link9555 link9556 link9557 link9558 link9559 link9560 link9561 link9562 link9563 link9564 link9565 link9566 link9567 link9568 link9569 link9570 link9571 link9572 link9573 link9574 link9575 link9576 link9577 link9578 link9579 link9580 link9581 link9582 link9583 link9584 link9585 link9586 link9587 link9588 link9589 link9590 link9591 link9592 link9593 link9594 link9595 link9596 link9597 link9598 link9599 link9600 link9601 link9602 link9603 link9604 link9605 link9606 link9607 link9608 link9609 link9610 link9611 link9612 link9613 link9614 link9615 link9616 link9617 link9618 link9619 link9620 link9621 link9622 link9623 link9624 link9625 link9626 link9627 link9628 link9629 link9630 link9631 link9632 link9633 link9634 link9635 link9636 link9637 link9638 link9639 link9640 link9641 link9642 link9643 link9644 link9645 link9646 link9647 link9648 link9649 link9650 link9651 link9652 link9653 link9654 link9655 link9656 link9657 link9658 link9659 link9660 link9661 link9662 link9663 link9664 link9665 link9666 link9667 link9668 link9669 link9670 link9671 link9672 link9673 link9674 link9675 link9676 link9677 link9678 link9679 link9680 link9681 link9682 link9683 link9684 link9685 link9686 link9687 link9688 link9689 link9690 link9691 link9692 link9693 link9694 link9695 link9696 link9697 link9698 link9699 link9700 link9701
Илья Гашек
Должность:Системный редактор
Группа:Команда портала
Страна:Россия
Регион:Москва
Нации и национальные отношения

Россия, г. Москва
ГБПОУ ОКД и Т
Учитель истории и обществознания
Абубакирова Н.Ш.

Цель урока:

Образовательная цель: углубить знания учащихся о ведущих

тенденциях развития наций и межнациональных

отношений в современном мире и нашей стране,

возможных путях межнациональной интеграции и

гармонизации межнациональных отношений.

Воспитательная цель: подвести к пониманию ряда идей,

составляющих ценностную базу культуры

межнациональных отношений и шире –общей

нравственно–правовой культуры.

Принцип гуманистического подхода к этническим

проблемам, суть которого рассматривается на

Ке.

Развивающая цель: продолжение работы над понятиями «нация»,

«этнос», «национализм», «экстремизм», «депортация».

Задачи:

1. показать некоторые истоки искаженной психологии людей в понимании национальных проблем;

2. раскрыть отвратительную сущность крайних форм проявления национализма;

3. показать опасность возрождения фашизма для человечества.

План урока

1.Национальное самосознание.

2. Сложность национальных конфликтов в мире.

2. Пути процесса межнациональной интеграции.

4. Национальные проблемы и их изменения.

5. Пути гармонизации межнациональных отношений.

Домашнее задание: «Социальная реклама» - конкурс (формат А-3)

Тема: «Проблемы молодежи». Плакат.

Оценка + 10 призов в округе.

Ход урока

Задание.

Вспомнить самые важные, на ваш взгляд, достоинства личности, которые отличают человека от животных, т.е. те качества, которых не может быть ни у одного животного (совесть, честь, долг, порядочность, благородство…)

Назовите те качества, которые можно встретить и у некоторых людей, и у животных (злобность, жестокость, жадность).

Чем отличается жестокость животных, например, акулы, от жестокости человека? (понимание того, что жестокостью и злобностью животного руководят их природа, инстинкты, а жестокость человека, как правило, проявлена осознанно, т.е. при участии ума, расч

Отрицательные качества людей — это то, что, к сожалению, существует с момента появления человечества, что человек постоянно совершенствуется, но зло все равно проявляется, и нередко. Иногда оно приобретает отвратительные черты. Одной из таких черт является национализм, который выражается в нетерпимом отношении к людям другой национальности.

Национальное самосознание.

«Патриотизм и национальная гордость»

1. Сознание принадлежности к своему народу.

2. Чувство любви к Отечеству.

3. Уважение к историческому наследию.

4. Чувство ответственности за судьбу Отечества..

5. Критическое отношение к недостаткам, желание видеть Родину процветающей, свободной.

6. Нет места высокомерию, гордыне, чванству.

7. Чувство уважения к творческому опыту других народов и общечеловеческим ценностям.

НО

принадлежность человека к той или иной нации не является ни достоинством, ни недостатком.

Национальная принадлежность вообще не подлежит какой-либо моральной оценке, ибо оценивать собственно нечего: в ней не заключено никакого человеческого (социального) поступка, действия, отношения, которых можно было бы рассматривать с позиций добра и зла.

Вместе с тем нередки случаи, когда грубо принижается, оскорбляется достоинство человека (бытовой, неофициальный национализм, шовинизм)

Такое поведение расценивается как аморальное, как поступок подлый, недостойный порядочного человека, ибо фактически он унижает личное достоинство человека, т.к. все люди равны перед законами морали, как право каждого на уважение независимо от происхождения, социального положения.

Сложность национальных конфликтов в мире

Вопрос.

Перечислите страны, где наблюдается острота межнациональных отношений (конец 20 в. — начало 21 в.) Северная Ирландия, Индия (сикхи и налимы в 80-е годы 20 в. стали активизироваться в борьбе за автономию, а затем за отделение от Индии, создав националистическое и сепаратистское движение. Столкновения между индусами и мусульманами вызвали многочисленные жертвы, в том числе и убийство глав государства Раджи Ганди, Индиры Ганди), Канада (канадско - франкский конфликт), Израиль и Палестина Чехословакия (распад и образование Чехии и Словакии), РФ, Югославия, Турция (курды), Украина и т.д.

Сообщения учащихся.

События в Югославии с конца 20 в. и по настоящее время.

События в вышеназванных странах по национальному вопросу (небольшие исторические справки).

Пути процесса межнациональной интеграции в Российской Федерации

Россия — это демократическое федеративное правовое государство.

Вопросы

1. Что означает слово «федерация»? (форма государственного устройства, при которой несколько государств составляют одно государство)

2. Сколько субъектов в Российской Федерации? (89)

3. По каким признакам созданы части многонационального государства?

По национальному признаку: в состав России входят субъекты федерации (республики, автономные округа, автономные области), которые получили названия от коренных народов, проживающих на этих территориях на протяжении веков (республика Дагестан, Карелия, Коми).

По территориальному признаку: в составе Российской Федерации есть области, которые образованы не потому, что там проживали люди коренной национальности. Это территории России, выделенные в области и края, в основном, для удобства управления (Москва, Ростовская область, Брянская область, Хабаровский край, Амурская область)

4. Какие преимущества имеет член Российской Федерации?

5. Что такое суверенитет?

Суверенитет (в переводе ряда европейских языков - верховная власть, независимость власти.

Чем больше власти, чем она независимее от других властей, тем выше суверенитет.

Он зависит от того, насколько свободна нация сама, может решать основные выборы жизни общества, определять свою судьбу.

Главное, что помогает понять уровень суверенитета нации — это её право войти в состав того или иного государства, объединившись с другими нациями, и выйти из этого государства, образовав самостоятельное государство. Если такое право есть, значит, нация и чувствует себя свободной, а не подневольной.

Если какой-то народ хочет жить в составе федерации, пользоваться преимуществами членства в ней, то он должен отдавать часть своего суверенитета федеральному руководству. Это руководство имеет власть над теми частями федерации, которые вошли в многонациональное государство. Но не полную власть и не во всех сферах жизни. Например, какой-либо народ — член федерации — считает установленные в федерации налоги слишком высокими, но подчинятся воле руководства.

Зато федеративное руководство не может приказывать члену федерации, например, в вопросах развития промышленности и сельском хозяйстве, строительства, образования и т.д.

6. Что такое автономия?

Автономия - это право самостоятельно осуществлять госуд. власти или управления.

Это право зафиксировано в Конституции федеративного государства.

В составе России насчитывается несколько автономных округов. Среди них есть такие, которые получили название от одного народа, а проживает в них несколько народов. Например, в Корякском автономном округе на Камчатке проживает 6 тысяч коряков, 1 тысяча ительменов, 600 человек — эвенов.

Одни народы (казалось бы, самой небольшой численности) имеют свою автономию. А другие — нет. Объясняется это тем, что малые народы Севера и Дальнего Востока находились в крайне отсталом и забитом в царской России положении. Они нуждались в особой защите, заботе. И они получили автономию. Это дало свои плоды.

Сообщения учащихся.

События в Чеченской республике в конце ХХ века и в настоящее время.

Задания учащимся, разделенным на группы.

Задание I группе.

Какие выгоды получают субъекты от вхождения в федерацию?

1. Потребление электроэнергии и газа из общего котла по ценам, значительно ниже мировых.

2. В случае стихийного бедствия оказывается материальная помощь.

3. Единая денежная система.

4. Беспошлинная торговля.

Задание II группе.

Представьте такую ситуацию. Исторически сложилось, что народ какой-либо национальности оказался в центре большого государства и долгие годы жил в составе этого государства. По федеральному закону этот народ может полный суверенитет, т.е. выйти из федерации.

Что требуется для того, чтобы быть суверенным государством? Какие первые шаги?

а) Провести границу и организовать охрану.

б) Установить таможни.

в) Организовать свой собственный аппарат управления.

г) Своя армия.

д) Платить за проезд теперь уже по чужой территории (для выхода в море).

е) Платить за пролет самолетов.

А платить нечем. Об этом никто не думает. Думают о суверенитете и чтобы перед федеральным государством не иметь никаких обязательств.

Задание III группе.

Почему федеративное государство заинтересовано в своей целостности?

Данный суверенитет никому не выгоден. У любого союза государств есть недостатки и преимущества. Эти государства должны договориться об условиях своих взаимоотношений, чтобы чувствовать себя свободным и пользоваться преимуществами совместной деятельности.

Дополнение.

Российское государство имеет особенности исторических путей формирования. Ведь на территории России проживают как народы, имеющие здесь свою основную национальную территорию и свою историческую родину, так и множество национальных групп, так называемые национальные меньшинства, этническое ядро которых находится в других странах ( немцы, поляки, финны, греки, евреи, венгры, чехи, литовцы, эстонцы, латыши, болгары, корейцы, цыгане, украинцы, армяне, грузины и представители других народов, принявших российское гражданство).

Эти национальные группы живут в России сотни лет, они тоже россияне, и русская культура, язык, образ жизни стали для них столь же родными, как и культура предков, а подчас и единственно родными.

Причины остроты национального вопроса.

__________Национальные конфликты_______

из-за насильственного

по поводу спорных включения территории

территорий народа в соседнее госуд.

из-за изгнания народа между этническим боль-

со своей территории и шинством и компактно

возвращение департиро- проживающим мень-

ванного народа на свою шинством (некоренная

историческую родину национальность)

по поводу отсутствия у

из-за произвольного народа национальной

изменения администра- государственности и ее

тивных границ расчлененности между

другими государствами

Пути преодоления межнациональных конфликтов

Во всех цивилизованных странах люди начинают понимать, что счастье каждого человека зависит от счастья не только его народа, но и всех людей на земле. А отсюда вытекает простое правило: люби свой народ, уважая его язык, историю, традиции, будь уважителен к другим народам.

Какие должны быть отношения между людьми в таком многонациональном мегаполисе, как Москва, и почему?

Толерантность

Плюрализм

Вопрос. Что такое толерантность?

Терпимость, важная человеческая ценность. Это качество, значение которого актуально в современном мире.

Что такое плюрализм?

Это разнообразие и множество культур.

Большинство стран многонационально (Великобритания, Бельгия, Франция и Португалия). В них все более растет число выходцев из африканских и азиатских стран, бывших колоний (привлекательны для иммигрантов из развивающихся стран, а в последнее время из стран Восточной Европы).

Плюрализм должен быть гарантирован правом.

Современный мир — это мир роста терроризма, в т.ч., международного. Хотя у терроризма нет фактически конфессии и национальности, большинство террористических актов окрашено в этнический цвет.

Вопрос Какие факты подтверждают значимость терпимости? Насколько важна проблема терпимости?

1995 год — ЮНЕСКО объявило годом толерантности.

1995 год — принята декларация принципов толерантности.

Терпимость:

а) это уважение к чужому мнению, признание универсальных прав и основных свобод человека.

2000 год — российское правительство приняло специальную программу содействия росту терпимости, что говорит о важности социальной, политической терпимости для нашего общества.

б) это сознательное подавление в себе чувства неприятия, вызванное инаковостью другого (чужого).

Например, по опросам социологов 56% наших соотечественников не придают значения этническим различиям. Но ведь это не говорит о том, что они, эти 56% - космополиты (в нормальном понимании этого слова).

Космополизм — лозунг «мирового государства» и «мирового гражданства», отвергает право наций на самостоятельное существование и государственную независимость, национальные традиции, патриотизм. Это говорит о том, что их отношение к национальным различиям нейтрально.

Но нейтральность эта не гарантирует того, что в ситуации острого конфликта, в который вовлечены представители разных национальностей, не станут вести себя не по существу конфликта, не по существу столкнувшихся интересов, а исходя из того, представители какой национальности в этот конфликт оказались вовлеченными.

Терпимость — уважение к самобытности другого — это значит, что тем самым признается право другого на самовыражение, право другого быть другим и оставаться другим, сообразно с собственными ценностными предпочтениями. Отсюда — терпимость выражается именно в уважении к самобытности.

Нетерпимость

С гражданской точки зрения проблемой является не терпимость, а нетерпимость.

Корни нетерпимости:

а) Это проявление психических свойств человека.

С 1,5 до 2,5 лет ребенок плачет при виде чужих. Любое чужое лицо вызывает опасение и в более позднем возрасте. Незнакомец нередко воспринимается как источник дискомфорта.

б) В основе нетерпимости может быть чувство собственной исключительности. Отдельные личности воспринимают себя с завышенной оценкой, а других — с заниженной. Это тоже проблема.

Хотя говорят, смотря что нетерпимость. Нетерпимость к злу. Несправедливость, совершенная в отношении нас лично, конечно, воспринимается эмоционально, страстно, мы невольно хотим ответить тем же: несправедливость на несправедливость, силой на насилие.

Мы живем в несовершенном обществе (я имею в виде не наше сегодняшнее обществ, а общество вообще, т.к. оно не рай, оно не может быть совершенно). В обществе не избежать ситуаций, когда безопасность одного человека может быть обеспечена только с помощью активной силы, молниеносно направленной против другой. Такие ситуации нередки. Именно поэтому столь актуально требование ненасилия: против зла сохраняя справедливость, а не умножая зло, необоснованно прибегая к силе.

Л.Н. Толстой — учитель и проповедник философии ненасилия. Ему задали вопрос, как быть, когда вы видите, что злодей занес нож над безвинной жертвой — женой или ребенком? Толстой отвечал в таком духе, что мол, если медведь полез, я знаю, что медведь дело завершит и задерет человека, поэтому надо убить. А когда некто, пусть вы и называете его злодеем, поднял нож, я ещё не знаю, убьет он его или нет, может быть он только устрашает, убивать человека нельзя, но надо сделать все, чтобы не свершилось насилие.

Говорят, ненасилие не работает. Да, очень часто это происходит, потому что мы не готовы к нему, мы не знаем, что значит действовать активно и ненасильно. Мы предполагаем, что ненасилие означает пассивность и бездействие, и очень многие так т трактовали толстовское учение.

Но посмотрим на обычных бойцов. Чтобы стать настоящими бойцами, они месяцами тренировались, отрабатывая приемы атаки и обороны. Если признать, что ненападение это не только философия, но и определенного рода техника, то, очевидно, здесь тоже должно быть обучение, и тренировки. По аналогии с единоборствами специалисты по ненасильственному сопротивлению ввели термин: ненасильственная джиу-джитсу. Ненасильственная борьба указывает на то, что противодействие это не значит убивать и калечить, достаточно подавление.

Основа борьбы джиу-джитсу заключается в том, что для подавления противника используется его же собственная сила, его же энергия: энергию противника направить против него самого. Как это делать — вопрос техники.

Хотя если мы сравним два этических принципа — принцип ненасилия и принцип противодействия - второй является приоритетным, и если возникает выбор жёсткий, то предпочтение последнему. Но необходимо помнить об опасности «заражения» злом, отсюда необходимость в «работе над собой».

Вопрос Можно ли жить без национальных конфликтов?

Есть ли такие страны, где национальный вопрос успешно разрешен?

Каковы пути гармонизации межнациональных отношений?

1. соблюдение принципов гуманизма в решении этнических проблем.

2. свобода всего народ

3. защита прав человека.

а) предоставление всем народам, живущим в данной стране, максимально широкого самоуправления — автономии (во всех ее видах).

в) постоянный поиск консенсуса.

г) настойчивая борьба с трудно преодолимым пороком — бытовым национализмом и шовинизмом.

д) последовательное проведение принципа уважения к людям иной национальности. Это долг каждого мыслящего гражданина, просто порядочного человека.

е) интеграция (тесное сотрудничество, обмен культурными ценностями, поддержание взаимовыгодных контактов).

ж) построение правового государства с его демократизацией

Задание. Заполните таблицу, состоящую из двух колонок.

Факторы, благоприятствующие процессам консолидации народов

Факторы, которые оставляют почву для противоречий

1. Признание культурной автономией меньшинств; финансирование из центрального бюджета; вещание на языке этнического меньшинства.

2. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный уровень.

3. Предоставление компактно расселен-ным меньшинствам самой широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

4. . . . . . . . . . . . . .

5. . . . . . . . . . . . . .

1. Просчеты в культурной и языковой политике

2. Отступление от демократических принципов.

3. Попирание прав человека

4. . . . . . . . . . . . . .

5. . . . . . . . . . . . . .

Миграционная политика в России в настоящее время.

Цель снять напряженность и способствовать нормальным отношениям между жителям крупных городов и мигрантами.

1. Открываются школы для мигрантов и их детей для лучшего освоения русского языка и адаптации к жизни мегаполисов.

2. Изучение фольклора, страноведения, традиций, законов коренных жителей.

3. С целью культивации национальных традиций проводится просветительная работа (показ, например, города Москвы, рассказ о правилах поведения в городе, особенностях общения, обычаях москвичей).

4. Взаимные поездки.

Приезд школьников из стран Ближнего зарубежья с целью ознакомления с культурой россиян.

5. Содействие в трудоустройстве мигрантов.

6. Облегчение их регистрации для регулирования рынка труда.

7. Создание норм жилищных условий для проживания мигрантов.

8. Запрет работодателям предоставлять работу незарегистрированным мигрантам.

9. Работодатель обязан обеспечить нормальные жилищные условия, медицинское страхование, культурный досуг, обучение мигрантов. В случае отсутствия социального обеспечения огромные штрафы. Создание механизмов для искоренения рабского труда.

Можно ли жить без национальных конфликтов?

(Мнения специалистов)

Наука утверждает: в абсолютном смысле — нет, в относительном — да.

Иначе говоря, построение гармоничных межнациональных отношений — задача не безнадежная.

Сдержанный же оптимизм ученых имеет основания. Мир полон противоречий и конфликтов — это реальность, которую нельзя приукрашивать. И пока существуют социальные и даже межличностные конфликты ( а они, видимо, будут существовать всегда), в любом многонациональном обществе сохраняется опасность перевода конфликта в межнациональную плоскость, т.е. возможность взвалить вину за все беды на «инородцев» (чему многие учащиеся — живые примеры).

Помимо мудрой национальной политики вообще, этому можно противопоставить только одно — личную культуру межнациональных и шире — межличностных отношений, которую каждый должен вырабатывать в себе.

Такая культура, говорил русский ученый Л.Н. Гумилев, считавший дружбу народов бесценным даром, строится на простой формуле: уважай национальное своеобразие другого, будь терпим, отзывчив, искренне доброжелателен, короче — проявляй у другим такое отношение, какое ты ждешь от них.

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности