Новые подходы в преподавании и обучении в планировании серии последовательных уроков музыки.
Одним из новых подходов в преподавании и обучении является "Обучение через диалог". Язык — наш основной инструмент коллективного осмысления опыта. В действительности, обучение опосредовано через диалог и степень, в которой учащиеся воспринимают взаимосвязь и согласованность в их классной работе, может существенно зависеть от того как эта деятельность опосредована диалогом. Люди учатся посредством формирования преставлений и навыков, используя метод диалога: обсуждение, дебаты, сотрудничество, совместное построение знаний. (Руководство для учителя стр. 135). Что же это означает для учителя? А это значит, что учитель должен построить диалог таким образом, чтобы "ученик мог исследовать границы своего собственного понимания" (Руководство для учителя, стр.135). Изучив модель обучения Л. Выготского, по "Руководству для учителя", понимаешь, что знания приобретаются в случае вовлечения ученика в диалог, а роль учителя является решающей для обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другим человеком, более знающим, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. ( Руководство для учителя, стр144.) В традиционной школе учитель, при обсуждении, управляет темой разговора, уместностью того, что говорят ученики и тем как учащиеся могут высказать свои мысли. Такой диалог недопустим. Мною замечено, что когда ученик работает под контролем учителя, уровень мышления учащихся, а также речевые навыки развиваются медленно.
Ученику необходимо создать условия, когда он может выражать свои мысли, показывать насколько он понимает тему, свободно аргументировать свои идеи. По мнению Л. Выготского, учащийся развивает мышление и речь в результате социального взаимодействия с более знающими людьми в деятельности, имеющей конкретные цели (Руководство для учителя, стр. 133).
Одним из новых подходов в обучении и преподавании - является диалогическое обучение.Я узнала из Руководства, что основными функциями диалогического обучения являются: раскрытие новых понятий и способов учебной деятельности, с помощью репродуктивных вопросов и преднамеренно создаваемых проблемных ситуаций, активизация познавательного общения и побуждение учащихся к умственной или практической деятельности, формирование у них умений речевого общения и самостоятельной деятельности, обучение их способам коллективной мыслительной деятельности (Руководство для учителя стр.73).
Я считаю, что при организации диалога и при работе в группе очень важно отслеживать и оценивать успешность выбранных стратегий в достижении поставленных целей.
Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика (Руководство для учителя, стр155). Это еще раз доказывает, что учитель есть тот направляющий, который поможет правильно создать "картинку", но здесь нужно остановиться на том, что иногда картинки учителя и ученика могут не совпадать и тогда все будет зависеть от дальнейших действий учителя. Какая же все-таки огромная ответственность положена на плечи учителя? В народе говорят "Первое впечатление - самое главное", свое первое впечатление о мире ученик получает в школе, и все это будет зависеть от организации учителя самого себя и своих действий.
Совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как: позволяет ученикам выражать свое понимание темы; помогает им осознать, что у людей могут быть разные идеи; содействует аргументированию учениками своих идей; помогает педагогам понять, на какой стадии находятся их ученики в процесс обучения (Руководство учителя,стр155).Беседа есть индикатор мысли.
В диалоге ученики, а также их учителя являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие то, что Мерсер описал как совместное приобретение знаний и вовлеченность в процесс "обмена мыслями". Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Он различает три типа беседы; беседа-дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа (Руководство учителя, стр 151).
Изучив теоретический материал, я пришла к выводу, что все эти три типа бесед присутствуют на разных этапах моих уроков. Беседу - дебаты можно увидеть тогда, когда ученики друг друга проверяют, либо когда обсуждают что либо. Здесь важна инициатива обеих сторон диалога. Беседа- дебаты позволяют ученику научиться доносить свою мысль, отстаивать ее. Следующий вид беседы - кумулятивная беседа, где каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие (Руководство учителя, стр. 156).Информация передается и принимается такая, какая она есть. Нельзя отрицать преимущества такого вида беседы, поток информации пошел, и он переработался так, как позволяют возможности мыследеятельности поглотителя этой информации. Такого вида беседы встречаются тогда, когда участники беседы имеют разные уровни скорости понимания. Например, когда более способный ученик консультирует менее способного. Кумулятивная беседа-точка отправления в более продуктивную исследовательскую беседу.
Третий вид беседы- исследовательская беседа, которая позволяет мысли родиться, развиться и окрепнуть в сознании. Продуктивный разговор, в результате которого ученик формирует свое понимание нового материала. В исследовательской беседе, в которой участники имеют общую проблему, создают совместное ее понимание; обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга, создают коллективное знание и понимание. Иными словами, ученики думают вместе. При вовлечении в исследовательскую беседу ученики размышляют вслух (Руководство для учителя, стр 156).Такого вида беседа подразумевает то, что в обсуждении идея, возникшая у одного, возвращается к нему более уверенная, обогащенная, либо она меняется. В такой беседе идет переосмысление своего понимания информации.
Я считаю, что обучение через диалог позволяет ученикам на уроках музыки рассуждать, анализировать, выдвигать свои гипотезы при этом использовать ученическое исследование, совершенствуя свои взгляды на творческий мир. Это дает мне возможность на уроках музыки применять групповые формы работы: обсуждение, сотрудничество, совместное построение знаний.
При планировании своих уроков я старалась тщательнейшим образом продумывать как схемы составления групп, так и формы организации учащихся, что являлось залогом успешной работы на уроках как отдельно взятого ученика, так и всего классного коллектива в целом.
Перед проведением уроков были проведены диагностики, направленные на определение уровня взаимодействия в классе, на характер межличностных отношений. Результаты диагностических исследований учитывались при подготовке к уроку для формирования малых и больших групп.
Также мною были проведены обучающие тренинги, на которых учащиеся учились работать в группах, в парах, обсуждали правила работы в группе. Для обеспечения эффективного взаимодействия проводились музыкальные физкультурные минутки и приёмы, направленные на установление доверия между детьми. Данные методы применялись и на уроках. Считаю, что предварительная работа способствовала установлению доверительных отношений, и, в дальнейшем, помогла мне продуктивно использовать это при организации форм диалогического обучения.
На первом уроке в целях настроя учеников на предстоящую парную и групповую работу, на положительное взаимодействие был проведен приём «Круг радости», одним из условий которого был тактильный контакт — дети обязательно должны были взяться за руки. Созданные пары затем приступили к работе.
Ребятам было предложено прослушать музыкальный фрагмент симфонической музыки с целью формулирования у детей темы урока. Порадовало, что учащиеся начинали свой ответ со слов «Я думаю, что это симфоническая музыка, потому, что…» и высказывали свою точку зрения. Последовавшее задание приём "Корзина идей, понятий имён": выяснить, что они знают о симфоническом оркестре, многие начинали также со слов "Мы знаем, что …" (Камила, Максим, Мадияр, Инкар, Илья, Ерасыл). Это свидетельствует о том, что учащиеся владеют навыками речевого диалогического общения.
Сформулировав цели урока, пары приступили к выполнению задания- работа со словарём. Ребята пользуясь разными источниками, выявляли понятие симфонический оркестр.
При выполнении этого задания я увидела, что учащихся могут восстанавливать мыслительную цепочку. Опять же не все участники пар сотрудничали друг с другом (из 10 пар — только 4). Поставила задачу продумывать меры побуждения к единству в действиях.
На этапе применения новых знаний учащиеся работали в группах: по карточкам обсуждали группы музыкальных инструментов находящихся в симфоническом оркестре. Ученики хорошо поработали в группах, все были включены в диалогическое общение по обработке и оформлению изученной информации.
Для закрепления знаний и умений на примере прослушивания симфонической сказки "Петя и волк"- приём «Услышать, обсудить, ответить» ребята вели исследовательскую беседу. Формат исследовательской беседы позволил мне пронаблюдать за детьми, за их взаимоотношениями, сделать определенные выводы по улучшению микроклимата в классе, по созданию необходимой коллаборативной среды.
На втором уроке с помощью упражнения «Построение по ранжиру» я создавала пары по цвету в одежде, по месяцам рождения, по наличию буквы «А» в имени. Получились однополые пары, но, тем не менее, в процессе их создания девочки и мальчики уже не настолько стеснялись подходить друг к другу, как раньше.
На следующем этапе урока, в целях включения новых знаний, ребята, работая в паре, путём анализа составляли определение «сюита». Наблюдая за работой детей, отметила, что все пары поняли суть задания.
Таким образом, новый материал был изучен всеми учащимися, а форма парной работы позволила укрепить личностные отношения. Работа шла слаженно и быстро, что доказывало правильность выбора метода работы по развитию диалогического общения и запланированного состава пар.
Стратегии проведения третьего урока были направлены на дальнейшее установление между учащимися положительных личностных отношений, вовлечение учащихся со слабым уровнем успеваемости в активную познавательную и мыслительную деятельность, развитие умения учащихся работать в команде.
Для актуализации знаний материала прошлого урока провела приём "Цепочка ответов"- это было нужно для дальнейшей работы в парах -для разгадывания кроссворда. Выбор данной стратегии объясняется тем, что позволяет учить детей развивать навыки критического мышления, а также происходит развитие навыков диалогического общения .
Затем ребята в парах обменялись своими тетрадями с разгаданным кроссвордом. Порадовало, что процесс обсуждения шел продуктивно, без конфликтов, дети очень убедительно отстаивали свои идеи. При обсуждении практически все сказали, что не смогли найти у других пар ошибки, что говорит о достаточной прочности полученных знаний.
Дальнейшее применение учебной информации изученных тем и подготовка к усвоению нового материала было осуществлено через организацию стратегии "Парные разговоры". С помощью вопросов и просмотра презентации о творчестве Э.Грига учащиеся были вовлечены в диалог и подведены к теме урока, которую сформулировали самостоятельно. На данном этапе я проанализировала вовлеченность учащихся в обсуждение, через вопросы высокого порядка: «Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?" «Предположите, какова будет цель нашего урока?», оценила их знания и смогла проследить активность учеников. Все ребята работали активно, но особенно мне понравился ответ Бану и Маши, которые смогли выявить из информации главную идею беседы и ответили, что мы сегодня будем знакомиться только с женскими образами сюиты. Данная стратегия показала. что все дети показали своё стремление к совместной работе в парах.
Третий урок помог мне понять, что дети пусть медленно, шаг за шагом, но изменяются. Они становятся более дружелюбными, открытыми, учатся работать вместе, приходят к пониманию того, что нужно быть единой командой. Каждый из детей был поставлен в такие условия, что должен преодолевать свои барьеры. В частности, на этом уроке Бану, Богдан, Ерасыл старались преодолеть свои социальные барьеры — у них гораздо лучше шел процесс сближения с детьми, более активным стало участие в групповой работе. Маша, Даша, Инкар активно работали над преодолением когнитивных барьеров. Барьерами Инкар была замкнутость, повышенная конфликтность, резкость в отношениях с мальчиками. Теперь я наблюдаю, что девочка активизировалась, ее отношения потеплели не только с девочками, но и с мальчиками. И ее когнитивный барьер потихоньку преодолевается: она активно сотрудничает в группе, в паре. Считаю, что на данном уроке мне удалось создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся активно участвовали в учебном процессе, а не пассивно принимали информацию.
На четвертом уроке я предложила ребятам задание для групп "Путаница", которое заключалось в том, чтобы ребята собрали из слов буквы, которые я "случайно рассыпала", спеша на урок. Из букв учащиеся собрали слова с названиями музыкальных инструментов, называли группу симфонического оркестра, в которую входит этот инструмент, выбирали выступающего (отвечал ребёнок с высокой мотивацией). Своё внимание я обратила на учеников группы (С). Учащиеся группы (С) активно помогали другим учащимся группы (В) и (А) в осмыслении задания. Именно на этом этапе урока я проследила действенность научных исследований Мерсера и Литлтона о центральном месте диалога (Руководство для учителя стр 114).
Всё-таки четвертый урок в серии последовательных уроков дал свои плоды — группы работали ровно, спокойно, продуктивно. В группах старались учитывать мнение и мысли каждого участника. В этом задании групповая работа способствовала обобщению нового материала, развивала речевые навыки учащихся, умение слушать друг друга, принимать различные версии участников. Для проработки задания "В чёрном ящике" с целью закрепления пройденного материала каждой группе было предложено по музыкальной загадке, которую, они, обсудив должны были отгадать. Если группа отвечала правильно, чёрный ящик открывался, и появлялась отгадка. В ходе работы происходил обмен мнениями в форме кумулятивной беседы, заслушивались идеи членов группы о форме записей. Все группы успешно справились с данной работой. Моя функция на данном этапе сводилась лишь к корректировке работы.
Таким образом, система запланированной серии последовательных уроков, направленная на создание условий для развития диалогического обучения, позволила мне, как учителю, содействовать более основательному обучению учеников, помогать им в обобщении полученных знаний, стимулировать рефлексию и обдумывание их собственных идей.