Казахстан,Восточно-Казахстанская область,Урджарский район,село Урджар
Средняя школа имени Б. Момышулы
Учитель музыки и пения
Козлов Владимир Александрович
Президент Казахстана Н.А. Назарбаев в ежегодном послании народу Казахстана в разделе «Об основных направлениях внутренней и внешней политики» отметил, что «село - это образ жизни народа, источник культуры, традиций, обычаев и духовной жизни . Мы должны помнить, что именно сельское население является генетическим олицетворением любой нации».
«Красота спасет мир» говорил великий Ф.М. Достоевский. Красота- источник нравственно-духовного богатства человека. Поэтому цель эстетического воспитания — широкое ознакомление учащихся с достижениями национальной и мировой культуры.
Музыка является искусством, она обладает наибольшей силой эмоционального воздействия на человека, и, тем самым служит могучим средством эстетического воспитания. Сфера действия музыки начинается там, где кончается речь; то, что невозможно передать словами, можно передать музыкальной мелодией, потому что музыка — это язык чувств, переживаний, тончайших оттенков настроения.
Казахское народное музыкальное творчество тесно связано с жизнью и бытом казахского народа. В песнях, кюях, айтысах, терме, жыр и толгау воспевались исторические события, подвиги батыров в борьбе с иноземными захватчиками, высокие нравственные чувства, радости и горести повседневного бытия.
Народно — музыкальное творчество казахов, по существу являлось синкретичным, оно включало в себя и музыку, и поэзию, и обряд и зачастую элементы сценическо- драматического искусств, а также инструментальное музыкальное исполнительство.
Педагогические возможности народно- музыкального творчества.
Основные средства казахского народно музыкального творчества
КЮЙ ПЕСНЯ ТЕРМЕ ТОЛГАУ АЙТЫС ЖЫР
Духовно-нравственные качества личности школьника,
формируемые казахским народно-музыкальным творчеством
Воспитание патриотизма, гуманизма, формирование чувства доброты, чуткости, внимательности, восприятие красоты жизни, любви и уважения к прекрасному, уважение старших, воспитание гостеприимства, чувства достоинства, дружбы, взаимопонимания и правил поведения, умение ценить искусство, народных традиций.
В музыкальной культуре казахов видное место занимает песня. В историнно-стилистическом плане казахское народно-песенное творчество творчество можно разделить на ране фольклорное и поздне фольклорное .
К первой относятся колыбельные напевы и песни для детей: «Баю-бай, дитя моё», «Колыбельная»
Обычно их отличает незатейливость мелодии, спокойный, медленный темп и содержание такого характера:
Баю-бай, дитя мое, засыпай
Спи спокойно в своей люльке
Ты не плачь, дитя моё, не плачь
Ведь я люблю тебя, мой ягненок
Баю-бай, светик мой, засыпай
По мнению великого казахского поэта М. Жумабаева, для того чтобы как можно раньше воспитать эстетические чувства ребенка, воздействовать на его духовный мир, каждой матери следует знать и уметь петь для своего ребенка в младенчестве «Колыбельную»
К поздне фольклорной группе относятся песни семейнообрядового цикла. Например песня «Той бастар» исполнялось в начале торжественного действия-свадьбы, являясь как бы её увертюрой.
Обычно она веселого характера, что соответствует торжеству — свадьбе.
Содержание её бывает примерно следующего характера:
Создание семьи- это свадьбы примета
Ликуют, скачут на конях от радости ребята
А если отец невесты бескорыстен и щедр
То джигиту, открывшему творчество
Он на радостях подарит чапан
Народно- инструментальная музыка казахов — кюй является важной областью жизни казахского народа. Будучи неразрывно связанными с самой жизнью народа, они отображают все то, чем он жил повседневную жизнь , боевые подвиги, природу. Это песни «доение верблюдицы», «Мальчик-сирота», «Сивый скакун», «О мой, многострадальный народ»
Чтобы разнообразить и приумножить знания учащихся , расширить их кругозор мы на уроках пения изучаем культуру и музыку советских и зарубежных классиков, таких как И.С.Бах, Г.Ф. Гендель, И. Гайдн, Ф.А. Моцарт, Л.В. Бетховен, П.И. Чайковский, Н. Мусоргский, П. Глинка
Проводил открытые уроки посвященные Абаю, Курмангазы, Бетховену. Было прослушано много грамзаписей с произведениями казахских и зарубежных композиторов. Изучается нотная грамота, музыкальные термины. Учащиеся играют на русских народных инструментах, поют в хоре, ансамбле, участвуют в музыкальных пьесах. Мои ребята активные участники на всех школьных и районных мероприятиях: Наурыз, Масленица, Жауказын.
Таким образом, народно- музыкальное творчество в силу своих огромных в особенности педагогических возможностей, является мощным средством эстетического воспитания сельских школьников.
Оно через эстетическое воздействие в процессе непосредственного восприятия учащихся в различных формах учебно- воспитательного процесса, формирует у них приоритетные качества личности — гуманизм, духовность, нравственность, патриотизм, ориентацию на общечеловеческие ценности.