Россия,Тверская область,Старицкий район
МБОУ "Бойковская ООШ"
Учитель русского языка и литературы
Леонтьева Л.Н.
2.Предмет (предметная область) — литература.
3.Участники (возраст, класс): 6 класс, 12-13 лет.
4.Цель: формирование культурных и эстетических качеств личности,
гуманистического мировоззрения.
Задачи: — выяснить идейно-художественные особенности произведения,
- определить главную идею произведения,
- пробудить интерес к творчеству писателя, в том числе используя ЭОР,
-включить эмоциональную сферу ребёнка, обратиться к его чувствам,
пробудить личную заинтересованность в изучении темы путем
использования ЭОР.
5.Аннотация. Урок литературы построен в рамках технологии проблемно-диалогического обучения. Развивает навыки чтения с извлечением конкретной информации, ассоциативно-образное мышление, создает условия для развития интереса к литературе. Формы учебной деятельности: групповая работа, беседа, инсценирование, чтение и анализ произведения. На уроке используется мультимедийная презентация, которая помогает учащимся систематизировать знания, полученные в ходе знакомства с произведением. Компьютерная поддержка позволяет ярче проиллюстрировать изучаемый материал и превратить урок - обобщения в увлекательное путешествие. Задания построены таким образом, чтобы у детей была возможность показать знания, полученные самостоятельно. В ходе урока создаются условия для формирования коммуникативной компетенции, так как лучше всего для данной формы урока подходит групповая работа детей, а учащимся на многие вопросы придётся давать развёрнутые ответы-рассуждения.
6.Автор: Леонтьева Лидия Николаевна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории.
7.Место работы: Тверская область Старицкий район д.Бойково д.38 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бойковская основная общеобразовательная школа» (МБОУ «Бойковская оош»)
Конспект урока.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, М.М. Пришвин сказка-быль «Кладовая солнца».
I. Проверка знаний учащихся. Слайд 2. На прошлом уроке мы познакомились с жизнью и основными направлениями творчества М.М. Пришвина. Слайд 3-4. Проведем конкурс на лучшего знатока биографии писателя. [5].Дополните предложения. (Подведение итогов).
II этап. Создание проблемной ситуации.
Cлайд 5. Тема нашего урока. «Учимся у Пришвина». А чему же мы можем научиться у этого писателя? Слайд 6. Проанализируйте высказывание Константин Георгиевича Паустовского. [3].Сделайте ваши предположения.
Слайд 7.А сам Михаил Михайлович Пришвин говорил так…Как вы понимаете это высказывание? (Предположения детей).
Вывод. Слайд 8. В своих произведениях писатель учит «родственному вниманию» к природе, зовет узнавать «…лицо самой жизни, будь это цветок, собака, дерево, скала или даже лицо целого края».
III этап. Формулирование проблемы.
Слайд 9. Автор повести «Кладовая солнца» — человек удивительный. Писательница Л.Воронкова называет его писателем-ведуном. Что же значит слово «ведун»? Почему же, за что называли Пришвина ведуном, то есть волшебником, колдуном? Каким видит окружающий мир Пришвин? Что он умеет замечать в природе?
Писатель очень зорок, он с любовью наблюдает за природой, она для него живая. Пришвин создавал произведения, в которых слились сказка и быль, проза и поэзия, природа и жизнь человеческая… Одно из таких произведений — «Кладовая солнца», которое автор определил как «сказку-быль».[2] (Слайд 10)
Слайд 11. Вот как характеризует сказку писатель Лев Кассиль.[3]
- Какую цель мы должны поставить, чтобы раскрыть тему, какие задачи решить? (Высказывание предложений. Формулирование темы, запись темы в тетрадь. Формулирование основной цели урока.)
Уроки жизненной мудрости в произведении Пришвина «Кладовая солнца». Как понять и определить главную идею произведения? О чем говорят особенности характеров героев, в чем уникальность тех мест, где происходят действия?
IV этап. Выдвижение версий или гипотез.
(Высказывание гипотез. Предложения плана изучения темы)
1.Реальное и сказочное в повести.
2.Сказка не простая, а философская. (Место действия, названия)
3.Герои повести и их поступки.
4.Что означает название произведения?
V.Актуализация знаний, планирование деятельности по открытию новых знаний.
- Какие материалы нам могут помочь изучить, исследовать вопросы темы? (Знание текста, судьбы главных героев).
- Какие умения необходимы? (сравнивать, обобщать, делать выводы, оценивать)
VI. Открытие новых знаний.
1.Что же реально в «Кладовой солнца»?
Слайд 12. Во-первых, это время действия — период Великой Отечественной войны. (Гиперссылка.)Как и многие дети во время войны Митраша и Настя осиротели. (Гиперссылка).Жизнь брата и сестры в голодное военное время вполне реальна. Но присмотримся к повести более внимательно. Помогать нам искать сказочные черты в произведениях Пришвина будут иллюстрации к сказкам. Они подтолкнут нас к размышлениям. (Слайд 12-13).
Вывод. Слайд 14.М.М. Пришвин умеет видеть в обычном необычное, наделять животных и растения душой, сопоставлять их жизнь с человеческой и показывать это нам, читателям.
2.Слайд 15. «Сказка не простая, а философская», у Пришвина в его повести лес - образ символический, иносказательный. Об этом говорят названия тех мест, через которые проходят его герои.[1]
С чем ассоциируются эти названия? О чем заставляют задуматься? Чтобы ответить на эти вопросы, вдумаемся в лексическое значение корней этих названий. Выполните задание. Установите соответствие. Работа с таблицей.
Блудово болото |
Молодость, когда все исполнено радости, надежд и открытий |
Слепая елань |
Словно часть «Святой земли» |
Сухая речка |
Человеческие заблуждения, ошибки |
Звонкая борина и Высокая грива |
Символ духовной слепоты |
Палестинка |
Старость |
Проверьте себя. Слайд 15. Учитель дает пояснения.
Но есть в лесу еще одно особое место — палестинка. Автор дает такое толкование этого слова: «Палестинкой называют в народе отменно приятное местечко в лесу». Но у нас лес-то не обычный и сказка не простая, а философская, а потому поразмышляем над этим словом-названием. Откуда взялось слово «палестинка»?
Сообщение учащегося. Приложение 1. [1]
Слайд 16. Вывод: таким образом, все названия повести-сказки — будто вехи человеческой жизни. И лес, с виду обычный, становится воплощением всех испытаний, которые ждут человека на его жизненном пути.
Слайд 17. Правду жизни помогают нам найти и понять герои повести. Все персонажи, будь это люди или представители природы, писателем противопоставлены или сопоставлены. Многие из них предстают перед нами как неразделимые пары. Какие пары вы могли бы назвать? (Настя и Митраша, сосна и ель, Антипыч и Травка, Травка и Серый помещик и т.д.) Подумаем, как они связаны между собой, какую идейную нагрузку несут?[2]
Слайд 17. Настя и Митраша, сосна и ель сопоставляются друг с другом, у них много общего, но порой они, утверждая себя, причиняют друг другу боль. Антипыч и Травка — будто единое целое. Травка и Серый помещик противопоставлены друг другу своим отношением к жизни и человеку. Каждая из этих пар помогает нам подойти к главному в произведении — к «правде Антилыча».
В какой же из пар, на ваш взгляд, заложена основная идея книги, спрятан ключ к «правде Антипыча»? И в чем эта правда?
Наверно, в Антипыче и Травке, потому что они единственные во всей повести живут в любви и гармонии, живут по «большой человеческой правде», и «эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».
А кто в книге противопоставлен этой доброй паре? (Это волк Серый помещик.) Почему его называют «злодеем», «грозой края»? Что олицетворяет собой этот волк? Чем это можно доказать?
Волк олицетворяет собой зло. Он не просто убивает коров и овец, чтобы прокормить себя. Это дикий зверь, хищник, в его мире действует закон силы и выживания… (Cлайд 17. Гиперссылка) Но бывает так, что волчьи законы порой проникают и в жизнь человека и он действует не по-людски. Вот так Митраша и Настя чуть было не уподобились дикому зверю, когда пошли в разные стороны, забыли друг о друге; она не устояла перед искушением клюквой, он — перед искушением гордыней первооткрывателя.[1]
Их счастье, что им в лесу встретилась Травка — хранительница правды Антипыча. Она напомнила детям о том человеческом, что забыли они. [2]
В центре внимания книги Пришвина два персонажа — Настя и Митраша, брат и сестра. Слайд. 18. Рассмотрим иллюстрации художников П.В.Калинина, И.Бруни, П.Лапшина. Чем интересны эти иллюстрации? Что постарался подчеркнуть художник в героях? Какие из них вам кажутся ближе к произведению Пришвина? (Ребята выделяют иллюстрации Калинина: им нравится, что в Насте и Митраше подчеркнуто внешнее сходство, их «солнечное» начало, что дети изображены вдвоем в лесном пейзаже).
Слайд 19. Герои Пришвина живут без родителей, но присутствие отца и матери постоянно ощущается в их жизни. Чем это можно доказать?
Дети живут так, как жили их родители. (Слайд 19 гиперссылка на иллюстрации)
Что позвало ребят в поход за клюквой?
Заботиться о себе им приходится самим. Дети отправляются за клюквой, но на самом деле — за «правдой Антипыча», хотя они пока и не подозревают об этом.
Чем поглощены брат и сестра? Нет ли в их сборах чего-то настораживающего?
Потому дети плохо слушают друг друга (Настя пропустила мимо ушей рассказ брата о палестинке), и это настораживает, потому что в походе люди должны держаться вместе и следовать общим правилам. Уже начало похода Митраши и Насти сулит беду…
И вот дети в утреннем озябшем лесу.
Перечитаем описание наступающего утра. Понравилось ли вам это описание? Чем? С каким чувством описывает утро автор?
Учащимся нравится описание весеннего утра своей красотой, торжественностью. «Горячее и чистое» солнце несет тепло, свет и радость всему живому.
