Россия, Республика Хакасия, г. Абакан
МБОУ "Гимназия"
Педагог-организатор ОБЖ,учитель истории и обществознания
Волкова Татьяна Ивановна
Необходимость проведения такого мероприятия диктуется острой социально-психологической ситуацией в обществе, где обнажились внутренние социально-групповые противоречия, и современный школьник сталкивается с жестокостью, насилием, с обесцениванием человеческой жизни.
Международное гуманитарное право соединяет в себе правовые и нравственные нормы, ориентировано на сострадание и милосердие, ограничение насилия. Оно содействует утверждению гуманных принципов в нравственном сознании и повседневной практике.
Основная цель мероприятия: способствовать пониманию школьниками необходимости соблюдения правовых норм, защищающих жертв вооруженных конфликтов, обеспечивающих защиту детей во время вооруженных конфликтов.
Задачи:
Возраст участников игры: 14 — 17 лет.
Оформление: На специальных стендах размещаются данные анкетирования, проведенные самими учащимися, а также схемы: "МГП — война — дети", "Защита прав ребенка: история вопроса" (см. приложения).
В подготовке к игре участвуют несколько малых групп учащихся.
I. Социологи: Проводят анкетирование в классах, обрабатывают анкеты, оформляют результаты на ватмане [Приложение № 1].
II. Историки: Наглядно оформляют информационный плакат "Защита прав ребенка". Готовят сообщение по этому вопросу [Приложение № 2].
III. Правоведы: Готовят сообщение и плакат на тему "Международное гуманитарное право — война — дети".
IV. Пресс-группа: Снимают видеосюжеты:
1) Интервью с учениками и учителями школы "Военный конфликт и защита прав ребенка";
2) "Маска откровения".
V. Остальные участники: Столы для зрителей расставляют буквой "П" или "елочкой".
VI. Два ведущих.
Мероприятие открывается видеосюжетом "Интервью", отснятым пресс-группой.
Начальные кадры — отрывки из документального фильма "Вторая мировая война в цвете".
Респондентам задавались такие вопросы:
После просмотра видеосюжета ведущие определяют тему встречи и представляют тему встречи и представляют основных участников, сидящих за столами, на которых расставлены таблички с названием групп.
1 ведущий: Война в жестокой слепоте своей соединяет и несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. Во время военных конфликтов взрослые делают все, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия остаются тщетными.
2 ведущий: Дети относятся к наиболее уязвимым жертвам вооруженных конфликтов и впоследствии. СМИ часто рассказывают нам о них. Мы видели фотографии детей, спасающихся бегством, детей, страшно искалеченных минами.
1 ведущий: И мы знаем, что дети сегодня продолжают рождаться в лагерях для беженцев; что есть дети, которые знают только эти лагеря и никогда не видели нормальной жизни.
2 ведущий: Есть еще страны, в которых дети проходят военную подготовку и обучаются обращению с оружием. Должны ли дети, в руках которых будущее нашего мира, быть лишены своей непорочности и использоваться как часть мировой военной машины? (С этого вопроса начинается работа с залом, в ходе которой задаются вопросы микроисследования "Права человека — твои права" [см. Приложение № 1]).
1 ведущий: Посмотрим, насколько мнение присутствующих в зале совпадает с мнением участников социологического опроса, проведенного нашими социологами. Представитель от группы социологов выступает с комментарием опроса (выясняется, что наибольший процент опрошенных знает о существовании Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним).
2 ведущий: Когда-то Цицерон сказал: "Когда гремят пушки, законы молчат".
1 ведущий: Но известны и такие слова древнеримского поэта Горация: "Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений". И человечество очень долго шло к тому, чтобы создать законы, оберегающие ребенка от ужасов войны.
2 ведущий: Путь этот долог и тернист. Предоставим слово "Историкам". Они расскажут нам, когда были приняты основные документы, оберегающие ребенка. (Представители группы "историков" по схеме [см. Приложение № 2] рассказывают историю вопроса).
1 ведущий: Почему же все эти нормы и принципы зачастую нарушаются и попираются в ходе войны? (Обращает внимание присутствующих на доску, где нарисованы ступени. Просит помощь зала, чтобы вместе заполнить пустующие прямоугольники). Каковы же причины невыполнения норм международного гуманитарного права?
(Второй ведущий маркером заполняет пустующие ступени с помощью участников игры).
Обесценивается жизнь, нравственные ценности |
||||
Война стимулирует насилие |
||||
Действует принцип "На войне, как на войне" |
||||
Человеком руководит страх, ненависть, желание мстить |
||||
Война = хаос Война = закон |
2 ведущий: Есть много примеров попрания законных прав детей в ходе военных конфликтов.
1 ведущий: Приглашаем Вас посмотреть сюжет "Маска откровения" (В видеосюжете не показано лицо рассказчика).
Рассказ "Маски откровения"
"Наша семья оказалась в зоне военного конфликта. Оккупанты расстреляли маму, а меня отправили на принудительные работы и сделали рабыней. Сегодня мне исполнилось 15 лет, но на вид мне не дать и одиннадцати. Косички мне отстригли наголо, руки мои высохли, как грабли. Я постоянно кашляю, изо рта часто идет кровь — у меня отбили легкие. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Да, я — рабыня! Работаю очень много, выполняю самую тяжелую работу в доме хозяина. Живу в деревянном сарае: в комнаты входить нельзя. Два раза я убегала от хозяев. Но меня возвращали и били. Не хочу больше жить. Я хочу спросить вас, существуют ли какие-нибудь правила обращения с мирными жителями, тем более с подростками, на оккупированной территории? Есть ли законы, защищающие мирных жителей?"
2 ведущий: Помогите ответить. (Идет обсуждение, но конкретных, четких ответов мало).
1 ведущий: Давайте попросим "правоведов" прокомментировать рассказ "Маски откровения" на основании конкретных статей Женевских конвенций и Дополнительных протоколов в ним. (Представители группы, опираясь на схему "МГП — война — дети" [см. Приложение № 3], комментируют ситуацию).
Далее ведущий предлагает залу рассмотреть 2 — 3 ситуации, опираясь на схему.
Ситуация 1. Из воспоминаний детей — жертв Великой Отечественной войны.
"И вдруг война, страшная война. Мне 12 лет, жизнь только началась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен. Почти три года была узницей фашистских лагерей. Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилила, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение в лагерь "Клоога". Выжила чудом…".
Ситуация 2. "Я родилась в Ленинграде, поэтому блокада Ленинграда была мне предназначена судьбой. Зимой 1941 — 1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзали на 20 — 30 см. Блокадный паек — 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. Чувство голода — это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…".
(Ведущие направляют развитие дискуссии).
1 ведущий: Предлагаем послушать отрывок из стихотворения Ильи Сельвинского "Я это видел!", который оказался свидетелем страшного преступления против детей.
Нет! Об этом нельзя словами…
Тут надо рычать! Рыдать!
Семь тысяч расстрелянных в мерзлой яме,
Заржавленной, как руда.
Кто эти люди? Бойцы? Нисколько.
Может быть партизаны? Нет.
Вот лежит лопоухий Колька –
Ему одиннадцать нет.
Тут вся родня его. Хутор Веселый.
Весь самострой — сто двадцать дворов,
Ближние станции, ближние села.
Все, как заложники, брошены в ров.
Здесь нужно бы… Нужно создать бы вече
Из всех племен — от древка до древка.
И взять от каждого все человечье,
Все, прорвавшееся сквозь века…
Пропаганда норм МГП. Изучение текстов конвенций |
||||
Запрет и наказание за неправильное использование эмблем Красного Креста |
||||
Обязательность норм для всех |
||||
В вооруженном конфликте назначать державу — покровительницу |
||||
Неотвратимость наказания |
2 ведущий спрашивает у зала: К чему призывает поэт? (Участники говорят об ответственности, о необходимости соблюдения норм Международного гуманитарного права).
1 ведущий: Мы сегодня заполнили ступени лестницы "Что способствует нарушению норм права на войне?". Давайте заполним вторую часть лестницы: "Какие условия необходимы для соблюдения этих норм?"
(Второй ведущий с помощью зала заполняет пустующие прямоугольники).
2 ведущий: Еще Платон говорил: "Самое страшное, что может произойти с человеком, сотворившим зло, - это не быть наказанным".
1 ведущий: Прошло много веков. Но не всегда действует это правило.
2 ведущий: Непросто следовать принципам Международного гуманитарного права. Это требует от человека большой работы над собой.
1 ведущий: Понимание того, что соблюдение норм Международного гуманитарного права, само их существование необходимы, приходит тогда, когда человек осознает, что любой может оказаться во власти противника.
2 ведущий: А как думаете вы? Я приготовил для вас конверт. В конверт вложены недописанные фразы, которые предлагаю вам закончить.
(В зал передается конверт, переходит из рук в руки, каждый достает недописанную фразу и заканчивает ее [см. Приложение № 4]).
1 ведущий: Завершая нашу встречу, обратимся к нашему эпиграфу: "Ценность жизни — не поливать землю кровью, обеспечить покой всему миру и мир своему веку" (Анри Дюнан).
2 ведущий: Мы надеемся, что XXI век, только что начавшийся, пройдет под знаком гуманизма и милосердия.
(В конце мероприятия звучит песня А. Розенбаума "А может, не было войны").
Приложение № 1
Микроисследование: "Права человека — твои права"
Приложение № 2
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ЖЕНЕВСКАЯ
КОНВЕНЦИЯ 1949
+
1924 ДЕКЛАРАЦИИ МАКСИМАЛЬНАЯ
ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
ПРОТОКОЛЫ 1997
ОБЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯ М
Г
I Выживание |
II Развитие |
III Защита |
IV Обеспечение активного участия в жизни общества |
П
1989 ПРАВ
Декларация о 1974
защите детей в период
вооруженного конфликта
1959 РЕБЕНКА Всемирная декларация 1990
ПРИМ ЕНЕНИЕ об обеспечении выживания,
защиты и развития детей
Мирное время, вооруженный
конфликт
Приложение № 3
Д
МГП Е
Т
И |
ЗАЩИТА И ПОМОЩЬ Новорожденный = раненый: I, ст.8, п.а До 15 лет = гражданское население: IV, ст.4 Эвакуация из зоны конфликта: IV, ст.17; I, с.78 Предпочтение при распределении гуманитарной помощи: I, ст.50, 81, 89, 70 Запрет изменять семейное гражданское состояние: IV, ст.50, с.27 Запрет привлечения к работам до 18 лет: IV, ст.51 Обучение, воспитание, религия согласно культурным традициям: Запрет на вовлечение в военные формирования: I, ст.77, п.2; II, ст.4, п.3С Запрет смертного приговора до 18 лет: IV, ст.68, п.4; I, ст.77, п.5; II, ст.6, п.3 Восстановление семей: IV, ст.24, ст.50; II, ст.4, п.3в; IV, ст.82
|
||||||
ГУМАННОЕ ОБРАЩЕНИЕ |
Приложение № 4
Конверт недосказанных фраз
1. После сегодняшней нашей встречи я хочу сказать …