Россия,г. Томск
МАОУ СОШ № 34
Учитель музыки
Лиманова Елена Фёдоровна
Проблема развития мышления во время обучения занимает особое место в школьной практике. Школьник учится думать и думает, учась: там, где нужно найти ответ на вопрос, что-то понять, и начинается мышление.
Среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит сформированным приемам мыслительной деятельности, которые, в свою очередь, став активными способами учебной работы, помогают достигать новых уровней знаний.
Если ученик умеет анализировать, выделять главное, это значит, что он сумеет выполнить задание конструктивного и творческого характера, подняться от репродукции к творчеству. Развитие мышления - это изменение его содержания и форм, которые образуются в процессе познавательной деятельности ученика. В психологии обычно рассматриваются три вида мышления:
Практически-действенное.
Наглядно-образное.
Словесно - логическое.
Самым ранним (у ребенка до 3 лет) является практически-действенное.
В 4-7 лет развивается наглядно-образное. В первые годы обучения в школе происходит развитие словесно-логического (понятийного) мышления. У школьников среднего и старшего возрастов этот вид мышления становится особенно важным: задача решается в словесной форме, образуются и используются наиболее отвлеченные понятия, создаются различные алгоритмы решений и т. д.
В процессе развития мышления предшествующий вид не отбрасывается последующим. Каждый вид продолжает и дальше развиваться и совершенствоваться.
При этом утверждается, что формирование определенных качеств мышления на одном предмете в известной мере способствует общему развитию мышления обучаемых.
Из связи между уровнем мышления в специальных областях и уровнем мышления вообще вытекает правомерность постановки вопроса о развитие мышления учащихся при усвоении какого-либо одного предмета. Это, однако, не означает, что развитие мышления при изучении, например, геометрии формирует все те качества мышления, которые необходимы для усвоения музыки или истории. Каждый предмет вносит в процесс формирования определенный вклад. На различных ступенях развития школьников существенно меняется значение предметов для формирования их мышления. Также очевидным представляется и то, что успешные результаты в развитии общих мыслительных операций могут быть достигнуты на материале любых учебных предметов, если ведется целенаправленная работа, когда учитель-предметник не только использует рекомендации психологов, но и учитывает специфику их применения в зависимости от содержания учебного материала.
Основным путем успешного формирования мышления является выполнение различных познавательных задач и заданий, в процессе решения которых развивается умение ученика из множества разнообразных связей выделить нужную, объяснить ее значимость в данной ситуации.
Одной из главных задач является формирование и совершенствование мыслительных операций на базе усвоенных и усваиваемых знаний фактического материала и начальных умений пользоваться этими мыслительными операциями.
Развивать мышление - это значит:
1. Развивать все виды и формы мышления - практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; эмпирическое и теоретическое; разумно-рассудочное; продуктивное и репродуктивное - и стимулировать процесс перерастания их из одних в другие.
2.Формировать и совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.),
3. Развивать умения выделять существенные свойства предметов от несущественных; находить главные связи и отношения, делать правильные выводы из фактов и проверять их; доказывать истинность своих суждении и опровергать ложные умозаключения; излагать свои мысли определенно, последовательно, непротиворечиво и обоснованно.
4. Вырабатывать умения осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую; делать обоснованные выводы.
Большое значение в развитии мышления учащихся имеет ориентация их на логически правильные ответы.
Способы активизации мыслительной деятельности на уроках музыки различны. Рассмотрим их на примере такой части урока, как задания (письменные и устные).
Формы работы: индивидуальная (карточки), групповая, фронтальная.
1. Узнать инструмент по рисунку, назвать, дать характеристику (духовой, ударный, струнный, струнный смычковый.)
2. Выбрать среди рисунков музыкальных инструментов те, которые изображают:
а) духовые,
б) струнные,
в) ударные,
г) русские народные, и. т. д.
3.Сравнить по рисунку: скрипка - балалайка, установив
а) общие признаки (музыкальные инструменты, струнные)
б) различие (балалайка - струнный щипковый, скрипка - струнный смычковый; у каждого инструмента - свой тембр; внешние признаки - форма, расположение по отношению к корпусу исполнителя во время игры)
арфа - гусли
труба - рожок
ложки - барабан и т. д. (в дальнейшем рисунки заменить словами.)
песня - пьеса
песня - романс
концерт - симфония
куплет - припев
- колыбельная — частушки.
В звучащем варианте:
"Вальс" Штрауса - "Вальс" Шопена
"Рондо" Моцарта - "Лакримоза "Моцарта.
4. “Лишнее слово”
а) гобой, флейта, рожок, труба, саксофон.
б) баян, аккордеон, гармонь, фортепиано.
в) пианист, трубач, флейтист, композитор, гитарист.
г) вальс, полька, шимми, фокстрот, марш
д ) симфония, песня, пьеса, соната.
Соотнести: - с именем композитора.
а) портрет,
б) фрагмент его биографии,
в) фрагмент истории создания произведения, г) фрагмент литературного произведения, положенного в основу музыкального.
6. Диктант (письменно):
Композитор, дирижер, пианист, опера, рапсодия, прелюдия, фагот, болеро, балет, арфа.
Задание к диктанту:
а) объяснить значение подчеркнутого слова.
б) пронумеровать определяемые слова (учитель объясняет каждое слово, не называя его).
7. Какие музыкальные произведения, звучавшие на уроках, напоминают эти иллюстрации?
Зимний пейзаж --------> (Концерт для скрипки с оркестром "Времена года" А. Вивальди).
Одинокая фигура молящегося ------> ("АВЕ МАРИЯ" Шуберта).
Изображение гнома, Бабы-Яги --------> (" Гном", "Баба-Яга" М.П. Мусоргского).
"Царевна Лебедь" Врубеля ------->(Опера Н. А. Римского-Корсакова. "Сказка о царе Салтане").
8. Продолжить ряд:
а) органист, трубач … (профессии музыкантов - исполнителей ).
б) виолончель, гусли… (струнные, без деления на струнные и струнные смычковые)
в) Моцарт, Чайковский… (фамилии композиторов, без деления на отечественных и зарубежных).
9. Сгруппировать:
Мануалы, контрабас, трубач, флейта, кафедра, кларнет, хор, барабан, домра, фасад, трубы, органист, оркестр, ложки, песня, соната. ( Признаки определяет учитель, в дальнейшем сами ученики ).
10. Составить логическую пару слов:
а) гармонь - баян ("родственники"), гармонь - балалайка (русские народные инструменты),
б) песня - куплет (часть песни), песня - хор (хоровое исполнение песни)
в) дирижер - оркестр (руководитель)
г) Бах - орган (автор многочисленных произведений для органа) и т.д.
11. “Базовое слово”:
Мусоргский М.П. XIX век. русский композитор.
пьеса " Гном ".
пьеса " Богатырские ворота ".
цикл " Картинки с выставки " и. т. д. (закрепление пройденного материала).
12. Поставить слова, определяющие жанр:
а) " Щелкунчик " (балет),
б) " Снегурочка " (опера),
в) " Елочка " (песня),
г) " Медведь " (пьеса).
13. Доказать:
а) песня = полифоническое произведение
(при каких условиях может существовать это утверждение ? .... если песня
будет многоголосной, значит не сольной, а хоровом варианте звучания ).
б) песня - = пьеса (привести пример).
14. Допишите слово:Бар баритон.
Фа. фагот.
Ро рожок.
ОР оркестр и т.д.
15.“Звучащая викторина”: определить по фрагменту -
а) тип оркестра,
б) тип хора,
в) инструмент,
г) солирующий инструмент,
д) жанр - назвать произведение и автора.
16. Установить возможные логические связи:
(Акцент на правильно сформулированный ответ).
17. Ассоциативная форма мышления (при повторении пройденного материала)
Назвать (записать) 5 - 6 слов. Орган: … (трубы, день рождения, Бах, полифония,
кафедра, " король " инструментов).
Песня: (соло, хор, оркестр, характер, концерт, ансамбль).
18. "Свернуть":
Колыбельная, частушки, солдатские, трудовые, обрядовые - виды русских народных песен.
19. "Развернуть":
Музыкальные инструменты: духовые, ударные, струнные, народные.
20. Анализ музыкального произведения: - по предложенному учителем плану:
а) характер.
б) жанр.
в) музыкальный образ.
г) исполнение: бас + смешанный хор, сопровождение - оркестр.
21. Различные головоломки, ребусы, шарады, софизмы (гибкость, критичность мышления):
Бокал --------> вокал.
Репетиция симфонического оркестра. В ходит опоздавший балалаечник … Как поведет себя дирижер? Сделает замечание? Сделает вид, что не заметил? (Нереальная ситуация … В составе симфонического оркестра нет группы балалаек)
22. Вопросы, которые можно использовать в устной или письменной работе:
В каком литературном произведении употребляется музыкальное слово, обозначающее ансамбль из четырех исполнителей?
Кого из композиторов называли "королем" вальса?
Мне музыка не понравилась - значит, это плохое музыкальное произведение …" Правильно ли это утверждение?
Мода на Баха, мода на Моцарта .... Возможно ли это?
Опера - спектакль, где заняты, (певцы, музыканты, художники, гримеры, осветители,....)
- Назовите инструменты, изображающие удары грома, звучание пастушьего рожка в песне Леля? (Опера Н.А. Римского-Корсакова “Снегурочка”).
- Кто из выдающихся русских композиторов был:
морским офицером?
ученым, химиком?
В каких операх героями стали реальные исторические лица?
Кто из друзей А.С. Пушкина был композитором?
Перечислите: какие пьесы входят в цикл М.П. Мусоргского " Картинки с выставки"?
В музыке какого “ из трех чудес” (Опера Н.А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”) звучит мелодия русской народной песни?
Перечислите жанры вокальной музыки.
Создатель оркестра русских инструментов.
Чем отличается в любой песне куплет от припева?
Сочинять в момент исполнения, это значит…
Симфоническое произведение, посвященное защитникам Ленинграда?.
Инструменты русской православной церкви?
Танец, предшественник вальса?
- А. Хачатурян и М. Лермонтов. Что объединяет эти два имени?
- В каких литературных произведениях запечатлены сцены бала?
Назовите джазовые танцы …
Умения и навыки сравнивать факты или явления, проводить анализ, формулировать выводы, вычленять идеи и закономерности, вести наблюдения, устанавливать логические связи, обобщать, делать выводы и т.д. образуются и совершенствуются при восприятии нового материала, осмысливании обобщений и систематизации знаний, закреплении и повторении учебного материала. Если ученик глубоко осознает смысл полученных знаний, значит, он понимает характер связи между ними, отличает существенные связи от несущественных, усматривает процесс становления и проявления этих связей, умеет доказывать истинность знаний и применять их на практике.
Список литературы
1. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М: Арена, сс творческий. М.: Просве 1994.
2. Коротяев. Б. И. Учение - процещение, 1989.
3. Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987.
4. Поспелов Н. Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989.
5. Сизова Л. С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. М.: Институт практической психологии, 1997.
6. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазам