Республика Казахстан,Восточно-Казахстанская область,г.Усть-Каменогорск
КГКП "Детская музыкальная школа №1"
Преподаватель по классу скрипки высшая категория
Карпеева И.Б.
Аннотации:
Мақала тәлім-тәрбиенің алғы кезінің өзгешеліктерін скрипке әйгілейді, педагогтың және әке-шешенің рөлі оқы таныстықта музыканың мәдениетіне. Музыкалықбалалармектептеріменөнермектептеріоқытушыларынаұсынылады.
Статья раскрывает особенности начального периода обучения на скрипке, роль педагога и родителей в приобщении учащихся к музыкальной культуре. Рекомендуетсяпреподавателямдетскихмузыкальныхшколишколискусств.
The article reveals thefeatures ofthe initial period oflearningthe violin, the roleof the teacherand parentsin introducingstudents to themusical culture of. It is recommended for teachers of children's music and art schools.
Дополнительное образование является одним из необходимых компонентов образовательной системы Республики Казахстан и является важным условием для развития личности. Президент Н.А.Назарбаев в своем Послании отмечает огромную роль дополнительного образования в реализации приоритетных направлениях развития и воспитания подрастающего поколения, значимость его профессиональной деятельности для общества.
Музыкальное образование - один из важнейших факторов формирования всесторонне развитой личности. Оно оказывают влияние на формирование эстетического вкуса, способствует становлению характера, норм поведения, наполняет внутренний мир ребёнка яркими переживаниями.
Игра на музыкальном инструменте развивает волю, стремление к достижению цели, воображения, помогает формировать навыки активного восприятия музыки, обогащает музыкальный опыт детей, прививает им знания. В процессе игры дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям нотной грамоты. Все это расширяет их кругозор, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности.
Вопросы общего развития музыкальной педагогики отражены в трудах Д.А.Баренбойма, Н.А.Ветлугиной, К.В.Тарасовой и Д.К.Кирнарской, где отмечено, что внедрение в педагогическую практику психологии и физиологии заставляет многое пересмотреть в устоявшихся приёмах работы с детьми.
Игра на скрипке с физиологической точки зрения очень сложна. И далеко не все дети, приходящие в скрипичный класс, успешно справляются с этим. Поэтому в начальном периоде обучении скрипичной игре важен индивидуальный подход и помощь родителей. Если родители хотят чтобы ребёнок играл на скрипке, и нацелены на серьёзные занятия, если у этого ребёнка есть явная склонность к музыке, необходимо настроить родителей на ежедневный упорный труд.
Популярность скрипичного класса в детской музыкальной школе растёт из года в год и, в большинстве — это обыкновенные дети, исполнительские качества которых нуждаются в формировании и развитии, что можно осуществить лишь непосредственно в процессе обучения. Одна из главных задач преподавателей по классу скрипки – поиск средств и приёмов для эффективного музыкально-слухового и творческого развития начинающих скрипачей, так как первоначальный период обучения игре на скрипке связан с освоением постановки — утомительным и малоинтересным занятием. Поэтому обучение юных музыкантов должно быть комплексным и включать упражнения на развитие слуха, освоение элементов постановки, некоторые теоретические сведения, ритмические упражнения, игры. От искусства педагога зависит интересное сочетание этих элементов в одном уроке. Длительная работа над каждым из них приводит к ослаблению внимания, а вслед за этим снижает результативность. Слово «устал» не должно фигурировать на занятиях. Мерилом усталости должна быть не физическая усталость, а потеря внимания. Замечая, что внимание снизилось, необходимо перевести акцент учебной работы на другой объект.
Исходя из того, что продолжительность занятий с малышами не может быть такой же, как со школьниками, мы стараемся держать темп урока, заставляем его много двигаться, не сидеть и, как показывает наш опыт, ребёнок может выдержать не только 45 минут, но и больше, если ему интересно. Всё это должно проходить в русле занятий. Пассивный отдых, сидя или разговор на отвлечённые темы сбивают темп урока и требуют дополнительного времени на новую организацию внимания.
Уроки по специальности скрипка — занятия индивидуальные, однако практика работы с начинающими свидетельствует о целесообразности присутствия на отдельных уроках нескольких учеников. Показывая какой–либо навык одному ученику, педагог одновременно обращается к другому, чтобы тот внимательно послушал, посмотрел и затем выполнил то же самое. Соревнуясь на каждом уроке, оба ученика значительно охотнее и быстрее всё усваивают. При таких уроках педагогу предоставляется возможность в некоторых случаях воздействовать на одного ученика опосредованно через другого, т.е. эффективно используются технологии сотрудничества и Диалог культур.
Поэтому в последнее время стала набирать силу тенденция переходить к коллективным и групповым формам обучения игре на скрипке. Дети по своей сущности коллективисты, и приобщать к музыке их надо через коллективные формы музицирования. Когда выучиваем движения под польку или вальс, как с одним ребёнком это проделать? А когда 5—6 человек одновременно начинают двигаться, они учатся, наблюдая друг за другом, и с самого начала попадают под общий ритм, который является основой музыки. Дети осваивают длительности нот, их ритмическое чередование сначала ногами, руками, туловищем, а затем и сознанием. Также обстоит дело и с развитием слуха. Очень удобно заниматься коллективным поднятием и опусканием рук, отрабатывать более крупные движения в виде гимнастических упражнений для выработки устойчивых ощущений свободы и гибкости в мышцах. Но когда начинаются тонкие корректирующие действия — держание смычка, постановка пальцев, целесообразно перейти к индивидуальным занятиям. Обычно это происходит когда слух детей достаточно подготовлен к восприятию простейших скрипичных песенок, ручки готовы держать скрипку и смычок. Чем старше возраст детей, тем больше времени уделяется индивидуальным занятиям.
Наша педагогическая практика показывает, что не бывает двух одинаковых учеников. У каждого из них есть свой характер, своя манера поведения, каждый по-своему реагирует на одно и то же замечание. Одни легко и быстро справляются с предлагаемым заданием, другие требуют более продолжительного времени для усвоения материала. Для более успешного обучения ученика и оказания влияния на его эстетическое и моральное формирование, необходимо знать его индивидуальные особенности. На основании своих наблюдений педагогами ДМШ№1 разработаны индивидуальные планы работы с каждым учеником и, учитывая возможности ребёнка, постепенно добиваются выполнения поставленных задач, наблюдая при этом, какие методические приёмы дают лучшие результаты. Так постепенно складывается индивидуальный подход к каждому ученику и определяется методика воспитания необходимых навыков. Очень важно, начиная работу с детьми 5-6 летнего возраста, сделать родителей соучастниками педагогического процесса. А.Д.Артоболевская писала: «Радостным трудом для самих родителей должно быть то время, которое они будут отдавать музыкальным занятиям. Семья может и должна стать первой ступенью художественного воспитания».
Правильные взаимоотношения педагога с родителями — одно из необходимых условий успешного обучения ребёнка. В нашей школе большую роль отводят родителям, которые обязательно присутствуют на уроках и помогают в домашних занятиях. Чем выше уровень заинтересованности старших и их любви к детям, тем выше результат. Шестилетний ребёнок не может самостоятельно заниматься дома скрипкой, тем более, когда все дети вокруг веселятся и играют. И мы доводим до родителей информацию о том, что без терпения и воли, без вкладывания сил в занятия, невозможно поддерживать интерес ребёнка к урокам. Даже простое внимание, похвала и поддержка с их стороны имеют большое значение.
Для организации правильных и плодотворных домашних занятий, для родителей нами разработаны следующие рекомендации:
- Создать в семье атмосферу уважения к любой хорошей музыке (инструментальной, симфонической, оперной, народной). Музыка должна звучать негромко, как фон повседневной жизни и можно выбирать её в зависимости от настроения. Для спокойных занятий хорошо подходят Времена года А.Вивальди, симфонии И.Гайдна и А.Моцарта. Для поднятия духа — Л.Бетховен или Славянские танцы А.Дворжака. Все зависит от индивидуального восприятия и имеющихся в доме записей.
- Давать ребенку прослушивать несколько раз в день произведения, которые он разучивает (или будет разучивать в будущем). Найти записи некоторых произведений несложно, а которых нет на диске, можно попросить наиграть и записать педагогу с концертмейстером.
- Присутствовать на всех уроках ребенка, пытаться разобраться в материале, над которым работает педагог. Если родители совсем далеки от музыки, предлагаем им поучиться вместе с ребёнком или взять несколько частных уроков игры на скрипке. Совместное чтение книг о музыке, посещение концертов, просмотр музыкальных телепередач, фестивалей, конкурсов помогает в занятиях с малышом дома, ведь малыши энергетически тесно связаны с родителями, особенно с матерью, и подсознательно будут «считывать» усвоенную мамой информацию, что сделает процесс усвоения материала ярче и активнее.
Организация домашних занятий лежит на родителях. Главное здесь - заинтересовать малыша и помнить, что маленьким детям трудно концентрироваться на длительное время. Поэтому ежедневная подготовка к уроку должна состоять не из одного занятия, которое длится полчаса-час, а из нескольких мини-уроков по 7-15 минут, где основное внимание необходимо уделять правильному положению инструмента и извлечению красивого звука.
Всё это создаёт условия для успешного развития музыкальных способностей и творческого потенциала обучающихся. Каждый ребёнок обретает право и реальную возможность расти и постигать мир. Наша работа отличается новизной, актуальностью, практической ценностью. Преподаватели струнного отделения ДМШ№1 стремятся быть в числе лидеров в сфере образовательных услуг г.Усть-Каменогорска и региона в обеспечении развития творческого потенциала личности на основе креативной образовательной среды.
Литература: