Казахстан, г. Павлодар
ГУ "Средняя общеобразовательная школа №14"
Учитель музыки
Одинецкая С.А.
Цель урока: Формирование знаний о народной профессиональной музыки Казахстана
Познакомить с творчеством музыканта 20 века, домбристом , народным артистом Республики Кали Жантлеуовым , подчеркнув исключительную роль его творчества в истории казахской музыкальной культуры
Задачи урока:
Образовательная:
• Формировать духовно-нравственную культуру учащихся
• В процессе вокально-хоровой работы формировать навыки исполнительского мастерства
Воспитательная:
• На основе эмоционального восприятия инструментальных произведений воспитывать уважение и любовь к традиционной народной домбровой музыке.
• Формирование художественного вкуса и чувства патриотизма.
Развивающая:
• Развивать у учащихся интерес к культурному наследию казахского народа. В процессе слушания музыки развивать тембровый и динамический слух
• Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, творческих способностей, инициативы и самостоятельности
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний.
Методы: воспитания творчеством, сравнения и обобщения.
Основные понятия темы: кюй, кюйши, традиции исполнительского мастерства.
Оборудование урока, наглядность:
музыкальный центр, фонотека, портрет кюйши, иллюстрации, кроссворд, карточки к игре, эл.учебное пособие «Казахская музыка», презентация.
Ход урока
Организационный этап:
Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.
-Прослушав музыкальный фрагмент, вы без труда сможете определить жанр музыки, поднимите ту карточку, которая, по вашему мнению, будет правильным ответом
(на столах две карточки: «вокальная музыка» и «инструментальная музыка». ( Звучит кюйКурмангазы) .
- Правильно, позвучал фрагмент -инструментальной музыки.
А чтобы узнать имя композитора этого произведения вы должны были дома отгадать кроссворд.
Проверка домашнего задания
- Итак, имя композитора?
- Курмангазы
- Правильно, и сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством кюйшикоторый по праву считается продолжателем музыкальных традиций Курмангазы. Кали Жантлеуов. (слайд 1).
Новая тема:
Кали Жантлеуов в совершенстве владел исполнительскими традициями, виртуозно исполнялпроизведения своего учителя, на самом полюбившемся с детства музыкальном инструменте. На следующем слайде вы узнаете название инструмента, отгадав загадку.
Загадка о домбре.(слайд 2)
- Правильно, ребята, а вы знаете, что домбра, самый традиционный , популярный и любимый народом музыкальный инструмент является одним из 7 чудес Казахстана , Юля, нам подготовила информацию.
Юля: В 2007 году группа казахстанских учёных определила 7 уникальных явлений культуры, сыгравших значительную роль в истории Казахстана. Национальными сокровищами признаны 7 объектов: наскальные рисунки урочища Тамгалы, археологическая находка «Золотой человек», музыкальный народный инструмент домбра, казахская юрта, Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, наскальные мечети Мангистау и монумент Байтерек.
- А Азамат, нам напомнит о музыкальном инструменте и связанной с ним легенде.
Азамат: Домбра — народный музыкальный инструмент казахов. Во время раскопок близ города Аральска археологи нашли глиняную статую человека с домброй в руках. Находка датируется IIII — V веками до н. э. В Алматинской области, в местности Майтобе на наскальных рисунках увековечены танцующие люди и домбра. Эти изображения относятся к эпохе неолита. Существует несколько легенд о происхождении домбры. Одна из них гласит, что старший сын Чингисхана был убит на охоте раненым куланом. Отец, предчувствуя беду, пообещал отрубить голову тому, кто сообщит плохую весть о сыне. Никто не осмеливался рассказать Чингисхану правду, и лишь один певец сыграл на домбре песнь «О хромом кулане», из которой отец всё понял. Великий хан повелел отрубить певцу голову, но на что тот ответил: «Я ничего не говорил. Говорила моя домбра». И тогда Чингисхан казнил не старика, а домбру, вылив на её середину горячий свинец. Так на корпусе инструмента появилось отверстие.
Вспоминая «легенду о домбре», переход к понятию « кюй, кюйши», через ответы на вопросы по группам (слайд 4)
(слайд 5)
Рассказ о творчестве певца, домбриста-кюйши в совершенстве владеющем исполнительскими традициями, Кали Жантлеуове, который по праву считается продолжателем музыкальных традиций Курмангазы, чьи произведения он исполнял виртуозно. (слайды 6,7).
(приложение № 3. Информация о творчестве кюйши ):
КАЛИ ЖАНТЛЕУОВ
Выдающийся традиционный музыкант 20 века, домбрист, артист оркестра народных инструментов, Народный артист республики, столетний юбилей которого отметили в 2002 году, Кали Жантлеуов донес до нас дыхание великой эпохи, «золотого века» казахской музыки — наследие и живую традицию Курмангазы и Даулеткерея, Баламайсана, Мамена и Дины. Инструментальная музыка Западного Казахстана, традиция игры на домбре — одно из величайших достижений казахской культуры, ее замечательный вклад в сокровищницу мирового искусства. Искусство казахского кюя — длящегося состояния (слово кюй переводится как состояние), звуковые вибрации которого подобны космическим вибрациям, всегда поражало слушателя своей поистине вселенской, философской глубиной. Западно-казахстанскаядомбровая традиция, вершинами которой в 19 веке было гениальное искусство Курмангазы и Даулеткерея, дошла до нашего времени в исполнительских версиях, передаваемых “из рук в руки”. Одним из замечательных представителей этой живой исполнительской традиции был Кали Жантлеуов, подхвативший нить преемственности из рук Мамена, ученика Курмангазы.
Кали Жантлеуов родился в Уральской области, бывшей Букеевской Орде, местечке Кисыккамыс/Камыссамар (ныне Жана кала). С 5 лет Кали не выпускает из рук домбру. Учителями мальчика в домбровом искусстве в начале творческого пути стали Алабас и Нуртазакюйши. Вскоре сам Мамен — выдающийся музыкант, виртуозный домбрист, бывший одним из учеников великого мастера, обратил внимание на Кали, научил его нескольким кюям. Кали сопровождал его в поездках. Поскольку в детстве Кали учился грамоте у аульного муллы, в 25 лет он становится членом аульного совета, а в 1929 году вступает в колхоз.
Новый период начинается в жизни Кали в 1934 году, когда он приезжает в Алма-Ату для участия в Республиканском слете деятелей народного искусства. На слете он завоевывает 1 место, его приглашают остаться в оркестре народных инструментов. В оркестре Кали становится “правой рукой” Ахмета КуановичаЖубанова, художественного руководителя оркестра и дирижера. Долгие годы Кали Жантлеуов был концертмейстером домбристов в оркестре. Кали занимается с молодыми домбристами, терпеливо передавая им кюи, обучая исполнительскому мастерству.
Когда открылась Алматинская консерватория и кафедра народных инструментов, Кали Жантлеуова пригласили преподавать по классу домбры. Учениками Кали были такие замечательные музыканты как ШамгонКажгалиев, Фуат Мансуров, ставшие позже известными дирижерами. Классическую традицию игры на домбре Кали Жантлеуов передал АзидуллеЕскалиеву, КаршыгеАхмедьярову, Шамилю Абильтаеву, АбдулхамитуРаимбергенову, ТуякуШамелову.
Творчество Кали Жантлеуова многогранно, он был не только выдающимся домбристом, педагогом-наставником, но и хорошим певцом. Исполнительское искусство Кали включает в себя широкий диапазон стилей. Кали - непревзойденный исполнитель Даулеткерея, народно-профессионального композитора, углубившего философский и психологический диапазон содержания домбровой традиции. Его исполнение кюя «Жигер» по словам А.Затаевича, «музыки совершенно исключительной глубины, пафоса и значительности», до сих пор остается недосягаемой вершиной домбрового искусства. Исполнение кюевКурмангазы и Дины отличается верностью духу первоисточника и виртуозной отделкой деталей. Кюи же Мамена, этого уникального по сложности исполнительского воплощения автора, смогли дойти до нашего времени только благодаря тому, что сам Кали как музыкант не уступал учителю.
Кали Жантлеуов — «последний великий представитель букеевскойдомбровой традиции», по словам А.Раимбергенова. Жизнь и творчество Кали Жантлеуова — убедительное подтверждение жизненной стойкости и силы народного искусства, его непреходящего значения для культуры Казахстана.
(Прослушивание произведения Курмангазы «Кишкентай» в исполнении
Кали Жантлеуова.)
- Мы с вами уже знакомились с кюем «Кишкентай» Курмангазы, слушали в оркестровом исполнении под руководством Ахмета Жубанова, какие чувства, и какое настроение в этом кюе постарались передать музыканты?
Раскрытие темы кюя « Кишкентай» Курмангазы -« Меньшой», посвященный другу, руководителю восстания - ИсатаюТайманову.
(Работа с таблицами «Музыкальное настроение»- «Ключ эмоций»)
Вопросы о дружбе, об умении дружить , разучивание песен «Дружба» ,
« Большой хоровод», «Болашак».
Самостоятельная работа:
Рисование эмблемы «Дружба».
Рефлексия: Назовите имя известного кюйши, о творчество которого мы узнали сегодня на уроке? Отгадайте кроссворд «Кюйши» (работа у доски и самостоятельно на заранее приготовленных листах).
Оценивание.
Домашнее задание: выучить слова песни «Большой хоровод».