Урок-кейс «Особенности поэтического мира Ф.И. Тютчева и А.А. Фета
на основе сопоставительного анализа стихотворений».
Цели:
Ø Активизация познавательной деятельности учащихся.
Ø Отработка умений работать с предоставленной информацией.
Ø Обучение сопоставительному анализу лирических произведений:
ü умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;
ü умение анализировать язык и образную систему литературного произведения в неразрывной связи с содержанием, понимание идеи и нравственного пафоса произведения, понимание русского слова в его эстетической функции.
ü умение анализировать литературное произведение, понимать способы донесения до читателя авторских идей, мыслей и чувств.
Ø Выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществление самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Задание.
Перед нами две пейзажные зарисовки. Сопоставьте данные произведения, опираясь на предложенный план для обсуждения.
Летний вечерУж солнца раскаленный шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила. Уж звезды светлые взошли И тяготеющий над нами Небесный свод приподняли Своими влажными главами. Река воздушная полней Течет меж небом и землею, Грудь дышит легче и вольней, Освобожденная от зною. И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ног ея Коснулись ключевые воды. (1829) Ф.И. Тютчев |
«Какая ночь! Как воздух чист…» Какая ночь! Как воздух чист, Полночный свет, ты тот же день: Афанасий Фет |
План для обсуждения.
1. Определите тему, идею, композиционную стройность произведений, а в целом — движение поэтической мысли в произведениях.
2. Каково основное настроение, переданное поэтами. С какими другими чувствами переплетается оно.
3. Охарактеризуйте особенности поэтического языка каждого стихотворения.
4. Проследите, какие внутренние ощущения возникают после прочтения стихотворений.
5. Свои наблюдения и умозаключения внесите в таблицу. Сделайте вывод.
Ф.И. Тютчев |
А.А. Фет |
Природа - прекрасное живое существо, которое может мыслить, дышать, чувствовать и преображаться, создавая ощущение переменчивости окружающего мира |
Природа - живой одухотворенный, многоликий мир. |
Богатая метафоричность, использование символики. В стихотворении присутствует несколько образов, выстроенных автором в четкой последовательности. При этом солнце, небо, воздух и звезды — это лишь часть природы, но благодаря метафорам, созданным поэтом, они превращаются в самостоятельных героев произведения. Произведение написано в полутонах: звезды «приподняли» небосвод, «трепет пробежал по жилам», земля «скатила» солнце. В стихотворении нет резких движений: все плавно, медленно. Преобладают светлые и спокойные краски. |
Разнообразие звуков, ритмов, синтаксиса. Используя приемы аллитерации (повторение звуков «з», «с», «ж») и одушевления природы («дремлет лист», «спит залив», «вздохнет волна») возникает ощущение живого движения, непостижимой жизни мира ночи. Использование прилагательных в сравнительной степени во второй части стихотворения подчеркивают разницу меду состояниями природы и состоянием человеческой души |
Кольцевая композиция произведения, которая создает ощущение завершенности и цельности размышлений и наблюдений |
Мастер композиции — использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен) таким образом заставляя переживать смену настроений, тонов, звуков, влияя на наши чувства |
Семантическое ядро Глава-Земля (2/2) Частотность употребления 3,17% |
Семантическое ядро Воздух-Свет (2/2) Частотность употребления 4,16% |
Восхищаясь сменой времен года или пытаясь запечатлеть неуловимые моменты преображения природа, автор полностью абстрагируется от личных переживаний, концентрируясь лишь на том, что видит |
Словно пропускает увиденное через себя, находя в таких милых пейзажах созвучье собственным ощущениям и душевным переживаниям |
Человек часто одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы. Бытие воспринимает как катастрофу Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, бессильный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. |
Находясь в гармонии и слиянии с природой, человек черпает в ней вдохновение, обретая движение души и открывая все новые тайны природы |
В жанровом аспекте - склонность к философской миниатюре, поэтическому фрагменту |
В жанровом отношении тяготеет к лирической миниатюре. |
Вывод: при общности тем произведений и предмета изображения, эти стихотворения очень различаются. Объяснением тому служит разное поэтическое мировосприятие поэтов. |
В качестве домашнего задания к данному уроку может быть предложено несколько вариантов: сочинение-миниатюра, презентация, устное