Россия, Краснодарский край, г. Крымск
МБОУ дополнительного образования детей
Детская музыкальная школа №1
Преподаватель класса гитары, домры, балалайки
Черных Светлана Ивановна
«Как бы ни был прост
музыкальный инструмент,
он может передать нам с помощью своего звучания
дух не только великого
артиста, но и целого
поколения и даже эпохи»
Э. Пухоль
Гитара – самый массовый музыкальный инструмент. Людей, играющих на гитаре, пусть хотя бы на уровне нескольких аккордов, - гораздо больше, чем играющих на любом другом инструменте. И наверно, ещё больше тех, кто хотел бы научиться играть на ней.
В России гитара развивалась в двух направлениях: как семиструнная, так и шестиструнная. В отличие от семиструнной гитары, шестиструнная гитара развивалась в России XVIII-XIX веков почти исключительно как профессионально-академический инструмент и была мало ориентирована на передачу русской городской песни и бытового романса. Первыми её распространителями в отечественной культуре были иностранцы, итальянские композиторы при дворе Екатерины II — Джузеппе Сарти и Карло Каннобио. В начале XIX века появляются школы и пособия для шестиструнной гитары, например И. Гельза, И.А. Березовского — здесь большей частью обнаруживается опора на испанскую и итальянскую классику — гитарные произведения М. Джулиани, М. Каркасси, Л. Леньяни, Ф. Карулли, Ф. Сора. Немалую роль в распространении в России шестиструнной гитары играли гастроли выдающихся зарубежных гитаристов — в 1822 году в Петербурге проходили выступления итальянца М. Джулиани, 1823 в Москве — испанца Ф. Сора и т.д.
Наиболее крупными русскими исполнителями, пропагандистами шестиструнной гитары были Николай Петрович Макаров (1810 — 1890 г.г.) и Марк Данилович Соколовский (1818 — 1883 г.г.). Н.П. Макаров снискал известность уже в конце 1830 — 40 годах во многих странах мира как великолепный гитарист-виртуоз, но главной его заслугой явилась организация в 1856 году в Брюсселе Первого международного конкурса «На лучшие сочинения для гитары и наилучшие сделанные гитары». В 1874 году выходят его «Несколько правил высшей гитарной игры» — советы по усовершенствованию гитарной техники (исполнение трелей, флажолетов, хроматических гамм и т.д.).
Ещё более значительный вклад в искусство гитары внёс М.Д. Соколовский. Гастроли этого музыканта, начавшиеся с 1841 года по городам России, затем в различных европейских странах и ставшие триумфальными, принесли ему славу одного из крупнейших исполнителей-гитаристов (аккомпанировал — Н.Г. Рубинштейн). Последний публичный концерт М.Д. Соколовского состоялся в Петербурге в 1877 году, а затем музыкант поселяется в Вильнюсе, где занимается педагогической деятельностью.
Итак, шестиструнная гитара уже с самого начала своего бытования в России утвердилась в общественном сознании преимущественно как инструмент академический. С середины XIX века значительно возросла просветительская роль шестиструнной гитары. Концертные выступления отечественных гитаристов-шестиструнников, таких как Н.П. Макаров и М.Д. Соколовский, становились важным средством музыкального просвещения многочисленных поклонников инструмента в России.
Определённую просветительскую направленность в первые годы XX века приобрели также различные кружки гитаристов. Получает широкую известность деятельность видных гитаристов-исполнителей и педагогов В.А. Русанова (1866-1918 г.г.), В.П. Лебедева (1867-1907 г.г.), А.П. Соловьёва (1856-1911 г.г.), В.Г. Успенского (1879-1934 г.г.), В.М. Юрьева (1881-1962 г.г.).
Роль В.А. Русанова, который являлся также композитором, видным историографом и пропагандистом семиструнной гитары, представляется особенно значительной. Именно он организовал издание всероссийского журнала «Гитарист», существовавшего в течение 1904-1906 годов, создал ряд очерков — «Гитара и гитаристы», «Гитара в России», «Катехизис гитары» и др. Большую роль в развитии гитары в России начала XX столетия сыграл и А.П. Соловьёв, высокообразованный музыкант, исполнитель, педагог. Созданная и опубликованная им в 1896 году «Школа для семиструнной гитары» стала важным вкладом в развитие методики обучения игре на инструменте.
Благодаря усилиям упомянутых деятелей гитарного искусства в начале XX века выходит ряд журналов, адресованных любителям инструмента — «Музыка гитариста», «Гитарист», «Аккорд». В этих изданиях публикуется немало сведений не только по истории гитары, но и по музыкальной грамоте, гитаристы получают возможность приобщится к несложным произведениям музыкальной классики. Таким образом, гитара в начале XX века приобретает важнейшие качества народного инструмента по своему социальному статусу.
Со второй половины 1950-х годов существенно активизируется концертная деятельность гитаристов: наряду с уже упоминавшимися А.М. Ивановым-Крамским, это уже Борис Павлович Хлоповский (1938-1988 г.г.), видный исполнитель на семиструнной гитаре и педагог Лев Александрович Менро (1923-1994 г.г.), Лев Филиппович Андропов (1926-1980 г.г.), киевлянин Ян Генрихович Пухальский (1923-1979 г.г.), интерпретации которых принадлежат к наиболее значительным достижениям. Немаловажным стимулом в дальнейшей академизации исполнительства стало открытие классов гитары в музыкальных училищах при Московской консерватории имени Гнесиных, а несколько позднее и в ряде вузов — Уральской консерватории, Московском институте культуры; возобновлено обучение на гитаре в Киевской консерватории (оно было создано здесь М.М. Гелисом ещё в довоенные годы).
Наибольшее же значение в развитии гитарного исполнительства имело открытие в 1980 году класса гитары в Институте имени Гнесиных, ставшего общепризнанным центром подготовки первоклассных гитаристов. Приглашение к преподавательской работе выдающихся гитаристов наших дней Александра Камилиовича Фраучи (р. 1954 г.) и Николая Андреевича Комолятова (р. 1942 г.) позволило намного поднять художественный уровень гитарного искусства, гораздо активнее, чем ранее, утвердить авторитет отечественной гитарной школы во всём мире. Эти исполнители, наряду с рядом иных видных гитаристов наших дней — композитором и исполнителем Никитой Арнольдовичем Кошкиным (р. 1956), Виктором Викторовичем Козловым (р. 1958), также автором множества интересных и своеобразных гитарных сочинений, Станиславой (Анастасией) Владимировной Бординой (р. 1962), Владимиром Борисовичем Хлоповским (р. 1962), равно как и с видными украинскими гитаристами Валерием Яковлевичем Петренко (р. 1939), Николаем Петровичем Михайленко (р. 1952), Владимиром Игоревичем Доценко (р. 1962) и многими другими — стали новой важной страницей в развитии современной гитарной культуры.
Достаточно позднее признание гитары в качестве профессионального инструмента и её включение в специальные дисциплины в профессиональных учебных заведениях привело к тому, что в настоящее время остро ощущается недостаток исторической и методической литературы, освещающей различные вопросы художественного и технического развития гитаристов.
Особая роль в духовном развитии подрастающего поколения принадлежит начальному музыкальному образованию, поскольку приобщение детей к музыкальному искусству способствует решению проблем нравственного и, в целом, художественного воспитания. Музыкальные школы, помимо осуществления просветительной функции, становятся для некоторых обучающихся основой подготовки к профессиональной деятельности. Поэтому от качества начального музыкального образования зависит успешность в становлении будущего исполнителя. Среди инструментальных классов наиболее востребован и популярен класс шестиструнной гитары.
Перед всеми начинающими гитаристами встает один и тот же вопрос: как построить свои занятия на гитаре так, чтобы они были максимально плодотворными и эффективными. Как показывает практика, большинство гитаристов, достигая определенного уровня, затормаживаются в дальнейшем развитии, а нередко и совсем бросают гитару. Происходит это потому, что в какой-то момент не видно сдвигов в развитии, нет результатов, дальше идти просто нет желания. Начинающим гитаристам еще хуже — они просто не знают, за что хвататься, поэтому и процесс обучения не идет. Всё это побудило меня провести эксперимент, что бы доказать, что можно найти методы, приёмы, технологии для того, чтобы процесс обучении игры на гитаре развивался, приносил радость детям и желание учиться.
В моём классе обучается игре на гитаре 9 ребят. Поступили они в нашу школу по разным причинам. Кого-то привели родители, так как в детстве сами не реализовали мечту научиться играть на гитаре, кто-то пришёл по собственной инициативе и не догадывался, что это огромный труд, кто-то в солидарность с товарищем. А задача преподавателя сделать всё для того, что бы эти дети занимались с желанием и интересом и не оставили начатое дело на пол пути. А так же нужно учитывать, что способности у всех разные, так как сейчас принимаем в музыкальную школу всех желающих. А цель должна быть одна: научиться хорошо играть на гитаре, разбираться во всех тонкостях гитарного искусства. Для этого я применяю различные способы и средства. Наряду с традиционными уроками проводятся уроки — игры, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки-зачёты, интегрированные уроки, уроки-соревнования, показательные уроки. На такие уроки приглашаются все ученики моего класса. Каждому заранее даётся задание на дом. Затем ребята демонстрируют свои умения в отработке тех или иных приёмов игры друг другу и сами оценивают работу товарищей. Групповая форма работы дает возможность самоутвердиться ребенку среди тех, с кем ему интересно общаться, научиться тому, что хорошо умеют делать другие. Моя задача — найти содержание, позволяющее проявиться индивидуальным способностям ребенка, выйти на творческий характер учебной деятельности. Активное включение ученика в творчество на всех этапах музыкального образования, неразрывно связано с последовательным усилением его самостоятельности от класса к классу. В старших классах эта самостоятельность проявляется в сформированности вкуса исполнителя и музыканта.
Вся работа строится на основе следующих педагогических идей:
- чередование индивидуальной и коллективной работы;
- ориентация на результаты творческого поиска и на сам процесс творчества;
- свобода ученика при исполнении произведений;
- нравственная ответственность каждого обучающегося;
- участие родителей в каждом классном мероприятии.
Жизнь класса предполагает годовой круг традиционных дел: праздники в День Знаний, Посвящение в юные музыканты, День матери, Новый год, День защиты Отечества, День 8 Марта, встречи, экскурсии, трудовые дела, конкурсы и фестивали различных уровней.
Только после того, когда дети будут заинтересованы, когда у них появятся цели и стремления, можно приступать к кропотливой, каждодневной работе по формированию исполнительских умений и навыков игры на гитаре. Ведь для ребёнка это ежедневный труд. Так как дополнительное образование не обязательно многие ребята при первых же трудностях хотят оставить занятия музыкой. Моя задача добиться, чтобы начатая работа с первых дней не прошла зря. Все усилия прилагаются для того, чтобы в моём классе таких детей не было. Мои ребята с радостью ходят в музыкальную школу, активны в классных и школьных делах. Классная жизнь является предметом гордости или огорчения не только детей, но и родителей. Подростки жизнерадостны, энергичны, инициативны, высок авторитет преподавателя и общего мнения класса. Родители активно помогают образовательному процессу. Отличительные черты класса — огромная любовь ко всему окружающему, страстное желание показать всем даже крохотные частички своих талантов.
Работа преподавателя, изобилующая многочисленными проблемами, приносит мне удовольствие, когда я вижу, что мои выпускники берут в большую жизнь интересы и увлечения, привитые мною и выбирают правильные жизненные ориентиры.
Хорошая игра на любом музыкальном инструменте –следствие долгих тренировок. Классическая методика обучения на гитаре предполагает движение от простого к сложного, т.е., чтобы сыграть произведение Баха, сначала следует выучить сольфеджио, разобрать детально длительности, написать с десяток диктантов и разобрать сотню более простых произведений. Естественно, чтобы выдержать такую методику, надо обладать стальной усидчивостью, да и, как показывает практика, сыграть того же Баха, может любой, кто хорошо овладел переменным штрихом, обладает хорошим слухом. Тем не менее, знания из классической гитарной методики, а именно, сольфеджио, импровизация, гармония — они гитаристу необходимы. Стало быть, чтобы обучение шло правильно и интересно, лучше держаться золотой середины — играть то, что нравится и параллельно учиться играть программные произведения, этюды, гаммы.
Если ученик уже владеет основными приемами игры и занимается профессионально, то построение занятий лучше осуществлять таким образом:
10% времени – разминка, повторение прошлых произведений.
25% времени — упражнения на штрих.
25% времени — легато и арпеджио
25% времени — разбор произведений.
15% времени - творчество.
Естественно, количество часов не указывается, поскольку бюджет свободного времени у каждого разный. Но, как правило, заниматься надо минимум по 2 часа в день. Причем делать это лучше как-то подряд, давая себе небольшие перерывы на отдых, поскольку, штрих и легато дают возможность рукам разогреться, а также лучше отработать координацию, «накачать» мышцы пальцев. Понятое дело, перед концертами, методика обучения игры на гитаре будет меняться — количество упражнений уменьшается, время работы над произведением увеличивается.
Данная методика — это всего лишь «физкультура». Помимо этого, как уже было упомянуто, необходимо заниматься теорией музыки. Чтобы себя не перегружать, достаточно сольфеджио уделять час в день. Неслучайно любая методика преподавания гитары обязательно включает работу с нотным станом, диктанты, разбор произведения по нотам. Помимо игры по нотам, полчаса в день рекомендуется тратить на развитие слуха, т.е. играть популярные произведения на слух. Техника игры и музыкальное мышление развивается от этого кардинально.
В отечественной учебно-методической литературе методы развития техники игры на гитаре разработаны бессистемно и освещены явно недостаточно. Поэтому в целях повышения исполнительской культуры отечественных гитаристов назрела необходимость детально разобраться в этом вопросе именно на начальном этапе обучения и определить основные принципы построения подобных систем для развития исполнительской техники удовлетворяющей «мировым стандартам». Педагогу следует обратить внимание на то чтобы занятия, направленные на развитие исполнительской техники носили развивающий характер и не были исключительно только ради одной техники. Здесь особенно важен творческий и индивидуальный подход. Например, когда на основе полученных на уроке знаний ученики стремились бы придумывать новые развивающие упражнения-этюды. На каждом уроке целесообразно подробно рассматривать какой-нибудь один из специфических исполнительских приемов, а затем для приобретения устойчивого навыка обучающимся следует отрабатывать его самостоятельно дома минимум до следующего урока, т.е. одну неделю. Очень полезно время от времени возвращаться к пройденному материалу. Но работа над техникой исполнения всегда должна носить циклический характер, подобно спирали, когда возвращение к изученным ранее приемам происходит с постоянным усложнением. Все упражнения должны проигрываться в различных темпах, громко и четко. Следует избегать механических бесконтрольных повторений. Это достигается только с помощью постоянного анализа действий. Очень полезно пользоваться методом преувеличения формы и активности игровых движений и их слухового осознания. По внутренним ощущениям следует стремиться к тому, чтобы в процессе звукоизвлечения вся энергия или сила была направлена в последнюю фалангу (самый кончик) пальца (особенно это касается правой руки, в случае с левой рукой исключение составляет прием баррэ) при обязательном условии расслабленного состояния всех мышц тела. Если в процессе занятий в какой-либо части тела (мышце или группе мышц) происходит зажим, то дальнейший технический рост будет замедлен или вообще остановлен. Анализом и развитием правильных внутренних ощущений следует серьезно заниматься не ранее чем с десятилетнего возраста, когда ребенок психологически подготовлен к самоконтролю и самоанализу не на самом примитивном уровне.
Работа над музыкальным произведением.
Начиная работу над музыкальным произведением, необходимо проанализировать его с точки зрения формы, тонального плана, гармонии, фразировки, динамики, а также внимательно отнестись к авторскому тексту, обратить внимание на все обозначения, музыкальные термины. Педагог должен ознакомить ученика с творчеством композитора, особенностями его стиля, со спецификой данного произведения.
Большое значение имеет правильный выбор аппликатуры, подходить к этому надо творчески, в соответствии с фразировкой и характером музыки, используя тембровые возможности инструмента, учитывая индивидуальные особенности аппарата ученика.
В старших классах учащийся должен уметь самостоятельно работать над музыкальным произведением. После тщательного разбора ряда произведений в классе педагог в качестве домашнего задания дает учащемуся пьесу для самостоятельного анализа.
Посадка гитариста.
С первых же уроков необходимо постоянно следить за правильной посадкой и постановкой рук ученика. Без этого невозможно чистое извлечение звука и развитие техники.
Обучающийся должен сесть на стул ближе к краю, левую ногу поставить на подставку (скамеечка высотой 12-18 см.), корпус гитары положить выемкой на левое бедро (головка грифа должна находиться на одном уровне с плечом или немного выше); правую ногу отодвинуть в сторону. Нижняя дека должна касаться груди и располагаться вертикально. Предплечье правой руки у локтя кладется на большой изгиб обечайки. Корпус играющего слегка наклонен вперед, плечи на одном уровне, не напряжены. Гитара в руках должна быть устойчива, руки свободны.
Постановка правой руки.
Кисть устанавливается свободно над струнами, по возможности, отвесно (получается естественный угол между предплечьем и кистью ).
Пальцы округлены. Запястье не должно проваливаться или выгибаться наружу. Большой палец отставлен от остальных в сторону и располагается на басовой струне примерно на середине розетки. Указательный, средний и безымянный пальцы касаются струн у розетки, вправо у большого пальца. Мизинец в игре участвует очень редко. Звук извлекается кончиками пальцев с подушечки на ноготь. В начальных классах полезно начинать играть безногтевым способом, чтобы укрепить мышцы пальцев.
Постановка левой руки.
Пальцы левой руки прижимают лады около металлических порожков. Большой палец в игре не участвует. Находясь за грифом, он служит опорой для четырех играющих пальцев. Место расположения большого пальца в 1 позиции — напротив второго пальца, на середине шейки грифа. Большой палец не должен выступать из-за грифа, упираться в него. Он только поддерживает гриф, располагаясь параллельно ладам. Струны прижимаются крайними фалангами пальцев (без ногтей), которые ставятся на лады перпендикулярно плоскости грифа наподобие молоточков. Пальцы округлены (особенно нужно следить за мизинцем) и не прогибаются в суставах. Запястье не должно быть зажато или выгибаться наружу. Локоть не отставляется, не прижимается к телу, плечо и предплечье свободны, не напряжены.
Способы звукоизвлечения.
Существует два основных способа извлечения звука.
1) апояндо — опираясь на соседнюю струну (при этом сила удара должна исходить от первого, ближайшего к ладони, сустава);
2) тирандо — по направлению к соседней струне, но не касаясь её.
Первый способ применяется при исполнении мелодии, одиночных звуков, гамм, гаммообразных пассажей, для выделения мелодии в арпеджированной фактуре.
Вторым способом играют аккорды, арпеджио, аккомпанирующие звуки как аккордовые, так и одиночные. Большой палец правой руки, в основном, извлекает звук способом апояндо.
Приёмы игры.
Барре — один из основных приемов техники левой руки, при котором указательный палец левой руки прижимает одновременно несколько струн.
Различают баре малое и большое. При малом баре палец прижимает от двух до четырех струн, при большом — пять или шесть струн. В нотах барре обозначается римской цифрой, которая указывает лад, и квадратной скобкой перед аккордом.
В работе над барре нужно следить, чтобы палец плотнее прижимал струны к металлическому ладу, не прогибаясь в суставах; кончик пальца не должен выходить за пределы грифа. Необходимо, чтобы движения остальных пальцев левой руки были свободны.
Глиссандо — скользящий переход от звука к звуку. Скольжение производится пальцем левой руки по струне, при этом правая извлекает начальный и конечный звуки или только начальный.
Глиссандо обозначается прямой чертой между нотами или словом gliss. Если второй звук получается только от скольжения, без участия правой руки, то дополнительно над нотами ставится лига. Такое глиссандо часто применяется в подвижных темпах. Глиссандо может быть восходящим или нисходящим (последним не следует злоупотреблять). Для достижения отчетливого глиссандо нужно сильнее прижимать струну во время скольжения. Приёмом глиссандо могут быть исполнены двойные ноты, аккорды.
От глиссандо как приема игры следует отличать портаменто — скользящий переход при смене позиций, при котором достигается связность звучания. Сила звука в портаменто при скольжении, в отличии от глиссандо, уменьшается. В нотах портаменто не обозначается.
Вибрато — вибрация звука в результате покачивания пальца, прижимающего струну, и кисти левой руки.
Вибрато придает звуку певучесть и эмоциональную окраску. Это одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Работа над вибрато в упражнениях и гаммах делает левую руку более эластичной и сильной. Употребляется вибрато и в аккордах.
Следует отрабатывать вибрато отдельно каждым пальцем левой руки, особенно много внимания нужно уделять первому пальцу. В нотах вибрато указывается редко, его применение зависит от вкуса и чувства меры исполнителя.
Арпеджио — последовательное, поочередное исполнение звуков аккорда.
Арпеджио в гитарной технике имеет очень большое распространение и поэтому может считаться одним из ведущих приемов игры. Комбинации пальцев pima в арпеджио очень разнообразны. Работу над арпеджио следует начинать с более простых фигураций в медленном темпе. Мелодический звук в арпеджио играется способом апояндо.
Тремоло — быстрое повторение одного и того же звука.
На гитаре тремоло исполняется четырьмя пальцами pami в указанной последовательности. В упражнениях полезно использовать различные чередования пальцев pima, pamima и др. Начинать работу над тремоло надо в медленном темпе, добиваясь ровности звучания и постепенно увеличивая темп.
Арпеджиато — быстрое, последовательное исполнение звуков аккорда. Обозначается вертикальной волнистой чертой перед аккордом. Арпеджиато может быть исполнено большим пальцем правой руки (скользящим ударом), тремя или четырьмя пальцами.
Пиццикато — прием игры, при котором извлекаются отрывистые, приглушенные звуки. Правая рука кладется ребром ладони со стороны мизинца на струны у самой подставки, а звуки извлекаются большим пальцем (иногда — другими пальцами правой руки). В нотах этот прием обозначается словом «pizz».
Для отработки пиццикато полезно играть этим приемом гаммы на басовых струнах.
Флажолеты — звуки флейтового характера (отдельно звучащие обертоны у струнных инструментов).
Натуральные и искусственные флажолеты.
Натуральный флажолет получается от извлечения звука пальцем правой руки при одновременном легком прикосновении подушечки пальца левой руки к струне над металлическим ладом и быстром его снятии. Натуральные флажоле ты извлекаются на XII, VII, V ладах. Реже употребляются флажолеты на IX,IV,II и III ладах.
В зарубежных изданиях флажолеты обозначаются словами «harm» или «arm».
Расгеадо — извлечение звуков аккорда одним или несколькими пальцами с использованием при этом внешней стороны ногтя. Сочетание удара указательного пальца (index), четырех пальцев (frise), большого пальца (pulgar) создает много разновидностей расгеато, с которыми полезно ознакомиться. Подробное освоение этого приема в программу музыкальной школы не входит.
Тамбур — прием игры, имитирующий звучание тамбурина. Он заключается в том, что большой палец правой руки боковой наружной стороной ударяет по струнам сверху у подставки. Удар надо делать всей тяжестью кисти, быстро отталкиваясь от струн, чтобы они свободно звучали.
Штрихи
Легато — плавный переход от одного звука к другому. Обозначается дугообразной линией (лигой) над нотами или под ними. При исполнении группы нот легато только первый звук извлекается с помощью правой руки. При восходящем легато второй и последующий звуки и извлекаются пальцами левой руки, которые с силой опускаются на звучащую струну; при нисходящем легато пальцы левой руки, извлекая звук, снимаются со струн в сторону ладони.
Стаккато — отрывистое исполнение звуков. Обозначается точкой над или под нотой. Существуют два способа исполнения стаккато: 1) после извлечения звука пальцы правой руки немедленно опускаются на звучащую струну; 2) после извлечения звука правой рукой пальцы левой руки быстро снимаются со струн. Качество стаккато зависит от активности пальцев. Аккорды стаккато извлекаются так же, как и отдельные звуки.
Специфика технически развивающих упражнений для обучающихся младших и старших классов имеет существенные различия. Кратко рассмотрим их.
Вся работа над развитием техники начинающих гитаристов должна быть направлена на формирование основ исполнительской «школы». Этому способствует изучение и исполнение всевозможных арпеджио в стандартной аппликатуре для правой руки (палец p играет на 6, 5, 4 струнах, а пальцы i, m, a на 3, 2, 1 струнах соответственно). Изучение техники игры интервалами, аккордами (в типовой аппликатуре) и тремоло (на любой струне кроме первой) рекомендуется также ввести на начальном этапе обучения. Далее по мере стабилизации постановки рук и музыкально-технического развития учащихся-гитаристов младших классов можно приступать к работе над гаммами. Гаммы лучше всего сразу начинать играть приемом «апояндо» и использовать типовую аппликатуру А. Сеговии. В отношении изучения в младших классах технического легато и мелизматики педагогу следует особенно внимательно контролировать выполнение восходящего легато, а в работе над мелизмами следует ограничиться исполнением различных форшлагов и коротких трелей на одной струне в стандартной позиции (нормальном расположении) без аккордового сопровождения.
В старших классах, когда уже заложена основа классической «школы» игры на гитаре, для достижения ощущения свободы и расширения исполнительских возможностей следует целенаправленно отходить от типовых аппликатурных формул. В свете этой идеи интересна система развития техники правой руки, предложенная профессором Высшей школы музыки Дортмундского университета (г. Мюнстер, Германия) Р. Эверсом. Она построена на использовании всевозможных, в том числе и нелогичных аппликатурных вариантов исполнения «ломанного» арпеджио Этюда №1 Э. Вила Лобоса. Данную идею можно использовать и в старших классах детской музыкальной школы во всех видах арпеджио.
Развитие аккордовой техники старшеклассников целесообразно осуществлять в рамках метода импровизации и творческой интерпретации, который позволяет стимулировать развитие гармонического слуха, импровизационных навыков, способности подбора аккомпанемента по слуху с применением буквенно-цифрового обозначения аккордов. Исполнение аккордовых последовательностей в различных тональностях способствует развитию стабильности и мобильности двигательно-моторных навыков, чувства исполнительской свободы, интерпретаторских возможностей, необходимых для достижения высокого уровня исполнительской культуры.
Пассажную технику обучающихся-гитаристов старших классах следует развивать в работе над гаммами. Известно, что гаммы во всех тональностях в аппликатуре А. Сеговии рекомендуется исполнять приемом «аппояндо» в двух и трех пальцевой аппликатуре правой руки во всевозможных комбинациях и в различном ритмическом оформлении (например: дуолями, триолями, квартолями, квинтолями и т.д.). К вышеописанным гаммам полезно будет добавить изучение гамм в широком расположении (расширенных позициях).
Прием тремоло старшеклассникам следует отрабатывать в различных аппликатурных решениях (например: p, a, m, i // p, i, m, a // p, i, a, m, i // p, a, i, m, a).
Работа над техническим легато включает в себя освоение этого приема в расширенных позициях в различных голосах с применением аккордов. Элементы мелизматики учащимся-гитаристам старших классов следует осваивать как на одной струне (техническое легато), так и на разных струнах (арпеджио).
Обучающимся старших классов, особенно тем, кто планирует заниматься гитарой профессионально, следует в обязательном порядке развивать мизинец правой руки. Причем комплекс упражнений для его разработки должен строиться на исполнении арпеджио, гамм и расгеадо.
Таким образом, ускорению музыкально-технического развития обучающегося-гитариста способствует грамотная и рациональная модернизация учебного процесса в музыкальной школе, позволяющая системно подойти к решению задачи повышения технического мастерства учащихся-гитаристов, необходимого для полноценного развития их исполнительской культуры. Работа в этом направлении должна иметь развивающий характер, творческое начало и индивидуальный подход к каждому ученику.
Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи.
Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:
Принцип доступности и индивидуальности, - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий — это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность — это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному.
Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.
Принцип систематичности — непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.
Принцип наглядностиявляется основным в обучении детей игре на гитаре. Педагог исполняет пассаж, этюд, пьесу, а дети слушают, затем играют вместе. Очень хорошо, когда проводятся классные часы с прослушиванием произведений в исполнении известных музыкантов.
Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Педагог для каждого задания, выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного задания — это такие методы как показ, словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.
Необходимость совершенствования образования гитаристов в детской музыкальной школе, с одной стороны, и недостаточная разработка теоретико-методических и психолого-педагогических положений формирования исполнительских умений и навыков обучающихся, с другой стороны, определяют актуальность данного опыта, направленного на анализ теории и практики обучения исполнительскому искусству и разработку оптимальной методики, позволяющей качественно повысить уровень подготовки гитаристов.
В наши дни стало особенно заметным, что активная гитарная педагогическая и исполнительная деятельность недостаточно подкреплена соответствующей теоретической и методической базой, в связи с чем наметилось явное отставание теории профессиональной подготовки мировой исполнительской гитарной практики.
Следует подчеркнуть, что исполнители-гитаристы сегодня располагают достаточно большим количеством разнообразных «Школ» и «Самоучителей» по игре на классической гитаре, а также (достаточно общих и напрямую не относящихся к методике обучения игры на гитаре) методических книг и пособий. Вместе с тем, все эти «Школы», книги и пособия не решают и не могут решить в комплексе проблему оптимизации профессиональной подготовки обучающихся музыкальных школ по классу классической гитары.
Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни. Речь идёт о новейших тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личность будущего музыканта и слушателя.
Обучение игре на шестиструнной гитаре по возможности ведется во взаимной связи с другими предметами, входящими в систему обучения («Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Хор» и др.). Важное значение придается формированию ряда знаний, умений и навыков в области музыкально-исполнительского искусства, необходимых обучающимся в их творческой деятельности.
Правильно поставленное инструментальное обучение определяется кругом задач, связанных, прежде всего, с пробуждением глубокого интереса к музыке. Известно, что серьезная заинтересованность в предмете появляется у ребят в тех случаях, когда предмет увеличивает сферу их жизненных потребностей как за счет новых теоретических знаний, так и за счет новых практических навыков. Поэтому преподавание инструментального обучения должно быть нацелено, с одной стороны, на получение разносторонних знаний, с другой — на формирование умений и навыков, помогающих организации музыкальной деятельности детей.
Установлению тесной связи между обучением, воспитанием и развитием творческих способностей уделяется особое внимание. Специфика музыкального обучения предполагает необходимость развития и поддержания у обучающихся интереса к предмету. Поэтому важно, чтобы в музыкальных занятиях дети видели не только учебный предмет, но и источник активной творческой деятельности.
Несмотря на то, что основные теоретические знания обучающиеся приобретают на занятиях по сольфеджио, нужно учитывать необходимость повторения полученных ранее знаний и их углубления в процессе музыкально-исполнительской деятельности на всем протяжении обучения. Совместно с этим нужно сообщать обучающимся знания по музыкальной литературе (основные сведения из биографий композиторов, краткий обзор их творчества, особенности стиля исполняемых произведений и т. п.).
Помимо традиционных задач (изучение нотной грамоты, овладение практическими умениями и навыками, выучивание ряда музыкальных произведений) обязательно нужно ориентировать детей на развитие у них широкой всесторонней музыкальной культуры. Поэтому я уделяю внимание анализу исполняемых музыкальных произведений. Это помогает постижению их художественного смысла: ребята изучают, например, ладоинтонационные, жанровые, композиционные, структурные, образно-эмоциональные особенности музыки. В целях развития музыкально-слуховых представлений и осуществления общественно-практической направленности занятий изыскивается специальное время для обучения игре по слуху, транспонированию, чтению нот с листа. Работу по формированию этих умений нужно вести систематически в течение всего процесса обучения.
Современная прогрессивная педагогика, учитывая возрастные особенности раннего развития детей, использует их естественное стремление к активным проявлениям. Стремясь в своих играх подражать деятельности взрослых, дети легко постигают формы музыкального общения. Поэтому важно с самых первых уроков заняться изучением самого инструмента, на котором по мере развития ученик будет учиться воплощать свои творческие планы. Уже на первых уроках ученика желательно познакомить с назначением гитары, показать разнообразие возможностей инструмента. Подражая педагогу, дети стремятся музицировать, участвовать в концертах и как артисты, и как слушатели, иллюстрировать музыкой игру своего воображения.
Постепенно развиваясь, ученик расширяет круг знаний, умений, навыков, что позволяет ему прикоснуться художественным произведениям, представляющим собой подлинные ценности искусства. Таким образом, организующим началом, направляющим интересы детей, служит игра педагога и беседы, проводимые им с учеником и всем классом, сопровождаемые показом записи музыки.
Однако серьезное развитие музыкальных интересов произойдет у обучающихся только в том случае, если будут правильно заложены основы музыкальной грамоты и воспитаны умения в обращении с инструментом. Решению этих двух задач должен быть подчинен весь процесс обучения. Изучение обучающимися музыкальной грамоты начинается с чтения отдельных знаков, а затем переходит в чтение сложной системы взаимозависимости этих знаков, чтение нотного текста, изучение произведении.
Для первых лет обучения это сложный и трудоемкий процесс. Современные тенденции в прогрессивной музыкальной педагогике выражаются в требовании, чтобы в основу представлений о высотной записи было положено восприятие лада, организованной последовательности звуков. Важно, чтобы в ладу дети сразу же могли выделить основные ступени, определяющие организацию лада. Вот почему необходимо уже в самом начале обучения в звукорядах мажора и минора выделять тонику, субдоминанту, доминанту, то есть первую, четвертую, пятую ступени и, следовательно, интервалы кварты и квинты, затем секунды и терции. Такой подход вводит ученика в жизнь музыкальных соотношений, которые выражаются не только в высотных, но и в ритмических сопоставлениях. Свободному чтению нотного текста сопутствует процесс развития внутренних слуховых представлений. Эти представления, будучи внутренними, скрытыми, могут проще всего быть воспроизводимы в пении. Отсюда вытекает огромная воспитательная роль хора и сольфеджио.
Особенность ДМШ заключается в том, что дети обучаются параллельно в двух школах — общеобразовательной и музыкальной. Большинство учатся «для себя», но некоторые поступают затем в музыкальные училища и колледжи. Поэтому одна из задач педагога — «распознать» профессиональные перспективы ученика и правильно его сориентировать.
Организационные формы учебно-воспитательного процесса - это индивидуальные, ансамблевые занятия и самостоятельная подготовка учащихся. Основной формой учебной и воспитательной работы в классе классической шестиструнной гитары является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Индивидуальное общение создает все условия для всестороннего изучения и воспитания каждого обучающегося. Оценка его психологических и профессиональных особенностей обусловливает конкретные педагогические задачи и методы работы. Я постоянно стараюсь выявлять и поддерживать встречную творческую инициативу ученика, воспитывать способность самостоятельно решать художественные задачи. Важным является подведение итога каждого занятия, что прививает обучающемуся осознанное критическое отношение к собственной работе.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от систематичности занятий. Насыщенность учебного репертуара сочинениями разных жанров и стилей создает благоприятную ситуацию для изучения, сравнения, систематизации музыкального материала.
В жизни современного общества возрастает роль искусства в воспитании всесторонне развитой личности, богатой эмоциями, относящейся к жизни творчески, с максимальной отдачей сил, знаний, умений.
Музыкальные занятия с детьми надо строить так, чтобы заинтересовать их, научить активно усваивать материал. Изучаемые произведения нужно проигрывать ученику. Сочетание показа на инструменте со словесным объяснением является наилучшей формой классной работы.
Большое значение имеет правильная организация домашних занятий. Учитывая загруженность обучающихся, я стараюсь помочь им составить режим дня, выделить для занятий музыкой определенные часы. План ежедневной домашней работы записываю в дневник. Если в младших классах на выполнение домашнего задания отводится от 0,5 до 1 часа (с перерывом), то старшие ученики должны ежедневно заниматься по специальности 2-3 часа. В план домашней работы, помимо изучения гамм, этюдов, пьес включаю повторение пройденного репертуара.
Большую пользу для музыкального развития обучающегося приносит игра в ансамбле, развивающая гармонический слух, умение слушать друг друга, играть ритмично, синхронно. В моём классе практикуются дуэты, трио, смешанные ансамбли, включающие разнохарактерные пьесы русских, советских и зарубежных композиторов, полифонические произведения.
Игра в ансамбле имеет огромное воспитательное значение в создании коллектива.
Гитара как аккомпанирующий инструмент широко используется в быту и художественной самодеятельности, поэтому ученики должны получить практические навыки аккомпанемента.
Каждому музыканту необходимо также умение подобрать мелодию по слуху. Начинать эту работу следует с самых простых мелодий. Умение подобрать мелодию и аккомпанемент, транспонировать в другие тональности имеет важное значение для музыкального развития учащегося и его практической музыкальной деятельности.
Одним из видов работы в моём классе является чтение нот с листа, для которого нужно подбирается материал более легкий, чем изучаемый по программе.
Я стараюсь учить осмысленному прочтению и точному воспроизведению нотного текста. Чтение нот с листа вызывает у ученика стремление самостоятельно знакомиться с музыкальными произведениями. Систематическая практика - лучший способ прочно освоить этот навык.
В репертуар ученика отбираю высокохудожественные музыкальные произведения, разнообразные по форме и содержанию (полифонические сочинения, произведения крупной формы, пьесы русских, советских и зарубежных композиторов, народную музыку, этюды).
Я очень тщательно продумываю подбор материала при планировании учебной работы. Избегаю включения в план произведений, превышающих возможности ученика или не соответствующих его возрастным особенностям. Исходя из индивидуальных особенностей обучающегося, учета его возраста, способностей, интересов, использую наиболее эффективные методы обучения. Особенно важен дифференцированный подход к обучающимся старших классов.
Объем работы на учебный год фиксирую в индивидуальных планах обучающихся, которые составляются в начале I и II полугодия.
В индивидуальные планы, помимо основного репертуара, также включаю пьесы для ознакомления и самостоятельного разбора, ансамбля, аккомпанемента.
Проанализировав современное состояние российской гитарной школы, можно отметить существенное отставание теории и методики обучения от практики игры на гитаре. Подобное отставание теории обучения от практики особенно заметно на начальном этапе формирования исполнителей, то есть в музыкальных школах. Педагоги-гитаристы, сталкиваясь с трудностями в процессе подготовки исполнителей, перенимают опыт работы своих коллег-инструменталистов, не всегда учитывая специфические особенности инструментов. Однако и в методических пособиях для обучения игре на других инструментах вопросы формирования исполнительских умений и навыков разработаны недостаточно. Методисты не определяют необходимый исполнительский комплекс, в лучшем случае в работах встречается перечисление отдельных умений и навыков. До сих пор в некоторых методических трудах можно встретить неточное определение самих умений и навыков, отсюда происходит непонимание, что же собственно стоит развивать и совершенствовать в процессе музыкальной деятельности. Поэтому систематизация основных исполнительских умений и навыков в компоненты исполнительского комплекса представляет особую актуальность. Но одна систематизация не решает всех проблем, касающихся обучения юных исполнителей. Специально организованная учебная деятельность, направленная на формирование исполнительского комплекса, позволяет более эффективно формировать исполнительские умения и навыки обучающихся в процессе их приобщения к музыкальной культуре.
Существующие на сегодняшний день проблемы возникли не случайно. Крайне непоследовательное и в некоторых случаях поверхностное отношение к инструменту привело к тому, что и в настоящее время не выработано общепризнанных критериев относительно многих вопросов, сопровождающих обучение игре на инструменте; определено существенное значение психологических и физиологических процессов при выработке исполнительских умений и навыков; отмечено качественное различие между понятиями «исполнительские умения» и «исполнительские навыки»; определены основные направления формирования исполнительских умений и навыков у обучающихся детской музыкальной школы в процессе проведения практических занятий по классу гитары; выявлено, что формирование исполнительских умений и навыков будет проходить эффективно при учёте индивидуальных особенностей учащихся (природных задатков, склонностей и интересов воспитанника, свойств памяти, возрастных характеристик, черт характера, темперамента, моторного профиля, степени восприимчивости к педагогическому воздействию, физического состояния здоровья); основные исполнительские умения и навыки систематизированы в компоненты исполнительского комплекса (звукодвигательный, нотно-ориентированный, инструментально-ориентированный, темпо-метро-ритмический, художественно-выразительный, эмоционально-волевой); разработана методика, основу которой составило формирование исполнительских умений и навыков учащихся гитаристов активными методами обучения на целесообразно и методически правильно подобранном репертуаре, в сочетании индивидуальных (сольное исполнение) и групповых (игра в ансамбле) форм работы; выявлены показатели, критерии, позволяющие судить об уровнях освоения необходимых знаний, умений и навыков.
Конечным продуктом исполнительской творческой деятельности является создание адекватного художественного образа. А умение создавать последнее напрямую связано с состоянием и возможностями технического арсенала исполнителя. Поэтому в настоящее время во всем мире уделяется серьезное внимание техническим проблемам и методам их решения на всех этапах обучения гитаристов. Причем многие известные гитаристы и педагоги по классу гитары (напр.: Н.А. Комолятов Э. Пухоль, А. Сеговия, Р. Эверс и др.) разработали свои системы упражнений для развития безукоризненной техники игры. Но, к сожалению, большинство этих инновационных методов не издаются в России и, как следствие, не доходят до отечественных педагогов, а используются только непосредственно учениками их авторов по месту учебы.
Изучение имевшихся в литературе научно-методических и научно-педагогических работ, в том числе и «Школ игры на гитаре», «Самоучителей» и других методических пособий, а также обобщение более чем тридцатилетнего опыта преподавания в детской музыкальной школе позволили мне решить ряд задач и встречающихся проблем на этапе обучения в классе гитары. Важнейшими из которых являются:
- обеспечение тесной взаимосвязи методической и исполнительской подготовки обучающихся, для чего необходимо сочетание различных форм.
- обеспечение правильности подбора учебного репертуара гитаристов в процессе обучения (при этом необходимо учитывать как индивидуальные особенности обучающегося, так и характерные особенности музыкального произведения);
-параллельное развитие, как технической, так и художественной сторон обучающегося.
Я считаю, что в обучениивсех детей без исключения, независимо от их природных способностей, использование музыки - пусть с разной степенью "углубления" - должно быть обязательным
Детство — пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Цель музыкально-нравственного воспитания обосновывается общественными требованиями развития современного общества и направлена на максимальное удовлетворение музыкально-нравственных интересов ребёнка.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями. Непрерывность образования становится реальностью. Образованность в совокупности с творчеством поднимает детей на более высокую ступень и становится необходимостью в их жизни.
Развитие творческой личности на уроках в музыкальной школе — трудная задача. А это значит, что нам снова предстоит работать, искать, апробировать и снова искать.
Преподаватель, его мастерство напрямую связаны с его учениками. Когда чувствуешь отдачу от детей, на душе радостно, и, самое главное, начинаешь думать, чем бы их заинтересовать на следующем уроке, чтобы отдача была ещё больше, был стимул для собственного роста.
Считаю своей главной задачей - научить детей любить, понимать музыку, прекрасно владеть музыкальным инструментом, а так же уметь применять полученные знания на практике.
Каждый человек желает быть успешным в своей деятельности. Успех педагога — это успех его учеников. Я анализирую свою педагогическую деятельность. По результатам анализа вижу, чего добилась и какие средства и методы помогли мне этого достичь.