Вокальное воспитание занимает значительное место в системе музыкального воспитания детей. Научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы школ, а также исторический опыт показывают, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое и умственное развитие ребенка. Достаточно указать на то, что воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. А речь — материальная основа мышления. Кроме того, воспитание музыкального ладового и метроритмического чувства связано с образованием в коре головного мозга человека сложной системы нервных связей, с развитием способности его нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (и других внутренних процессов), протекающих в организме. Эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека. Планомерное и систематичное вокальное воспитание оказывает благотворное влияние и на физическое здоровье детей.
В современной музыкальной педагогике разработаны несколько систем развития певческого голоса детей. Перед педагогом встает вопрос: на какую из них опираться в своей работе? На этот вопрос однозначно ответить нельзя. Каждый педагог выбирает приемлемую для себя и своих учеников систему. Самое главное — чтобы таковая была. «Если Вы не работаете по какой-либо системе — выдумайте свою: любую! Выдумав, придерживайтесь ее. Лучше плохая система, чем ежедневная талантливая импровизация» (В. В. Емельянов, с.15). Под системой, по словам В. В. Емельянова, «следует понимать какой-то осознанный, зафиксированный и постоянно повторяющийся способ работы» (4).
Педагог не должен бояться использовать в своей работе разные методики, создавая на их основе свою собственную. Зачастую так и получается, и именно так получилось и у нас, авторов этой статьи. В своё время мы создали студию эстрадного пения, которая существует и сейчас, уже более 10 лет. В студии занимаются и дети, и взрослые. Дети поют сольно и в ансамблях, взрослые — сольно. Наши воспитанники постоянно и успешно участвуют в различных конкурсах — от городских до международных. Некоторые наши выпускники пошли дальше в вокальном обучении и поступили — кто в музыкальное училище на отделение «Эстрадный вокал», кто в музыкальную академию на эту же специальность.
Многолетний опыт работы с детьми и изучение методической литературы привели нас к использованию в своей работе двух методик: систем В. В. Емельянова и Д. Е. Огороднова, а также к концепции в вокальной работе с детьми: основой певческого воспитания детей должна являться академическая манера пения. Подтверждение своим мыслям мы нашли в работе В. В. Емельянова: «Детей необходимо обучать взрослой академической манере пения в женском варианте (и мальчиков, и девочек!). Эта манера пения должна выступать как базовая. На ее основе при желании и необходимости могут быть любые варианты» (4). В своей работе «Развитие голоса. Координация и тренинг» он рассмотрел академическое пение с биоакустических позиций и пришел к выводу, что «…академическую манеру пения можно и должно рассматривать… как максимальную включенность защитных организмов голосообразования в процесс певческой фонации».
В различной методической литературе говорится о том, что певческий процесс является оздоровительным, благотворно влияющим на развитие интеллектуальных способностей детей. Но не следует забывать, что данное утверждение верно лишь в том случае, если обучение вокальным навыкам поставлено на систематическую научную основу, и, если педагог в своей работе руководствуется принципом: любое обучение не должно наносить вред физическому и духовному здоровью ребенка.
Воспитание певческих навыков у детей лучше всего начинать с дошкольного возраста (5 — 6 лет), и первое, чем нужно заняться в этой трудной работе — развитием мелодического слуха, а, следовательно, певческой интонации. При этом обязательно нужно вести работу над раскрепощением артикуляционного аппарата маленького певца.
У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста интонация, чаще всего, неверная, что говорит об отсутствии коррекции между внутренним слухом и внешним воспроизведением мелодии, то есть, о неразвитом мелодическом слухе. Развитие мелодического слуха, как и всех вокальных навыков, происходит при помощи определенных упражнений. В своей работе для развития интонационного слуха у детей этого возраста мы используем упражнения из системы вокально-певческого воспитания Д. Е. Огороднова. Основой его системы является воспитание ладового слуха и упражнения построены на постепенном введении в них ступеней лада. Работа по формированию ладового чувства у детей начинается с мажорного лада. На основе физиологических законов восприятия человеком музыкальных звуков Д. Е. Огороднов разработал последовательность изучения и осваивания соотношения ступеней внутри лада (а не просто ступеней). Последовательность включения ступеней лада в упражнения такова: I, III, V, II, VII, VI, IV. Данная последовательность основана на учении об обертонах, «тройственности» (Ж. Ф. Рамо) музыкальных звуков. Развитие навыка слышания и интонирования разрешения ладовых тяготений ведется в определенной последовательности, «от простейшего случая к более сложному» (5).
Д. Е. Огороднов предлагает работу по развитию ладового чувства у детей, а, следовательно, и мелодического слуха, вести по разработанным им и предложенным в своей системе вокально-ладовым упражнениям-алгоритмам. Эти упражнения мы ввели в свою работу с детьми, однако работа по ним возможна с детьми не всех возрастов. К своим упражнениям-алгоритмам Д. Е. Огороднов предлагает небольшие песенки-попевки, мелодика которых построена на постепенном введении ступеней лада в той последовательности, которая указывалась выше. Именно эти песенки-попевки мы используем в своей работе с малышами-дошколятами и с детьми младшего школьного возраста. Это «Ворон», «Кукушечка», «Дождик», «Скоро зима», «Кукла», «Строим дом» и другие. Эти маленькие песенки очень помогают в развитии интонации у детей.
Вокально-ладовые упражнения-алгоритмы Д. Е. Огороднова построены таким образом, что предполагают развитие всех певческих навыков, в том числе и навыка певческого дыхания. Именно поэтому работу с детьми старшего дошкольного возраста мы начинаем с упражнений-алгоритмов. Выполняя эти упражнения, дети учатся делать активный выдох, задержку дыхания, вдох через нос, как бы вдыхая аромат цветка. Однако это первоначальный этап.
Как известно, «дыхание — энергетический источник голоса» (1). Для привития детям навыка певческого дыхания мы используем различные упражнения. Это и упражнения на вдох через нос по системе Д. Е. Огороднова, и дыхательные упражнения по системе А. Н. Стрельниковой, и упражнения из системы В. Емельянова, и упражнения, сочиненные нами на основе большого опыта работы. Эти упражнения дети выполняют и в процессе пения, и без пения. При этом обязателен самоконтроль: дети ставят руки на нижние ребра и проверяют, раздвигаются ли они при вдохе, следят за работой диафрагмы. На более позднем этапе обучения проводится работа по закреплению вдыхательной позиции. Упражнения по развитию навыка певческого дыхания выполняются на каждом занятии.
Все занятия с детьми мы начинаем с двух гимнастик: дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой и артикуляционной гимнастики В. Емельянова. После упражнений для развития певческого дыхания следуют интонационно-фонетические упражнения из системы В. Емельянова. И уже только потом вокально-технические упражнения. Иначе говоря, первая половина занятия — это «координационно-тренировочный этап» (по Емельянову) работы.
Много времени в работе с детьми мы уделяем обучению ощущения головного резонирования. «Головной резонатор — важнейший индикатор правильного певческого звучания. На развитие резонаторных ощущений у учащихся пению следует обратить самое пристальное внимание» (2). Практической работе в данном направлении предшествуют теоретические объяснения, но только для учеников старшего возраста. Детям 8 — 9 лет в доступной форме мы рассказываем о строении голосового аппарата: о механизме дыхания, о гортани, о резонаторах. Практическую работу начинаем с пения закрытым ртом. При этом дети анализируют собственное звучание, стараясь почувствовать вибрацию в области лицевой части головы, «в маске». Пение закрытым ртом начинаем с e1, расширяя до диапазона d1 — a1. Постепенно от пения закрытым ртом переходим к пению на определенные слоги, не теряя при этом ощущения головного резонирования. Это слоги «бом», «дан», «ми». «Приемы, связанные с пением на звонкие согласные ми н(«мычание» и «нычание»), когда рот закрыт и звук идет через носовые ходы, что приводит к сильному сотрясению стенок полостей верхнего резонатора даже в том случае, когда высокие частоты выражены слабо. Эти приемы помогают ученику понять, какого ощущения следует добиваться при пении» (2). Гласный и, в силу того, что, в отличие от других гласных, имеет в своём спектре высокочастотные форманты, также способствует успеху в работе над ощущением головного резонирования у учащихся. Помимо обучения детей ощущению головного резонирования при пении, мы уделяем большое внимание развитию ощущений грудного резонирования. «Для певца грудное и головное резонирование являются индикаторами правильности певческого звука, поэтому на ощущениях резонанса следует останавливать внимание ученика. Чем тоньше ученик будет дифференцировать свои резонаторные ощущения, тем точнее он сможет управлять работой голосового аппарата. Следует только помнить, что грудное и головное резонирование являются следствием правильно организованного певческого звука, а не его причиной» (2).
Однако, пожалуй, самое сложное в работе по вокальному воспитанию детей — это достижение однотембренности звучания голоса по всему диапазону, преодоление регистрового порога, сглаживание регистров. Именно эта цель в вокальном воспитании и является главной: создание смешанного голосообразования. И в этом, мы думаем, с нами согласятся все педагоги-вокалисты.
Для того чтобы научить наших юных певцов использовать смешанное звукообразование, то есть ощущать при пении вибрации и головного, и грудного резонаторов одновременно, мы используем в своей работе различные приёмы, методы и упражнения. Но, в большей степени это тренировочные программы В. Емельянова. Свой «Фонопедический метод развития голоса» (ФМРГ) В. Емельянов определяет как комплекс педагогических воздействий, направленных на постоянную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекции дыхания, а так же коррекции самой личности обучающегося. Мы используем в своей работе различные тренировочные программы из ФМРГ, но особой популярностью у наших учеников пользуются программы «Зубы на зубы» и «Уточка» — тренировочные программы на переходе из грудного регистра в фальцетный регистр.
Большое внимание в работе с детьми мы уделяем формированию однохарактерности звучания гласных. Для этого используем различные упражнения, включающие гласные А, У, О, Э, И в различной последовательности исполнения. Эти упражнения дети выполняют в заключение всего координационно-тренировочного этапа.
Для каждого ученика нами разработана индивидуальная система упражнений, которая направлена на развитие певческих навыков, исходя из индивидуального строения голосового аппарата каждого ребенка.
И в заключении мы хотим привести цитаты двух людей, известных в мире вокального искусства.
Егорычева Марина Ивановна — известный педагог, профессор Киевской консерватории, кандидат искусствоведения: «Чтобы сделать голос «управляемым», превратить его в послушный инструмент, способный передавать все тонкости эмоционального мира человека, необходима систематическая кропотливая работа над точностью координации всех частей голосообразующего аппарата» (3).
Леонид Борисович Дмитриев — профессор, доктор искусствоведения, вошел в историю музыкальной культуры как крупнейший исследователь в области вокального искусства. Его фундаментальные труды по истории, теории и методике пения и поныне являются основополагающими: «Голосовой аппарат работает как единое взаимосвязанное целое. Все его основные части: дыхание, гортань и артикуляционный аппарат (ротоглоточный канал, или надставная трубка) — в процессе пения влияют друг на друга. Пытаться выделить функцию одной части голосового аппарата как основную и оценивать остальные отделы его как второстепенные — принципиально неверно. Певческий звук может сформироваться только тогда, когда все части голосового аппарата функционируют полноценно и координировано» (2).
Литература.