Видят ли эту красоту дети? Почему?
Нет, они «неподвижны, как изваяния», и ничего не замечают, потому что все их мысли поглощены походом, не случайно автор называет здесь героев «охотниками за сладкой клюквой».
Вот потому-то даже в описании чудесного весеннего утра есть тревожная нотка. Где она?
Дети услышали ее в драке тетерева и ворона, в движении облаков на небе, в стоне сосны и ели.
С чем связана эта тревога?
Вероятно, с тем, что дети еще до восхода солнца начали спорить, по какой тропе идти. А когда солнце взошло, и они собрались продолжить путь, спор разгорелся с новой силой. (Инсценирование).
Как отреагировала природа на то, что произошло?
«Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами».
Как вы думаете, случайно ли IV глава, где рассказывается о ссоре Насти и Митраши, начинается с описания сосны и ели?
Не случайно. В страданиях сосны и ели угадывается та боль, которую причинили друг другу брат и сестра. Сосна и ель и будто предупреждают Настю и Митрашу о том, что может произойти, если дети разойдутся в пути.Но, поглощенные своими целями, брат и сестра не услышали этого и пошли каждый своим путем. И случилась беда.
Как относится автор к тому, что происходит с его героями? С каким чувством, с какой интонацией рассказывает он об их приключениях? Обоснуйте.
Пришвин любит своих героев, и потому ему особенно больно, когда они оступаются, совершают ошибки.
Желая волшебной помощи детям, он обращается к вещей птице — ворону (и это обращение напоминает народные заговоры и песни). (Слайд 19. Гиперссылка — слово «ворон»)
Слайд 21. Чему учит нас история Насти и Митраши?
Писатель понимает, что ошибки детей от неопытности, его отношение к героям остается прежним.История Насти и Митраши учит тому, что главными в человеческих отношениях являются взаимопонимание, любовь, умение уступить, прийти друг другу на помощь.
А кто же, по Пришвину, является матерью этого чудесного леса, в котором оказались герои, и почему?
Солнце дало жизнь всему живому, и жизнь эта никогда не прекращается, она вечно возрождается и обновляется. Вот так тысячелетиями и сохраняется добро в кладовых солнца.
Слайд 21. Что же названо в книге «кладовой солнца»?
«…Все Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца», — пишет автор.
Но у нас сказка не простая, а философская. Значит, речь не только о торфе.
Что еще в повести можно назвать маленькой кладовой солнца? Почему?
Это горелый пень на палестинке.
Болото, пень с солнечным теплом. И все?.. Но разве речь в книге только об этом? Подумайте, а кроме торфа в болоте, тепла на горелом пне, что еще можно найти в этой кладовой? Ведь солнце связано со всей жизнью и олицетворяет ее силу, ее бесконечность, а значит — бессмертие. Не забудем, что все в произведении Пришвина не просто и не случайно.
Никакие запасы природы не превратятся для человека в добро без любви, потому что любовь — главный двигатель жизни. Не зная этого, человек может погибнуть, приняв ложное за настоящее (как Митраша, который принял страшное гибельное болото за чистую добрую полянку и провалился в трясину). А почему?
Потому что не прислушался к голосу сестринской любви, возгордился, захотев быть первооткрывателем… Не так ли и в жизни?.. Ведь зло бывает явное, как Серый помещик, а бывает и замаскированным, как Слепая елань. Его-то и нужно бояться и учиться различать.
Так что в кладовой солнца спрятаны не только запасы материального добра, но и запасы добра духовного, секреты жизни и мудрость, копившаяся веками. И эта кладовая не в болоте, не в горелом пне, а?.. Да, в душе человеческой…
VII. Применение новых знаний. Формулировка выводов.
Какой же смысл Пришвин вложил в название "Кладовая солнца"? В черновиках писателя произведение имело несколько названий: «Друг человека», «Брат и сестра», «Блудово болото». Почему Пришвин выбрал другое название - «Кладовая солнца»? Подумайте и ответьте.
(Обобщение ответов учителем)
Слайд 22. В 2013 году М.М. Пришвину исполнилось 140 лет со дня рождения. Он оставил после себя огромное духовное богатство — свои книги. М.М. Пришвин через понимание природы приходил к познанию человека… Я надеюсь, что его творчество не оставит и вас равнодушными. С полюбившимися героями: Настей и Митрашей — вы сможете снова встретиться, прочитав книгу М.М. Пришвина «Корабельная чаща».
Слайд 23. М.М. Пришвин похоронен на Введенском кладбище в г.Москве. [4]
Слайд 24. 2013 год — объявлен Годом охраны окружающей среды. Высказывание К.Г.Паустовского. Природа в понимании М.Пришвина - это то, что учит человека жизни, то, чему человек при всем его могуществе и разуме должен поклоняться, давайте сегодня прислушаемся к великому писателю.
VIII. Рефлексивный этап. Самоанализ, самооценка работы на уроке.
Слайд 25. IX. Домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем. «О чем заставил меня задуматься М.М.Пришвин?», «Уроки М.М. Пришвина. Чему я научился?»