Россия,Самарская область,Шигонский район,село Маза
ГБОУ СОШ с. Новодевичье
Ученица 8 класса
Вернер Екатерина
Сызрань. Небольшой городок, расположенный в местечке, где впадают в Волгу реки Сызран и Крымза. Основан он был в 1683 году по указу царей Петра и Иоанна Алексеевичей, Сибирским и Казанским воеводой Григорием Козловским и являлся одним из тех русских городов-крепостей, которые охраняли волжский речной путь и новые земли Поволжья от набегов кочевников с Востока.
Первые жители крепости, в основном солдаты и сержанты, приехавшие сюда из Казани, Чебоксар, Симбирска и других мест, придерживались в подавляющем своем большинстве православного вероисповедания. Поэтому почти сразу внутри крепости появилась первая соборная церковь во имя иконы Божией матери «Живоносный Источник». Как свидетельствуют хроники тех лет, «…многие из солдат стары и дряхлы, собираются постричься в иноческий чин, а постричься им негде, монастыря у них нет, а другие города удалены, и помирают многие без пострижения…». Поэтому в мае 1685 года постановлением царей была дана грамота старцу Кириллу на постройку монастыря Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила «против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище стрелка». Весной 1687 года старец Кирилл перенес монастырь в город Кашпир, который находился в 8 верстах от Сызрана. Кашпир был построен в 1686 году для охраны подходов по реке со стороны Царицына, Астрахани. На прежнем месте при часовне остались только несколько человек под начальством старца Филарета. Благочестивые жители города Сызрани никак не хотели оставаться без святой обители. В 1691 году оставшаяся братия и горожане попросили благословления у патриарха Адриана на постройку обители в честь Вознесения Господня и от Кашпирского монастыря возвратить Сызранскому первоначально данную землю. Получив благословление, старец Филарет возобновил строительство монастыря. В 1691 году началось возведение деревянной Вознесенской церкви, на которую по просьбе старца Филарета была даже пожалована небольшая сумма денег от царского двора. Но средств все равно не хватало и поэтому строительство велось 3 года. В то время монашеская братия в своем содержании терпела большую нужду. Только в 1694 году появилась деревянная церковь во имя Вознесения Господня. А в 1695 году симбирскими чиновниками была составлена первая опись монастыря, в которой к тому времени проживало семь монахов
.
Первым строителем монастыря до переноса его в город Кашпир был старец Кирилл. Настоятелем вновь построенного монастыря в городе Сызрани был старец Филарет. Его сменил старец Корнилий I. Из других настоятелей особо известен игумен Михаил. Он в 1711 году основал невдалеке от Сызрани Жадовскую пустынь.
В 40-х годах XVIII столетия здесь, в этой тихой обители доживал свой век знаменитый архимандрит Иона (Саникеев). Он был одним из 9 иерархов, подписавших проект петровского Духовного Регламента (Закона о церкви). При Екатерине II архимандрит Иона стал членом Святейшего Синода, но потом оступился на скользких тропах власти и был сослан в далекий Свято-Вознесенский Сызранский монастырь.
По докладу Святейшего Синода Высочайшим Указом в 1832 году состоялось учреждение обособленной Симбирской епархии с отделением ее от Казанской митрополии. Первым управляющим самостоятельной Симбирской епархии стал архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий, который последние 2 года своей жизни провел в Сызранском Вознесенском монастыре на покое, где умер и похоронен.
Подробные сведения о настоятелях появились с 1834 года, когда сюда наместником был переведен из Алатырского Троицкого монастыря архимандрит Герман, до пострижения Иоанн (Похвалинский). Под его руководством велось широкое капитальное монастырское строительство, начавшееся с ограждения территории в границах жалованных земель. Было возведено здание Сызранского духовного Правления, а также построен каменный двухэтажный богадельный дом с переходом в Феодоровскому храму. Архимандрит Герман был награжден высокими наградами Российской империи: орденами святой Анны II и III степеней.
Самый же больший вклад в развитие обители внес архимандрит Августин, который являлся настоятелем с 1848 года. Именно при нем в 1855 году Сызранский Вознесенский монастырь был переведен из обители третьего класса в первый. В период его правления было построено большинство построек. В 1852 году был построен каменный летний Вознесенский храм. Его венчали пять глав, покрытых белой жестью.
На главном куполе находился позолоченный крест, а на малых куполах деревянные кресты, обшитые железом. В этом же году построен игуменский дом с домовой церковью, освященной в честь св. Петра и Павла, братский корпус, а в 1857 году каменная одноэтажная пекарня и каменная баня для братии. О том, как была построена теплая церковь во имя иконы Феодоровской Божией Матери, свидетельствует следующая история.
В деревянном храме Вознесения Господня хранилась главная сызранская святыня - икона Феодоровской Божией Матери, перенесенная сюда в середине XVIII столетия из Кашпира. На тот ключ, где она явилась, ежегодно шел крестный ход. Икону носили по домам, окрестным селам и деревням. Вскоре по переносу иконы случилось чудо. Жил тогда в Сызрани отставной дворянин Иван Васильевич Борисов. Был он человек в годах и страдал сильной болезнью глаз, из-за которой временами лишался зрения. Будучи глубоко верующим, несколько лет упорно молился о выздоровлении образу Феодоровской Божией Матери. Вскоре он полностью излечился и в благодарность он дал обет выстроить вместо деревянного Вознесенского храма каменный, что и осуществил. Нужно заметить, что благочестивый жертвователь сильно рисковал. В России тогда действовал введенный еще Петром I запрет на сооружение каменных зданий за пределами Петербурга, а время было суровое — «бироновщина». Позднее, в 1825 году новая церковь была расписана крепостным художником Никифором Андреевичем Резниковым, а в 1855 году она получила свое нынешнее название: во имя иконы Феодоровской Божией Матери. В ней хранился чудотворный образ Пресвятой Богородицы Феодоровской, которая была выложена в серебряную позолоченную ризу с венцом и короной, украшенной камнями. Икона была помещена в вызолоченной раме на треугольном пьедестале, пожертвованном в 1889 году княжной Екатериной Васильевной Урусовой. В 1911 году на чудотворную икону Феодоровской Божией Матери выписывается новая риза, серебряная, вызолоченная с таким же венцом, в последнем — корона с крестом, на челе и левом плече — по эмалевой звезде, на шее и на левой руке — эмалевые украшения: угольники на руке также с эмалевыми украшениями; подпись «Феодоровская Божия Матерь» тоже эмалевая. В 1859 году отец Августин определен Благочинным Сызранского Сретенского женского монастыря; именно он его полностью возвел, обустроил и украсил. Начальство, уважая его высокое благочестие и примерную жизнь, ценя его труды, за 16-летнее управление монастырем, являло к нему знаки своего благоволения и доверия. В 1849 году он стал кавалером наперсного креста, а в 1862 году получил орден св. Анны II степени.
В 1885 году наместником монастыря был назначен иеромонах Антоний (Никольский).
В 1891 году ему пожалован сан игумена, а в 1895 году — архимандрита. В 1897 году жители города Сызрани чествовали архимандрита Антония по поводу 35-летия служения в священническом сане. От лица городского духовенства и по резолюции Преосвященнейшего Никандра, епископа Симбирского и Сызранского, отцу Антонию был преподнесен юбилейный адрес и большой наперстный крест. За время настоятельства отца Антония монастырская служба и строения были приведены в образцовое состояние. При нем на монастырские средства в 1895 году построено двухэтажное здание Сызранского духовного училища с общежитием для учащихся и домовой церковью.
В XIX веке в Вознесенской обители процветало собственное монастырское хозяйство. Самая крупная в губернии водяная мельница, имевшая 27 поставов, принадлежала монастырю. На территории хозяйственной части обители размещались хлебные амбары, скотный двор, квасоварня, пекарня и другие постройки. Монастырскими средствами поддерживалось духовное училище Сызрани. В обители имелась библиотека, в которой находилось около 300 томов, половина из которых была приобретена архимандритом Августином. Выписывались в библиотеку и духовные журналы. При библиотеке находился архив, в нем хранились копии указов и грамот с 1776 года.
Вознесенский монастырь также являлся и местом первого некрополя города Сызрани. По древнему русскому обычаю усопших хоронили около церкви, а особо знатных и заслуженных людей - непосредственно в храмах. Так в Сызрани на территории монастыря у храма Феодоровской Божией Матери с западной и южной его сторон сложилось первое кладбище. Вероятно, строители крепости и монастыря были похоронены здесь. Существовал благочестивый обычай: погребать горожан на монастырском кладбище за вклады на помин души. Согласно архивным данным на кладбище погребены князь Михаил Владимирович Урусов и дочь его княжна Анастасия Михайловна Урусова; иерей Троицкой церкви Павел Алексеевич Репьев, иеромонах Иаков (Орлов), наместники Сызранского монастыря архимандрит Августин и архимандрит Антоний, первая настоятельница Сызранского Сретенского женского монастыря игуменья Мария, а также Сызранский городской глава Алексей Иванович Леднев и многие другие именитые жители города Сызрани. В Феодоровском храме в 1790 году была погребена девица из дворян Екатерина Ивановна Дмитриева, родная сестра поэта и министра юстиции Ивана Ивановича Дмитриева. Сделано это было по заслугам этого государственного деятеля, который являлся попечителем обители и способствовал возвращению монастырских земель, конфискованных во времена Екатерины II. В 1844 году в Феодоровском храме был похоронен первый управляющий Симбирской епархии архиепископ Анатолий (Максимович), в 1847 году настоятель Сызранского монастыря архимандрит Герман (Похвалинский).
В начале XX столетия монастырь представлял собой крепкое, отлично налаженное хозяйство, сильное как с духовной, так и с материальной сторон.
2.Разруха
Последним настоятелем монастыря был архимандрит Александр, в миру Вахатов Сергей Флегонтович. Согласно архивным данным, именно он в 1923 году подписал акт о роспуске монастыря. Все здания и владения монастыря вне его стен: духовное училище, мельницы, торговые лавки, подворья, леса, земельные угодья — были национализированы и отошли городу. В распоряжении церковно-приходской общины оставался единственный Феодоровский храм. Вся деятельность общины контролировалась горсоветом и органами НКВД. Из сохранившихся документов видно, что церковный причт в то время терпел ощутимые лишения и фактически оставлен был без денег, без питания, без работы и под надзором органов ОГПУ. В 1931 году архимандрит Александр был судим и приговорен к 3 годам ссылки. Он был сослан в город Алатырь. А в 1937 году архимандрита Александра обвинили в участии в церковно-монархической контрреволюционной организации. Согласно выписке из протокола №87 заседания тройки при УНКВД по Куйбышевской области от 30 декабря 1937 года Вахатова Сергея Флегонтовича постановили расстрелять. Приговор был приведен в исполнение 19 февраля 1938 года в городе Куйбышеве.
По постановлению Средне-Волжского облисполкома от 17 декабря 1928 года была закрыта Вознесенская церковь, а в начале 30-х годов — и Феодоровская.
В 1933 году комбинат «Союзплодовощ» взял в аренду у местных властей два храма Вознесенского монастыря. В Феодоровской церкви сначала была водонапорная башня, затем заводской гараж, а с 70-х годов — склад. В храме вознесения Господня разместили клуб. Монастырское кладбище было разорено и закатано под асфальт. Здесь построили заводские корпуса и автодорогу, соединяющую центр города с районом, который по сей день называется Монастырской горой.
3.Возрождение обители
Милостью Божией после празднования тысячелетия Крещения Руси вновь стали возрождаться из руин храмы и монастыри Русской Православной Церкви. В 1993 году по обращению Благочинного Сызранского округа протоиерея Григория Коберника , администрация города Сызрани приняла постановления о передаче сохранившихся зданий монастырского комплекса Православной церкви. Все возвращается на круги своя. 24 июня 1996 года архиепископ Самарский и Сызранский Сергий вновь освятил соборный храм монастыря и совершил в нем Божественную Литургию. В монастыре поселились монахи и послушники, которые стараются вернуть обители первоначальный облик и возродить в ней истинную монашескую жизнь. Открыт Вознесенский храм, где ежедневно проходят богослужения и Таинства церкви. Здесь совершают молебны перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», о страдающих недугами пьянства и наркомании, а также покаянный молебен для женщин, совершивших грех детоубийства во чреве своем, а также читается «Неусыпаемая Псалтырь». Это и стало началом нового летоисчисления Свято-Вознесенского мужского монастыря.
В 1998 году с благословения Владыки пришел в обитель иеромонах Марк. Родом он из Сызрани, и для него было естественным желание послужить святому делу - восстановлению древнейшего для этих мест монастыря. В 2002 году Священным Синодом он был утвержден на должность настоятеля, а в 2004 архиепископом Самарским и Сызранским Сергием возведен в сан игумена. Настоятель монастыря принял самое активное участие в возрождении Сызранской святыни.
Отец Марк лично руководит всеми реставрационно-строительными работами. За небольшой промежуток времени новой истории обители сделано немало. На действующем Вознесенском храме установлен новый купол, внутри церкви продолжаются реставрационные работы, установлен новый иконостас и новое паникадило. Стараниями настоятеля в храме установлен ковчег с частицами мощей более 40 угодников Божиих. Отремонтированы два братских корпуса, игуменский дом. С помощью городского и областного бюджетов ведется реставрация Феодоровского храма. На территории монастыря разбит парк. Для всех желающих открыты двери православной библиотеки, в фонде которой три тысячи книг, из них редких около двухсот томов. К сожалению, двухэтажный трапезный корпус находится в плачевном состоянии. На все не хватает средств.
Монахи и послушники Вознесенского мужского монастыря несут послушание в трапезной, в просфорне, на строительно-реставрационных работах, на клиросе, в ризнице, в алтаре храма, в столярной мастерской. В свободное от послушания время они читают душеспасительные книги, смотрят православные видеофильмы, слушают духовные песнопения. Быт монахов приближается к прежнему, дореволюционному: подъём в 6.30 и сразу утреннее правило - утренняя молитва, затем Божественная литургия - на неё остаются только монахи и священнослужители, остальные - послушники и трудники - идут на работы. Трудники - это пришедшие в монастырь безвозмездно потрудиться во славу Бо-жию.
Работают на кухне, в просфорне, занимаются хозяйственными делами. Отметим, завтрака нет, в 12 часов общий обед - одинаковый для всех, и для трудников, и для настоятеля. В монастыре не едят мяса, это закон! В зависимости от поста на первое подают рыбный суп, щи, грибные блюда, на второе - кашу, вермишель с рыбой, соусом и, конечно, картошку, на третье кисель, компот, чай и даже какао. Не забывают и салаты с соленьями. После обеда все возвращаются к своей работе. В 17 часов вечернее богослужение, после которого ужин - он такой же как и обед, только без первого. Питание самое разнообразное. Затем совершается вечернее правило. После него до 23.30 свободное время. Насельники (от слова "населять") читают духовную литературу, гуляют по монастырскому двору. Выйти за пределы обители можно только с благословения наместника отца Марка. В 23.30 свет выключается, и все должны находиться в своих кельях. Для монахов кельи одноместные, для послушников и трудников - до 5 человек в келье. Это несколько напоминает казарму, но… Ещё раз повторим: монах - это духовное звание, поступающие в которое отказываются от личной собственности, личной воли, родства и вообще мира и мирских забот, посвятив себя служению Богу и предавшись целиком воле наместника. Келья - это небольшая комната, где главным является "красный" угол с иконами, кровать, стол, стул, шкаф.
Да, монастырь - это не гостиница, это суровый мир, пришедший в который отказывается от многих земных радостей, но обретает другие, более важные - радости духовные.
К сожалению, до прежнего благолепия Вознесенской обители очень далеко. Но с Божиим благословлением, трудами и молитвой братии, а также с помощью доброхотов эта святая обитель возродится в своей первозданной красоте.
Помимо благоустройства территории обители, братия во главе с настоятелем принимают самое активное участие в разных городских мероприятиях социальной направленности. В течение 6 лет Свято-Вознесенский монастырь является одним из учредителей ежегодного окружного творческого конкурса «Русь моя родная». В прошлом году его участниками стали 728 детей от 6 до 18 лет из Сызрани, Октябрьска, Сызранского и Шигонского районов. Ста победителям были вручены ценные подарки. Регулярно проводятся кирилло-мефодиевские чтения. На подворье монастыря в прошлом году впервые был проведен вместе с министерством культуры Самарской области фестиваль русской песни, в котором приняли участие многие коллективы. По мнению очевидцев, это было незабываемое зрелище: на природе, в осенении крестов песни звучали по-новому. Иеромонахи посещают больных в центральной больнице, больнице №2, в реабилитационном отделении городского наркологического диспансера. Проводят духовно-попечительскую работу в специальном коррекционном детском доме, занятия по предмету «Основы православной культуры» в школах города, частной школе «Кристалл», реабилитационном отделении для детей с ограниченными возможностями. А также совершают многие другие благодеяния, помогая и словом, и делом. И хотя до полноценной жизни обители еще далеко - не решены территориальные вопросы, не хватает средств на реставрационные работы, в духовной помощи здесь никому не отказывают. Помогают людям обрести правильные жизненные ориентиры. Число прихожан, которое с каждым годом возрастает, вселяет надежду, что дорога к этой обители уже никогда не зарастет.
4.Феодоровская икона Божией Матери
Главной святыней монастыря более двухсот лет являлась чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, перенесенная в начале XVIII века из Кашпира в монастырь.
В 1713 году чудотворная икона была дивно обретена на водном источнике близ крепости Кашпир. Вблизи этого источника часто отдыхали со своими стадами местные пастухи. За несколько дней до явления святой иконы они стали наблюдать над источником необыкновенный свет, который исчезал всякий раз, как только пастухи приближались к этому месту. Однажды свет воссиял еще более ярко, угаснув, как прежде, когда пастухи подошли ближе. Но на этот раз они увидели у источника св. икону Божией Матери и, осмотрев ее с благоговением и душевной радостью, тотчас дали знать об этом местным жителям и рассказали также о прежде виденных ими явлениях.
Кашпирцы, возглавляемые местным духовенством, немедленно собрались на месте явления святой иконы и с молитвами перенесли ее в свой приходской храм. Но в следующую же ночь икона из закрытого храма перенеслась на прежнее место своего явления. Узнав об этом, местные жители, ведомые духовенством, немедленно с хоругвями и святыми образами крестным ходом направились к источнику и здесь усердно молились, чтобы Владычица сподобила их иметь Ее пречистый Лик в их приходском храме.
При огромном стечении горячо молящегося народа, с благоговением окружавшего стоящую на камне икону Царицы Небесной, священнослужители совершили перед нею благодарственный молебен и , подняв ее с трепетом и страхом Божиим на свои руки, снова перенесли в приходской храм.
Но не долго пребывала там эта икона. Жители Сызрани возымели желание перенести ее к себе. Отправившись крестным ходом в Кашпир, они с честью взяли образ Божией Матери и поставили его в соборе. К общему удивлению, на следующий день по перенесении икона оказалась на прежнем месте своего чудного явления.
Первым, кто увидел ее на явленном источнике, был местный земледелец, пахавший неподалеку землю и пришедший сюда напоить свою лошадь.
Узнав об этом новом чуде, сызранцы исполнились еще большим благоговением и решили снова с крестным ходом перенести икону в свой город, но поместить уже не в соборном храме, а в Вознесенской мужской обители, что и было ими исполнено. При перенесении чудотворного образа одна прокаженная девица, умывшись водой из родника, получила полное исцеление. В то же время, по молитвам Владычицы, утихла поднявшаяся на р. Волге сильная буря, от которой едва не погибли богомольцы, пожелавшие переплыть расстояние от Кашпира до Сызрани на лодках. Эти события возбудили в народе еще большее благоговение к святой иконе. По перенесении ее в монастырь нашлись благочестивые жертвователи, которые украсили образ драгоценною ризою. Она была вложена в серебряную позолоченную ризу с венцом и короной, украшенной камнями. Помещалась икона в резной вызолоченной раме на треугольном аналое, пожертвованном в 1889 году княгиней Екатериной Васильевной Урусовой. Все это говорит о том, как народ почитал чудотворный образ Божией Матери. После октябрьских событий при закрытии монастыря чудотворная икона в 30-е годы была спрятана верующими, а при возобновлении богослужения в 1944 году была перенесена в Казанский собор.
Эта икона и до сих пор является самой почитаемой святыней города.