Илья Гашек
Должность:Системный редактор
Группа:Команда портала
Страна:Россия
Регион:Москва
Обучение детей рассказыванию по картине. Приемы и практические примеры.

Россия, г. Москва
ГБОУ СОШ №1438
Воспитатель
Карапетян И.Н.

Приемы и практические примеры.

Классическое наследие западной и русской педагогики подчеркивает большое значение картины, как для общего развития детей, так и для развития их речи (труды:Е.И. Тифеевой, Е.А. Флериной, М.М.Кониной, С.Л. Рубинштейна).

Картины не только расширяют впечатление и углубляют представления об общих и природных явлений, но и воздействуют на эмоции детей, вызывают интерес к рассказыванию, побуждают говорить даже молчаливых и застенчивых.

В данной статье рассмотрим, как педагог на занятиях может применить такие два типа высказываний как описание и повествование и раскроем своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи.

Восприятию картины ребенка надо учить постепенно, подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Выделяют несколько этапов обучения.

Этапы обучения.

1.Этап- (младший возраст)- ставит целью обогатить словарь, речь детей, научить рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.

2.Этап- (средний возраст)- учит рассказывать и описывать картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по образцу.

3.Этап- (старший возраст)- дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, описывают картины, составляют сюжетные рассказы, придумывают начало и конец сюжета картины.

4.Этап-(подготовительная группа)- рассказывание серии сюжетных картин, но не более трех. Сначала описывается каждая картина, затем высказывание детей объединяется в один сюжет.

Выделяют также следующие приемы обучения:

-совместные рассказывания (взрослые начинают, а ребенок заканчивает фразу.Например: жила, была девочка…. Однажды она… А навстречу ей…);

- образец рассказа(он должен быть грамотно выстроен логически, точен по речи, небольшой по объему, доступным и интересным по содержанию);

-план рассказа (как называется предмет, его свойства и действия.Это два-три вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Может быть, коллективное составление рассказа (используется на первых этапах обучению рассказывания). Можно составить рассказ по подгруппам — командами);

- рассказывание по схемам (старшая подготовительная группа). Хорошо известны схемы Т.А. Ткаченко. Они представлены в его книге « Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»;

- модели для составления рассказа(пиктограммы- условное обозначение);

- вспомогательные вопросы (задаются после рассказывания для уточнения или дополнения);

- указания (например:«говори выразительно»)

В процессе обучения монологической речи, используются и другие приемы: подсказ нужных слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.

Один из приемов, подготавливающих к рассказыванию по картине, является рассматривание. Оно подготавливает детей к составлению описания картины. От уровня содержательности рассматривания картин, зависит эффективность последующего обучения детей, связанным высказыванием.

Необходимо ребенка научить рассматривать картины, устанавливать взаимосвязь между персонажами, узнавать отдельные предметы (люди, животные), выделять детали (выражение лиц людей).

В процессе рассматривания используется также такой прием, как беседа по содержанию картины. В беседе активизируем и уточняем словарь,учим отвечать на вопросы,обосновывать свои ответы,самому задавать вопросы.

Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ, затем рассматривает другие объекты, предметы, их количество. Вопросы должны быть направлены на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Характер ответов зависит от характера вопросов. По одной и той же картине на вопрос«Что нарисовано?»… - дети перечисляют предметы; на вопрос « Что делают на этой картине?» - называют совершаемые действия, следовательно, если педагог злоупотребит вопросом «Что это?» - требующий перечисление предметов, то он невольно задержит ребенка на самой низшей стадии восприятия. Педагог повысит детскую активность, если сами дети будут задавать вопросы .Можно спросить у детей, что нового они узнали из беседы. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы.

В обучении рассказывания особое место имеет мотивация речевой деятельности.

Мотивация речевой деятельности (иначе мотивационные установки) делают процесс обучения интересным, привлекательным, привлекают активность детей и качество их рассказов. В младшей и средне группах это главным образом игровые мотивы: - « Расскажи про зайчика, который хочет поиграть с ребятами», «Незнайка просит научить рассказывать сказку про…». В старших группах это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей», запишем самые интересные сказки и составим книгу).

Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны, методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассматривания, от стоящих задач, от уровня умения детей, от их активности, самостоятельности.

В результате обучения рассказыванию по картине, ребенок должен уметь составлять два различных рассказа: повествовательный и описательный.Рассмотрим два занятия по развитию речис использованием одной демонстративной картины.

На первом занятии составляется описательный рассказ. Его программным содержанием (то есть целью) будет следующие:

- учить ребенка описывать изображение на картине;

-активизировать словарь, используя разные предложения с однородными членами;

-закреплять грамматический строй речи (название детенышей животных);

-учить ребенка описывать внешний вид животного.

В результате занятия у ребенка должен получиться примерно такой рассказ.

«На картине мы видим лису с лисятами. В теплый летний день лисица лежит на

лесной поляне. Четверо маленьких лисят весело играют около нее. У лисы и ее де-

тенышей белая грудка и черные лапки, а сами они рыжие. У них длинные пушистые

хвосты, острые мордочки и зоркие глаза. Мама-лиса большая, а лисята поменьше.

Лиса смотрит, как играют ее дети. Один лисенок пригнулся и затих, он охотится

за маленьким серым мышонком. Два других отнимают друг у друга птичье крыло.

Четвертый лисенок не играет, он сидит возле мамы и смотрит на них. За его спиной

лисья нора, там живет вся его семья. Нора спрятана за листвой папоротника. Се-

мейству лисы здесь очень нравится».

На втором занятиисоставляем повествовательный рассказ.

Программное содержание:

-учить детей придумывать сюжетный рассказ, соблюдая последовательность событий;

- закрепить словарь;

-формировать умения слушать, размышлять, высказывать свое мнение.

В результате занятия по этой же картине получается совсем другой рассказ. Например:

«В летний солнечный день вышла погулять лиса со своими лисятами. У лисят была кра-

сивая рыжая мягкая шерсть, как у мамы, хвостики пушистые, грудки белые, лапки черные.

Лисята очень любили играть друг с другом. Каждое утро они выходили из своей норы и

находили интересные занятия для себя. Сегодня мама принесла с охоты крыло птицы, лисята с радостью стали с ним играть, отбирая его друг у друга. Они представили, что это настоящая большая птица, а они охотники. Вдруг из травы выскочила мышка, ее заметил самый внимательный лисенок и побежал за ней. Мама наблюдала за своими лисятами и очень гордилась ими».

По этой же картине можно провести еще три вида занятий по связной речи. Например, сделатьпересказ по уже составленному воспитателем рассказу; добавить к нему впечатления из личного опыта; придумать свой рассказ на эту тему (творческое рассказывание).

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности