Россия, Ростовская область, г. Зерноград
ГБОУ СПО РО «Зерноградский педагогический колледж»
Студентки 3-го курса
Джавдатова Руиза
Колесникова Светлана
Преподаватель высшей категории
Лантратова Т.В.
Сильнейший сплав патриотизма и несломленного духа в годы тяжёлых испытаний показали донские писатели: В.А. Закруткин, П.В.Лебеденко, М.А.Шолохов, А.В.Калинин, поэт Анатолий Софронов, запечатлев в своих произведениях события Великой Отечественной войны на фоне своей судьбы. Именно поэтому их творчество не оставляет нас равнодушными. Мы искренне восхищаемся, испытываем любовь и уважение к их таланту и судьбе.
Значимость автобиографических произведений, отражающих эволюцию человеческого сознания и чувство патриотизма, трудно переоценить, поскольку писатель, как непосредственный участник военных событий как никто другой способен передать всю остроту переживаний, переполняющих человека в такие минуты жизни.
Автобиография как особая жанровая форма, обращённая, с одной стороны, во внутренний мир автора, а с другой — к его прошлому, которое с той или иной мерой последовательности сопоставляется с его настоящим, характеризуется рядом типологически общих признаков временной организации.
Время в автобиографии принципиально обратимо, в основе повествования –ретроспекция (и её преодоление); автобиография –это всегда возвращение в прошлое, к истокам жизни: семьи, рода, своеобразное путешествие в былое. Вначале перед нами предстают события современной жизни, где герой случайно встречается со своим прошлым, когда он был военным лётчиком. Всё в воспоминаниях свежо, до мельчайших подробностей, а главное, так остро встают воспоминания: «Мне бы надо отвернуть в сторону и «уносить ноги», но великий соблазн дать хотя бы одну пулемётную очередь по офицерским палаткам пересилил здравый смысл, и я спикировал, ещё издали нажав на гашетку». В нескольких строчках воспоминаний укладывается судьба героя, судьба человека и патриота своей страны. А сколько ещё таких судеб? Из таких больших и малых подвигов складывается патриотизм и огромное желание освободить свою землю от захватчика.
Мы видим, как в автобиографическом тексте взаимодействуют план прошлого и план настоящего повествователя: времени, о котором пишем, и времени, в котором пишем: «А сейчас мы сидим с Босей за чашкой по-калмыцки заваренного чая, я гляжу в чистые , по-родственному близкие мне Босины глаза…»
Мужество юной калмычки вызывает уважение и гордость в момент встречи с фашистами. И даже в такие страшные минуты она знает, что поступает правильно: «Они засыпали её песком, оставив на поверхности только голову. Потом, вбив колья по обе стороны тела, натянули на колья верёвки так, чтобы Бося не смогла даже пошевелиться». Автор рассказывает о случившемся со слов партизан. Но это его воспоминания, пережитые вместе с теми защитниками, которые отобьют врага и спасут девушку, тихо являя на свет каждодневное мужество и героизм, не крича об этом на весь свет и не требуя наград.
Автобиографии присуща открытость финала и незамкнутость жизнеописания: «…слова рождаются в моей душе: «Живи, Бося. Долго живи. Без таких людей, как ты, жизнь оскудеет…»
Ещё одна очень важная категория автобиографической прозы — это соотношение личного автобиографического времени с временем историческим. Взаимодействие личного биографического и исторического времени находит отражение в особенностях образной системы рассказа. Биографическое время связывается с образом пути (дороги). Образ пути как доминанта биографического времени в рассказе-воспоминании «Бося» обусловливает особенно тесную связь пространственных и временных отношений в структуре произведения. Хронотоп дороги взаимодействует с хронотопом встречи: «Я стоял у подошедшего к вокзалу поезда и с тоской провожал взглядом последних пассажиров, поджидающих вагоны…»; «А женщина тоже начала пристально вглядываться в моё лицо. Потом проговорила: «Это ты! Это ты, правда?». Образ пути у Лебеденко воплощает течение событий, их смену, встречи и расставания. Это движение, развитие, которые и составляют основу как личного так и исторического времени: «Тихий Дон остался позади, я знал, что где-то в стороне не на жизнь, а на смерть бьются с фашистами кавалеристы 110-й Отдельной Калмыцкой кавдивизии. По заданию я должен был лететь почти до самой Элисты…»
Время прозаического произведения — это последовательность и соотнесенность основных событий текста, основанные на ассоциативной или причинно-следственной связи. [15; с.35]
Время прозаического текста характеризуется набором признаков, важнейшими из которых являются одномерность (последовательное использование одного временного плана в тексте) — многомерность (наличие нескольких временных планов в тексте), непрерывность-прерывность (дискретность), обратимость-необратимость, краткость-длительность. Эти признаки связаны с разными аспектами текста.
Речевыми средствами фиксации этих отношений служат видо-временные формы глагола, различные элементы: местоимённые наречия (здесь и сейчас), наречия с семантикой «наблюдения», предложно-падежные формы, фиксирующие определённую точку на временной оси, лексические единицы (в том числе тропеические), определяющие течение времени и показывающие значительность дистанции между прошлым и настоящим.
Таким образом, временная организация произведения тесно связана с особенностями структуры повествования текста и тем более играет важнейшую роль в автобиографическом тексте.
Список литературы:
Одоевский В.Ф. Автобиография // Последний квартет Бетховена.М.:-1982.-341 с.