Арсланбаева Гульнара Винеровна
Должность:учитель английского языка
Группа:Посетители
Страна:Россия
Регион:ХМАО-Югра, Нефтеюганский район пгт Пойковский
Статья: "Учимся играя" Использование игрового метода при формировании у младших школьников социо-культурной и коммуникативной компетенции.

Учимся играя.

Использование игрового метода при формировании у младших школьников социо-культурной и коммуникативной компетенции. ( учитель английского языка Арсланбаева Г.В.

НР МОБУ ПСОШ №2.)

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, ребенка в особенности.

Игра может выполнять исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности учащихся, а также вывести профессиональное мастерство учителя на уровень современных технологий Использование игрового метода основана на реализации коммуникативного подхода, осуществление которого, включает в себя постановку задач по формированию умений и навыков в речевой деятельности через рисование, познавательную, физическую и музыкальную виды деятельности, имеющих значение для развития личности ребенка.

Еще А. С. Макаренко писал: «У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять». Продуктивность игрового подхода на уроках иностранного языка очевидна, и на практике отмечается широкое использование игр при работе с учениками. Дидактическое значение игры было доказано еще К. Д. Ушинским. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Д. Б. Эльконина и др. Следует отметить, что К. Д. Ушинский, Дж. Сели, К. Бюллер рассматривали игру как проявление воображения или фантазии. А. И. Сикорский и Дж. Дьюи связывали игру с развитием мышления. Суммируя их взгляды, становится ясно, что игра — это сплав определенных способностей, которые можно представить следующим образом: восприятие + память + мышление + воображение.

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

Обучающая

Воспитательная

Развлекательная

Коммуникативная

Релаксационная

Психологическая

Развивающая

Игра всегда предполагает определенное напряжение эмоциональных и умственных сил, а также умения принятия решения (как поступить, что сказать, как выиграть?). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Положительным является и тот факт, что при этом ученик еще и говорит на английском языке. Из этого следует вывод, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Ученики, естественно над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего, увлекательное занятие. Но значение игры невозможно оценить развлекательно-реактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

В начальной школе у учащихся должен быть сформирован минимальный уровень владения языком. Занятие в начальной школе должно рассматриваться, не как урок, в традиционном его понимании, а как организация совместного дела с детьми, так как игра является основным видом деятельности у младших школьников. При обучении английскому языку большую роль играет индивидуальный подход к ребенку. Необходимо учитывать его способности и интересы, создавать максимально комфортную и доброжелательную атмосферу на уроках, то есть сформировать условия для разносторонней мотивации изучения английского языка. Возможность опоры на игровую деятельность в младших классах позволяют обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными разные виды работ.

Перед собой я поставила такую цель: Создание условий для формирования у младших школьников социо-культурной и коммуникативной компетенции.

Для достижения этой цели я поставила перед собой ряд учебных задач:

1. Формировать языковые навыки детей.

2. Прививать интерес к изучению английского языка.

3. Развивать умения самостоятельно решать коммуникативные задачи на английском языке.

4. Обучать аудированию на элементарном уровне

5. Развивать память, мышление, внимание.

6. Расширять кругозор детей.

7. Обеспечить межличностные связи.

Для решения этих задач мною используются такие педагогические средства как:

1. Специально организованная среда (наглядности, ТСО, дополнительная литература)

2. Дидактические материалы на базе игровых технологий.

3. Материалы для диагностики и контроля.

Использование мной игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:

- игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;

- обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;

- игра - свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;

- игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;

- состязательность неотъемлемая часть игры — притягательна для учащихся; удовольствие полученное от игры создает комфортное состояние на уроках английского языка и усиливает желание изучать предмет.

Особенность игры в том, что она посильна каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения; ученик может уже говорить наравне со всеми.

Правила использования игрового метода и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям, как:

- дидактическая цель ставиться перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Для того, чтобы уроки с использованием игровых приемов стали интересными и познавательными, нужно методически правильно и психологически обоснованно проводить работу с использованием данного метода, найти пути оптимальной организации таких уроков.

На своих уроках в начальной школе, особенно во вторых классах использую игры:

- предметные (дидактические); Для эффективности обучения мною используются, такие наглядные пособия как:

1. Буквы на магните.

2. Набор больших букв английского алфавита.

3. Алфавит.

4. Сенсорный алфавит.

5. Сенильная проволока.

6. Азбука вежливости и 7. Кубики –пазлы на платформе.

Составление разнообразных игр по изучению алфавита способствует качественному усвоению материала. Часто провожу с детьми игры с буквами на магнитах. Приведу несколько примеров:

1. На доске в разброс прикреплены эти буквы, желающие выходят к доске, и составляют их в алфавитном порядке, можно эту игру провести как командно, так и между двумя участниками.

2. Эти же буквы, но задание другое. Нужно распределить на 2 группы согласные и гласные. Проверяем всем классом (закрепление). Делаем вывод, что буквы, которые мы можем петь, являются гласными, а те буквы, при произнесении которых мы встречаем во рту преграду в виде зубов или языка, являются согласными. После этой игры многие дети с легкостью различают гласные буквы, от согласных.

3. На этих, карточках на магнитах есть еще и изображения разных животных (17 карточек). Их я использую, при закреплении темы о животных. Обычно работа ведется таким образом:

I. а). Расположив буквы с животными в один ряд на доске, пригласить ребенка и предложить назвать животных на английском языке.

б). Выдвигаются вверх карточки из ряда, которые правильно произнесены.

в). Подсчитываем (тренируем счет) карточки, которые выдвинуты вверх.

II. а). Каждому ученику раздаются по 3 буквы (в зависимости от количества букв и учащихся). Дети должны:

1. Составить их в алфавитном порядке. Всем классом дружно проверяем.

2. Разделить на гласные и согласные. Обосновать.

3. Назвать животных или предметы, которые изображены на карточках.

4. Показать какие все дружные, то есть выложить все буквы на одной парте в один ряд в алфавитном порядке.

5. Составить как можно больше слов из этих букв.

Игры с использованием набора букв помогают при знакомстве с каждой буквой алфавита. Работу с этим наглядным материалом я провожу таким образом, придумываю в начале урока легенду про новую букву.

Например:

- Я так к вам спешила, что случайно выронила из рук коробочку с буквами. Они все перепутались и я не знаю, как их привести в порядок. Изначально, буквы выстроены в ряд на доске, но не в алфавитном порядке. Учащиеся по одному выходят к доске и исправляют порядок букв. На начальном этапе я таким образом провожу диагностику усвоения материала, ведь далеко не все исправляют правильно.

- Раздаю всем детям буквы (только изученные), иногда по 2 буквы и прошу их выстроиться у доски в алфавитном порядке. Сначала дети теряются, начинается хаос, но как только они сообразят, как надо правильно выстроиться, то все мгновенно успокаивается. Читают хором алфавит, можно спеть песенку про алфавит и обнаруживаем незнакомую букву. Предлагаю, не хотят ли они узнать имя этой незнакомки и произношу ее. Дети хором, а потом по одному произносят новую букву.

Сенильная проволока, позволяет применять деятельностный подход при обучении. Дети с удовольствием делают из нее разные буквы, а затем и складывают их в слова. Часто их использую в первом полугодии, как закрепительный этап урока. Этот вид деятельности подходит тем детям, которые воспринимают учебный материал через моделирование.

Как известно, мы изучаем на уроке не только буквы, но и учимся говорить на английском языке. В этом мне очень помогает Азбука вежливости. Она состоит из 60 карточек на магнитах, каждая содержит фразу, транскрипцию, перевод и тематический рисунок. Фразы подобраны так, чтобы их легко было сочетать между собой. В процессе игры, дети по образцу и произвольно из отдельных фраз на карточках составляют диалоги, разыгрывают их по ролям и таким образом, учатся говорить на английском языке, соблюдая правила хорошего тона. Приведу несколько примеров использования этих карточек.

1. Ответь правильно. В игре задействованы карточки с фразами на каждую букву, учитель выбирает карточку и произносит первую фразу микро диалога, с таким расчетом, чтобы одна из фраз подходила по смыслу в качестве ответа. Если он справился с заданием, то забирает обе карточки себе, затем сам выбирает карточку и начинает диалог.

2. Разноцветные диалоги. В игре предлагаются образцы возможных диалогов в 5-ти основных речевых ситуациях. Карточки с фразами, составляющими 1 диалог, можно определить по одинаковому цвету фона. Отобранные образцы одного цвета расположены на игровой поверхности в хаотичном порядке. По очереди зачитываются фразы и перевод. Дается некоторое время ребенку для обдумывания ситуации. Спрашиваю у детей, где и когда может происходить такой разговор, кто по его мнению участвует в диалоге, с какой фразы он может начаться, после чего учащийся выкладывает их в правильном порядке, произнося каждую из них вслух. В игре могут участвовать несколько детей, каждый по смыслу выкладывает свою карточку. Таким образом, дети видят, что диалог- это подвижная конструкция, развитие которой можно контролировать и направлять в нужную сторону.

3. Логическая цепочка. Это произвольное построение макро диалогов первая фраза диалога выбирается произвольно, в процессе разговора определяя о чем будет идти речь дальше. Фразы подбираются по смыслу и получатся своеобразный диалог. Пример логической цепочки при построении диалога на тему «телефонный разговор»

-Hello!

-Hello! Could I speak to Jimmy, please?

-Hold on, please. I’ll just get him.

-OK.

-Hello, Jimmy is here.

-Hi! How are you?

-Fine, thanks. And you?

-Very well, thank you.

-Let’s go to the Zoo.

-Sorry. I am busy.

-Ok. I’ll call you back later.

-Ok. Bye-bye!

-Take care!

Фразы диалога необходимо говорить, а не читать. В начале он читает фразу, затем повторяет за учителем, и обращается к своему собеседнику и уверенно произносит фразу. Можно ограничить время на размышление, какую фразу сказать дольше, и постепенно приближать темп обмена высказываниями к темпу непринужденного разговора.

4. Кубики-пазлы на платформе можно использовать в любых ситуациях. Я их применяю при работе с гиперактивными детьми. Задания те же, что и с буквами на магнитах, различаются они только с количественной стороны. Есть другой вид кубиков — пазлов, это набор картинок на платформе. Каждый рисунок состоит из 4 кубиков. Игры с этим материалом используются для развития мелкой моторики, которая напрямую связана с деятельностью мозга. Приведу несколько примеров:

1. Собрать на скорость рисунки за определенное время.

2. Собрать только названные рисунки.

3. Назвать все предметы и животных изображенных на платформе.

Работу с этим материалом можно провести как индивидуальную, так и групповую в форме соревнования.

Вызывает огромный интерес у детей сенсорный алфавит. Можно удачно провести игры на изучение и закрепление материала. В этом алфавите 4 функции:

1. Приветствие.

2. Изучение.

3. Музыкальная пауза.

4. Экзамен.

Сенсорный алфавит содержит подробную информацию о буквах, звуках, об артикуляционной базе, о правильном произношении, так же играет огромную роль звуковое сопровождение, что дает огромный потенциал для изучения английского языка.

Игра со звуками на этапе закрепления проводится мною таким образом:

Детям раздаю черно-белые изображения гномиков, на их одежде есть транскрипционные знаки звуков. Перед ними поставлена задача:

1. Ярко раскрасить гномика.

2. Обвести изображение звука.

3. Найти этот звук на сенсорном алфавите.

4. Нажать на кнопку.

5. Прослушать и постараться правильно произнести этот звук.

Функцию «Экзамен» я использую на каждом уроке английского языка, чтобы учащиеся не забывали изученное. Обычно для этой игры уделяю 5-7 минут. Для закрепления алфавита иногда провожу игру, которая детям нравиться и в результате хорошо закрепляется изученный материал. Можно привести следующие примеры игровых заданий. Ученики разбиваются на пары. Мною выдаются одному ученику определенная буква английского алфавита. Второй ученик закрывает глаза. Ученик, у которого есть буква, «пишет» ее на вытянутой руке своего товарища пальцем. Тот должен определить, какая это буква по ощущению. Это задание можно модифицировать следующим образом. Ученик, у которого есть буква, может «написать» ее на спине своего товарища. На спине можно «написать» и короткое слово.

Во втором полугодии когда дети начинают учиться читать, можно провести игру «Тайное послание». Суть заключается в том, что учитель произносит определенный набор слов (в основном существительные), а дети тем временем записывают только первые буквы каждого слова, которое они слышат. Например: Car, apple, ten- в итоге получается cat.

Так же учащимся нравиться играть в игру «Охота за буквами». Класс делится на команды, они получают несколько букв. Задача заключается в том, чтобы найти в классе слова , которые начинаются с этих букв. Другой вариант: предложить детям виртуально переместиться в супермаркет, в спортивный зал и т.д.

В начале декабря начинаю использовать игру «Наряди елочку» во 2-3 классах. Дети должны украсить елочку новогодними игрушками. Елка представляет из себя плоскостную фигуру с вырезами по форме елочных игрушек, изготовлен из картона, прикрепляется к доске магнитами. Ее можно использовать как при объяснении нового материала, так и при закреплении.

Можно использовать разные варианты:

1. Назвать правильно изображения на игрушке, за правильный ответ ребенок получает право повесить игрушку. Победит тот, у которого будет наибольшее количество развешанных игрушек.

Так же можно использовать как материал для контроля и диагностики знаний. Например: За каждое правильно произнесенное слово — игрушка. Дети хорошо восприняли игру «Волшебная ваза». В вазе находятся буквы, ученики берут столько букв, сколько они хотят. На имеющиеся у них буквы дети должны составить слова. Для сильных учеников предлагаю дополнительное задание, из составленных слов приготовить рассказ. Это задание проходит интересно, так как не всегда составленные слова можно поместить в один рассказ и поэтому они получаются достаточно смешными.

Ассоциативные классики можно применять как в начальной школе так и в 5, 6 классах. На ватмане рисуем классики (с младшими школьниками можно нарисовать на полу мелом), каждая клеточка помечена своей категорией, например: Fruits, animals, food и т. д.. Учащиеся бросают монетку, и должны назвать как можно больше слов из этой категории за 1 минуту. Эта игра хорошо подходит при закреплении изученного материала.

Игру «Аквариум можно адаптировать для любого уровня и любой темы. Учащиеся приносят картинки животных, рыбок, растений, они должны быть тематическими и одного размера. Дети кладут их в аквариум (3-х литровая банка). Учитель вылавливает картинку и ставит вопрос перед классом, кто знает, что изображено на картинке. Здесь тренируется лексика. Победит тот, кто назовет больше слов.

- Сюжетно-ролевые. Интересно и плодотворно проводить такие игры мне помогает кукольный театр “Thelittlepigs”. Книга полностью на английском языке с адаптированным текстом первого уровня. Ярко, эстетично оформлена.В конце книги есть специальное поле для игры. К этой книге есть набор пальчиковых кукол и перчатка для разыгрывания сказки. Дети с интересом воспринимают ее, так как с детства знакомы с сюжетом этой сказки.

Можно придумать самой много игр с данным материалом. Например:

1. чтение учителя и синхронное разыгрывание сюжета с куклами.

2. Дети выполняют роли главных героев сказки. Главная задача учителя, это постановка правильной речи учащихся, тактичное исправление ошибок, чтобы у ребенка не пропало желание выступать.

При объяснении грамматического материала часто обращаюсь к этой книге. Стараюсь развить ситуации при которых ребенок составляет те или иные предложения на грамматические правила. Например: построение предложений с использованием прилагательных, глаголов действий.

Детям понравилась сюжетная игра «Заклинание волка». При составлении этой игры я отталкивалась от финала обычной сказки и придумала ее продолжение, в котором волк решив отомстить заколдовал дома трех поросят. Ребятам нужно составить описание их домов с использованием прилагательных, чем больше будет предложений, тем быстрее попадут поросята к себе домой.

Очень интересно получилось знакомство с модальным глаголом CAN”. Введение материала проходит через использование сюжетно-ролевой игры. За основу берется сказка про гномиков Тима и Тама. Работа ведется по такому принципу:

1. Чтение сказки на русском языке с элементами английского языка.

2. Учимся говорить, что умеют гномики, повторяем заключительные предложения сказки на английском языке.

3. Говорят, что умеют делать сами ребята, а что не умеют.

Использование этой игры преследует несколько целей:

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности