link13900 link13901 link13902 link13903 link13904 link13905 link13906 link13907 link13908 link13909 link13910 link13911 link13912 link13913 link13914 link13915 link13916 link13917 link13918 link13919 link13920 link13921 link13922 link13923 link13924 link13925 link13926 link13927 link13928 link13929 link13930 link13931 link13932 link13933 link13934 link13935 link13936 link13937 link13938 link13939 link13940 link13941 link13942 link13943 link13944 link13945 link13946 link13947 link13948 link13949 link13950 link13951 link13952 link13953 link13954 link13955 link13956 link13957 link13958 link13959 link13960 link13961 link13962 link13963 link13964 link13965 link13966 link13967 link13968 link13969 link13970 link13971 link13972 link13973 link13974 link13975 link13976 link13977 link13978 link13979 link13980 link13981 link13982 link13983 link13984 link13985 link13986 link13987 link13988 link13989 link13990 link13991 link13992 link13993 link13994 link13995 link13996 link13997 link13998 link13999 link14000 link14001 link14002 link14003 link14004 link14005 link14006 link14007 link14008 link14009 link14010 link14011 link14012 link14013 link14014 link14015 link14016 link14017 link14018 link14019 link14020 link14021 link14022 link14023 link14024 link14025 link14026 link14027 link14028 link14029 link14030 link14031 link14032 link14033 link14034 link14035 link14036 link14037 link14038
Сироткин Александр Сергеевич
Должность:педагог дополнительного образования
Группа:Посетители
Страна:Россия
Регион:г. Санкт-Петербург
Методическая разработка "Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по использованию проектной деятельности"

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы Центрального района Санкт-Петербурга

Конкурс инновационных продуктов в ГБОУ ДОД

Центр внешкольной работы Центрального района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка

"Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по использованию проектной деятельности"

Автор:

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Сироткин Александр Сергеевич

Санкт-Петербург

2015 год

Аннотация

Данная работа представляет собой методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и общеобразовательных школ по использованию методов проектов с обучающимися.

Актуальность данной разработки заключается в поиске новых форм и методов организации образовательной деятельности, обозначении путей совершенствования структуры учебного процесса. Рекомендации затрагивают основные механизмы реализации проектной работы с обучающимися, как деятельности стимулирующей творческую активность, способствующей самостоятельному мышлению и анализу.

Новизна разработки показана в интеграции форм и технологий (проектная технология, технология "кейс-стади", информационные технологии, личностно-ориентированное обучение), аккумулирующими темп усвоения и осмысления материала, повышающими уровень развития способностей, мотивирующими на дальнейший самостоятельный поиск необходимых знаний.

Методические рекомендации разработаны на примере творческого проекта детской хоровой студии "Преображение" "Музыкальная сказка". В основу рекомендаций положен опыт подготовки и реализации проекта "Восточная сказка" (2013 года) классами синтезатора, сольного пения и эстетики движения ДХС "Преображение", который станет надёжным подспорьем для педагогов при подготовке и осуществлении проектной деятельности с обучающимися.

Основной целью методических рекомендаций является доказательство целесообразности внедрения в процесс обучения творческого проекта, как стимулирующего активную познавательную и творческую деятельность обучающихся.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

- вывести примерный алгоритм управления рисками творческого проекта;

- обозначить позитивные и негативные факторы, при помощи обобщения и систематизация знаний, полученных в ходе проектной деятельности;

- обозначить результативность данного вида проектов.

Пояснительная записка к проекту «Восточная сказка»

Способность к творчеству — одна из самых универсальных способностей человека, которая может быть реализована в любой сфере деятельности, и чем раньше произойдёт встреча ребёнка с каким-либо видом искусства, тем процесс развития этой способности будет интенсивнее. Однако полноценно раскрыться творчески и эмоционально поначалу получается далеко не у всех.

Театральная деятельность не только удовлетворяет основную потребность ребёнка в игре, но в первую очередь создаёт условия для проявления его творческой активности, так как по своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре. Собственная включённость в действие позволяет ребёнку смотреть «в себя», уловить своё переживание, зафиксировать его и оценить, что в целом способствует развитию у детей таких психических качеств личности как эмпатия и рефлексия. Именно поэтому в своей работе я обратился к театральному жанру — музыкальному спектаклю — как наиболее эффективному способу формирования музыкальной культуры, средству воспитания, к технологии проекта, развивающей познавательные навыки, критическое и творческое мышление.

Проект "Восточная сказка" представляет собой творческий продукт большого коллектива маленьких актёров. Сказочная форма была выбрана, как одна из самых любимых. Наличие тайн и волшебства, отсутствие открытых нравоучений, образность языка и, конечно, привлекательная основная идея, когда зло непременно будет наказано, а добро восторжествует; ко всему этому обучающиеся испытывают неподдельный интерес, и смогут, как мне показалось, полноценно раскрыться не только эмоционально, но и творчески. Включение обучающихся в проектную деятельность предполагает формирование исполнительских умений при разучивании вокальной или инструментальной партии, в работе над характеристикой сценического персонажа или ансамблевых эпизодов партитуры будущего музыкального спектакля. Ведущим методом работы здесь выступает так называемый метод «игры в сказку», где художественный материал «проживается» ребёнком посредством его погружения в характер образа, введения проблемных ситуаций, а также широкого использования условных материалов (бутафория, реквизит). Некоторые предлагаемые обстоятельства, стимулирующие процесс воображения и активизирующие фантазию ребёнка, могут оставаться «за кадром» основного действия, но они, несомненно, оказывают влияние на течение творческого процесса и его результат.

Основной целью проекта стало формирование учебно-универсальных действий обучающихся через приобщение к музыкально-театральной деятельности.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

 ознакомить с начальными навыками актерского мастерства;

 приобщать к исполнительскому мастерству актера, вокалиста, хориста, аккомпаниатора;

 развивать творческую, креативную личность (эмоциональную и музыкально-творческую активность в процессе разбора и исполнения спектакля);

 развивать навыки коллективного творчества;

 формировать процессы социальной, интеллектуальной и трудовой адаптации.

Содержание деятельности педагога по проекту

Перед тем как обратиться к проектной деятельности необходимо ответить на вопрос: "Что же это такое?".

Проект — это прообраз какого — либо продукта, вида деятельности. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, что в свою очередь связано с процессом принятием какого-либо решения. В ходе решения той или иной проектной проблемы обучающимся приходится привлекать знания и умения из разных областей. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса программы или относиться к вопросу актуальному для практики. Так достигается вполне естественная интеграция знаний. Именно поэтому использование проектной деятельности в обучении становится все более актуальным.

На мой взгляд, именно нацеленность проектного метода на универсальность учебных действий делает эту технологию важнейшим средством развития, обучения и воспитания в системе дополнительного образования, где педагог, ориентируясь на развитие мыслительных, творческих и коммуникативных способностей, вместе с обучающимися получает конкретный результат (продукт).

Именно таким продуктом для нашей студии в 2013 году стал проект "Восточная сказка". Своеобразие постановки данного проекта заключается в том, что он объединил три музыкальные дисциплины: сольное пение, обучение игре на синтезаторе и эстетику движения. В этом союзе музыки и театра, включающим в себя театральную постановку, актерскую игру, пение и игру на музыкальном инструменте, обучающиеся хоровой студии стали не только артистами, выступающими на сцене, но и музыкантами, обеспечивающими музыкальное сопровождение сценическому действию.

Однако любое проектирование предполагает наличие определённых правил:

• обучающиеся самостоятельно обретают необходимые знания;

• развивают умения выявления проблем, наблюдения, анализа, обобщения;

• приобретают коммуникативные навыки;

• учатся применять полученные знания для решения поставленных задач;

Исходя из вышеизложенного проектирование, как мне кажется, невозможно без изменения позиции педагога. Его позиция консультанта, руководителя, координатора, должна быть скрытой, дающей ход и размах самостоятельности обучающихся, вовлеченных в активный познавательный творческий процесс, в основе которого лежит сотрудничество.

Непростой роли педагога-сотрудника может поспособствовать внедрение в проектную деятельность различных образовательных технологий. Так, например, на этапе погружения в проект "Восточная сказка" мною была применена технологии "кейс-стади". Суть данной технологии заключается не просто в овладении готовым знанием, а в его выработке. У детей появляется возможность самостоятельно проявить и усовершенствовать аналитические навыки, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Выбирая данную технологию, автор ставил цель научить обучающихся работе над сценарием музыкального спектакля посредством решения следующих задач:

- дать обучающимся представление о формировании сюжетной линии;

- ознакомить обучающихся с детальной разработкой сценических образов;

- формировать навыки групповой работы.

Обучающиеся были разделены на группы, каждая из которых должна была представить свое решение кейс-задачи. И опираясь на завязку сюжета сказки, предложить свой вариант развития действия и финала. В обсуждение были включены все группы, которые задавали вопросы, полемизировали друг с другом, я же, как педагог, выступал в роли модератора. Общими усилиями обучающиеся определили дальнейшее развитие сюжета и проработали каждого персонажа сказки. Таким образом, применение технологии "кейс-стади" позволило детям не только стать соавторами, но и, проработав характеристики персонажей, подобрать в дальнейшем необходимый музыкальный материал соответствующий каждому герою сказки.

Очередной проблемой в работе над проектом "Музыкальная сказка", включающим создание аранжировок и фоновых миниатюр усиливающих динамику сцен спектакля, стала адаптация музыкального материала к стилистике восточной сказки. В помощь обучающимся для решения данной проблемы в проектную деятельность были подключены интернет-технологии.Автор считает, что интернет-технологии при грамотном внедрении их в учебный процесс имеют уникальные возможности. На базе социальной сети "В контакте" была создана одноимённая группа проекта "Восточная сказка", в которой обучающиеся предлагали для прослушивания и анализа музыкальные шедевры восточной музыки, изучая её стилистику и особенности музыкального языка, сравнивая интерпретации различных исполнителей и т.д.

Знакомство с музыкой и традициями востока позволил в дальнейшем не только сделать участникам проекта свои интерпретации произведений отечественных композиторов Е. Крылатова, М. Быстрякова, Г. Гладкова, В. Шаинского с элементами данной стилистики, но и грамотно подойти к видеопрезентации сказки, сценографии и подбору костюмов. Впоследствии в группе были выложены все материалы проекта для дополнительной самостоятельной проработки, а так же возможности своевременного информирования участников проекта по различным вопросам.

Так же в работе по проекту автором активно используются педагогические технологии, основанные на интерактивном подходе в обучении:

личностно-ориентированная технология (каждый ребенок сам выбирает себе ту роль и сферу деятельности в проекте, которые в данный момент времени ему наиболее близки и по силам);

технология создания условной сценической ситуации (выявление целей и мотивов каждого поворота сценической истории, приемы выразительного поведения, учет наличия зрителя при акте творчества и т.д.);

технология проведения репетиции — живой процесс постановки спектакля.

Алгоритм проекта "Восточная сказка"

Этапы

Содержание деятельности

Методические рекомендации

1.

Подготовительный

Постановка проблемы, обсуждение предложенных идей, замысла

Желательно, чтобы все шаги, от замысла до реализации, прорабатывались совместно с обучающимися. Лишь в сотрудничестве и сотворчестве мы получим целеустремлённых, творчески активных, заинтересованных участников.

Формирование сюжетной линии на основе осмысления проблемы, постановка целей и задач, реализацию которых предусматривает работа над спектаклем

Применение на данном этапе технологии "кейс-стади" создаёт ситуацию творческой конкуренции, формирует позитивную мотивацию к достижению цели, учит работать в команде.

Работа над сценарием

Необходимо содействовать чёткому разграничению действия по сценам, а так же обратить внимание на диалоги героев, и, по возможности занять их действием.

Работа над музыкальным репертуаром

Подключение интернет-технологий на данном этапе позволит более точно воплотить характерные черты стилистики сказки, расширит музыкальный кругозор обучающихся, что несомненно отразится на аранжировках.

Составление бизнес-плана проекта

Прежде всего, надо отталкиваться от базы, от того, что уже есть. Определите самое необходимое, то, без чего невозможен конечный продукт.

2.

Основной

Разучивание вокальных и хоровых партий, хореографических номеров

При подготовке большое внимание следует уделить ансамблевым номерам. Каждый исполнитель должен чётко знать свою роль и место на сцене.

Разучивание обучающимися по классу синтезатора концертмейстерского репертуара

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности