Сольное пение.
Обучение в классе «Сольного пения» осуществляется на основе единства вокального, общемузыкального и художественного развития учащихся, повышения их культурного уровня.
Цель данного курса:
· создание условий для проявления индивидуально-творческих способностей детей, выявление талантливых детей и развития их творческой самореализации
Задачи:
· воспитание художественного вкуса, расширение музыкального кругозора
· развитие вокальных данных
· развитие интереса к творческому самовыражению.
На обучение принимаются дети и подростки в возрасте 8 — 15 лет, как с вокальной подготовкой, так и без певческой практики, обладающие необходимыми вокальными и музыкальными данными, имеющие здоровый голосовой аппарат, достаточное физическое развитие и устойчивую психику, проявляющие интерес к данному виду творческой деятельности. При ознакомлении с данными учащегося, необходимо установить наличие певческого голоса, музыкально-вокального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, уровень общего развития, отсутствие речевых дефектов.
Обучение ведется по 7-летнему курсу. Для успешно оканчивающих курс предусматривается дополнительное обучение. Возможно введение обучения в подготовительном классе, а также повторение программы в каком-либо из классов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю длительностью 45мин.
Для мальчиков в возрасте до 12 лет, имеющих вокальные и музыкальные данные, целесообразно предусмотреть совмещение занятий пением с обучением на музыкальном инструменте, учитывая особенности предстоящего периода мутации голоса.
В результате этого процесса у учащихся воспитывается осознанное, творческое отношение к музыке и вокальному искусству, обеспечивается приобретение устойчивых вокальных навыков в сочетании с элементами исполнительского мастерства, происходит освоение разнообразного жанрового репертуара. В процессе обучения у учащихся вырабатывается умение выбирать и использовать средства музыкальной выразительности, понимать и доносить до слушателей содержание исполняемых произведений, прививается навык публичных выступлений.
В основе учебно-педагогической работы лежит система воспитания детского и подросткового певческого голоса и слуха в благоприятной среде, способствующей правильному функционированию, развитию и сохранению здорового голосового аппарата учащихся.
Обучение по специальности осуществляется в тесном сочетании с занятиями по общему курсу фортепиано, пением в хоре и ансамбле, занятиями хореографией и участием в музыкально-театральных постановках
Большое внимание следует уделять развитию навыков углубленной самостоятельной работы с нотным и литературными текстами произведений, постоянному совершенствованию исполнительских навыков, подготовке концертных выступлений.
Имея ввиду, что урок пения, в известной степени, процесс рутинный, имеющий в основе комплекс традиционных и обязательных педагогических приемов, следует порой отступать от них, изменять привычную практику, идя навстречу индивидуальности учащегося.
Это обстоятельство ведет к поиску индивидуальных приемов и методов для воспитания внимания, памяти, музыкального и вокального слуха, ритмического чувства и большого количества различных ощущений: эмоциональных, мышечных, акустических и интонационных. По пути к воспитанию этих качеств и навыков (а это все, как известно, сложные процессы) целесообразно идти не столько от жесткого тренинга, сколько от игры и формирования стойкого интереса к предмету и, что очень важно, к самому процессу урока, как основе основ.
Другой важнейшей учебно-педагогической задачей является воспитание музыкально-образного мышления, так как усвоение многих элементов вокальной техники напрямую связано с музыкально-образным строем тех произведений, над которыми идет работа, включая вокализы и вокальные упражнения (распевки).
Упражнения для распевания должны быть доступны логическому пониманию учащегося, легко восприниматься на слух и усложняться постепенно. Пение вокализов, начиная с простейших, следует вводить, когда учащийся овладеет элементами звуковедения и культуры звука, примерно со 2-3-го года обучения. В качестве вокализов поначалу можно использовать мелодии детских песен.
В целом в учебно-воспитательной работе возможно предусмотреть условно 4 основных этапа:
· подробное ознакомление с учащимся, установление контакта с ним; психологическое и физическое освобождение учащегося; усвоение учащимся необходимых установочных, теоретических сведений и терминов;
· приобретение понятия певческой установки и начальных практических навыков;
· закрепление полученных певческих навыков, развитие данных, приобретение начальных исполнительских навыков;
· дальнейшее развитие данных, совершенствование вокальной и исполнительской техники.
Продвигаясь от простого к более сложному, необходимо стремиться к тому, чтобы исполнение музыкальных произведений являлось следствием, творческим результатом, отображением музыкального мышления учащихся, их эмоционального отношения к музыке и содержанию этих произведений. Чем младше ученик, чем меньше деталировка учебных и исполнительских задач, и наоборот.
Программные требования по годам обучения
1 год обучения
В результате первого года обучения учащиеся должны уметь:
· правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием
· правильно формировать гласные в сочетании с согласными
· петь простые мелодии легато в медленном и среднем темпе
· использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации, не форсировать звук, стремиться к естественной вокализации
В течение учебного года необходимо проработать с учащимися:
· 2-3 несложные народные песни
· 2-3 простых произведения или современные песни. К «несложным произведениям» следует отнести простые, как по степени технической трудности, так и по своей художественной сущности, вокальные произведения.
2 год обучения
На втором году обучения продолжается работа по закреплению полученных ранее начальных вокально-технических навыков, включаются в работу элементы исполнительства. В результате второго года обучения учащийся должен:
· использовать правильную певческую установку
· работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры
· выравнивать звучность гласных, четко произносить согласные
· работать над чистотой интонации и выразительностью звука
· в работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки
· осваивая прием плавного и гибкого звуковедения, постепенно подготовиться к исполнению вокализа.
В течение учебного года необходимо проработать:
· мажорные и минорные трезвучия, вокальные упражнения в пределах квинты
· 2-3 народные песни
· 3-4 несложных произведения
3 год обучения
На третьем году обучения должна продолжаться работа по закреплению полученных за предыдущие 2 года вокально-технических и исполнительских навыков, а также по:
· развитию и укреплению певческого дыхания и чистой интонации
· выравниванию звучания по всему диапазону, выявлению звонкости для легких голосов
· развитию четкой дикции, выразительностью слова
· развитие вокального слуха.
Кроме того, учащийся должен:
· иметь элементарное представление о строении голосового аппарата и гигиене голоса
· чувствовать движение мелодии и кульминацию в исполняемых произведениях
· стремиться выполнить простейшие исполнительские задачи
В этот период возможно начать работу над выявлением индивидуального
тембра , в основном, в среднем регистре голоса.
В течение года учащийся обязан проработать:
· упражнения, включающие мажорные и минорные трезвучия и гаммы
· 1-2 вокализа
· 2-3 народные песни
· 3-4 разноплановых произведения небольшого диапазона в удобной тесситуре
· возможно участие в ансамбле
4 год обучения
Основная работа состоит в развитии и укреплении певческого дыхания,
интонации, четкой артикуляции, осмысленном выполнении
исполнительских задач, поставленных педагогом.
Начитается также работа над подвижностью голоса в упражнениях, над
выработкой динамических оттенков в удобной тесситуре. Следует
обратиться к выработке ощущения пространственной перспективы во
время пения.
Учащийся должен иметь элементарные представления о работе
резонаторов, выработать ощущении округленности, близости звука, его
высокой вокальной позиции.
В течение года учащийся должен проработать:
· 2 вокализа (кантиленного и ускоренного характера)
· 1-2 народные песни
· 1-2 несложных романса
· 3-4 разноплановых произведения
· 1-2 ансамбля (по возможности)
5 год обучения
На пятом году обучения педагог должен получить возможность самым подробным образом проанализировать состояние данных учащегося, их развитие и, учитывая вступление в переходный возрастной период, более точно определить индивидуальные задачи.
При благоприятном состоянии голоса у учащегося с хорошими данными и продвижением, возможно, некоторое расширение диапазона звучания, без форсировки и напряжения. Следует также закрепить ощущение высокой певческой позиции, близости и опоры звука, особенно при пении широких интервалов.
В течении года учащийся должен проработать:
· упражнения на вокальную технику в пределах октавы
· 1-2 вокализа с элементами техники
· 1-2 народные песни
· 1 несложную арию или романс
· 4-5 разноплановых произведений
· 1-2 ансамбля
6 год обучения
В течение учебного года следует обратить внимание на устранение имеющихся недостатков в организации процесса певческого дыхания и органичного звуковедения.
Кроме того следует продолжить работу по выравниванию звучания по всему диапазону, развитию подвижности голоса, над исполнительскими задачами, включая музыкальное и смысловое интонирование, эмоциональность исполнения произведений, а также над развитием навыков публичных выступлений.
В течение года учащийся должен проработать:
· мажорные и минорные гаммы, трезвучия, малые арпеджио в медленном темпе, упражнения на легато и стаккато, интервалы и скачки в пределах октавы
· 2-3 вокализа (кантиленный и подвижный, с элементами техники)
· 1-2 народные песни
· 1-2 романса
· 1-2 несложных арии
· 4-5 разноплановых произведений (возможно включить современную музыку)
· 1-2 ансамбля