link11815 link11816 link11817 link11818 link11819 link11820 link11821 link11822 link11823 link11824 link11825 link11826 link11827 link11828 link11829 link11830 link11831 link11832 link11833 link11834 link11835 link11836 link11837 link11838 link11839 link11840 link11841 link11842 link11843 link11844 link11845 link11846 link11847 link11848 link11849 link11850 link11851 link11852 link11853 link11854 link11855 link11856 link11857 link11858 link11859 link11860 link11861 link11862 link11863 link11864 link11865 link11866 link11867 link11868 link11869 link11870 link11871 link11872 link11873 link11874 link11875 link11876 link11877 link11878 link11879 link11880 link11881 link11882 link11883 link11884 link11885 link11886 link11887 link11888 link11889 link11890 link11891 link11892 link11893 link11894 link11895 link11896 link11897 link11898 link11899 link11900 link11901 link11902 link11903 link11904 link11905 link11906 link11907 link11908 link11909 link11910 link11911 link11912 link11913 link11914 link11915 link11916 link11917 link11918 link11919 link11920 link11921 link11922 link11923 link11924 link11925 link11926 link11927 link11928 link11929 link11930 link11931 link11932 link11933 link11934 link11935 link11936 link11937 link11938 link11939 link11940 link11941 link11942 link11943 link11944 link11945 link11946 link11947 link11948 link11949 link11950 link11951 link11952 link11953
Мальцева Ольга Егоровна
Должность:Преподаватель по классу скрипки, концертмейстер-иллюстратор
Группа:Посетители
Страна:Россия
Регион:ЯНАО г. Ноябрьск
Методическая разработка "Работа с ансамблем скрипачей младших классов "

Работа с ансамблем скрипачей младших классов

Россия, ЯНАО, г. Ноябрьск

МАУ ДО ДШИ им. П.И.Чайковского

преподаватель по классу скрипки

Мальцева О. Е.

Ведущим принципом деятельности преподавателей ДШИ (ДМШ) — является развитие творческой активности учащихся средствами музыкального воспитания и образования. Одно из наиболее эффективных средств — коллективные формы музицирования.

Значение для ребенка игры в ансамбле трудно переоценить. Ансамбль — это наполненное профессиональным содержанием регулярное общение со сверстниками. Это и привычка слушать партитуру и свой голос в ней, и объёмное понятие интонации, более богатое по сравнению с сольным одноголосием. Это и стимул для регулярного чтения с листа (в одиночку читается не так охотно), и необходимость личностных изменений (собранность, организованность) в пользу общего дела, и возможность учиться у сверстников, у которых лучше получается прием, лучше звучит партия. Многие крупные педагоги (среди них Л.С. Ауэр, П.С. Столярский) считали своим долгом воспитывать юных скрипачей, вовлекая их в различные виды ансамблевого музицирования.

Игра в ансамбле объединяет детей разной степени способностей, интеллекта, возрастных и психофизических особенностей, музыкально-технической подготовки, расширяет кругозор, воспитывает дисциплину.

В классе ансамбля юные скрипачи знакомятся с лучшими образцами классической и современной музыки, приобретают навыки совместного музицирования.

Выстраивая урок ансамбля, следует исходить из позитивного отношения к каждому ученику. Все участники коллектива имеют разные музыкальные способности, и поэтому важно искать индивидуальный подход к каждому из них.

Одним из важных условий работы в классе ансамбля является работа с отдельными группами и учащимися. Такой подход позволяет более тщательно заняться интонацией, штрихами, ритмом.

Работая над произведениями, начиная с младших классов, педагог должен добиваться:

-синхронности при взятии звука,

-чистоты интонации (мелодической, гармонической),

- единства штрихов и аппликатуры,

-воспитывать ощущение единой ритмической пульсации,

-равновесия в звучании,

-вырабатывать умение вести и передавать мелодическую линию от партии к партии.

Особое внимание в работе с ансамблем младших классов следует уделить принципу технической и художественной доступности учебного материала, с учетом возрастного фактора и уровня подготовленности учащихся. Здесь очень тесно работает межпредметная связь ансамбля со специальностью. Эти предметы являются взаимополезными, так как урок ансамбля помогает заинтересовать ребенка, простимулировать его к занятиям, а на уроке по специальности повышает уровень скрипичного мастерства, необходимый для игры в ансамбле.

Ансамблевая партия по трудности не должна быть сложнее пьес, изучаемых по специальности. Одним из залогов успеха интересного занятия — правильно подобранный репертуар, позволяющий заинтересовать ребенка и слушателя, а также выполнить методические задачи. Очень важно найти интересные, яркие произведения, перспективные для предстоящих концертов и конкурсных выступлений. Существующий репертуар не всегда отвечает восприятию музыки современного ребёнка, поэтому целесообразно делать собственные обработки, аранжировки, стараясь внести разнообразие в репертуар по жанру и стилю. Очень важен принцип многоплановости репертуара. Выбор разнохарактерных произведений различных по жанрам, содержанию, стилевым особенностям делает возможным разностороннее музыкальное развитие учащихся.

Приступая к работе над музыкальным произведением, нужно дать общее представление о характере музыкального содержания. С этой целью следует проиграть пьесу целиком (проиллюстрировать). А также познакомить учащихся с автором, эпохой, стилем, формой. Руководитель должен постоянно поддерживать интерес к исполняемым произведениям, ставя перед участниками ансамбля все новые художественно-исполнительские и познавательные задачи. Произведения с выразительной мелодией, разнообразными стилевыми особенностями, являются полноценными концертными номерами и способствуют формированию профессиональной игры ансамблистов.

Формирование навыков и умений требует сочетания различных методов. Прямой показ должен сочетаться с другими методами, с образным сравнением, наглядностью, игровыми приёмами. В работе с младшим ансамблем, возможно использовать метод вариативных показов, это активизирует творческую самостоятельность детей. Каждый из ансамблистов может показать себя в роли «солиста», дети слушают друг друга, оценивают, выбирают лучшего. В младшем возрасте велика доля наглядных и практических методов, менее доступен словесный метод. Целью занятий должны быть — переживание музыки, радость музицирования, развитие творческих способностей.

На занятиях ансамбля скрипачей происходит синтез всех знаний и умений учеников. Формируются навыки инструменталиста–исполнителя, воспитываются и развиваются такие качества как работоспособность, физическая и психологическая выносливость, способность артистического воплощения образно-художественных представлений.

Особенностью работы с ансамблем является воспитание чувства ответственности за качество освоения своей партии: достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихов, динамике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа произведения.

Одним из основных профессиональных навыков скрипача, применительно к практике ансамблевой игры является навык чтения нот. Это — игра непосредственно с листа, исполнение своей партии после некоторого ознакомления, и умение ориентироваться в исполняемой музыке. Залогом успешного освоения навыка чтения нот является: повседневная практика (честная, добросовестная, терпеливая), знакомство с новыми произведениями (пополнение, обновление репертуара).

Важнейшим условием успешного развития коллектива является правильно организованные самостоятельные занятия. Требования к работе ансамблистов: самостоятельное изучение партий дома, полное внимание и работа в классе. Во время занятий преподаватель - руководитель проверяет качество выполненного задания, указывает на ошибки, добивается их исправления, дает новые задания. Наилучшая форма работы - это сочетание словесного объяснения с методом показа-иллюстрирования.

Большое значение имеют публичные выступления учащихся в составе ансамбля. Такие мероприятия дают возможность играть на сцене детям с разным уровнем музыкальных способностей, делают их более уверенными в своих силах.

Конкурсное или концертное выступление является необходимой ступенью дальнейшего развития любого музыканта, является не только стимулом к дальнейшей работе и возможностью показать свои достижения и успехи, но и также пропагандой, знакомством слушателей с «живой» скрипичной музыкой.

Коллективные формы музицирования очень востребованы в настоящее время. Звуки скрипок даже совсем юных музыкантов всегда рождают живой отклик в душах детей и взрослых, будят в них прекрасные чувства.

Понимание исполняемого произведения, «влюбленность» в него, создают атмосферу коллективного творческого энтузиазма, необходимого для эффективных занятий с детьми. Педагог ДШИ (ДМШ) ответственен за формирование музыкальных вкусов своих воспитанников. Независимо от того, с кем он занимается, с будущим профессионалом или просто любителем музыки, педагог должен помнить о главном смысле своего дела — нести детям радость общения с музыкой.

Литература:

1.Т.Свирская. «Опыт работы в классе скрипичного ансамбля»

«Вопросы музыкальной педагогики» вып.2, М -1980.

2.Л. Гантман .«О профессиональном воспитании оркестранта в скрипичных

классах средних учебных заведений» М -1980.

3.Л. Мордкович. «Детский музыкальный коллектив: некоторые аспекты работы

(на примере ансамбля скрипачей)»

«Вопросы музыкальной педагогики» вып.7, М -1986.

Наши услуги



Мир учителя © 2014–2025. Политика конфиденциальности