Россия, Краснодарский край, г. Геленджик
МБОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества
Педагог дополнительного образования
Голуб Елена Евгеньевна
I.Введение
Дополнительная образовательная программа хоровой студии «Эльдорадо» предусматривает изучения ряда предметов, позволяющих объединить усилия педагогов и создать такую единую образовательную среду, которая способствует наиболее быстрому достижению поставленных целей, учитывая различную степень устойчивости интересов, способностей детей разных возрастных категорий и комплексно решить задачи музыкального воспитания детей от дошкольного до старшего школьного возраста, и достичь поставленной цели.
Дополненное и переработанное приложение составлено педагогами хоровой студии на основе учебных пособий Ю.Фроловой, которые в использовании показали прекрасные результаты.
Отличительной особенностью программы является ее интегративность. В результате обучения по Программе достигается создание целостного музыкально-художественного образа при сохранении и развитии индивидуальности каждого ребенка.
Учебный предмет «Сольфеджио» вводится на четвертом году обучения детей в Хоровой студии «Эльдорадо», для учащихся Хора «Соловушки» и продолжается в течение 6 лет обучения вплоть до окончания Хоровой студии.
Занятия по музыкально-теоретическому предмету «Сольфеджио» проводятся по группам из 6 - 8 человек 2 раза в неделю по 1 занятию.
II. Учебно-тематические планы
Учебный предмет - «Сольфеджио»
( 1- 2-й годы обучения)
№ п\п |
Название учебной темы |
Количество учебных часов в год |
|||
1год обучения |
2 год обучения |
||||
теория |
практика |
теория |
практика |
||
1. |
Вводное занятие Введение в учебный предмет «Сольфеджио» |
1 |
0 |
1 |
0 |
2. |
Вокально-интонационные навыки |
3 |
7 |
3 |
7 |
3. |
Сольфеджирование и пение с листа |
3 |
6 |
3 |
6 |
4. |
Воспитание чувства метроритма |
3 |
6 |
3 |
6 |
5. |
Воспитание музыкального восприятия |
4 |
6 |
4 |
6 |
6. |
Музыкальный диктант |
4 |
6 |
4 |
6 |
7. |
Воспитание творческих навыков |
4 |
7 |
4 |
7 |
8. |
Теоретические сведения |
4 |
7 |
4 |
7 |
9. |
Итоговое занятие. Повторение пройденного. |
0 |
1 |
0 |
1 |
Итого |
26 |
46 |
26 |
46 |
|
Всего |
72 |
72 |
Учебно-тематический план
Учебный предмет - «Сольфеджио»
( 3- 4-й годы обучения)
№ п\п |
Название учебной темы |
Количество учебных часов в год |
|||
3год обучения |
4 год обучения |
||||
теория |
практика |
теория |
практика |
||
1. |
Вводное занятие Введение в учебный предмет «Сольфеджио» |
1 |
0 |
1 |
0 |
2. |
Вокально-интонационные навыки |
3 |
7 |
3 |
7 |
3. |
Сольфеджирование и пение с листа |
3 |
7 |
3 |
7 |
4. |
Воспитание чувства метроритма |
3 |
6 |
3 |
6 |
5. |
Воспитание музыкального восприятия |
4 |
6 |
4 |
6 |
6. |
Музыкальный диктант |
4 |
6 |
4 |
6 |
7. |
Воспитание творческих навыков |
4 |
6 |
4 |
6 |
8. |
Теоретические сведения |
4 |
7 |
4 |
7 |
9. |
Итоговое занятие. Повторение пройденного. |
0 |
1 |
0 |
1 |
Итого |
26 |
46 |
26 |
46 |
|
Всего |
72 |
72 |
Учебно-тематический план
Учебный предмет - «Сольфеджио»
( 5- 6-й годы обучения)
№ п\п |
Название учебной темы |
Количество учебных часов в год |
|||
5 год обучения |
6 год обучения |
||||
теория |
практика |
теория |
практика |
||
1. |
Вводное занятие. Введение в учебный предмет «Сольфеджио» |
1 |
0 |
1 |
0 |
2. |
Вокально-интонационные навыки |
3 |
7 |
3 |
7 |
3. |
Сольфеджирование и пение с листа |
3 |
7 |
3 |
7 |
4. |
Воспитание чувства метроритма |
3 |
6 |
3 |
6 |
5. |
Воспитание музыкального восприятия |
4 |
6 |
4 |
6 |
6. |
Музыкальный диктант |
4 |
6 |
4 |
6 |
7. |
Воспитание творческих навыков |
4 |
6 |
4 |
6 |
8. |
Теоретические сведения |
4 |
7 |
4 |
7 |
9. |
Итоговое занятие. Повторение пройденного. |
0 |
1 |
0 |
1 |
Итого |
26 |
46 |
26 |
46 |
|
Всего |
72 |
72 |
2.1 Календарно-тематический план
Учебный предмет — «Сольфеджио»
1-ый год обучения
Месяц, неделя |
Название базовой темы |
Кол-во часов |
Сентябрь |
||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
1 |
Звуки, их высота. |
1 |
2 |
Знакомство с клавиатурой. |
1 |
2 |
Знакомство с регистрами, октавами. |
1 |
3 |
Нотный стан, скрипичный ключ, ноты. |
1 |
3 |
Ноты первой октавы. |
1 |
4 |
Ноты печатные и ноты прописные. |
1 |
4 |
Ритм. Ритмослоги. |
1 |
Октябрь |
||
1 |
Длительности четвертные и восьмые. |
1 |
1 |
Звукоряд. |
1 |
2 |
Игра на инструменте нот первой октавы |
1 |
2 |
Ритмические фигуры. |
1 |
3 |
Пение по нотам простейших попевок. |
1 |
3 |
Ноты второй октавы. |
1 |
4 |
Звукоряд. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Мажор и минор. |
1 |
Ноябрь |
||
1 |
Дидактические игры. |
1 |
1 |
Ноты на добавочных линейках. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Тональность. Гамма До мажор. |
1 |
2 |
Ступени лада, их обозначение. |
1 |
3 |
Дидактические игры. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Знакомство с нотами малой октавы. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Сильная и слабая доли. Слушание музыки. |
1 |
4 |
Запись ритмического рисунка стихотворения. Пение по нотам. |
1 |
Декабрь |
||
1 |
Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Пение по нотам. |
1 |
1 |
Двухдольный размер. Дидактические игры. |
1 |
2 |
Такт. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Интервалы. Их название и обозначение. Построение интервалов от разных звуков. |
1 |
3 |
Дорожка интервалов, игра на инструменте. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Запись интервальных дорожек от разных звуков. |
1 |
4 |
Дидактические игры. Пение по нотам. Работа с интервалами по карточкам. |
1 |
4 |
Повторение материала. Контрольный урок. |
1 |
|
Итого за 1 полугодие |
32 часа |
Январь |
||
1 |
Работа с интервалами. Пение по нотам. |
1 |
1 |
Построение интервальных дорожек от звука вниз. |
1 |
2 |
Запись ритмического рисунка стихотворения. Сочинение мелодии на заданный ритм. |
1 |
2 |
Басовый ключ. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Игра попевок в басовом ключе. |
1 |
3 |
Пауза. Работа с ритмическими группами. Вокально-интонационные упражнения. |
1 |
4 |
Затакт. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Параллельные тональности. ЛЯ минор. |
1 |
Февраль |
||
1 |
Подбор мелодии по слуху и запись ее нотами. Пение по нотам. |
1 |
1 |
Ритмическое двухголосие. Построение интервалов от заданного звука вверх. |
1 |
2 |
2-х частная форма- слушание музыки. Запись ритмического рисунка знакомой мелодии. |
1 |
2 |
Диез. Бемоль. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Тон- полутон. Нахождение на клавиатуре. Построение интервалов от заданного звука вниз. |
1 |
3 |
Построение интервалов на фортепиано вверх и вниз. |
1 |
4 |
Работа с ритмическим лабиринтом. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Хроматическая и целотонная гамма. Пение по нотам. |
1 |
Март |
||
1 |
Энгармонизм звуков, нахождение их на клавиатуре. |
1 |
1 |
Трехдольный размер- слушание музыки. |
1 |
2 |
Запись ритмического рисунка знакомой мелодии. |
1 |
2 |
Строение мажорной гаммы. Фа мажор. |
1 |
3 |
Тетрахорды. Вокально - интонационные упражнения. |
1 |
3 |
Нота с точкой. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Большая и малая секунды. |
1 |
4 |
Запись ритмического рисунка стихотворения. |
1 |
Апрель |
||
1 |
Запись ритмического рисунка и сочинение мелодии. |
1 |
1 |
Терции - большие и малые. Правила построения. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Канон. Пение каноном. Работа над ритмическим трехголосием. |
1 |
2 |
Строение минорной гаммы. Ре минор. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Построение больших и малых терций. Вокально-интонационные упражнения. |
1 |
3 |
Построение больших и малых терций на фортепиано от заданного звука вверх и вниз. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Определение на слух интервалов. Пение по нотам |
1 |
4 |
Сочинение мелодии на заданный ритмический рисунок. |
1 |
Май |
||
1 |
Определение интервалов и нахождение их на фортепиано. Пение по нотам. |
1 |
1 |
Работа с ритмическим лабиринтом. |
1 |
2 |
Подбор по слуху знакомой мелодии от разных звуков. |
1 |
2 |
Сочинение мелодии в тональности Ре минор с использованием устойчивых и неустойчивых ступеней. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Построение предложенных интервалов от разных звуков вверх и вниз. |
1 |
3 |
Сочинение мелодии на заданный ритмический рисунок, игра на инструменте. |
1 |
4 |
Повторение пройденного материала. Контрольный урок. |
1 |
4 |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. |
1 |
Итого за 2 полугодие |
40 часов |
|
|
Итого за год |
72 часа |
III. СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1-й год обучения.
Вокально-интонационные навыки.
Певческие навыки:
Пропевание
Сольфеджирование и пение с листа
Пение:
Воспитание чувства метроритма.
Воспитание музыкального восприятия.
Воспитание творческих навыков.
импровизация:
Теоретические сведения.
2.2 Календарно-тематический план
Учебный предмет — «Сольфеджио»
2-ой год обучения
Сентябрь |
||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
1 |
Повторение пройденного. Решение кроссворда. |
1 |
2 |
Ступеневые дорожки. Работа в тональности До мажор. |
1 |
2 |
Повторение длительностей. Работа с ритмическими группами. |
1 |
3 |
Половинная пауза. Вокально- интонационные упражнения.. |
1 |
3 |
Тоны- полутоны. Хроматическая гамма, целотонная гамма. |
1 |
4 |
Повторение интервалов- секунда большая и малая. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Главные ступени лада. Вокально- интонационные упражнения. |
1 |
Октябрь |
||
1 |
Главные трезвучия лада. Игра трезвучий на фортепиано. Пение по нотам. |
1 |
1 |
Восьмая пауза. Повторение интервалов -терция большая и малая. |
1 |
2 |
Работа с ритмической партитурой. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Запись ритмического рисунка мелодии. Работа в тональности Соль мажор. |
1 |
3 |
Секвенция восходящая и нисходящая. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Ступеневые дорожки в Соль мажоре. Запись ритмического рисунка стихотворения и сочинение мелодии |
1 |
4 |
Построение кварты и квинты. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Пение по нотам 2-х голосных номеров. Построение кварты и квинты от заданного звука. |
1 |
Ноябрь |
||
1 |
Работа с ритмической группой Четверть с точкой и восьмая. Построение трезвучий на ступенях Соль мажора. |
1 |
1 |
Пение секвенций. Сочинение мелодии на устойчивых ступенях Соль мажора. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Построение кварт и квинт. Транспозиция. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Целая длительность. Работа в размере 4/4. Схема дирижирования. |
1 |
3 |
Вокально- интонационные упражнения. Сочинение окончаний мелодии. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Параллельные тональности. Ля минор натуральный. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Гармонический и мелодический минор. Вокально- интонационные упражнения. |
1 |
4 |
Остинато. Запись ритмического рисунка по памяти. Пение секвенций. |
1 |
Декабрь |
1 |
|
1 |
Трезвучия на ступенях гармонического минора. Вокольно- интонационные упражнения. |
1 |
1 |
Запись ритмического рисунка стихотворения и сочинение мелодии в тональности Ре минор. |
1 |
2 |
Ре минор- 3 вида. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Тональность Ми минор — 3 вида. Вокально- интонационные упражнения. |
1 |
3 |
Сочиняем вальс, марш и польку. Сольфеджируем с тактированием. |
1 |
3 |
Построение интервалов вверх и вниз от заданного звука. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Запись ритмического рисунка по памяти. Построение интервалов Пение по нотам. |
1 |
4 |
Повторение материала. |
1 |
|
Итого за 1 полугодие |
32 часа |
Январь |
||
1 |
Ритмический лабиринт. Трезвучия на ступенях Ми минора. Вокально- интонационные упражнения. |
1 |
1 |
Запись ритмического рисунка стихотворения в размере2/4 и ¾ и сочинение мелодий тональности Ми минор. |
1 |
2 |
Музыкальный кроссворд. Работа с интервалами. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Жанровые вариации. Пение по нотам 2-х голосного номера. |
1 |
3 |
Запись ритмического рисунка стихотворения и сочинение мелодии в тональности Соль мажор. |
1 |
3 |
Запись ритма знакомой мелодии. Транспонирование и подбор по слуху. Пение номеров. |
1 |
4 |
Работа с интервалами- построение сексты большой и малой. Пение 2-х голосия. |
1 |
4 |
Жанровые вариации. Пение по нотам. |
1 |
Февраль |
||
1 |
Запись ритмического рисунка стихотворения в размере 2/4 и ¾ и сочинение мелодии в тональности Фа мажор. |
1 |
1 |
Работа с интервалами- построение сексты большой и малой. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Тональность Ре мажор. Вокально-интонационные упражнения. |
1 |
2 |
Шестнадцатая длительность. Работа с ритмическими группами. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Пение секвенций. Сочинение окончания мелодии. Пение 2-х голосия. |
1 |
3 |
Ре мажор — ступеневые дорожки. Вокально- интонационные упражнения. Работа с интервалами. |
|
4 |
Жанровые вариации. Пение секвенций. |
1 |
4 |
Сочинение ритмического сопровождения к мелодии. Пение по нотам. |
1 |
Март |
||
1 |
Жанровые вариации. Пение 2-х голосия. |
1 |
1 |
Построение трезвучий вне лада. Игра на фортепиано. |
1 |
2 |
Транспонирование знакомой мелодии. Пение секвенций. |
1 |
2 |
Жанровые вариации. Игра интервальных дорожек в тональности. До мажор. |
1 |
3 |
Устойчивые и неустойчивые интервалы. Пение по натам. Запись ритмического рисунка по памяти. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Работа с трезвучиями -построение 4-х видов от заданного звука.. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Неустойчивые интервалы. Построение и пение секвенций. |
1 |
4 |
Работа с трезвучиями. .Одноименные тональности. Пение по нотам. |
1 |
Апрель |
||
1 |
Построение интервалов и игра их на фортепиано. Пение по нотам. |
1 |
1 |
Подбор знакомой мелодии по слуху и транспонирование ее в новую тональность. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Построение 4 видов трезвучий от заданных нот. Построение и пение секвенций. |
1 |
2 |
Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые в тональностях Соль и Ре мажор .Пение номеров. |
1 |
3 |
Запись ритма стихотворения и сочинение мелодии в тональности Ре мажор. |
1 |
3 |
Сочинение жанровых вариаций. Пение с дирижированием. |
1 |
4 |
Сочинение ритмической партитуры к предложенному музыкальному фрагменту. Пение по нотам . |
1 |
4 |
Разрешение интервалов. Секунды на ступенях мажора. |
1 |
Май |
||
1 |
Устойчивые интервалы в тональности До мажор. Пение каноном. |
1 |
1 |
Построение терций в тональности До мажор Пение 2-х голосного номера. |
1 |
2 |
Сочиняем жанровые вариации. Пение номеров. |
1 |
2 |
Запись ритма стихотворения и сочинение мелодии в тональности Ре минор. |
1 |
3 |
Повторение минорных тональностей — Ля и Ми минора. Вокально-интонационные упражнения. |
1 |
3 |
Построение интервалов от заданного звука. Пение номеров. |
1 |
4 |
Повторение пройденного. |
1 |
4 |
Контрольный урок. |
1 |
Итого за 2 полугодие. |
40 часов |
|
Итого за год |
72 часа |
III. СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2-ой год обучения
Вокально-интонационные навыки.
Певческие навыки:
Пропевание
Сольфеджирование и пение с листа
Пение:
Воспитание чувства метроритма.
Воспитание музыкального восприятия.
Определение на слух и осознание:
Воспитание творческих навыков.
Импровизация:
2.3 Календарно-тематический план
Учебный предмет — «Сольфеджио»
3-й год обучения
Месяц, неделя |
Название базовой темы |
Кол-во часов |
Сентябрь |
|
|
1 |
Вводное занятие. |
1 |
1 |
Музыкальный кроссворд. Повторение пройденных мажорных тональностей. Пение номеров. |
1 |
2 |
Правило построения интервалов. Ритмический лабиринт. Вокально-интонационные упражнения. |
1 |
2 |
Повторение параллельных и одноименных тональностей. Жанровые вариации. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Трезвучия на ступенях До мажора. Запись ритмического рисунка по памяти. Сочинение окончания мелодии. |
1 |
3 |
Гармонические обороты. Игра на фортепиано. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Построение трезвучий вне лада. Игра их на фортепиано. |
1 |
4 |
Интервальные « дорожки» в тональности До мажор. Работа с интервалами. Пение по нотам. |
1 |
Октябрь |
||
1 |
Работа в тональности Си минор. Вокально- интонационные упражнения. |
1 |
1 |
Работа с ритмической группой восьмая и две шестнадцатые. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые в тональностях МИ минор и РЕ минор. Сочинение окончаний мелодий. |
1 |
2 |
Работа с ритмическими группами. Пение 2-х голосия. |
1 |
3 |
Музыкально- дидактическая игра «Сложи песенку.»Построение септим. Вокально-интонационные упражнения. |
1 |
3 |
Трезвучия на ступенях Си минора. Запись ритмического рисунка стихотворения и сочинение мелодии в тональности Си минор. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Построение секунд и терций в тональности Ля минор на каждой ступени с разрешением. Пение 2-х голосного номера. |
1 |
4 |
Построение устойчивых интервалов в тональности Ля минор и игра их на фортепиано. Пение каноном. |
1 |
Ноябрь |
||
1 |
Работа с ритмической группой Две шестнадцатые и восьмая. Гармонические обороты в Фа мажоре. Построение и пение секвенций. |
1 |
1 |
Построение больших и малых септим от разных звуков. Пение каноном. |
1 |
2 |
Жанровые вариации. Пение 2-х голосного номера. |
1 |
2 |
Запись ритмического рисунка по памяти. Построение пройденных интервалов от разных звуков вверх и вниз. |
1 |
3 |
Трезвучия на ступенях Ля минора. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Запись ритмического рисунка стихотворения и сочинение мелодии в тональности Ля минор. |
1 |
4 |
Музыкально- дидактическая игра « Угадай мелодию»Пение 2-х голосного номера. |
1 |
4 |
Обращение интервалов. Пение по нотам.. |
1 |
Декабрь |
||
1 |
Работа в тональности Си — бемоль мажор. Пение по нотам. |
1 |
1 |
Сочинение секвенций, пение. Обращение интервалов. |
1 |
2 |
Работа в размере 3/8. Ритмический лабиринт. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Трезвучия на ступенях Си- бемоль мажора. Запись ритмического рисунка по памяти. |
1 |
3 |
Работа в тональности Си- бемоль мажор. Пение 2-х голосного номера. |
1 |
3 |
Сочиняем жанровые вариации. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Построение интервалов с обращениями от разных звуков. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Музыкально- дидактическая игра «Найди тональность». Вокально- интонационные упражнения. |
1 |
|
Итого за 1 полугодие |
32 часа |
Январь |
|
|
1 |
Ритмический лабиринт. Построение интервалов с обращениями. Пение по нотам. |
1 |
1 |
Ритмическое трехголосие. Сочинение и пение секвенций. |
1 |
2 |
Работа в тональности Соль минор. Вокально- интонационные упражнения. |
1 |
2 |
Запись ритмического рисунка по памяти. Работа в тональности Соль минор. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Запись ритмической основы стихотворения и сочинение мелодии в тональности Соль минор. |
1 |
3 |
Порядок расположения диезов и бемолей. Пение 2-х голосного номера. |
1 |
4 |
Обращение трезвучий. Запись по памяти ритмического рисунка мелодии. |
1 |
4 |
Построение трезвучий с обращениями. Пение по нотам. |
1 |
Февраль |
||
1 |
Определение тональностей по знакам.Пение 2-х голосного номера. |
1 |
1 |
Работа в тональности Соль минор.Игра на фортепиано трезвучий с обращениями. |
1 |
2 |
Переменный параллельный лад . Пение номеров. |
1 |
2 |
Транспозиция знакомой мелодии и запись ее в переменном ладу Фа мажор- Ре минор. |
1 |
3 |
Гармонические обороты в мажорных и параллельных им минорных гаммах. |
1 |
3 |
Определение тональностей по знакам. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Обращение трезвучий в тональности. Пение 2-х голосного номера. |
1 |
4 |
Игра аккордового сопровождения на фортепиано. Подбор аккордов к данной мелодии. |
1 |
Март |
||
1 |
Работа в тональности Ми- бемоль мажор. Вокально- интонационные упражнения. |
1 |
1 |
Гармонические обороты на ступенях Ми — бемоль мажора. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Музыкально- дидактическая игра « Угадай мелодию». |
1 |
2 |
Запись ритмической основы стихотворения и сочинение мелодии в тональности Ми- бемоль мажор. |
1 |
3 |
Главные трезвучия на ступенях Ми- бемоль мажора.Пение по нотам. |
1 |
3 |
Вокально- интонационные упражнения. Знаки в бемольных мажорных тональностях. |
1 |
4 |
Работа в тональности До минор.Вокально- интонационные упражнения. |
1 |
4 |
Знаки в диезных мажорных тональностях.Запись ритмической основы стихотворения и сочинение мелодии в тональности До минор. |
1 |
Апрель |
||
1 |
Транспозиция знакомой мелодии и запись ее в новой тональности. Пение по нотам. |
1 |
1 |
Работа с тональностями и знаками. Пение 2-х голосного номера. |
1 |
2 |
Сочиняем жанровые вариации. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Подбор аккордового сопровождения к мелодии. Работа в тональности До минор. |
1 |
3 |
Работа в тональности До минор. Вокально- интонационные упражнения. |
1 |
3 |
Устойчивые интервалы в тональности До минор. Запись ритма стихотворения и сочи пение мелодии в тональности До минор. |
1 |
4 |
Игра «интервальных» дорожек от каждой ступени гаммы. Пение 2-х голосного номера. |
1 |
4 |
Анализ гармонических оборотов. Пение по нотам. |
1 |
Май |
||
1 |
Диезные тональности , порядок появления диезов. |
1 |
1 |
Запись по памяти знакомой мелодии, транспонирование ее в новую тональность. |
1 |
2 |
Бемольные тональности .Порядок появления бемолей. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Выполняем жанровые вариации. |
1 |
3 |
Обращение интервалов Пение номеров. |
1 |
3 |
Трезвучия и их обращения. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Контрольное занятие |
1 |
4 |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ |
1 |
Итого за 2 полугодие |
40часов |
|
Итого за год |
72 часа |
III. СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 год обучения
Вокально-интонационные навыки.
Певческие навыки:
Пропевание
Сольфеджирование и пение с листа
Пение:
Воспитание чувства метроритма.
Воспитание музыкального восприятия.
Определение на слух и осознание:
( включая переменный лад), интервалов, аккордов, размера, темпа, ритмических особенностей, динамических оттенков;
Воспитание творческих навыков.
Импровизация:
Сочинение:
Теоретические сведения.
2.4 Календарно-тематический план
Учебный предмет — «Сольфеджио»
4-ый год обучения
Месяц, неделя |
Название базовой темы |
Кол-во часов |
Сентябрь |
|
|
1 |
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. |
1 |
1 |
Повторение теоретического материала. Музыкально-дидактическая игра. Музыкальный кроссворд. |
1 |
2 |
Работа со знаками и тональностями. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Работа с интервалами. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Запись ритмического рисунка по памяти. Сочиняем жанровые вариации. |
1 |
3 |
Работа в тональности Ре мажор. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Пунктирный ритм. Работа с ритмическими группами. Пение 2-х голосного номера. |
1 |
4 |
Устойчивые и неустойчивые интервалы на ступенях Ре мажора. |
1 |
Октябрь |
|
|
1 |
Квинтовый круг тональностей. Пение по нотам. |
1 |
1 |
Работа с интервалами. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Ритмический лабиринт. Работа с ритмическими группами. Пение 2-х голосного номера. |
1 |
2 |
Игра на фортепиано аккордового сопровождения и пение мелодии сольфеджио. |
1 |
3 |
Квинтовый круг тональностей. Сочинение окончания мелодии. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Работа с интервалами в тональности. Пение 2-х голосного номера. |
1 |
4 |
Повторение 3-х видов минора. Вокально- интонационные упражнения. |
1 |
4 |
Игра аккордового сопровождения с пением мелодии. Пение по нотам. |
1 |
Ноябрь |
||
1 |
Подбор знакомой мелодии по слуху и запись ее в новой тональности. Построение и пение секвенций. |
1 |
1 |
Работа в тональностях МИ-бемоль мажор и ДО минор. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Сочиняем жанровые вариации. Пение 2-х голосного номера. |
1 |
2 |
Обращение мажорного и минорного трезвучий. |
1 |
3 |
Построение мажорного и минорного трезвучий от заданного звука Пение по нотам. |
1 |
3 |
Работа в тональности Ля мажор. Вокально- интонационные упражнения. |
1 |
4 |
Жанровые вариации.. |
1 |
4 |
Построение обращений мажорного и минорного трезвучий от заданного звука. Пение секвенций. |
1 |
Декабрь |
||
1 |
Сочинение мелодии на предложенное аккордовое сопровождение Пение по нотам. |
1 |
1 |
Запись ритмической основы стихотворения и сочинение мелодии в Ля мажоре. |
1 |
2 |
Работа с ритмическим трехголосием. Пение секвенций. |
1 |
2 |
Построение трезвучий с обращениями от заданного звука. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Тональности квинтового круга. Сочинение окончания мелодии. |
1 |
3 |
Одноименные тональности. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Сочиняем жанровые вариации. |
1 |
4 |
Повторение пройденного. Контрольный урок. |
1 |
|
Итого за 1 полугодие |
32 часа |
Январь |
||
1 |
Обращения трезвучий и интервалов. Пение по нотам. |
1 |
1 |
Сочинение мелодии в 3-х частной форме. |
1 |
2 |
Музыкально- дидактическая игра « Угадай песню».Работа с интервалами и обращениями трезвучий. |
1 |
2 |
Анализ строения предложенных аккордов. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Игра аккордового сопровождения на фортепиано и пение мелодии голосом. |
1 |
3 |
Неаккордовые звуки .Пение секвенций. |
1 |
4 |
Работа в тональности ФА- диез минор. Вокально- интонационные упражнения. |
1 |
4 |
Запись ритмической основы стихотворения и сочинение мелодии в тональности ФА –диез минор. |
1 |
Февраль |
||
1 |
Определение тональностей и сочинение аккордового сопровождения. Пение по нотам. |
1 |
1 |
ТРИТОНЫ.Пение по нотам. |
1 |
2 |
Музыкально-дидактическая игра «Сложи из тактов песенку». |
1 |
2 |
Работа в тональности ФА-диез минор.Вокально- интонационные упражнения. |
1 |
3 |
Сочиняем жанровые вариации. |
1 |
3 |
Анализ музыкального произведения. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Работа с тритонами. Пение секвенций. |
1 |
4 |
Неаккордовые звуки.Пение 2-х голосного номера. |
1 |
Март |
||
1 |
Работа в тональностях ЛЯ мажор и ФА-диез минор. Пение каноном. |
1 |
1 |
Запись ритмической основы стихотворения и сочинение мелодии в переменном ладу ЛЯ мажор — ФА –диез минор. |
1 |
2 |
Работа с ритмическими группами. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Построение тритонов в тональности. |
1 |
3 |
Подбор знакомой мелодии по слуху и транспонирование ее в тональности До минор и МИ минор. Подбор аккордового сопровождения. |
1 |
3 |
Сочиняем жанровые вариации. |
1 |
4 |
Работа в тональности ФА-диез минор. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Запись ритмического рисунка по слуху. Пение 2-х голосного номера. |
1 |
Апрель |
||
1 |
Запись ритмического рисунка мелодии и сочинение ритмического остинато. Пение 2-х голосного номера. |
1 |
1 |
Запись ритмического рисунка знакомой мелодии Построение интервалов. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Построение аккордов от заданного звука. Пение 2-х голосного номера. |
1 |
2 |
Вокально- интонационные упражнения. Подбор аккордового сопровождения. |
1 |
3 |
Построение тритонов в тональности. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Запись ритмической основы стихотворения, сочинение мелодии и подбор аккордового сопровождения. |
1 |
4 |
Построение интервалов от любого звука вверх и вниз. |
1 |
4 |
Повторение теоретического материала. Музыкальный кроссворд. Пение по нотам. |
1 |
Май |
||
1 |
Жанровые вариации. Пение по нотам. |
1 |
1 |
Сочинение мелодии и подбор аккордового сопровождения. |
1 |
2 |
Анализ музыкального произведения. |
1 |
2 |
Работа в тональности Фа диез минор. Пение 2-х голосного номера. |
1 |
3 |
Обращения главных трезвучий лада . Пение по нотам. |
1 |
3 |
Тритоны.. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Контрольный урок. |
1 |
4 |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. |
1 |
|
Итого за 2 полугодие |
40 часов |
|
Итого за год |
72 часа |
III. СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4 год обучения
Вокально-интонационные навыки.
Певческие навыки:
Пропевание
Сольфеджирование и пение с листа
Воспитание музыкального восприятия.
Анализ на слух:
Воспитание творческих навыков.
Импровизация и сочинение:
Теоретические сведения.
Понятия:
2.5 Календарно-тематический план
Учебный предмет — «Сольфеджио»
5-ый год обучения
Месяц, неделя |
Название базовой темы |
Кол-во часов |
Сентябрь |
||
1 |
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. |
1 |
1 |
Повторение теоретического материала. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Квинтовый круг. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Правила построения секунд, терций, кварт и квинт. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Правила построения секст и септим. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Трезвучия и их виды. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Работа в пройденных мажорных тональностях. Вокально-интонационные упражнения. |
1 |
4 |
Обращение интервалов и аккордов. |
1 |
Октябрь |
||
1 |
Музыкально- дидактическая игра «Найди интервал.» Пение по нотам. |
1 |
1 |
Транспонирование мелодий в новую тональность .Пение по нотам. |
1 |
2 |
Построение мажорного и минорного трезвучий и их обращений от разных звуков. |
1 |
2 |
Работа в пройденных минорных тональностях. Пени по нотам. |
1 |
3 |
Работа с ритмическими группами. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Пение канона. Подбор знакомой мелодии по слуху , транспозиция ее в новую тональность и запись. Интонационные упражнения. |
1 |
4 |
Работа в тональности Ля мажор и МИ –бемоль мажор. Интонационные упражнения. |
1 |
4 |
Тритоны- построение и игра на фортепиано. Пение по нотам. |
1 |
Ноябрь |
||
1 |
Работа с тональностями квинтового круга. Интонационные упражнения. |
1 |
1 |
Работа в тональности Ми мажор .Интонационные упражнения |
1 |
2 |
Построение на каждой ступени Ми мажора секунд, терций, кварт и квинт. Разрешение неустойчивых интервалов. |
1 |
2 |
Жанровые вариации. Пение мелодий. |
1 |
3 |
Построение интервалов и аккордов. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Гармонический мажор. Интонационные упражнения. |
1 |
4 |
Работа в размере 6/8. Ритмические группы .Пение по нотам. |
1 |
4 |
Работа в тональности До- диез минор. Интонационные .упражнения |
1 |
Декабрь |
||
1 |
Работа в переменном ладу. Интонационные упражнения. |
1 |
1 |
Жанровые вариации. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Построение интервалов и аккордов. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Септаккорд и его обращение. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Работа с переменным ладом. Ритмический лабиринт. |
1 |
3 |
Гармонические тритоны. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Определить тональности предложенных музыкальных примеров и сочи нить к ним аккордовое сопровождение. |
1 |
4 |
Повторение материала. |
1 |
ИТОГО ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ |
32 часа. |
|
Январь |
||
1 |
Музыкальный кроссворд. Интонационные упражнения. |
1 |
1 |
Тональности квинтового круга. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Построение интервалов и аккордов. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Повторение септаккорда и его обращений. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Варьирование .Творчество детей. |
1 |
3 |
Работа в тональности Ля- бемоль мажор. Интонационные упражнения. |
1 |
4 |
Доминантсептаккорд и его обращения. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Варьирование мелодии. Сочинение окончания мелодии. |
1 |
Февраль |
||
1 |
Построение доминантсептаккорда с обращениями. Пение по нотам. |
1 |
1 |
Определить предложенные интервалы и аккорды. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Хроматизм. Работа в тональности Ля –бемоль мажор. |
1 |
2 |
Характерные интервалы . Интонационные упражнения. |
1 |
3 |
Определить аккорды. Игра их на инструменте. |
1 |
3 |
Пение мелодии и подбор к ней аккордового сопровождения. |
1 |
4 |
Работа с ритмическими группами. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Анализ аккордов музыкального произведения. Пение по нотам. |
1 |
Март |
||
1 |
Работа с новой ритмической группой- Синкопа. |
1 |
1 |
Работа в тональности Фа минор. Интонационные упражнения. |
1 |
2 |
Работа с интервалами. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Построение септаккордов на каждой ступени Фа минора, игра их на фортепиано. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Анализ музыкальных произведений. |
1 |
3 |
Гармонические тритоны на ступенях минора. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Характерные интервалы на ступенях минора. Пение 2-х голосного номера. |
1 |
4 |
Работа с новой ритмической группой –ТРИОЛЬ. Пение по нотам. |
1 |
Апрель |
||
1 |
Работа с ритмическими группами. Построение интервалов и аккордов в тональности Ми мажор и До- диез минор. |
1 |
1 |
Построение интервалов и аккордов в Ля- бемоль мажоре . Пение по нотам. |
1 |
2 |
Построение интервалов и аккордов в Фа миноре. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Анализ музыкального произведения. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Жанровое варьирование. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Варьирование мелодии и анализ аккордового сопровождения. |
1 |
4 |
Транспонирование знакомой мелодии в новую тональность, игра на инструменте и нотная запись. |
1 |
4 |
Сочинение и запись вариаций, игра на фортепиано. |
1 |
Май |
||
1 |
Построение гармонических оборотов и игра их на фортепиано Пение по нотам. |
1 |
1 |
Повторение теоретического материала. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Повторение мажорных и параллельных им минорных тональностей. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Построение аккордов вверх от разных звуков Пение по нотам. |
1 |
3 |
Построение интервалов от любого звука вверх и вниз. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Анализ музыкальных произведений Пение по нотам. |
1 |
4 |
Повторение пройденного Контрольный урок. |
1 |
4 |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. |
1 |
Итого за 2 полугодие |
40 часов |
|
Итого за год |
72 часа |
III. СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 год обучения
Вокально-интонационные навыки.
Певческие навыки:
Пропевание
Сольфеджирование и пение с листа
Пение:
Воспитание чувства метроритма.
Воспитание музыкального восприятия.
Определение на слух и осознание:
Воспитание творческих навыков.
Импровизация и сочинение:
Теоретические сведения.
Понятия:
2.6 Календарно-тематический план
Учебный предмет — «Сольфеджио»
6-ой год обучения
Месяц, неделя |
Название базовой темы |
Кол-во часов |
Сентябрь |
||
1 |
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. |
1 |
1 |
Повторение теоретического материала. |
1 |
2 |
Тональности квинтового круга. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Повторение построения интервалов от звука. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Построение интервалов в ладу Пение по нотам. |
1 |
3 |
Характерные интервалы. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Трезвучия и их виды. .Обращение трезвучий. |
1 |
4 |
Главные трезвучия лада. Построение и игра на инструменте. |
1 |
Октябрь |
||
1 |
Гармонические обороты в мажоре и миноре. Пение по нотам. |
1 |
1 |
Творческое задание — варьирование. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Запись ритмической основы стихотворения и сочинение мелодии в тональности Ре минор. |
1 |
2 |
Построение трезвучий на каждой ступени лада. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Работа с новой ритмической группой- Четверть с точкой и две шестнадцатые. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Септаккорд- игра на фортепиано от белых клавишей вверх и вниз . Пение по нотам. |
1 |
4 |
Обращения септаккорда. Пение по нотам . |
1 |
4 |
Доминантсептаккорд и его обращения. Пение по нотам. |
1 |
Ноябрь |
||
1 |
Вводный септаккорд. Пение по нотам. |
|
1 |
«Краски « септаккорда .Интонационные упражнения |
1 |
2 |
Построение септаккордов в тональности Ля мажор и Ми- бемоль мажор. Интонационные упражнения |
1 |
2 |
Уменьшенный септаккорд- построение в тональности Ля минор. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Работа в тональности Ре- бемоль мажор. Гармонический мажор. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Запись ритмической основы стихотворения и сочинение мелодии в тональности Ре-бемоль мажор. |
1 |
4 |
Вариации в тональности Ре- бемоль мажор. Сольфеджирование и игра с сопровождением. |
1 |
4 |
Интонационные упражнения в Ре-бемоль мажоре. Построение интервалов на каждой ступени. |
1 |
Декабрь |
||
1 |
Работа с интервалами и аккордами. Пение номеров. |
1 |
1 |
Анализ строения каждого аккорда и септаккорда. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Жанровые вариации- пение с дирижированием. |
1 |
2 |
Сочинение аккордового сопровождения к мелодии. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Работа в тональности Си-бемоль минор. Интонационные упражнения. |
1 |
3 |
Построение трезвучий и септаккордов на каждой ступени Ре- бемоль мажора и Си –бемоль минора. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Работа в тональности Си-бемоль минор. Работа с ритмическими группами. |
1 |
4 |
Контрольный урок. |
1 |
|
Итого за 1 полугодие |
32 часа |
Январь |
||
1 |
Построение интервалов и аккордов. Пение по нотам. |
1 |
1 |
Запись ритмической основы стихотворения и сочинение мелодии. Пение по нотам. |
1 |
2 |
Сочинение вариации. пение по нотам. |
1 |
2 |
Работа в пройденных тональностях. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Музыкальный кроссворд. Анализ мелодий |
1 |
3 |
Построение 3-х видов До-диез минора и Фа минора. Интонационные упражнения. |
1 |
4 |
Построение доминантсептаккорда от звука. Пение по нотам. |
1 |
4 |
Анализ музыкальных произведений. Пение по нотам. |
1 |
Февраль |
||
1 |
Построение доминантсептаккорда и его разрешение. Сочинение окончания мелодии. |
1 |
1 |
Работа в тональности Си мажор .Интонационные упражнения. |
1 |
2 |
Построение интервалов и септаккордов в тональности Си мажор. |
1 |
2 |
Разрешение Вводного септаккорда. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Анализ интервального состава мелодии. Пение по нотам. |
1 |
3 |
Построение интервальных цепочек. Жанровые вариации. |
1 |
4 |
Пение 2-х голосных номеров. Мелодический анализ, гармонический анализ. |
1 |
4 |
Подбор аккордов к предложенному номеру, пение с аккомпанементом. |
1 |
Апрель |
||
1 |
Анализ форм музыкальных произведений. Пение 2-х голосных номеров. |
1 |
1 |
Повторение тональностей кварто-квинтового круга. Построение интервалов в тональностях. |
1 |
2 |
Построение септаккордов в тональностях. Пение с обращением и разрешением. Пение номеров. |
1 |
2 |
Сочинение мелодий на заданный текст, вокальные упражнения. |
1 |
3 |
Построение от звука трезвучий с обращениями. Пение 4-х видов трезвучий, определение на слух. |
1 |
3 |
Ритмический лабиринт. Пение 2-х голосных номеров. |
1 |
4 |
Жанровые вариации- сочинение, пение. Сочинение аккомпанемента к вариациям. |
1 |
4 |
Пение номеров, сочинение 2-го голоса к данной мелодии. |
1 |
Май |
||
1 |
Повторение- кварто-квинтовый круг тональностей. |
1 |
1 |
Построение трезвучий, их обращения. |
1 |
2 |
Построение интервалов в тональности и от звука. |
1 |
2 |
Построение септаккордов. Их разрешения и обращения. |
1 |
3 |
Вокальные упражнения. Пение 2-х голосного номера. |
1 |
3 |
Пение номеров в различных тональностях . |
1 |
4 |
Подготовка к контрольному уроку. |
1 |
4 |
КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК |
1 |
|
ИТОГО ЗА 2 ПОЛУГОДИЕ |
40 часа |
|
ИТОГО ЗА ГОД |
72 часов |
III. СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6 год обучения
Вокально-интонационные навыки.
Певческие навыки:
пропевание:
Сольфеджирование и пение с листа
Пение:
Разучивание и пение с листа:
Воспитание музыкального восприятия.
Определение на слух и осознание:
Теоретические сведения.
Понятия: