Мир учителя
Должность:Администратор
Группа:Мир учителя
Страна:Страны СНГ
Регион:не указан
Поурочный план по самопознанию 11 класс,Раздел-I (5-6 уроки)

Название: Поурочный план по самопознанию.Раздел - 1 (5-6 урок)
Класс: 11
Год: 2010
Страна: Казахстан

Уроки 5-6

В ПОИСКАХ ИДЕАЛА

Текст «Аксиомы о человеке…» Дулумана Е.К обоб­щает все ранее сформированные представления учащихся о человеке и определяет новую тему: проблемами миро­воззрения каждого человека является проблема смысла его жизни, а смысл жизни человека, в конечном итоге - в осуществлении избранных или установленных им для самого себя … идеалов.

Учитель может предложить детям еще один интересный текст.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ИДЕАЛ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А. Данилец

В любую эпоху существование человека связано с идеалами.

Человек становится лучше, сравнивая себя не только с идеальным «совершенным» образом, описанным в духовных книгах, но и с теми, кто в действительности достиг в каком-нибудь отношении - высшей ступени. Сравнение себя с ними, беспристрастный самоанализ и подражание лучшему - это верный путь развития и совершенствования человека.

Понятие «идеал» пришло к нам от греков и связано, прежде всего, с идеей совершенства. Сейчас в словарях и энциклопедиях можно выделить два главных аспекта в понятии «идеал»:

идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека;

норма и образец поведения людей.

Если в первом случае речь идет, как правило, об идеалах

Истины, Красоты, Добра, то во втором случае - об идеалах ( праведливости, Равенства, Свободы.

Духовно общаясь с «идеалом», человек может развить и улучшить свои познания, свои умения и свои душевные силы.

После этого проводится беседа, в ходе которой дети называют людей, являющихся для них идеалами, выясняют, почему люди подражают кому-то, сравнивают себя с кем- ю, стремятся к лучшему. Вводится слово «кумир» и определяются кумиры современной молодежи.

Далее учащиеся выполняют задание в учебнике, в котором предлагается высказывания о кумирах, которые делают учащиеся и студенты учебных заведений Г. Алматы.

Корреспондент Андрей Князев обратился к студентам и школьникам г. Алматы с вопросом «Кто является для нас кумиром?». Прочитайте полученные ответы и назовите своих кумиров.

Учебная информация обобщает ответы детей и ннодит понятие идеал, а также указывает на то, что идеал можно рассматривать и как цель деятельности человека, смысл его жизни.

Задание с фотографиями дает учащимся пред- ггавление о кумирах их родителей и рекомендуется про­водиться как домашнее, чтобы у детей была возможность выполнить его со своими родными.

Рассмотрите фотографии. Кто это? Что вы о них шаете? Можно ли всех этих людей назвать кумирами? Почему ими восхищались, им подражали? Подготовьте ответы на вопросы вместе с родителями.

Задание по составлению коллажа на тему «Кумиры моего времени» требует предварительной подготовки и иыполняется в группах.

Обобщение в рубрикеNBи дискуссия завершают разговор о кумирах:

Во всем мире каждое поколение молодых людей выбирает себе кумиров. Они становятся примером для подражания. Чаще всего это сильные, волевые личности, которые сумели утвердиться в нашем непростом мире. Но кумиры находятся рядом с нами только на начальном этапе нашего пути к успеху и счастью. Приобретая определенный опыт, человек перестает равняться на другие личности, следует собственным убеждениям и мировоз­зрениям. Кумиры дают только первоначальный толчок, а далее все в руках самого человека.

Дополнительно учащимся учитель может предложить материалы социологического исследования, проведенного на территории Казахстана.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Из материалов статистических исследований, 2008 год.

Поклонение кумирам - закономерный этап в развитии личности и неотъемлемая часть молодежной культуры. Времена и кумиры меняются, но желание «равнять себя» с идеалом охватывает все поколения. По данным опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», более половины казахстанцев (53%) признались, что в юношеском возрасте (14-18 лет) у них были кумиры - люди, которые вызывали восхищение и воспринимались как образец… В качестве кумиров своей юности они называли, прежде всего, певцов и музыкантов, потом упоминались космонавты (8%), военачальники и герои войны (5%), разведчики (5%), исторические и политические деятели (5%). Казахстанцы с высшим образованием в два раза чаще говорили, что в юности их кумирами были писатели, поэты и литературные герои. На своих родителей и родственников равнялись 10% респондентов…

Сегодня в фокусе внимания другие интересы, прежде всего направленные на материальное преуспевание и личностную самореализацию, и, соответственно, другие персонажи. Да и само понятие «кумир» перемещается из и носкости некого идеального образца для подражания (где немалую роль играла моральная сторона) к пониманию кумира как человека, олицетворяющего быстрый успех в жизни, как правило - без оценки того, как этот успех был постигнут. Также привлекают внимание молодежи персонажи, обладающие мощным энергетическим посылом, неким «драйвом». Естественно, в этом качестве пидирующие позиции занимают поп- и рок-звезды и успешные бизнесмены.

Сегодняшние юноши и девушки почитают как кумиров | еросв шоу-бизнеса (53%), звезд телевидения (33%), актеров (.17%), киногероев (18%), спортсменов (18%), представителей светской тусовки (23%), манекенщиц и моделей (18%). Лишь 4% опрошенных отметили в | ачестве возможных «образцов для подражания» казахстанских политиков. 10% опрошенных в качестве кумира назвали действующего президента.

Возраст(лет)

18-24

25-34

Успешные бизнесмены, олигархи

42%

39%

Герои телесериалов

28%

28%

Поп- и рок-звезды, представители «золотой» молодежи

52%

52%

Спортсмены

37%

27%

Современные политики

4%

5%

Президент

14%

11%

Кто-то другой

1%

2%

Никто

9%

9%

Затрудняюсь ответить

4%

8%

Чтение текста о показателях ценности человека в глазах других людей вводит учащихся в новую темати­ческую линию урока - мнимые и истинные ценности жизни, который закрепляется в учебной информации.

Истинные ценности - это те качества, стремление к которым никогда не иссякает в людях, которые делают счастливым не отдельно взятого человека, а всех, кто его окружает. Это доброта, мудрость, истина, красота, любовь к людям и природе. В то же время существуют мнимые ценности, те, которых сейчас может быть очень много, а через минуту от них не останется и следа. Это деньги, власть, плотские чувства.

Чтобы разговор был еще более предметным, учитель предлагает коллективно выполнить такое задание: Рассмотрите таблицу ценностей. Какие из них являются приоритетными для вас? Почему?

Активная деятельная жизнь

Здоровье

Интересная работа

Красота природы и искусства

Любовь

Материально-обеспеченная жизнь

Наличие хороших и верных друзей

Уверенность в себе

Познание

Свобода

Счастливая семейная жизнь

Творчество

Задание в учебнике продолжает работу по составлению шкалы ценности, но делает его более индивидуальным.

Напишите сочинение на тему: «Что я ценю в жизни?».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Буренкова Е.В., Мыскина О.П.

В период юности перед человеком стоит задача цельного осознания себя, своего места в мире и обществе. Линиями развития этого периода являются: озадаченность тем , «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю», «что мне нравится», необходимость найти себя, свое предназначение, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. Э. Эриксон писал, что это период поиска своей эго-идентичности, сбора и анализа своих социальных ролей и интегрирования этих многочисленных образов воедино, в целостное представление о собственной личности, формирования на этой основе собственных идеалов и ценностей.

Усвоение системы ценностей происходит под влиянием общества с его законами, традициями, культурой, систе­мой воспитания, огромное влияние могут оказывать сверст­ники, друзья, те малые группы, в которые непосредственно включен индивид. Одно из ведущих мест среди факторов социализации2 занимают средства массовой информации (СМИ), с самого рождения ребенка так активно внедряю­щиеся в его жизнь. СМИ прочно вошли в нашу жизнь и со многих экранов и печатных страниц демонстрируют нам через образы своих ведущих, актеров, музыкальных исполнителей и героев кинофильмов определенные модели поведения, отражающие нравственные ценности…

Подростковый возраст и ранняя юность - период максимального увлечения телевизором. Мотивы обращения подростков к телевидению разные. Ведущим мотивом для всех подростков является развлекательный, при этом около половины опрошенных ищут в телепрограммах новую любопытную информацию, около 30% стараются, кроме того, разобраться в жизни взрослых, остальные руководствуются познавательным мотивом либо не интересуются ничем, кроме развлечений. Анализируя жанровые пред­почтения подростковой и юношеской аудитории, ис­следователи отмечают чрезвычайно высокий рейтинг мультипликационных фильмов (в том числе у молодежи) и развлекательных передач и телесериалов.

Говоря о роли СМИ в процессе социализации подрост­ков, особо выделяют их нормативную функцию. Кино, телевидение показывают самые разные нормы и стандарты жизни. С помощью фильмов подростки осваивают человеческие отношения и чувства, ценности, способы поведения.

Таким образом, для молодежи кино- и телефильмы являются не только средством развлечения, но и источ­ником, транслятором социальных норм, образцов, моделей поведения.

Вопросы для обсуждения:

Какую задачу решает человек в период своей юности?

Что влияет на формирование системы собственных идеалов и ценностей человека?

Каковы мотивы обращения подростков к телеви­дению?

Сформулируйте главную роль СМИ в жизни молодежи?

Большую роль в построении ценностной шкалы играют СМИ, поэтому следующее задание в рубрике «Подумаем об этом» предлагает поразмышлять на эту тему.

Задание по составлению рекламы нравственно- духовной ценности можно предложить выполнить дома, группой или индивидуально.

Источником формирования жизненных ценностей и определения смысла жизни выступает образование.

Разговор о нем начинается с задания по толкованию высказываний и чтения информации из рубрики NB:

Вложив в каждого из нас не только знания, но и тепло своей души, учитель сотворил человека.

М. Каритова

Важнейшее из человеческих усилий - стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение — главная задача образования.

А. Эйнштейн

Духовность человека - это богатство мыслей, сила чувств и убеждений. Во все более полной мере оно становится достоянием передового человека. У него при­сутствует широкий кругозор, охватывающий горизонты науки и техники и высокая культура чувств. Прогрес­сивные мыслители рисовали идеал образованного и духовно развитого человека. Н. Г. Чернышевский считал гаким человеком того, «кто приобрел много знаний, и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное п возвышенное направление, т.е. приобрели сильную побовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти три качества - обширные знания, привычка мыслить и благо­родство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».

Далее в беседе учащиеся размышляют о роли учителя и их жизни. Вводится понятие гуру как учителя жизни. смысл его раскрывается в тексте из очерка Николая Рериха «Гуру — Учитель». Детям также предлагается рассмотреть репродукцию картины Н. К. Рериха «Гуру - Гури - Дхар. Путь Учителя Учителей». (1931г.) и ответить на вопрос: с чем художник олицетворяет образ Учителя? В результате обсуждения учащиеся приходят к пониманию того, что Н.К. Рерих воспринимал Учителя как олицетворение чего-то очень совершенного и пре­красного, что проявляется через прекрасный облик и в сияющем свете его, и в его благодати, которая, подобно драгоценной влаге, льется на землю.

Чтение учебной информации раскрывает смысл одного из эпиграфов, прозвучавших вначале урока:

Весь смысл жизни заключается в бесконечном завое­вании неизвестного, в вечном усилии познать больше.

Эмиль Золя.

С появлением на свет ребенок сразу же становится учеником своих родителей, которые помогают ему стать на ноги как в физическом смысле, так и в духовном плане; они прививают ему основы нравственности, включая его в социальные отношения. Родители превращаются в учителей ребенка, учат свое дитя первым законам жизни.

Позже дети встречаются со школьными учителями, которые порой определяют направление всей их жизни. И если это учителя, любящие детей, творчески относящиеся к своему делу, значит, школьные годы останутся в памяти учеников, как одно из самых светлых воспоминаний.

Но есть Учителя, которые не только передают уче­никам свои знания, они указывают Путь к вершинам мысли, нравственным высотам, духовному и физическому совершенствованию. Таких учителей называют духовными наставниками. И их деятельность лежит в основе эволюции человека и человечества.

После этого учащимся предлагается выполнить твор­ческое задание, которое дается заранее. Презентация работ.

Завершение урока - чтение стихотворения из дневника учителя, в котором еще раз говорится о выборе жизненного Пути и подтверждаются слова Э. Фромма: «Цель человека быть многим, а не обладать многим».

Когда тебе всего семнадцать, Расставшись с ученической скамьей, Порой бывает трудно разобраться: Куда идти, дорогою какой? И первый путь по ней пусть будет трудным, Чтоб не свернуть к тропинкам боковым. Пусть будет совесть для тебя повсюду Советником и компасом твоим.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Юные астанинцы, отвечая на наш вопрос «Что может | делать для своего развития сам человек?», рассуждали гак:

«Человек может сделать очень много. Саморазвитием и идо заниматься с самого детства, во-первых, быть бод­рим, не грубить старшим, быть вежливым. Во-вторых, пра- нильно выбрать род деятельности и постоянно совершенст- шжаться в этом направлении». (Наталья К.).

Человек может сделать все, что захочет. Человек может • цолать все возможное и невозможное, ведь человек - разумное «существо». (Игорь JI.).

«Человек на протяжении жизни должен развиваться, tпнершенствоваться. Для этого необходимо общение с июдьми. Необходимо изучать и познавать себя, брать что- и| хорошее и избавляться от плохого. Чтобы развиваться, нужно больше читать, ездить по разным местам, т.е. обогащаться духовно». (Ольга К.).

«Для своего развития человек может сделать многое: общаться с людьми разного умственного уровня, читать разную литературу, смотреть фильмы, мыслить, при этом рассуждая, учась на ошибках». (Алла П.).

Для своего развития человек может сделать лишь неболь­шую часть того, что нужно, т.к., на мой взгляд, большой вклад в развитие человека делает общество, окружающее его. Но часто бывает, что человеку не хватает той неболь­шой капли, которую он сам должен дать своему развитию. (Светлана Г.).

Результаты Интернет-опроса по теме: «Что опре­деляет ценность/значимость человека?».

Варианты

Количество

Процентное

ответа

выборов

соотношение

1

Что у него есть

2000

9.52%

2

Что он делает

15000

71.43%

3

Что думают о нём

другие

2000

9.52%

4

Что-то другое

7000

33.33%

В опросе приняли участие 21000 человек.

Стариков Валерий. Интересное обществознание.

Ценности - это фундаментальные нормы и требования (императивы) в обществе о достоинстве, благочестии и так далее.

Аксиология - это наука о ценностях.

Немецкий философ Р. Г. Лотце ввёл само понятие «ценность». Г. Риккерт считал, что объективная реальность беспорядочна, человек познаёт и упорядочивает этот хаос через соотнесение двух предметов как причины и следст­вия. В. Виндельбанд толковал философию как науку о ценностях. В. Дильтей разрабатывал метод понимания как метод «сопереживания», «вживания» в культуру прошлых эпох. Это означает, что историк должен представить цен­ности и чувства людей из прошлой эпохи как свои собст­венные. Например: главная ценность людей первобытного общества - это моральный авторитет и уважение со сто­роны родственников; главная ценность людей рабовладельческого общества - это военная сила; главная ценность людей феодального общества - это админист­ративная власть и дворянская честь; главная ценность капиталистического общества - это деньги, на которые можно купить сегодня почти всё. С позиций сегодняшнего дня трудно понять поведение Пушкина, который вызвал Дантеса на дуэль из-за попыток последнего ухаживать за женой Пушкина. Но, согласно представлениям русского общества 19 века о ценностях, Дантес затронул дворянскую честь Пушкина, по

Комментарии пользователей /2/
  1. farida
    спасибо за помощь, т.к нет книг

    еще если будут готовые планы я не откажусь от вашей помощи
Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности