Казахстан,Восточно-Казахстанская область,г.Усть-Каменогорск
КГУ СШК №19
Аккомпаниатор
Ищенко Татьяна Ивановна
Бұл мақалда хореография сабағында әр түрлі жас тобындағы окушылармен жұмыс істейтін аккомпаниатор жұмысының ерекшелігі туралы қарастырылады.
В данной статье рассматриваются особенности деятельности аккомпаниатора, работающего с учащимися разных возрастных групп на занятиях хореографии.
The features of accompanist’s activity working with students of different ages at the choreographic lessons are examined in this article.
Реализация Государственной программы развития образования в Республике Казахстан в рамках Послания Президента Назарбаева Н.А. народу Казахстана 2012 предполагает создание эффективной системы образования, обеспечивающей формирование профессионально — компетентностной личности, конкурентоспособного специалиста, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи.
Наше внимание привлекает педагогическая компетентность, под которой мы понимаем систему знаний, умений, навыков и компетенций, позволяющие решать педагогические задачи. Что касается педагогической компетентности аккомпаниатора, то особых отличий не существует. Отличие заключается лишь в необходимости совмещать две деятельности — хореографа и музыканта.
В средней школе - комплекс №19 особое внимание уделяется предметам эстетического цикла. Наряду с общеобразовательными учебными предметами эстетического цикла, такими как изобразительное искусство и музыка, в школе - комплекс ведется предмет хореография.
Хореография сочетает в себе два вида искусства - музыку и танец, и потому на занятиях хореографии с детьми работают два педагога — хореограф и музыкант (аккомпаниатор).
Специфика аккомпаниаторов хореографии представляет собой весьма ответственную сферу деятельности музыкантов, призванных участвовать в повседневной творческой работе педагогов - хореографов. Недаром искусству аккомпанемента и вопросам концертмейстерской деятельности специально посвящены исследования Н.Крючкова «Искусство аккомпанемента как предмет обучения», А. Люблинского «Теория и практика аккомпанемента» и Е. Шендеровича «В концертмейстерском классе».
Аккомпаниатора именно хореографии не готовят ни в одном учебном заведении. А ведь у хореографического искусства свои специфические требования, которые приходится постигать на практике. Творческая атмосфера в хореографическом коллективе не позволяет ему ограничиваться формальным отношением к своим обязанностям.
Работа аккомпаниатора хореографии делится на две части: освоение музыкального материала, связанного с преподаванием той или иной тематики и ее хореографической специфики.
Музыкальная специфика аккомпаниатора хореографии средней школы - комплекс № 19 строится на параллельном изучении специфики хореографического искусства, и здесь педагогическая компетентность просто необходима.
Потому как, во-первых, аккомпаниатору просто необходимо владеть терминологией, чтобы знать о каком упражнении идет речь. Музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические — французского. Поэтому аккомпаниатор должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Например, Plie, Demi plie, Grands plie (фр.) - это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды: полуприседание или полное, глубокое приседание. Значит, музыкальное сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4).
Во-вторых, необходимо знать, как то или иное упражнение исполняется. Чтобы четко представлять себе структуру упражнения, накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное — уметь соотносить это упражнение с музыкальным материалом, т.е. уметь ориентироваться в нотном тексте. Дело в том, что педагог может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какую-либо часть упражнения отдельно. И для этого необходимо знать, с какого места нотного материала проигрывать отрывок для отработки того или иного движения.
В-третьих, особенность работы аккомпаниатора хореографии заключается в том, что он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе обучения танцевальному искусству. В связи с этим кроме классического танца, на котором основывается все хореографическое искусство, изучается специфика народно-сценического танца, модерна, современного танца. А так же изучаются возрастные особенности детских групп.
В-четвертых, играя, аккомпаниатор должен способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.
Работа аккомпаниатора в средней школе - комплекс № 19 включает в себя творческую и педагогическую деятельность. Особенностью данной деятельности является работа с детьми разного возраста и физического развития, а так же с педагогами разных танцевальных направлений - народного, классического и современного танца. Педагогическая сторона деятельности отчетливо проявляется в работе с учащимися хореографических классов.
В основе исследования выбора эффективных методов работы аккомпаниатора лежит понятие особенности внимания. Внимание аккомпаниатора – многоплоскостное. Оно распределятся не только на нотный стан, но и на танцоров. В каждый момент исполнения важно, что и как делают пальцы, как работает педаль, что в данный момент делают дети, что требует педагог, где помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения весь класс.
Музыкальное поддержание урока — дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Но, что бы учащийся ни делал, упражнение или танец, мы стараемся подбирать предельно ясные мелодии, особенно на первых этапах обучения.
Наш опыт работы позволяет утверждать, что не всякая музыка, соответствующая танцевальному движению по метроритму, в равной степени воспринимается детьми. С педагогической точки зрения необходимо, чтобы она нравилась ребятам, была бы настроена «в унисон» с их вкусами.
В значительной мере это зависит от возрастных особенностей. Так, например, у младшего возраста детей превалирует наглядное мышление, эмпирические представления о мире. Поэтому для них подбирается музыка с четкими, простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определенностью: марш, полька, вальс и другие. Учитывая, что дети младшего школьного возраста любят все сказочное, волшебное, мы используем мелодии из сказок, мультфильмов, детские песенки.
В подростковом возрасте у детей происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личности, подросток претендует на роль взрослого. Значит необходимо повышать уровень музыкального репертуара, сохраняя принципы требовательности к художественному содержанию музыкальных произведений, На этом этапе появляется уже изысканность образов, более сложная фактура, развитая мелодия, неоднозначный ритм. И на данном этапе мы включаем музыкальные произведения композиторов Л.Минкуса, Р.Глиэра, Ф.Мендельсона, Ф.Шумана, Д Шостаковича, Д.Верди, С. Джоплина, Р.Паулса, Ю.Саульского, А Рыбникова, А Хачатуряна.
Главным критерием отбора музыкального материала является степень художественности исполняемой музыки, чтобы музыкальное произведение доставило удовольствие своей гармоничностью, так как правильно подобранная музыка становится содержанием духовной жизни, средством индивидуального и коллективного творчества, самовыражения учащихся.
Средняя школа-комплекс №19 является экспериментальной площадкой по внедрению инклюзивного образования. Поэтому во время исполнения мы так же учитываем и разные физические способности учащихся классов инклюзивного обучения, где имеет место нарушение в развитии физических качеств и координационных способностей детей и вполне может возникнуть проблема темпового соответствия ритмического исполнения и его музыкального сопровождения.
Особенности учебно-воспитательной работы с детьми ограниченных возможностей здоровья требуют особого внимания. У каждого ребенка свой личный темп, который обусловлен вескими причинами. Выполняя одно движение, они не могут выполнять его одинаково. Следовательно, должна отличаться и звуковая наполненность каждой партии. Дело не в том, что первому нужно играть быстрее, а второму медленнее. И тот и другой темп могут быть неудобными для детей. Речь идет о наличии микродоз в отклонениях от оптимального темпа, о тех тончайших, почти неуловимых градациях, которые присутствуют в исполнении каждого ребенка. Подбирая музыкальный материал к занятиям с данной категорией учащихся, мы всегда учитываем их индивидуальные особенности. В целях развития учебно-познавательной компетенции вся система обучения детей данной категории строится на стимулировании различными способами интереса к познавательной и оздоровительной деятельности.
Сегодня речь идет не только о компетентности педагога, но серьезное внимание уделяется формированию компетенций и у школьников. Главная идея компетентностного подхода состоит в том, что нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент самостоятельно отбирать и пользоваться уже накопленными знаниями в различных ситуациях и сферах жизни.
Компетентный ученик в сфере искусства должен быть: образованным, воспитанным, культурным, деловым, развитым, гуманным, самостоятельным, физически развитым и обладать широкими знаниями и умениями в области искусства.
Музыкальное оформление прививает учащимся эстетические вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению — умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Именно музыка, хорошо подобранная, позволяет с первого урока избегнуть формального подхода к самым простым упражнениям. А если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе, чувство удовлетворенности от достигнутых успехов и развиваетэстетическую компетенцию.
Таким образом, анализируя творческую и педагогическую деятельность аккомпаниатора на уроке хореографии, можно отметить, что в средней школе - комплекс № 19 много времени уделяется развитию предметной и личностной компетенций, то есть приобретению и усвоению разнообразных знаний по музыкальному, хореографическому искусству и в области сохранения и укрепления здоровья. Компетентностный подход очень ярко проявляется в оценке результатов обучения, позволяющий объективно оценить уровень развития его творческих способностей и уровень компетентности обучающегося, достигнутый им в результате осуществления образовательной деятельности.
Ярким показателем высокого уровня развития эстетической компетенции являются конкурсы и концертная деятельность: именно на сцене учащиеся показывают результаты общего труда хореографа и аккомпаниатора. Учащиеся хореографических коллективов нашей школы принимают активное участие в жизни школы, в культурной жизни города, с большим удовольствием выступают на городских танцевальных площадках, на праздничных концертах.
Наши хореографические коллективы «Непоседы», «Веселые человечки», «Веснушки» ежегодно участвуют в городских и областных конкурсах. Результатом успешной деятельности являются призовые места на городских конкурсах хореографических коллективов «Ритмы танца»:
1 место - 2009 год
3 место - 2010год
Гран - при - 2011год
1место - 2012год
В заключение мы хотим сказать, что творческий подход аккомпаниатора на занятиях хореографии способствуют развитию у учащихсяумения слушать музыку, прививают любовь к музыкальному движению. Воспитывает эстетическое восприятие окружающего мира. Способствует желанию у учащихся черпать в музыке вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них творчество, развивает творческие способности и эстетическую компетенцию.
На наш взгляд, для осуществления образовательной деятельности дальнейшей работы требуют следующие вопросы;
---развитие музыкально-ритмических способностей;
---развитие музыкально-слухового восприятия;
---развитие творческих способностей;
---развитие эстетической компетенции;
---расширение музыкального кругозора.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство — музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. — 2001. - № 2.
2. Ваганова А.Я. «Основы классического танца». Издание 6. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб: Издательство «Лань», 2001
3. Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа // О работе концертмейстера / Ред.-сост. М. Смирнов. — М.: Музыка, 1974. — С.88-110.
4. Гурьянова Л.Е. Основы ритмики, хореографии и современного бального танца. Программа для преподавателей дошкольных учреждений дополнительного образования и школ эстетического и физического воспитания. — Пермь, 2001
5. Звездочкин В.А Классический танец. Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений искусств и культуры. — Ростов н/Д: «Феникс». Серия «Учебники и учебные пособия», 2003.
6. Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа // О работе концертмейстера / Ред.-сост. М. Смирнов. — М.: Музыка, 1974. — С.88-110.
7. Мироедова М.И. Перспектива профессионального роста концертмейстера хореографии. //Дополнительное образование, 2000. № 9.
8. Музыкальная палитра. Журнал. Выпуски № 3 (6), 2001 г., №4 (25), 2005 г., № 5 (26), 2005 год.
9. Шабалина Т.Л. «Профессиональный рост концертмейстера хореографии». Обобщение педагогического опыта. – Кирово - Чепецк, 2006.
10. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - М.: Музыка, 1980