Казахстан, ВКО, г. Усть-Каменогорск
КГУ «Средняя школа-комплекс №19»
Учитель музыки
Костюк Анатолий Николаевич
Искусство общечеловечно. Его высшее назначение - проникновение в душу человека.
Как провести школьный урок музыки как урок искусства, выявить и поддержать разнообразие музыкальных интересов у детей разного возраста, организовать детский хор, сделать увлекательными беседы о классической и популярной музыке? Эти вопросы волнуют многих учителей музыки специализированных и общеобразовательных школ.
Одно из ведущих направлений работы учителя музыки - развитие творчества учащихся.
Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.
Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального образования. Поэтому выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями.
Хоровое пение - наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата.
Для развития и воспитания детского голоса учителю необходимо знать голосовые и певческие возможности ребёнка. Так, у шестилетнего ребёнка, они невелики и обусловлены тем, что его певческий аппарат ещё не сформирован.
Диапазон, в котором наиболее хорошо звучит голос первоклассника, небольшой: ми1- соль1, фа1-ля1.Следовательно, в качестве материала для пения на первых занятиях, следует использовать несложные, весьма ограниченные по диапазону, но яркие по музыкальному материалу миниатюры.
Постепенно диапазон песенных миниатюр расширяется, в работу включаются песни, попевки, построенные на звуках тонического трезвучия, отдельных фрагментах лада.
В каждой песне первоклассники осваивают звуковысотное движение мелодии с помощью двигательных, наглядных приёмов, что способствует координации слуха и голоса, точному воспроизведению звуков по высоте.
У второклассников наиболее естественно голос звучит в диапазоне ми1-си1. Данный диапазон благоприятен, прежде всего, для слухового восприятия. В то же время он определяется возможностями голосовых связок, который ещё довольно тонкие и короткие. Следовательно, на занятиях следует добиваться ненапряжённого, лёгкого и светлого звучания.
К концу второго года обучения середина певческого диапазона ребёнка укрепляется и совершенствуется, окраска звука становится разнообразной в зависимости от характера и содержания песни. Звучание голосавыравнивается в диапазоне ре1-ре2. У отдельных детей можно встретить даже звуки малой октавы (си, ля), но они, как правило, звучат неярко и напряжённо.
С третьего года обучения звучание голоса выравнивается на всём диапазоне до1-ре2(ми2).
Сила голоса у детей 6-ти, 8-ми лет не имеет широкой амплитуды. Для них наиболее типичным будет использование умеренных динамических оттенков - тР и тР. Большой вред может принести требование насыщенного звучания на нижних звуках диапазона и тихого - на верхних. Частое использование высоких звуков диапазона говорит о неудобной тесситуре.
У младших школьников происходит становление характерных качеств певческого голоса, поэтому тембры детских голосов должны постоянно находиться в центре внимания учителя.
Вот почему в первые годы обучения уделяется больше внимания вокальным, а в последующие годы хоровым навыкам.
В своей работе мы ориентируемся на следующие параметры певческого развития учащихся школы первой ступени и результаты работы по формированию певческих навыков в младшей школе.
Таблица «Критерии певческого развития»
ПАРАМЕТРЫ |
КРИТЕРИИ ПЕВЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ |
||
Неудовлетворительный результат |
Удовлетворительный результат |
Хороший результат |
|
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ |
Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону |
Относительно чистое интонирование по всему диапазону |
Чистое интонирование по всему диапазону |
СПОСОБ ЗВУКООБРАЗО ВАНИЯ |
Твердая атака. Придыхательная атака |
Мягкая атака с элементами придыхательной |
Мягкая атака |
ТЕМБР ГОЛОСА |
Тусклый, сиплый. Резкий, глухой, бесцветно-тихий |
Светлый, слабый. Чистый, тихий. Легкий, тихий |
Чистый, светлый. Легкий. Нежный, звонкий. Полетный, серебристый |
ДИАПАЗОН |
В пределах терции-кварты |
В пределах сексты |
В пределах октавы. Шире октавы |
ДИКЦИИ |
Нечеткая. Согласныесмягченные. Пропусксогласных. Искажениегласных |
Дикция более четкая. Исправление искаженных гласных, согласных |
Ясная. Согласные твердые, активны, Гласные округленные, но не расплывчатые |
ДЫХАНИЕ |
Судорожное,поверхностное Вдохперегруженный, Выдохускоренный. Шумное |
Вдох более спокойный. Выдох протяжнее. Менее шумное дыхание |
Спокойное, тихое, ровное. Вдох оптимальный. Выдох сохраняет вдыхательную установку |
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬ НОСТЬ |
Вялое, безразличное пение. При слушании музыкальных произведений ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке |
Поет довольно выразительно, с некоторым подъемом, но не умеет слушать музыку, рассеян, не внимателен. К слушанию муз.произведений проявляет некоторый интерес |
При исполнении песен активен, поет в характере произведений, внимательно слушает музыку и понимает. При обсуждении активен |
Для выработки вокально-хоровых навыков, развития слуха и расширения диапазона на уроке мы используем специальные певческие упражнения - распевание.
Попевки должны иметь простой, ясный мелодический и ритмический рисунок, легко и быстро запоминаться, быть интересным детям по содержанию.
Вокально-хоровые навыки вырабатываются через упражнения и распевки, а закрепляются и совершенствуются при работе над художественными произведениями.
Необходимо отметить, что правильный отбор музыкального материала, используемого при обучении, обеспечивает возможность воспитательного воздействия и систематичность накопления учащимися знаний и н навыков. Песенный материал отбирается в соответствии с возрастом детей.
Исходя из вышесказанного следует, что формирование вокально-хоровых навыков является необходимым условием для развития творческих особенностей у детей.
Таким образом, «наращивание» культурного слоя, создание культурной атмосферы - самое важное, на наш взгляд, задача, стоящая перед современной общеобразовательной и специализированной школой.
В живительной атмосфере культуры возможно воспитать человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством социальной ответственности, умеющего критически мыслить и ценить духовные богатства, накопленные человечеством; человека, чуткого к постоянно меняющемуся миру и способного творчески обогащать его.