Прекрасное на Кубани
Тип урока - урок-беседа.
Цель урока — Дать знания о Краснодарских храмах и церквях как о центре православной культуры.
Задачи: познакомить с историей некоторых храмов и церквей на Кубани.
Задачи:
1. Образовательная: развитие интереса к духовной культуре нашего края; изучение некоторых биографических фактов об русском архитекторе Ивана Клементьевича Мальгерба.
2. Развивающая: способствовать развитию логического мышления, речи, воображения, памяти, внимания, расширять словарный запас. Развивать наглядно-образное мышление учащихся. Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать.
3. Воспитательная: способствовать развитию интереса к истории православной, связанных с развитием родного края; формировать нравственное воспитание.
Планируемые результаты:
Предметные — готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей малой Родины.
Личностные –проявление уважения к прошлому своего края; умение воспитывать чувства патриотизма, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; повышение уровня духовной культуры.
Метапредметные - умение отбирать информацию, формулировать мысль, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждения.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.
Оснащение урока: ФГОС нового поколения; рабочая программа; календарно-тематический план. Плакаты, мультимедийная презентация по теме урока, план конспект.
Литература:
Бардадым В.П. Зодчие Екатеринодара. — Краснодар, 1995.
Бардадым. В. П. Прекрасное на Кубани: Зодчество. Скульптура. Живопись. Краснодар, 2006.
Бардадым, В. П. Священные камни: исторические очерки. Краснодар, 2007.
Денисов Н.Г., Лях В И. Культура Кубани. Краснодар, 2000.
Платонов И. Кубань Православная — Первозванная. Тамань — Краснодар, 2000.
Ратушняк В.Н. Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения. 2003.
Интернет –ресурсы:
Жизнь и творчество И. К. Мальгерба URL: http://refdb.ru/look/1737060.html
Ход урока
Этапы урока и время на его проведение |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент (5 мин) |
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. Предварительно класс разделен на несколько групп. Микромодуль мотивационной беседы. Цель - Достичь полного 100% внимания обучаемых и сосредоточить только лишь на получение новых знаний. Учитель читает стихотворение, или предварительно дает одному из учеников для выразительного чтения. Сумерки, тени, лампады мерцание, Запах горящих свечей, Лики святые ласкает сияние Их быстрокрылых лучей. Слово молитвы, церковное пение, Дым в алтаре голубой. В сердце смущение, в сердце волнение, Очи покрыты слезой. В храме я вижу молитву народную; Крепнет здесь вера моя. Жизни осмысленной цель благородную Здесь обретаю вновь я[1]. |
Приветствуют учителя, готовятся к уроку. Учитель: Ребята, как Вы думаете, о чем мы сегодня с Вами будем говорить? |
Биография Ивана Клементьевича Мальгерба (10 мин) |
Рассказа учителя: «Екатеринодар, разделенный на четыре административные части, имел Городскую Думу и Городскую Управу, а каждая часть — свою церковь. В Екатеринодаре люди ходили в храмы и вели благопристойный образ жизни: венчались, крестили детей, отпевали усопших. Но с ростом населения, естественно, увеличивались и церковные требы, и потому верующие люди строили все новые и новые храмы…[2] Благодаря И.К. Мальгербу в нашем городе появились такие замечательные центры духовного воспитания, как Екатерининский семипрестольный храм, Троицкая церковь и Успенская церковь. Он оставил заметный вклад в архитектуре Екатеринодара и Кубани. (слайд 2). Иван Мальгерб окончил Киевское реальное училище. С детства мечтал стать строителем. И вот он в Петербурге, где поступает в училище (с 1882 года институт) гражданских инженеров. В мае 1888 года Мальгерб, как значится в дипломном свидетельстве, «при отличном поведении, показал отличные успехи» и был удостоен звания инженера. В 1893 году Мальгерб получает должность городского архитектора в Феодосии, но через 3 года уезжает на Кубань. С 1896 года и до конца своих неугомонных, кипучих деятельностью дней связывает свою судьбу зодчего с Кубанью, которая понравилась и полюбилась ему. 1 октября 1896 года он становится городским архитектором города Екатеринодара. Первая работа Мальгерба отнюдь не притязала ни на величие, ни на монументальность. Он построил из дерева резные ворота в городской сад и рядом две кассы и два торговых киоска для лимонада и цветов. Затем, в сентябре 1898 года, он предложил проект городского общественного банка. Видное здание, вполне отвечающее своему назначению, в 1900 году украсило улицу Карасунскую.[3] Особенно яркая страница в зодческой деятельности Мальгерба — строительство церквей. Только в Екатеринодаре их возведено по его проектам три: Святой Екатерины, Троицкая и Успенская. |
|
Екатерининский семипрестольный храм, Троицкая церковь и Успенская церковь (15мин) |
А теперь у Вас задания по группам, Вам необходимо было подготовить сообщения о каждом строительстве. Примерные ответы учеников: Екатерининский семипрестольный храм (Слайд 3). Это одно из главных творений Мальгерба. Счастливые екатеринодарцы еще были под впечатлением от встречи с Государем Императором Александром III, Государыней Марией Федоровной, Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем и другими лицами Царской династии, гостивших в кубанской столице 21, 22, 23 сентября 1888 года, как вдруг, словно гром среди ясного неба, телеграф и российские газеты принесли трагическую весть: 17 октября у станицы Борки (Харьковской губернии) потерпел крушение Императорский поезд. Но свершилось чудо: все были живы и спасены, Царица и вся свита до самых сумерек не сидели, сложа руки, оказывали помощь раненым…[4] Екатеринодарцы решили отметить это событие достойным образом. 17 октября 1889 года Екатеринодарская Городская Дума, единогласно решила построить Семипрестольный храм в г. Екатеринодаре во имя святых, покровителей Августейшей Семьи. Екатеринодарцы, народ глубоко верующий, хотели выстроить Божий Храм на века. В 1896 году городским архитектором стал И.К.Мальгерб. Комиссия приняла предложения городского архитектора и поручила ему составить проекты и принять на себя надзор за будущими работами. Мальгерб согласился. Однако русско-японская война, а также революционная смута, охватившая Российскую Империю, и связанное с этими тяжелыми событиями неустройство в жизни общества, приостановили темпы строительства. Только утром 14 сентября 1911 года, после Божественной литургии в Екатерининской церкви, состоялось торжественное освящение и поднятие крестов на главы строящегося Семипрестольного храма. Удивительным новшеством для церкви явилось электрическое освещение. Отливка большого колокола для Семипрестольного храма производилась на месте. И вот, наконец-то, храм строившейся 14 лет, готов! 4 тысячи прихожан вместил в себя Екатерининский собор, самый большой в области.[5] Так совершилось знаменательное событие в духовной и культурной жизни екатеринодарцев. Отцы города, архитектор И.К.Мальгерб и все православные жители могли гордиться такой грандиозной постройкой Храма Божьего. После установления Советской власти началась «борьба с религией», и Семипрестольный собор был закрыт. Только в 1942 году Семипрестольный собор был вновь открыт для прихожан. И церковная служба в нем продолжается по сей день… ныне храм во имя святой Великомученицы Екатерины является кафедральным. 3 октября 1899 года была заложена церковь Святой Троицы во второй части города, прилегающей к правому берегу реки Кубани. Великолепный проект Троицкой церкви был составлен городским архитектором И. К. Мальгербом в сугубо русском стиле. Закладка Божьего храма стала большим городским торжеством. Екатеринодарцы много жертвовали и строительными материалами, и деньгами на постройку Троицкой церкви. В октябре 1901 года был доставлен колокол весом 53 пуда 11 фунтов[6]. Между тем постройка храма шла «довольно успешно, — комментировала газета, — и к празднику Святой Троицы будущего года будет совершенно завершена. Эта церковь, — говорится в той же информации, — явится первой в Кубанской области с расписанными стенами вместо икон».[7] Строительство продолжалось более десяти лет и стоило горожанам сто тысяч золотом. Этот Божий храм стал истинным украшением второй, более бедной части Екатеринодара. А с точки зрения градостроительного искусства был образцовым. И городские власти, и архитектор И. К. Мальгерб, и прихожане могли гордиться этой замечательной постройкой, ибо не было, пожалуй, ни одного жителя городского, который бы не внес свою посильную лепту в создание этой лучшей по красоте церкви. Как и Семипрестольным Екатерининским собором, так и этим сооружением зодчий Иван Клементьевич навсегда вписал свое имя в «архитектурную летопись» Кубани. В 30-е годы храм был закрыт. В 1979 году решением крайисполкома Троицкая церковь была взята под охрану государства как памятник архитектуры. Но только спустя десятилетие Свято-Троицкий храм был возвращен Кубанской Епархии и под его сводами зазвучала молитва о прощении врагам, неведомо, что творившим[8]. Замечательная постройка Ивана Клементьевича Мальгерба — творение его таланта и ума — возрождена к жизни. Спустя десятилетие И. К. Мальгерб построил еще один Храм — Успения Пресвятой Богородицы, разрушенный в 30-е годы. Президиум краснодарского городского Совета постановил ликвидировать религиозное общество Успенской церкви на Дубинке (районе Краснодара) под предлогом отсутствия «оформленного состава» и неперерегистрации в установленный срок, а также с учетом, что «в районе Дубинки имеется одна церковь, могущая в полной мере обслужить потребности верующих». Здание Успенской церкви было передано «для пользования на культурно-просветительные нужды по обслуживанию населения Красной Дубинки». Следом по аналогичным причинам было ликвидировано греческое религиозное общество. Заложена 26 сентября 1908 года. Архитектор И.К. Мальгерб. Строительство продолжалось и после Гражданской войны. Освящена во второй половине 20-х годов. Взорвана во второй половине 30-х годов.[9] |
Учащиеся по группам докладывают сообщение на определенную тему. |
Итог (7мин) |
Посмотрите на эти картины, которые изображают прекрасные храмы. Вдумайтесь, какой смысл он несут? Как эти храмы и церкви сохраняют традиционную культуру Кубани? Самостоятельно напишите синвей на тему: Духовное краеведение — сохранение традиционной культуры Кубани». Итак, в дореволюционные годы все без исключения города России были украшены множеством разноцветных главок и куполов Православных церквей. Не являлась исключением и столица Кубани. К 80-м годам XIX в. в Екатеринодаре было сооружено 9 православных храмов. В 1910 г. Велось строительство храма Св. Екатерины и храма Св. Троицы, открывались церковно — приходские училища. Город Екатеринодар становился не только культурным, но и православным центром Кубанского края. Многое изменилось с тех пор, история не стоит на месте, но и сегодня в нашей кубанской столице сияют купола православных церквей. Сегодня в городе действует 33 храма. |