков. |
1 |
3 |
Опера Снегурочка. |
1 |
4 |
П.И.Чайковский. |
1 |
ФЕВРАЛЬ |
|
|
1 |
Фортепианное творчество. |
1 |
2 |
Симфоническое творчество. Симфония №1 |
1 |
3 |
Оперное творчество. Евгений Онегин |
1 |
4 |
Опера Евгений Онегин |
|
Март |
|
|
1 |
Балет Лебединое озеро |
1 |
2 |
Балет Лебединое озеро |
1 |
3 |
Хоровые сочинения .Всенощное бдение. |
1 |
4 |
Романсы. |
1 |
Апрель
|
|
|
1 |
С.В.Рахманинов. Фортепианное творчество. |
1 |
2 |
Концерт для ф-но с оркестром №1 |
1 |
3 |
Хоровая музыка |
1 |
4 |
Опера Алеко. |
1 |
Май |
||
1 |
Дж.Гершвин . Рапсодия. |
1 |
2 |
М.Вангелис. Мифическая Ода. |
1 |
3 |
Великий голос 20 века –Энрике Карузо. Фантастическая Чечилия Бартоли. |
1 |
4 |
Композиторы Кубани. |
1 |
Итого за 2 полугодие |
20 часов |
|
Итого за год |
36 часов |
Содержание и направления образовательной деятельности
5-ый год обучения.
Вводное занятие. Цели и задачи пятого года обучения.
Становление и развитие жанра оперы. Д. Россини, Д. Верди, оперная реформа В. Моцарта, Ж. Бизе, К. Сен-Санс.
М. Глинка — основоположник русской классической музыки. Народные истоки музыки М.Глинки. Два типа оперы. Многообразие камерного вокального жанра. «Камаринская» - начало русского симфонизма.
Продолжение традиций М.Глинки в творчестве композиторов «Могучей кучки». Оперное, симфоническое, камерное вокальное и камерное инструментальное творчество композиторов «Могучей кучки». Оперы Н. Римский –Корсакова.
Общая характеристика творчества П.Чайковского. Разнообразие сюжетов опер П.Чайковского. Создание нового типа оперы — лирико — психологической драмы. Внесение в балетную партитуру симфонического единства и сквозного музыкального развития. Многогранность симфонизма П.Чайковского. Разнообразие тематики вокальных произведений.
Краткий обзор русского музыкального искусства конца XIX– первой половины XX века. Реалистическая направленность творчества С.Рахманинова. Симфоническое творчество, фортепианное, оперное и вокально –хоровое.
Жанр вокальной музыки. Общая характеристика песенного жанра. Сольное, ансамблевое и хоровое исполнение песен. Многообразие хоровых жанров. Крупные вокально-хоровые произведения.
Зарубежные композиторы 20 века. Сочинения Дж. Гершвина и М. Вангелиса.
Лучшие исполнители вокальной и инструментальной музыки в России.
Композиторы Кубани