Россия,г.Новосибирск
МАОУ "Лицей №9"
Учитель изобразительного искусства
Михайлюк Елена Владимировна
Цели урока:
Материалы и оборудование:
технические средства - компьютер, проектор, интерактивная доска или экран раздаточный материал;
экранно-звуковые пособия — презентация в Power Point «Выразительные возможности натюрморта»;
для учащихся — тетрадь для записей.
План урока:
Описание хода урока:
Создание условий для вхождения в учебную деятельность — проверка готовности к уроку, сообщение темы.
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места, проверьте, как организовано ваше рабочее место: нам понадобится учебник и тетрадь для записей.
(слайд 1)
- Сегодня мы продолжаем разговор о натюрморте. Откройте тетради, запишите тему урока.
Здесь заканчивается текст слайда 1.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация к успешному овладению новым материалом.
- На предыдущих уроках мы узнали, что такое натюрморт, сформулировали определение. Давайте вспомним, что это за жанр изобразительного искусства?
Далее учащиеся дают определение.
(слайд 2)
Здесь заканчивается текст слайда 2
(слайд 3)
- Посмотрите на слайд и скажите, можно ли назвать это изображение натюрмортом?
Учащимся демонстрируется изображение двух предметов — ваза и яблоко, которые расположены отдельно друг от друга. В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что натюрмортом это изображение назвать нельзя, так как предметы должны быть особым образом расположены.
- Что необходимо изменить, чтобы изображение стало называться натюрмортом?
Учащиеся предлагают добавить еще одно яблоко, расположить предметы по планам.
- Таким образом, мы составили или сочинили натюрморт. Скажите, как в музыке называют человека, который сочиняет музыку? Как называется музыкальное сочинение?
Учащиеся достаточно легко дают ответ — композитор и композиция.
- В изобразительном искусстве также есть понятие композиция. Давайте запишем это определение в тетрадь.
Здесь заканчивается текст слайда 3
(слайд 4)
Композиция - составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Здесь заканчивается текст слайда 4
(слайд 5)
- Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?
Далее необходимо напомнить учащимся, что цель - это планируемый результат деятельности. В процессе обсуждения, совместно с учителем формулируется или принимается цель урока: учиться понимать смысл картины на основе анализа композиции (записать в тетрадь).
- Так как цель — это конечный результат нашей деятельности, далее мы должны наметить шаги на пути к данной цели, т.е. поставить задачи.
Здесь заканчивается текст слайда 5
(слайд 6)
- Согласны ли вы задачами, которые представлены на слайде?
На слайде нарушена последовательность задач, учащиеся должны восстановить рациональную последовательность.
После обсуждения учитель на слайде представляет задачи урока.
Здесь заканчивается текст слайда 6
(слайд 7)
Правильная последовательность задач — 2, 4, 3, 1.
- Итак, начинаем нашу работу в соответствии с поставленными задачами. Сначала мы должны познакомиться со средствами композиционной выразительности. Для удобства запоминания всю информацию оформим в виде небольшой таблицы.
Здесь заканчивается текст слайда 7
(слайд 8)
Далее учащиеся перечерчивают в тетрадь таблицу.
- Давайте рассмотрим натюрморт французского художника
Ж.-Б.Шардена «Атрибуты искусств», попробуем понять смысл картины, проанализировать ее композиционное построение.
Здесь заканчивается текст слайда 8
(слайд 9)
Для рассмотрения предлагается картина «Атрибуты искусств», в которой предварительно изменена композиция — отсутствует ее центр, изображение скульптуры. Далее учитель организует обсуждение картины по следующим примерным вопросам:
- Кому могут принадлежать предметы, изображенные на картине?
- Что вам показалось в картине необычным, странным, что удивило, вызвало сомнение?
- Можно ли сказать, какой предмет является главным?
- Что можно еще добавить в композицию? Где лучше расположить предмет?
В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что не хватает предмета, который бы привлекал внимание зрителя в первую очередь, предлагают свои варианты предметов.
- На самом деле художник изобразил в свое картине главный предмет, который мы сейчас увидим…
Здесь заканчивается текст слайда 9
(слайд 10)
- Как можно назвать предмет, который в картине является главным?
- Что нужно сделать, как выделить предмет, чтобы было понятно, что этот предмет главный?
Здесь заканчивается текст слайда 10
(слайд 11)
Далее необходимо обратиться к заполнению таблицы, в 1 графе записать: композиционный центр, выделяют цветом, формой, размером.
Здесь заканчивается текст слайда 11
(слайд 12)
- Как вы думаете, всегда ли композиционный центр располагается точно в центре картины?
На примере картины А. ван Бейерена учащиеся делают вывод, что композиционный центр может быть расположен на расстоянии 1/3 от целой части картины.
Здесь заканчивается текст слайда 12
(слайд 13)
- Чаще всего композиционный центр располагается не в центре, он несколько смещен в сторону — на величину 1/3. Это связано с особенностями нашего восприятия. Расположение главного смыслового центра на одной трети расстояния соответствует так называемому «закону золотого сечения». Кто что-то слышал или знает о нем?
Далее целесообразно провести физкультминутку — упражнения для глаз — перевести взгляд с пола на потолок, не поворачивая головы. То же самое сделать стоя.
Здесь заканчивается текст слайда 13
(слайд 14)
- Перед вами картина П.Сезанна «Натюрморт с драпировкой». Какой предмет, на ваш взгляд, является центром композиции? С помощью каких приёмов художник выделяет главное? Что особенного вы увидели в картине?
В процессе обсуждения учащиеся выделяют в качестве главного предмета — кувшин, особенность композиции — многократный повтор самых ярких предметов — апельсинов.
- Как называется повторение и чередование чего-либо? (Ритм)
- Где кроме изобразительного искусства можно встретиться с ритмом?
- Чем может быть задан ритм? Всегда ли это форма?
- Правильно, ритм является одним из средств выразительности в музыке, также встречаемся с ритмом мы в природе. Ритм может быть задан не только чередованием форм, но и линиями, цветовыми пятнами.
На слайде демонстрируется ритм пятен и линий на картине П.Сезанна «Натюрморт с драпировкой».
- Запишем в таблицу следующее выразительное средство в натюрморте — ритм.
Здесь заканчивается текст слайда 14
(слайд 15)
- Ритм может быть задан формой, линией, пятнами цвета.
Здесь заканчивается текст слайда 15
(слайд 16)
- Перед вами натюрморт русского художника К.С.Петрова-Водкина «Скрипка». Что в этой картине вам показалось необычным?
Учащиеся сразу обращают внимание на то, что при рассмотрении картины возникает ощущение, что художник подсмотрел картинку из жизни — скрипка случайно забыта или оставлена в спешке на подоконнике. О спешащем человеке говорит намеренно искаженное пространство в картине — плоскость окна наклонена, ось самой скрипки подчеркивает диагональ.
Далее идет обсуждение картины, в результате которого учитель выводит учащихся на понимание смысла произведения — предметы рассказывают не о себе, а о времени и событиях. Целесообразно рассказать учащимся о том, что картина была написана в 20-ые годы 20 столетия.
- Происходящие в стране события, связанные с Октябрьской революцией, привели в движение, состояние непокоя всё вокруг. Это настроение художник передаёт в произведении с помощью особых композиционных средств, в данном случае — это диагональ, направление которой задаёт скрипка.
- Как вы думаете, изменится ли настроение в картине, если представить, что скрипка расположена параллельно окну, т.е. горизонтально?
Здесь заканчивается текст слайда 16
(слайд 17)
- При изменении положения скрипки меняется и смысл картины, исчезает ощущение движения.
- Давайте рассмотрим другую картину, в которой также изображен музыкальный инструмент, в данном случае гитара.
- Каково настроение в данной картине?
Здесь заканчивается текст слайда 17
(слайд 18)
В процессе анализа композиции учащиеся приходят к выводу, что в картине нет ощущения движения, присутствует состояние покоя. Композиция построена на основе вертикалей и горизонталей.
Здесь заканчивается текст слайда 18
(слайд 19)
- Итак, какое же средство композиционной выразительности необходимо записать в третий столбец таблицы? Правильно: движение, которое создается с помощью диагоналей.
Здесь заканчивается текст слайда 19
(слайд 20)
Подведем итоги урока. Для чего же художник использует различные средства композиционной выразительности?
Здесь заканчивается текст слайда 20
(слайд 21)
Средства композиционной выразительности используются для того, чтобы раскрыть смысл картины.
В заключении занятия целесообразно вернуться к целям урока. Ниже приведены примерные вопросы к учащимся:
- Удалось ли достичь поставленной цели?
- Какие задачи удалось решить?
- Что показалось самым интересным?
- Что вызвало наибольшую трудность?
Здесь заканчивается текст слайда 21
(слайд 22)
- Закончить сегодняшний урок хочется высказыванием о натюрморте К.С.Петрова-Водкина: «Натюрморт — это одна из острых бесед живописца с натурой. Каков есть предмет, где он, а где я, воспринимающий этот предмет, - в этом основное требование натюрморта. И в этом большая познавательная радость, воспринимаемая от натюрморта зрителем». Надеюсь, что сегодняшний урок был для вас познавательным. В дальнейшем остается пожелать нам всем радости от общения с натюрмортом.
Литература: