link14729 link14730 link14731 link14732 link14733 link14734 link14735 link14736 link14737 link14738 link14739 link14740 link14741 link14742 link14743 link14744 link14745 link14746 link14747 link14748 link14749 link14750 link14751 link14752 link14753 link14754 link14755 link14756 link14757 link14758 link14759 link14760 link14761 link14762 link14763 link14764 link14765 link14766 link14767 link14768 link14769 link14770 link14771 link14772 link14773 link14774 link14775 link14776 link14777 link14778 link14779 link14780 link14781 link14782 link14783 link14784 link14785 link14786 link14787 link14788 link14789 link14790 link14791 link14792 link14793 link14794 link14795 link14796 link14797 link14798 link14799 link14800 link14801 link14802 link14803 link14804 link14805 link14806 link14807 link14808 link14809 link14810 link14811 link14812 link14813 link14814 link14815 link14816 link14817 link14818 link14819 link14820 link14821 link14822 link14823 link14824 link14825 link14826 link14827 link14828 link14829 link14830 link14831 link14832 link14833 link14834 link14835 link14836 link14837 link14838 link14839 link14840 link14841 link14842 link14843 link14844 link14845 link14846 link14847 link14848 link14849 link14850 link14851 link14852 link14853 link14854 link14855 link14856 link14857 link14858 link14859 link14860 link14861 link14862 link14863 link14864 link14865 link14866 link14867 link14868 link14869 link14870 link14871
Сироткин Александр Сергеевич
Должность:педагог дополнительного образования
Группа:Посетители
Страна:Россия
Регион:г. Санкт-Петербург
Методическая разработка на тему: "Описание опыта работы по педагогическому сопровождению музыкально одарённых детей"

ГБУ ДО Центр внешкольной работы

Центрального района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ:

«Педагогическое сопровождение музыкально одарённых детей»

автор работы:

Сироткин Александр Сергеевич,

педагог дополнительного образования

г. Санкт-Петербург

2016 г.

Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей

Слайд 1

Впервые с понятием "обобщение педагогического опыта" я столкнулся в прошлом, 2015 году. Данный вид методической деятельности был одной из 2-х составляющих заочного тура городского конкурса педагогического мастерства "Сердце отдаю детям".

Возникло сразу две проблемы: отсутствие опыта подобного рода обобщения

и проблема выбора темы

Обобщение педагогического опыта, по моему мнению, должно в первую очередь служить профессиональному обучению, помогать совершенствовать педагогическое мастерство, удовлетворять профессиональную потребность педагога.

Слайд 2

Изучая опыт коллег по данному вопросу в сети интернет мне удалось вывести примерный алгоритм обобщения педагогического опыта. После проведения самодиагностики своей профессиональной деятельности, и многочисленных консультаций, в том числе с коллегами, мною была определена тема "Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей". Тема одарённости детей была выбрана не случайно. Именно сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на людей, обладающих дивергентным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, в обществе существует социальная необходимость выявления и развития детской одарённости.

Слайд 3

Одаренный ребенок — это особый ребенок. Его отличает чрезвычайная любознательность и потребность в знаниях, энергичность и независимость в суждениях. Поэтому с ними необходимо организовать такую деятельность, которая бы отвечала повышенной потребности в творческой работе.

Как и у любого другого педагога передо мной встали вопросы: "Как же удовлетворить интересы одарённых детей? Какие подходы наиболее оптимальны в работе ними?". В течение определенного периода времени я пытался найти ответы на эти вопросы в психолого-педагогической литературе, и в опыте коллег.

Слайд 4

Открытием для меня стал Василий Александрович Сухомлинский, его удивительное определение одаренного человека.

Анализируя свой педагогический опыт с одаренными детьми, я пришёл к выводу, что они действительно нуждаются в особом отношении, понимании со стороны педагогов, сверстников и родителей.

Слайд 5

Поэтому идеи педагогического сопровождения наиболее оптимальны в работе с одаренным ребенком, так как берут за основу ценность внутреннего мира и предполагают целенаправленное развитие личности. Цель сопровождения — это не приоритет «форм и содержания», а создание условий для его максимального развития.

Совершенно очевидно, что педагогическое сопровождение предполагает систему работы. Особо ценным в идее педагогического сопровождения является создание педагогомситуации выбора побуждающей ребенка к самостоятельному поиску решений, помогающей ему принять на себя ответственность. Поэтому мне бы хотелось остановиться более подробно на направлениях работы, которые это наглядно демонстрируют.

Слайд 6

Так как одаренного ребенка отличает очень быстрое, стремительное продвижение в освоении программы, педагог должен учитывать данный факт при выборе образовательных технологий его обучения и развития. По моему мнению в работе с такими детьми наиболее актуальны технологии связанные с какой-либо проблемной ситуацией, так как решение проблемных вопросов влияет на развитие творческих способностей и служит средством самовыражения и порождения оригинальных идей.

Слайд 7

- технология проектного обучения

В условиях образовательной программы "Обучение игре на синтезаторе", на базе образцового коллектива детской хоровой студии «Преображение» был создан, и уже 6 год осуществляется инновационный проект «Музыкальная сказка».

Участие в проектах ускоряет процесс развития творческого потенциала одаренного ребенка, его музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма, ладового чувства и т.д.). Поэтому работа над проектом, включающая создание аранжировок, фоновых миниатюр, подбор спецэффектов, создание видеопрезентаций, была полностью осуществлена за счёт инициативы детей. Собственная включённость в действие позволяет ребёнку смотреть «в себя», уловить своё переживание, зафиксировать его и оценить. У ребенка пробуждается желание расширить границы своего Я, обогатить свое понимание окружающего мира и углубить осознание своего места в нем.

Слайд 8

- технология кейс-стади

превращает процесс обучения в сотворчество педагога и обучающегося. Суть данной технологии заключается не просто в овладении готовым знанием, а в его выработке.

В октябре 2013 года, технология "кейс-стади" была применена мной в рамках проекта "Музыкальный спектакль "Восточная сказка". Обучающиеся были разделены на группы, каждая из которых должна была представить свое решение кейс-задачи. Опираясь на предложенную завязку сюжета сказки, дети должны были предложить свой вариант развития действия и финала.В обсуждение были включены все группы, которые задавали вопросы, дискуссировали, полемизировали друг с другом, я же, как педагог выполнял роль модератора. Общими усилиями обучающиеся определили дальнейшее развитие сюжета и выполнили проработку каждого персонажа сказки.

Таким образом, применение технологии "кейс-стади" позволило обучающимся стать соавторами и самостоятельно определить развитие и финал музыкальной сказки, подобрать в дальнейшем необходимый музыкальный материал, дающий точные характеристики персонажей. У детей появилась возможность проявить и усовершенствовать аналитические навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. В процессе работы над кейсом создаётся ситуация творческой конкуренции, развивается способность критически мыслить, уметь защищать свою позицию, формируется интерес и позитивная мотивация по отношению к учебе

Слайд 9

- информационно-коммуникативные технологии

рассматриваются мной, как средство интерактивного обучения в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений.

В работе с одарёнными детьми я использую дистанционные формы работы, стимулирующие познавательную активность, помогающие пробудить любознательность, вкус к обучению, как творческому процессу и желание дальнейшего приобретения новых знаний, создающие дополнительное образовательное пространство.

Мною были созданы и применены в работе дистанционные учебные проекты: "Восточная сказка", "Кракатук", "Тайна Деда Мороза". С моей точки зрения, интернет-технологии при грамотном внедрении в учебный процесс имеют уникальные возможности. В нашем случае, на базе данных учебных проектов, ребенок может общаться со своим педагогом и сверстниками, самостоятельно редактировать текст сценария, разучивать и репетировать роль, работать с музыкальным материалом, в том числе с фонограммой, размещать свои музыкальные записи, знакомиться с опытом других обучающихся. С помощью подобного образовательного виртуального пространства дети расширяют свой музыкальный кругозор, формируют художественный вкус, занимаются самообразованием.

Слайд 10

Главная ценность для меня, как педагога дополнительного образования  — это личность ребёнка, её уникальность, неповторимость. Вот почему одной из важнейших технологий при работе с одарённым ребёнком, как мне кажется, является «Индивидуальный образовательный маршрут».

Индивидуальный образовательный маршрут в моём понимании предполагает разработку индивидуальной программы обучения и воспитания ребенка с учетом индивидуальных возможностей и интересов одаренного ребенка, в том числе разработку содержания занятий, способов работы с учебным материалом и т.д.

Слайд 11

При разработке индивидуальной траектории образовательного маршрута необходимо опираться на следующие принципы:

– принцип развивающего обучения (всестороннее развитие личности одаренного ребенка, широкое использование современных образовательных технологий);

- принцип индивидуализации и дифференциации (учет индивидуальных особенностей ребенка, компетентностный подход);

- принцип прогнозирования результатов (востребованность приобретенных знаний, умений и навыков в дальнейшей исполнительской деятельности).

Слайд 12

В процессе воспитания и обучения одаренного ребенка, с моей точки зрения, важную роль необходимо отводить самостоятельным (домашним) занятиям. Владение музыкальным инструментом требует от юного музыканта большой практической работы, нацеленной на преодоление технических трудностей, связанных с управлением инструментом, исполнительским мастерством и его совершенствованием. Приступая к самостоятельной работе, обучающийся должен владеть не только теоретическими знаниями, но и достаточным уровнем исполнительских навыков и умений, чтобы самостоятельно заниматься.

Домашнее задание для одаренного ребенка необходимо определять с учетом его повышенной потребности в творческой работе.

Слайд 13

Взаимодействие с родителями рассматривается мной как способ организации совместной деятельности, цель которой — выстроить особые отношения сотрудничества между взрослым, ребенком и педагогом, добиться взаимопонимания.

Слайд 14

Примером такого взаимодействия может служить совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей. Осенью 2014 года класс синтезатора стал инициатором проекта "Новогодняя сказка "Тайна Деда Мороза"". Особенностью данного проекта являлось участие в нём родителей. Результатом такого взаимодействия явились особые взаимоотношения между педагогом, родителями и детьми, создание положительной эмоциональной среды общения. Кроме того, в процессе взаимодействия и педагог, и родители стремились к совместной деятельности по воспитанию одаренного ребенка, разрешению возникающих трудностей, проявляли активность, инициативу.

Слайд 15

Таким образом, представленная система работы с одаренными детьми дает значимые результаты: Мои воспитанники неоднократно становились лауреатами конкурсов, фестивалей различного уровня.

Вопреки расхожему мнению, не всегда достаточно просто заниматься самообразованием, разрозненно внедряя передовые технологии. Обобщение своего педагогического опыта помогло мне, как педагогу, более осознанно подходить к выбору форм и методов работы, выявлять скрытые риски и потенциальные возможности. А значит при помощи этого вида методической деятельности у каждого из нас появляется возможность в будущем избежать многих трудностей и неудач.

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности