Казахстан, Карагандинская область, Осакаровский район, п. Осакаровка
КГУ СШ №12
Учитель информатики
Пак Андрей Викторович
Задачи:
1.Сформировать представления об информации как сведениях об окружающем мире, общее представление об информационных процессах.
2. Адаптировать знания детей в части возможности перенесения в компьютерную среду.
3. Формировать правильное позиционирование компьютера как помощника в учебной и учебно-игровой деятельности.
4. Обеспечить положительную мотивацию для дальнейшего изучения предмета Информатика.
Пояснительная записка
Современное состояние информационной области в образовании определяют проблемы не только прикладного характера. Меняется сама концепция информатизации образования. Учитывая запросы информационного общества к формированию личности, а также увеличивающейся сложности в постижении окружающего мира, особое значение приобретает формирование системно-информационной картины мира учащихся как мировоззренческая основа успешной личности в новых условиях.
Системно-информационная картина мира - это сложное целостное понятие, являющееся обобщенным информационно-языковым отражением взаимосвязанных фактов, явлений и закономерностей в их изменении и развитии, рассмотренных в свете той или иной теории.
Формирование системно-информационной картины мира подразумевает построение информационной модели мира, определяющейся понятиями «система», «информация», «модель — картина мира», причем ключевым понятием является понятие «информация». Нарастает необходимость эффективных методов синтезирования знаний. Происходит смена образовательных парадигм: XX век — узких профессионалов, XXI век — системное решение созидательных проблем (фундаментализация и интеграция посредством информационных технологий). На первый план выходят философские концепции, высказанные еще К.А. Гельвецием о том, что знание некоторых принципов легко возместит незнание некоторых фактов.
Если до настоящего времени человечество было озабочено приумножением и накоплением знаний, то сегодня в значительной степени внимание сосредоточивается на способах овладения накопленным, в связи с чем информатика приобретает новое глобальное значение.
Данная программа представляет преподавание информатики в виде развивающего курса информатики для начальной школы. Основные принципы построения курса заключаются в реализации системного подхода к построению педагогического процесса. Главной составляющей системного подхода к освоению знаний является формирование системного мышления — не прямолинейного по своей сути, а циклического, в котором связи между объектами знаний (элементами системы — базы знаний) образуют циклы обратной связи. Обратная связь — возвращение информации на следующем этапе ее передачи. Системное мышление - это категория, которая предлагает основу для наблюдения и понимания комплексных, многослойных процессов в окружающей действительности. Один из постулатов, создающих основу системного мышления это:
Проблема — это не проблема сама по себе, а часть большого процесса, включающего много «других» объектов, другого «поведения» и «других» значений.
На практике дети, усваивая новый материал, обязательно обращаются к знаниям, приобретенным ранее, органично вписывая новое в имеющуюся систему миропонимания, что влечет ее изменение, дополнение, а иногда и пересмотр уже существующих элементов системы знаний.
Структура курса, построенная в ключе развивающего обучения, включает задания на развитие новых качеств мышления: структурности, операционности, готовности к экспериментированию, ориентационной гибкости, понимания сущности проблемных ситуаций, нетривиальное восприятие кажущихся очевидными фактов, грамотный выбор тактики решения и усвоение нестандартных связей между входной и выходной информацией. Информационное моделирование — наиболее эффективное в данном контексте направление. Хотя в начальной школе ему уделяется мало времени.
Литература:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Название темы |
Цель занятия |
Методическое обоснование |
Приложение |
Раздел 1. Информация. Объекты. Знаки. |
||||
1 |
Техника безопасности и охрана труда при работе на ПК. Соблюдение норм личной гигиены |
Познакомить с правилами поведения и ТБ в кабинете вычисли |
Учащиеся должны понимать необходимость знания правил техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе для предотвращения негативных ситуаций. |
Презентация по правилам ТБ. |
2 |
Страна Информика. Знакомство с компьютером. |
1.Знакомство с устройствами компьютера 2.Навыки работы с устройством мышь. |
Используется прием метафоры — страна Информика. Такой подход активизирует познавательный интерес и развивает образное мышление. Демонстрация основных и периферийных устройств компьютера, что удовлетворит любопытство учащихся. |
Задание «Найди устройства» (тренинг анализа объектов) Презентация «Начало работы с мышью» |
3 |
Понятие «Информация». Способы передачи информации. |
1.Знакомство с понятием «информация» и способами ее передачи. 2. Компьютер как инструмент работы с информацией. 3.Начальные навыки работы с клавиатурой. |
Формируется правильное позиционирование компьютера как помощника в учебной и учебно-игровой деятельности. Развивающие задания на конструирование букв устанавливают межпредметные связи. |
Игра «Стрельба глазами» (для изучения клавиш клавиатуры) Задание: «Конструирование букв» |
4 |
Понятие «Объект» |
1.Знакомство с понятием «объект». 2.Выделение объектов из окружающего мира. 3.Закрепление навыков работы с манипулятором мышь, дальнейшее освоение клавиатуры. |
Понятие объекта - центральное понятие информатики. Важно, чтобы дети не только понимали его смысл, но и могли свободно им оперировать. Пропедевтика понятий активных и пассивных объектов дает начальные представления о деятельности объектов. Задания на выделение объектов из текста направлено на развитие навыков первого этапа информационного моделирования. Пошаговые инструкции задания «Муравей» — пропедевтика понятия алгоритм. |
Освоение клавиатуры игра «Муравей». Развивающее задание «Напечатай буквы» |
5 |
Сравнение объектов, по их свойствам. Оконная технология. |
1.Научить характеризовать объекты. 2.Приобретение навыков выделения элементов объектов и их сравнение. 3.Знакомство с оконной технологией. 4. Закрепление навыков работы с манипулятором мышь, дальнейшее освоение клавиатуры. |
Для работы на этом занятии необходимо поделить учащихся на группы, в каждую из которых должны войти разные по уровню обучения дети. Необходимой составляющей успешности дидактической игры будет являться личное целеполагание, ее субъектность. Ученики должны почувствовать в нем свободу. Проведение игр в форме соревнования повысит мотивацию и интерес учащихся. Задания направлены на дальнейшее освоение навыков работы с объектами. Ведется пропедевтика понятия информационной модели. Желательно каждый этап работы начинать в новом месте кабинета (у окна, у доски, в уголке). Такой подход повысит непринужденность общения, послужит эмоциональной и физиологической разрядкой. |
Дидактические игры: «Опиши объект» «Отгадай объект» «Назови части» «Назови объект» Развивающее задание: «Я внимательный!?» |
6 |
Знак как условное обозначение объекта и как знак передачи информации. |
1. Научить детей устанавливать соответствие между объектами и знаками, их обозначающими. 2. Знакомство со знаками передачи информации 3.Формирование навыков работы с Панелью задач, кнопками управления окна |
По мере продвижения в страну Информику уроки строятся на сюжетной линии путешествия, поэтому расстановка эмоциональных акцентов должна отражать таинственность и неизведанность. Занимательные ребусы и логические задачи можно оформить как на доске, так и на компьютере и использовать их как дополнительный материал. Задания урока подобраны в свете деятельностного подхода. Формируется способность переносить знания, полученные на других предметах в новые условия. Это изменяет позицию ученика в отношении учебного процесса, открывается ценностно-значимый смысл его деятельности. |
Развивающее задание: «Отгадай ребус» «Работа с цифрами и числами» |
Раздел 2. Информационные модели. |
||||
7 |
Множество, подмножество, отношение объектов. |
1.Знакомство с понятием множество, подмножество. 2.Установление взаимосвязи объектов. Отношения объектов. 3.Виды отношений. |
Все понятия курса Информатики для начальной школы вводятся опосредованно, через деятельностный подход. Таким образом, большую часть урока занимает не теоретическое изложение материала, а выполнение практических заданий. Происходит освоение понятий на интуитивном уровне. |
Развивающее задание: «Установи соответствие» |
8 |
Модель. Свойство моделей |
1.Контроль основных понятий. 1.Знакомство с понятием «модель». 2.Формирование умения различать свойства моделей. 3.Манипулятор мышь. Освоение и закрепление операции протягивания. |
При проведении информационного диктанта необходимо учитывать следующие особенности: темп диктовки должен быть энергичным, если возникают вопросы лучше обсудить их после диктанта; задания выполняются на листочках и сдаются для проверки учителю; в ходе диктанта выясняется не только уровень сформированности умений и знаний, но и качество развития восприятия. Тема «Моделирование» обычно дается ученикам легко, поэтому целесообразно оставить больше времени на практическую часть урока. |
Дидактическая игра «Кораблекрушение» Развивающее задание «Геометрическая долина» |
9 |
Модель. Виды моделей. |
1. Формирование умений определять виды моделей 2. Знакомство с графическим редактором Paint. Инструменты Карандаш, Кисть, Ластик и Заливка. |
При работе с инструментами Paint особое внимание можно уделить тренировке интуитивного понимания формализованной информации. Не нужно спешить с объяснениями ученикам функций того или иного инструмента, целесообразнее подвести их к самостоятельному открытию в ходе беседы. Это очень важно не только с точки зрения информатики (значительная часть информации в автоматизированных системах и глобальных компьютерных сетях представляется именно в формализованном виде), но и с позиции формирования общеучебных навыков. Так это занятие первое в системе уроков по графическому редактору Paint целесообразно после объяснения принципов работы Инструментов Карандаш, Кисть, Ластик и Заливка предложить учащимся создать свою первую картинку (например: яблоко или грушу) |
Домашнее задание: Изготовить из бумаги по технологии оригами модель любого объекта животного мира. Дидактическая игра: «Моя первая компьютерная картинка» (см. Схему изображения яблока). |
10 |
Информационные модели. |
1.Выявление основных отличительных признаков информационных моделей. 2.Знакомство с методами и приемами формализации как основного этапа моделирования. 3. Продолжить знакомство с графическим редактором Paint. Инструменты Линия, Прямоугольник, Эллипс (овал), Надпись, Распылитель |
Особое внимание уделено способам и этапам моделирования, как средства учебной деятельности. Тема урока имеет не только узко специальный характер, но и общеучебный. Акцент на применении обозначенных на информатике этапов и способов моделирования на других учебных предметах поднимет процесс обучения на качественно новый уровень. При решении задач на уроках математики, при разборе слов, предложений, текстов на уроках русского языка, при анализе рассказов и статей на уроках природоведения происходит процесс построения информационной модели. Необходимо еще раз продемонстрировать на примере изображения Лошарика этапы моделирования, тем самым, достигается осознанность при формировании учебных действий. |
Выставка моделей в стиле оригами. Дидактическая игра: «Лошарик» «Мой домик» Домашнее задание Нарисовать модель классной комнаты. — ответ на письмо жителей побережья Моделирования. |
11 |
Классы объектов. Классификация. Отношение быть разновидностью. |
1.Знакомство с методами и приемами классификации. 2.Установление отношений между объектами класса 3.Продолжение знакомства с графическим редактором Paint. Операции выделения объектов, копирование объектов. |
Работа с графическим редактором достаточно кропотлива, требует повышенного зрительного внимания. В зависимости от ситуации на уроке полезно применять комплекс упражнений для глаз:
|
Дидактическая игра «Классификация» Развивающее задание: «Речки черные и голубые» |
12 |
Итоговый урок. |
Создание праздничной открытки с максимальным использованием возможностей графического редактора Paint. Вывод картинки на принтер. |