Содержание
стр.
1. Вступление …………………………………………
2. . Основная часть.
А) Таблица «Художественные средства выразительности в поэзии М.Ю.Лермонтова……
Б) Практическая часть……………………………
3. Заключение………………
4. Использованная литература………………
Издревле слово имело великую силу. Очень давно люди понимали значение слова так: что сказано, то осуществляется. Именно тогда возникла вера в магическую силу слова. “Слово может все!” — говорили древние.
Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: “Будь искусным в речах — слово сильнее, чем оружие”.
Как актуальны эти слова сегодня! Об этом следует помнить каждому человеку.
Также следует вспомнить известные слова поэта В.Я. Брюсова о родном языке:
Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!..
Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского
Я думаю, что средства выразительности, выполняющие стилистическую и изобразительно-в
Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно — выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.
Знание и умелое употребление лексических норм делают нашу речь правильной, нормированной. Но кроме знания норм необходимо ещё и использование в речи изобразительно-в
Именно поэтому, в данной работе мы исследуем использование изобразительно — выразительных средств языка великим русским поэтом М.Ю.Лермонтовым в стихотворениях.
Творчество М. Ю. Лермонтова- творчество не только поэта, но и человека творчески одаренного и в музыке, и в живописи; человека, ощущающего свою тесную взаимосвязь с миром природы. Именно поэтому, поэзия Лермонтова читателями воспринимается не только с точки зрения содержания, смысла стихотворений, но и с точки зрения ее особого звучания, особого"голоса" лирики; зрительного,цвет
В нашем представлении лирика Лермонтова эмоциональная и яркая, но не броская, как рисунок масляной краской, а прозрачная и нежная, как акварель. Велик и музыкальный потенциал творчества Лермонтова, используемая активно в его творчестве звукопись делает лирику поэта утонченной, возвышенной, но в то же время грустно - печальной, как музыкальная поэма или медленный вальс. Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности.
Цель работы: определить роль средств художественной выразительности в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова
Гипотеза
Предположим, что изобразительно — выразительных средств языка имеют свои изобразительно-в
Цель работы: определить роль средств художественной выразительности в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова
Задачи:
Исследовать на примере стихотворений М.Лермонтова художественно-вы
Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур;
Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.
развитие исследовательски
воспитание чувства любви к родному слову, гордости за народ-носитель богатого, яркого, эмоционального языка.
Найти примеры использования Художественно-вы
Сделать вывод о значении художественно-вы
Объект исследования
художественно-выр
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:
Картотека изобразительно-в
Найти примеры изобразительно-в
Методы, применяемые в научном исследовании: сбор материала, систематизация, выборка материала, анализ, сравнение
Роль изобразительно-в
Название |
Определение |
Возможная роль в тексте |
Примеры |
Эпитет |
художественное образное определение. |
-Усиливают выразительность, образность языка произведения; -придают художественную, поэтическую яркость речи; -обогащают содержание высказывания; -выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак; -создают живое представление о предмете; -оценивают предмет или явление; -вызывают определённое эмоциональное отношение к ним; -помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру. |
«На севере диком…». голая вершина, сыпучий снег, горючий утёс, прекрасная пальма, дикий север СМЕРТЬ ПОЭТА “свободный, смелый дар, звуки грудных песен”, «Родина» купленная кровью, гордого доверия, темной старины, заветные преданья, отрадного мечтанья, холодное молчанье, лесов безбрежных,взоро “Когда волнуется желтеющая нива” смутный сон, таинственная сага (древняя песнь) мирный край В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…” для создания картины идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: “сладостный листок”, “душистая роса”, “таинственная сага”, “мирный край”. Все средства направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:
«Утес»: «тучка золотая», «утес-великан», стоит одиноко», «тихонько плачет» – Ночевала тучка золотая <…>, по лазури весело играя. «ДВА ВЕЛИКАНА» купленная кровью, гордого доверия, темной старины, заветные преданья, отрадного мечтанья, холодное молчанье, лесов безбрежных, взором медленным, печальных деревень, Дрожащие огни, ночующий обоз, вечером росистым. «Дума» («голос благородный», «рабы презренные», «насмешкой горькою»). |
Сравнение |
уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака. |
-Сообщает явлению и понятию то освещение, оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель; -помогает более точно представить предмет или явление; -сравнение придает описанию особую наглядность. |
сравнение создает картину нарядного, шумного леса, его красоту Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка во сыром бору Под смолистый под корень подрубленная. «Бородино» (с помощью сравнения передано сочувствие автора герою) Вам не видать таких сражений! Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел… «РОДИНА» реки подобные морям Особым видом сравнения являются так называемые отрицательные: Не сияет на нёбе солнце красное, «СМЕРТЬ ПОЭТА» В своём стихотворении Лермонтов использует сравнения: Угас, как светоч, дивный гений, Пушкин как свеча, которая освещает путь, и как «торжественный венок», который украшает. «На севере диком…».
«Мцыри» Сравнения подчёркивают эмоциональность образа Мцыри (“как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник”, “ он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал” |
Метафора |
употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлении. |
Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-обр |
"Дума" "старость души", "жизнь - путь" «Утес» тучка ночевала, умчалась, весело играя; утес одиноко стоит, задумался глубоко, плачет, в морщине старого утеса - влажный след. «ПАРУС» «в тумане моря». «РОДИНА» леса безбрежны «ПОЭТ» Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк! «Сосед» расшифровывается метафора тюрьмы - детали тюрьмы превращаются «Молитва» «Созвучье слов живых», «святая прелесть» |
Олицетворение |
перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. |
Олицетворения придают тексту яркий, зримый характер, подчеркивают индивидуальность стиля автора. |
Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. ДВА ВЕЛИКАНА «На севере диком…». сосна дремлет, качаясь. ПАРУС «играют волны», «ветер свищет», «он (парус) ищет, кинул, бежит». Художественные олицетворения позволяют сделать описываемую картину живой: “волнуется желтеющая нива”, “свежий лес шумит при звуке ветерка”, “прячется в саду малиновая слива”, “ландыш серебристый приветливо качает головой”, “cтудёный ключ… лепечет мне таинственную сагу про мирный край, откуда мчится он”. Кажется, что в этом стихотворении природа оживает «Три пальмы» (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей). Олицетворения позволяют увидеть в образах «гордых пальм» людей, недовольных своей жизнью «Мцыри» “дерев, разросшихся кругом, шумящих пёстрою толпой, как братья в пляске круговой” |
Метонимия |
употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. Связь может быть между содержанием и формой, автором и произведением, действием и орудием, предметом и материалом, местом и людьми, находящимися в этом месте. |
Метонимия позволяет кратко выразить мысль, она служит источником образности. |
И вы, мундиры голубые (Лермонтов; имеются в виду жандармы) |
Синекдоха |
название части предмета переносится на весь предмет, и наоборот — название целого употребляется вместо названия части. Употребляется часть вместо целого, ед.ч. вместо мн.ч., и наоборот. |
Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл |
«Бородино» И слышно было до рассвета, как ликовал француз. Белеет парус одинокой |
Перифраз |
замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. |
Перифразы позволяют: Перифразы играют в речи эстетическую роль, их отличает яркая эмоционально — экспрессивная окраска. Образные перифразы могут придавать речи самые различные стилистические оттенки, выступая то как средство высокой патетики, то как средство непринужденного звучания речи. |
Лермонтов в стихотворении «На смерть поэта»называет Пушкина «невольник чести», раскрывая тем самым причины его трагической гибели и выражая свое отношение к нему Смерть поэта, невольник чести МОЛИТВА «Срок ли приблизится часу прощальному…» Имеется в виду, конечно же, смерть |
Гипербола Литота |
образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-то предмета, явления. образное выражение, содержа-щее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-то предмета, явления. |
Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность. |
СМЕРТЬ ПОЭТА Восстал он против мнений света «На севере диком…».
«Дума» «богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов» |
Аллегория |
иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. |
В баснях или сказках глупость, упрямство, трусость людей показаны через образы животных . Такие образы носят общеязыковый характер |
«Аллегорией является образ «клинка, покрытого ржавчиной презренья» в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Поэт» Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк! |
Фигуры речи
Название
Определение
Возможная роль в тексте
Примеры
Риторический вопрос
стилистическая фигура, построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность.
Привлечь внимание читателя к изображаемому; усилить эмоциональное восприятие
Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем .
Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме.
«Мцыри»
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
А душу можно ль рассказать?
«Выхожу один я на дорогу…»
Жду ль чего?
Жалею ли о чем?
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Риторическое обращение
подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности.
Риторическое обращение служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорит-ся в тексте. Риторические обраще-ния могут создавать торжест-венность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния.
Обращение:
Знай, этот пламень с юных дней
Риторическое восклицание
восклицательное предло-жение, служащее для выра-жения сильного чувства. Используется для усиления эмоционального воспри-ятия, особенно в случаях, когда сочетаются вопроси-тельная и восклицательная интонации.
Риторическое восклицание отмечает высшую точку накала чувства и одновременно - важнейшую мысль речи (часто в ее начале или конце).
Не только милых душ - могил!
Ты жил, - я также мог бы жить!
Ты жил, старик!
(оба восклицания подходят как и обращения)
анафора
повторение звуков, слов или словосочетаний в начале стихотворных строк; единоначатие
сочетаний звуков, морфем, слов, синтаксических конструкций) в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)
Украшает, усиливает речь, придает тексту яркость, величественность
НИЩИЙ