Казахстан, г. Алматы
КГУ "Школа-гимназия №144"
Учитель музыки
Ушанова Л.Г.
Подтема: «Родственные инструменты». |
|||
Тип урока: Урок углубления знаний. |
|||
Цель урока:
|
|||
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА |
|||
Музыкальный материал: 1. Пример звучания сыбызгы - повторение, выявить знания учащихся об этом инструменте. 2. Пример звучания курая, рассказ об инструменте, видеоряд. Слушанье звучания, обсуждение, сравнение с похожим казахским народным инструментом. 3. Повторение песни «Домбра» - вокально - хоровая работа, пение наизусть, с солистами. 4. Разучивание песни на усмотрение учителя. Она может быть приурочена к новому государственному празднику, Дню первого Президента РК, который отмечается в стране с 2012 года 1 декабря. Дополнение: Современное звучание курая. Художественный материал - поговорки, связанные с кураем: «Не пляши под чужой курай», «Всё продай, купи курай» Зрительный ряд: видео с исполнением на курае, видео о том, как изготавливают курай. |
|||
Ход урока
Приветствие учителя, создание рабочей обстановки, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания школьников. II. Актуализация Учитель сообщает тему урока, формулирует цели. III. Формирование новых понятий и способов действия. Вначале урока, учитель повторяет с учащимися названия инструментов, выясняет их принадлежность (духовой - струнный), выявляет знания учащихся. В ходе опроса можно поощрить некоторых учащихся оценкой за ответ. Затем учитель рассказывает о башкирском народном инструменте курай, откуда такое название, какой он бывает. Рассказывая о курае, учитель может привести в пример звукоряд инструмента. Слушаются примеры звучания инструмента, просматривается видео к уроку. Вместе с учащимися учитель обсуждает звучание инструмента, форму, сходство с сыбызгы. Для этого даётся звучание сыбызгы. Затем повторяется песня «Домбра» (ей можно начать урок). На этом уроке можно разучить любую патриотическую песню, посвященную. Государственным праздникам 1 и 16.12. IV. Этап первичной проверки новых знаний, коррекция пробелов. Обобщить материал, пройденный на уроке, установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию. Обобщая материал, учитель предлагает учащимся записать в тетради краткие сведения, полученные на уроке. V. Этап информации о домашнем задании. В учебнике, прочитать с. 29 - 30, письменно ответить на вопросы 1,2. VI. Этап подведения итогов урока. Обобщение материала урока, оценки за работу на уроке в виде поощрения (карточки с улыбочками и т.д.) VII. Этап рефлексии. Урок дал мне для жизни… Меня удивило, что… Сегодня на уроке я узнал, что… VIII. Домашнее задание: с.29-30 отв. на вопр. письменно |
|||
Дополнение для учителя: Кура́й - башкирский и татарский национальный духовой деревянный музыкальный инструмент, похожий на флейту. Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. Курай относится к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых (вид продольные флейты, свистковые флейты). Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых. В зависимости от разновидности - от 120-180 мм до 450-1000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Традиционным материалом для изготовления являлись срезанные и высушенные стебли уральского реброплодника, однако в настоящее время широко используются современные материалы. Является сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом. У башкир курай является наиболее широко распространённым инструментом. У татар наряду с кураем (сыбызга) используются и другие духовые инструменты. Возможно, это слово иранского происхождения, либо оно имеет древнетюркское происхождение. Высказываются предположения, что слово курай образовано слиянием слова кура (стебель крупных зонтичных растений) и най (флейта). Материалы археологических раскопок и письменные источники подтверждают древность музыкальных инструментов этого типа. Фиксируются находки музыкальных инструментов, относящихся кo II веку до н. э. Первые письменные упоминания о курае появились в XIII—XIV вв. Тема происхождения и использования курая нашла своё отражение и в фольклоре, записанном в XIX - начале XX веков. Это, например, башкирский эпос «Акбузат», и множество башкирских народных легенд и сказок. Так, в легенде «Курай» юноша пошёл навстречу услышанной мелодии и увидел, как тростниковое растение издаёт на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл. Весомый вклад в изучение исполнительского искусства на курае внес научный сотрудник Института этнографии АН СССР Л. Н. Лебединский. В 1937 году в Башкирии им были осуществлены фонозаписи кураистов. В 1939 году он становится консультантом по делам искусств БАССР и возглавляет комплексную экспедицию по изучению быта, этнографии и фольклора башкир юго-восточных районов Башкирии. С начала 1930-х годов проблемой происхождения и реконструкции курая начинает заниматься музыковед В. М. Беляев. Разновидности: классический курай, копшэ курай, агач курай, медный курай, казан курай, ногайский курай, курай из соломки, кыйык-курай, сор-курай, сыбызгы. Классический курай изготавливается из прямого, высушенного полого стебля реброплодника уральского (род растений из семейства зонтичных). Существуют и другие зонтичные, пригодные для изготовления курая - Дудник лесной и Дягиль лекарственный. Однако именно реброплодник считается лучшим материалом. Процесс изготовления включает четыре этапа. I этап. На этом этапе подбирается подходящее растение, имеющее гладкий, чистый внутри стебель, без внешних дефектов. Предпочтение отдается тонкостенным стеблям, имеющим коническую форму. II этап. На этом этапе растение срезают и сушат. Обычно это происходит в июле-августе, когда растение уже отцвело и начинает высыхать. Растение срезается под корень и сушится в сухом, темном месте. Иногда процесс сушки осуществляется и на природе. Для этого либо срезают верхушку растения, не трогая сам стебель, либо забирают растение, когда оно уже высохло целиком. III этап. На этом этапе осуществляется выбор длины заготовки для изготовления курая. IV этап. На этом этапе производится вырезание игровых отверстий и осуществляется доработка курая. Звукоряд курая неполный диатонический. Диапазон курая - около трёх октав. Звучание поэтичное и возвышенное, тембр мягкий, при игре часто сопровождается горловым бурдонным звуком. Русский этнограф С. Г. Рыбаков писал: «Звуки этого инструмента - тихие, меланхолические и задушевные - достаточно хорошо воспроизводят мечтательность башкирских мелодий». Курай применяется в качестве сольного и ансамблевого инструмента, сопровождающего пение вокалистов. На курае играют как протяжные лирические песни узун-кюй, так и плясовые, короткие кыска-кюй. В 1998 в Уфе был создан Союз кураистов Республики Башкортостан. Деятельность Союза кураистов Республики Башкортостан направлена на возрождение и развитие культурного и духовного наследия башкирского народа, исполнительского мастерства игры на курае и других традиционных башкирских музыкальных инструментах, поддержку различных направлений и школ исполнительских традиций. Также с 1991 года в Республике Башкортостан существует Республиканское детское общество «Курай». Его деятельность направлена на обучение школьников игре на курае, воспитание детей на традициях искусства курая, ведение пропаганды и работы по восстановлению и развитию традиционного искусства курая. Популярность курая связана его тембровым богатством. Звучание курая поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком. Основная и традиционная особенность игры на курае - это умение играть грудным голосом. Легкий свист прощается только начинающим исполнителям. Профессионалы исполняют мелодию проникновенно, нежно и звучно, пропуская ее через грудь. Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент. |
|||