Россия, г. Ростов-на-Дону
МБОУ СОШ №10.
Учитель музыки.
Кириченко, Л. В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Народ не только — сила, создающая все материальные ценности, он — единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый повремени, красоте и гениальности творчества, философ и поэт …»
М. Горький
Основанием для обращения к народной культуре донского казачества послужило стремление расширить рамки учебной программы, усилить её воспитательную направленность, используя лучшие образцы народной культуры Дона, произведения донских композиторов, художников, писателей.
Данная программа является авторской, прошла экспертизу в ИПКиПРО и утверждена 07.06.98 г. (рецензия прилагается.)
«Без музыки я не мыслю жизни».
И. Репин
Изучение культуры казачества приобретает всё большее значение. Знакомясь с развитием Донской культуры, ученики через историю Малой Родины расширяют представления о человеческой культуре прошлого. Ощущение себя как части своего народа немыслимо без знания народной культуры, без приобщения к духовности народа. Это происходит и при исполнении казачьих песен. Народная культура (в т.ч. и казачества) существует в разных формах — фольклорная литература, народная философия, народное естествознание, бытовая, семейная культура. Одной из значимых сфер народной культуры - народное песенное творчество.
«Народная песня в педагогии есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания», — писал известный русский педагог С. Миропольский. - При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться».
Фольклор — всегда школа общения, красоты поведения, энциклопедия быта, одежда, трудовых: обычаев. Это мир человека прошлого и настоящего.
Если проследить историю донской народной культуры по песням, то мы увидим, что они рождались по следам исторических событий, были тесно связаны с обрядами, праздниками, играли. В них отражено всё многообразие жизни народа, его горести и радости, боевые походы, ратные подвиги и трудовые будни. Слушая песни донских казаков можно не только узнать, какую одежду они носили с каким оружием сражались, но и получить представление о поведении казаков, об их отношении к окружающему миру, об условиях быта и отношении к своей семье.
«Народная песня есть драгоценнейший образец народного творчества».
П. И. Чайковский.
И конечно же творцом этих песен был сам многонациональный народ, осваивавший новые земли, строивший городки, а затем станицы и храмы, Слагавшиеся песни и былины передавались из поколения в поколение, прославляя казаков-атаманов, богатые живописные земли Дона. Их можно было услышать при крещении и на свадьбе, провожая на службу и встречая из похода. Исторические и походные, обрядовые и бытовые, лирические и плясовые, свадебные и хороводные. Песни и сказания сопутствовали казаку всю жизнь. Почти все они - это устное народное творчество.
Сегодня у настоящего фольклора много конкуренции: по радио, телевидению, с кассет компакт-дисков звучит очень много низкопробных поделок, неудачных стилизации под народную песню. Эта волна захлестывает сознание детей, не даёт им развиваться духовно. Ребёнок оказывается на распутье: он не может определить, что действительно ценно, не может самостоятельно выработать систему ориентиров в мире музыки, портит музыкальный вкус, а настоящим народным песням отводится незаслуженно мало места в жизни налево общества. И наша общая задача — заинтересовать детей лучшими образцами народного донского творчества, приобщить к историческому прошлому своего края, научить ценить Истинную Красоту! Воспитать у них общую музыкальную культуру, настоящий вкус, пополнить духовные ценности и стремиться только к прекрасному.
Эта программа предназначена для работы с учащими 5-6 классов, как факультативный курс — 2-й час музыки, основанный на региональном компоненте и опирается на методические принципы программы Д. Б. Кабалевского: образность, целостность, связь с окружающим миром.
Из методики
И. В. Кадобновой
В. О.Усачёвой
Л. В.Школяр
«Шестилетние дети и музыка» взяла следующие метода: моделирование процесса творчества, где ученики ставятся в положение творца - поэта, творца - музыканта; «пластическое интонирование», когда любой жест, движение становятся формой выражения эмоционального содержания произведения.
Много интересного по работе с детьми в фольклорной традиции наработала Н. С. Ширяева в программе «Праздники народного творчества в школе».
Занятия строятся с творческим подходом, где особое место отводится истории донского края, народному костюму, исполнительским традициям; где главный метод - проигрывание словом. В данном курсе так же важны элементы донской культуры, героическое прошлое нашего края, особенности жизни и быта многонационального сплочённого народа.
ЦЕЛЬ программы — приобщить учащихся к народной культуре родного края как неотъемлемой части духовной культуры России, обеспечить преемственность между поколениями через приобщение детей к истокам донской духовной культуры вообще и музыкальной в частности; содействовать воспитанию у учащихся интереса к народной музыке.
Достижение этой цели определено решением следующих задач
Изучение музыкальной культуры донского казачества требует гибкости, движения мысли, Залог творческого успеха лежит в постоянных поисках нового и забытого старого. Музыкальную культуру народа можно понять только на основе исторической действительности.
Главные принципы построения программы – историзм; связь с окружающей жизнью; доступность; глубокое образное раскрытие жизненных проблем; обращение к народной педагогике, к народной мудрости; органическое единство смыслового и образного; бережное отношение к поэтическому слову как к родному слову; обращение к музыкальной классике; импровизационностъ; неожиданность.
Программа состоит из четырех разделов, каждый из них соответствует программе одной четверти:
I раздел. Жизнь и быт казаков.
II раздел. Народное творчество.
III раздел. Песня — зеркало истории.
IV раздел. Праздники и обряды.
В I четверти дети знакомятся с историей жизни донских казаков. Они узнают об укладе их жизни; быте; откуда и почему пришли люда на донские земли; об их занятиях и одежде, об отношении к быту. Это всё отражено в устном и музыкальном народном творчестве.
Во II четверти учащиеся больше узнают о народном творчестве: о ковроделии, оружии, резьбе по дереву; о первых народных музыкальных инструментах. Казаки любили сочинять сказки, прибаутки, сказания. Знакомясь с этими произведениями устного народного творчества, дети узнают об особенностях донских говоров.
Программа III четверти посвящена казачьим песням, как зеркалу истории и природы родного края. Рассказывая о донском крае, я использую не только народные песни, но и произведения литературы, живописи, песни, написанные донскими композиторами, лучшие образцы духовной музыки.
Программа последней четверти рассказывает о праздниках и обрядах донского казачества, возрождаемых в наше время. Дети знакомятся с такими интересными праздниками, как Провода Зимы (Масленица), Пасха, праздник растительности, узнают о свадебном, поминальном и других обрядах.
В ходе занятий, дети получают новые знания по истории донского края (см. пр. 1, 2), о народном музыкальном творчестве; знакомятся с произведениями донских композиторов и художников, писателей и поэтов, с архитектурой (см. пр. 2, 4). Этим они обогащают свой внутренний духовный мир. Учащиеся умеют не только слушать и слышать музыку, но и грамотно, красиво говорить о ней (см. пр. 4). Правильно подбирают иллюстрации, картины к народным песням (см. пр. 6), могут проанализировать, сравнить их вместе (см. пр. З). Так же хорошо владеют народными музыкальными инструментами, исполняют песни с элементами танцевальных народных движений, поют с выразительной мимикой, жестикуляцией в свободном артистичном общении с другими исполнителями. При создании музыкального образа, дети находят звук, нужную окраску, овладевают навыками народного пения: унисоном, дыханием по фразам и короткое цепное, кантиленой речи, пением а капелла, двуголосием, каноном, расширяют диапазон, поют в свободной народной манере.
Программа является основной и предназначена для всех классов. Но ее варианты разработаны отдельно для разных групп классов.
Приложение к курсу:
Программа рассчитана на 34 ч, состоит из четырех разделов.
Программа
Дон могучий, Дон глубокий
Темно-синею волной
По степи бежит широкой,
Плещет яркою струной.
И журча, катятся воды,
Да валы о берег бьют
И о днях былой свободы
Песни милые поют.
Всё поют - о прошлой воле,
О наездах казаков,
О пирах, о тяжкой доле,
О бряцании оков…
Всё поют… И песню эту
Кто душой своей поймёт,
Пусть, как буйный Дон, поёт,
Пусть несёт её по свету.
ВВЕДЕНИЕ. Дикое Поле.
Голубые просторы, туманы,
Ковыли, да полынь, да бурьян…
Ширь земли да небесная сень!
Вся могильниками покрыта –
Без имен, без конца, без числа…
Вся копытами, да копьями взрыта.
Да народной тугой поросла.
Широко наше Дикое Поле,
Глубока наша скифская степь.
М. А. Волошин
Географическое расположение места, какие народы заселяли.
Музыкальный ряд: песни: «Дон ты мой», «Конь боевой с походным вьюком».
Литературный ряд: стихи: «Дикое Поле», М. Волошин, Н. Карамзин.
Визуальный ряд: картина «Битва русских со скифами» В. Васнецов.
Понятия: скифы, акапелла, унисон.
Виды деятельности: исполнение песен, слушание.
Поисковая работа: найти старинные вещи.
I раздел. Жизнь и быт казаков.
1 Тема. Вольные люди. Жизнь в походах. Кто такие казаки, причина переселения, чем занимались и причина этого.
Музыкальный ряд: песни: «Дон могучий, Дон глубокий». «Как мы в Турцию ходили». «Богатырская симфония» Бородин.
Литературный ряд: поговорки, заповеди.
Визуальный ряд: портреты атаманов, картина «Богатыри», В.Васнецов.
Понятия: атаман, есаул, бунчук, зипун, симфония.
Виды деятельности: исполнительская, творческая, найти поговорки, слушание музыки.
2 Тема. Занятия казаков. Конь — верный друг. Увлечения казаков, занятия, особое место отводится коню.
Музыкальный ряд: песни: «В островах охотник», «По Дону гуляет».
Литературный ряд : поговорки, стихотворение «Кони ржут …» С.Скопцов
Визуальный ряд: иллюстрации, пейзажи природы.
Понятия: кантилена, цепкое дыхание, струг, гулябщики, пажить.
Вида деятельности: исполнительская, поисковая, творческая: нарисовать, найти предметы обихода.
3 Тема. Быт и одежда донских людей. Какие причины повлияли на характер одежды, посуда, обстановка в доме.
Музыкальный ряд: песни «Да кто в этом во дому», «Солнце село за горою».
Литературный ряд: стихотворение: «Мой курень» С.Скопцов.
Визуальный ряд: изображение посуды, одежды, обстановки.
Понятия: курень, балясник, ян, сальник, холодайки.
Виды деятельности: творческая, исполнительская, поисковая (искать старинную посуду, нарисовать одежду, слепить).
4 Тема. Каким принципам верили казаки, их вера. Нравственные принципы в жизни казака.
Музыкальный ряд: П. И.Чайковский «Легенда». Д. Бортнянский «Тебе бога хвалим».
Литературный ряд: знакомство с Библией.
Зрительный ряд: изображение храма, иконы.
Понятия: икона, Библия, псалом, молитва.
Вида деятельности: исследовательская, исполнительская, найти изображение иконы, слушание.
II Раздел. Народное творчество.
1 Тема. Прикладное искусство. Виды прикладного искусства, связь с другими народами.
Музыкальный ряд: песни: «Молодая молода», «Посею лебеду…»
Литературный ряд: сказки, былины.
Зрительный ряд: картина о быте донского народа.
Понятия: чауш, былина, баллада, кантилена.
Виды деятельности: исполнительская, слушание, творческая: оформить сказания.
2 Тема. Виды фольклора. Рассказать о жанрах и особенностях фольклора.
Музыкальный ряд: песни: «Пчелочка», пески-прибаутки.
Литературный ряд: сказание об атаманах, книги.
Визуальный ряд: слайд скульптуры «Ермак», драма «Ермак».
Понятия: фольклор, сатира, драма.
Виды деятельности: исполнительская, поисковая (найти интересные сказания, сказки).
3 Тема. Музыкальные инструменты. О появлении на Дону первых музыкальных инструментов, влияние других культур.
Музыкальный ряд: песня «Донской казачок», оркестр русских народных инструментов.
Литературный ряд: история появления музыкальных народных инструментов.
Визуальный ряд: картина «Славянские композиторы», И.Е.Репин.
Понятия: рылей, варган, сиповка, буйло.
Виды деятельности: исполнительская, творческая (слушать, нарисовать музыкальные инструменты).
4 Тема. Донские говоры. Об особенностях языка, его диалекты, влияние других культур.
Музыкальный ряд: песни «Кундюбочки», «Бела рыбица».
Литературный ряд: знакомство со словами.
Визуальный ряд: картина: «Боян», В. Васнецов.
Понятия: чинак, жерделы, шулюн, шлях, кодра.
Виды деятельности: исследовательская, исполнительская, творческая (нарисовать икону).
III Раздел. Песня — зеркало истории.
1 Тема. Песни, рожденные в походах. События, которые влияли на музыкальную культуру, известные полководцы, атаманы.
Музыкальный ряд: песни: «Ты взойди, красно солнышко», «Ой, ты, батюшка».
Литературный ряд: легенды, сказания.
Визуальный ряд: картина «Трубачи первой Конной», Греков.
Понятия: жанр, двуголосие, тембр.
Виды деятельности: исполнительская, творческая (слушать, найти песни исторические).
2 Тема. Образы донской природы в народной музыке. География донских земель, климат, занятия.
Музыкальный ряд: песни «Зоренька — зарница», «Ой, Рассея, мать Рассея».
Литературный ряд: стихи, В. Гиляровский.
Визуальный ряд: картины Дона.
Понятия: танок, кантилена, акапелла, двуголосие.
Виды деятельности: исполнительская, творческая (слушать, нарисовать картину донской природы).
3 Тема. Тема донского края в музыке.
Литература и живопись. Первые донские писатели, композиторы, художники, их вклад, произведения.
Музыкальный ряд: С. Халаимов «Донские мотивы», песни «Пляска», романс.
Литературный ряд: стихотворение «Дон», А. Пушкин, роман «Тихий дон», М.Шолохов.
Визуальный ряд: картина «Лето», С. Скопцов.
Понятия: роман, романс, соло, опера.
Вида деятельности: исполнительская, творческая (слушание, песни современных донских композиторов).
4 Тема. Хороводы и игры. Связь быта с песней, уклада жизни с играми.
Музыкальный ряд: хоровод «Плетень заплетать», песня «Развеселая беседушка».
Литературный ряд: сказки, игры.
Визуальный ряд: картина «Весна», «Большая вода», И. Левитан.
Понятия: плетень, фольклор, унисон.
Виды деятельности: исполнение, слушание, исследовательская (выявить общие черты хороводов русских и казачьих).
5 Тема. Свадебные песни. Важность обряда, виды свадебных песен.
Музыкальный ряд: песни «Отходилась, отгулялася», «Ой, при лужку».
Литературный ряд: история обряда.
Визуальный ряд: картина «Сватовство».
Понятия: сват, характер, двуголосие.
Виды деятельности: исполнение, исследовательская (найти картину, нарисовать костюм невесты).
6 Тема. Духовная музыка. История написания библии, влияние духовности на жизнь.
Музыкальный ряд: песни-поминовения, Д. Бортнянский «Тебе Бога хвалим», Б. Чесноков «Благослови душе моя, Господи».
Литературный ряд: Евангелие, история появления людей.
Визуальный ряд: картина «Протодьякон», И. Репин, изображения икон, храмов.
Понятия: виды песнопения, протодьякон, часовня, Евангелие, поминовение, академическое пение.
Виды деятельности: слушание, исполнительская, исследовательская (отличие кадров, написать рассказ об этой музыке).
IV Раздел. Праздники и обряды.
1 Тема. Рождественские праздники. Значимость праздника, история празднования.
Музыкальный ряд: П. И.Чайковский «Январь», калядка «Пришла калядка накануне января».
Литературный ряд: история обряда, праздника.
Визуальный ряд: картина «Зима», Дубовский.
Понятия: колядка, рождество, темп, динамика.
Виды деятельности: исполнительская, творческая (слушать, сочинить колядку).
2 Тема. Праздник Масленицы. История появления, бытовая жизнь казаков.
Музыкальный ряд: песни весны, П. И. Чайковский «Масленица».
Литературный ряд: история обряда.
Визуальный ряд: картина «Масленица», Б. Кустодиев.
Понятия: Масленица, песни-шутки, глиссанда.
Виды деятельности: исполнительская, исследовательская (характер, сравнение картин, слушание музыкальных произведений).
3 Тема. Пасхальная обрядность. История празднования.
Музыкальный ряд: «Дождь», А. Гречанинов, «Вербочки», Глиэр.
Литературный ряд: история праздника.
Визуальный ряд: иллюстрации празднования.
Понятия: Пасха, вариации, обряд.
Виды деятельности: исполнение, слушание, анализ музыкальных произведений.
4 Тема. Троица — праздник растительности. Праздники лета, их виды, характер.
Музыкальный ряд: «Дождь», А. Гречанинов.
Литературный ряд: сказки о летней поре, поговорки.
Визуальный ряд: картина: «Радуга», Дубовский.
Понятия: поговорка, Троица, трехголосие, поневка.
Виды деятельности: исполнение, творческая (сочинить поневку, слушание).
5 Тема. Осенние праздники. Виды праздников. История их появления.
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Осенняя песня», песни об осени.
Литературный ряд: рассказы К. Паустовского.
Зрительный ряд: картина «Золотая осень», И. Левитан.
Понятия: а капелла, унисон, кантилена, цикл.
Виды деятельности: исполнение, слушание, исследовательская (сравнить характер
картины и музыки).
6 Тема. Обряды. Связь обрядов с укладом жизни.
Музыкальный ряд: песни «Конь ты мой», «Провожали на службу».
Литературным ряд: содержание обрядов.
Визуальный ряд: иллюстрации, рисунки.
Понятия: обряд, уклад, тембр, крещенцо, диминуэндо.
Виды деятельности: исполнение, слушание, сочинить попевку о коне, нарисовать рисунок.
Курс «Музыкальная народная культура казачества»
Календарно-тематическое планирование
Тема |
Программный материал |
Кол-во часов |
Введение |
«Дикое поле» |
1 |
I раздел |
Жизнь и быт казаков |
|
1 тема |
Вольные люди. Жизнь в походах |
2 |
2 тема |
Занятия казаков. Конь — верный друг |
2 |
3 тема |
Быт и одежда донских людей |
2 |
4 тема |
Нравственные принципы в жизни казака |
1 |
II раздел |
Народное творчество |
|
1 тема |
Прикладное искусство |
2 |
2 тема |
Виды фольклора |
2 |
3 тема |
Музыкальные инструменты |
2 |
4 тема |
Донские говоры |
1 |
III раздел |
Песня — зеркало истории |
|
1 тема |
Песни, рожденные в походах |
2 |
2 тема |
Образы донской природы в народной музыке |
2 |
3 тема |
Тема донского края в музыке, литературе, живописи |
2 |
4 тема |
Хороводы и игры |
1 |
5 тема |
Свадебные песни |
1 |
6 тема |
Духовная музыка |
2 |
IV раздел |
Праздники и обряды |
|
1 тема |
Рождественские праздники |
1 |
2 тема |
Праздники масленицы |
1 |
3 тема |
Пасха |
2 |
4 тема |
Троица — праздник растительности |
1 |
5 тема |
Осенние праздники |
2 |
6 тема |
Обряды |
2 |
Итого |
|
34 |
Словарь терминов
Курень — дом
майдан — площадь
односум — однослуживец
переметчик — изменник
жалмерка — солдатка
казаки — гулябщики — охотники
атаман — предводитель, главный военачальник
есаул — помощник атамана, казачий начальник
сотник — воинский начальник
казачий круг — собрание
квелый — слабый
бунчук — символ казачьей вольности
наброд — сброд
станица — населенный пункт
бабук — большой паук
расшива — плоскодонное парусное судно
водак — лодка для перевозки и хранения живой рыбы
дуб — челн, большая лодка
струг — легкая лодка
думбас — большая казачья лодка
водянка — водяная мельница
вешний — весенний
водопол — разлив рек весною
людство — люди, народ
магазеин — магазин, склад
палисад — забор
балясник — узкий балкончик
отписки — письма
полуденная сторона — юг
полуночная сторона — север
провесная рыба — солёная
чапура — белая цапля
сапа — змея
чеканас — окунь
чалба — половник
вытялшна — овраг
лановик — снег хлопьями
пажить — луг, пастбище
Словарь терминов донских говоров
слова тюркоязычного происхождения
ян — напиток из кислого молока
сюзьма — заквашенное молоко
чинак — миска
бальсан — глиняный сосуд для масла
саган — котел, форфоровая посуда
тузлук — дикий чеснок
щерба — уха
бармаки — деревянные вилы
каюк — небольшая лодка
макара — нить для вязания рыболовных сетей
гардал — горчица
жерделы — дикие мелкие абрикосы
из иранских языков
нардек — арбузная патока
принч — рис
демень — подвесной руль лодки
из калмыцких языков
будан — булльон, жидкое кушанье
шулюн — говяжий бульон
шурпек — коршун
из украинского языка
драбила — лестница
трохи — немного
жменя — горсть
зараз — сейчас
кодра — половик из тряпок
нехай — пусть
репанец — простой, неграмотных человек
шлях — дорога, путь
нема — нет
репаться — ломаться
груба — печь
баз — скотный двор
коваль — кузнец
помолкни — помолчи
играть песню — в старину песню не пели, а играли
играющие — песенники
чаюха — чайная гуща
чукавый — людный, щеголеватый
водворок — муж, принятый в дом жены
долгушка — спальня в казачьем доме
коневитый — стройный человек
холина — крем для лица
сырная неделя — Масленица
кандило - лампада, светильник
гость — купец, торговый агент
дщерь — дочь
косник — украшение для женской косы
зипун — верхняя одежда
каврак — халат из шелка
сальник — женский головной убор
челоуг — девичий головной убор
саян — расшитый сарафан
кумашник — яркий сарафан
чикилики — подвеска на головном уборе, украшенная жемчугом
перлы — украшение на шее из жемчуга
занеска — женский передник
круглик — пирог с начинкою
пира — хлеб
чауш — сорт винограда
рожак — местный уроженец
ссыпчина — складчина
бингалин — крепдышин
капишон — отложной воротник
ожерелок — стоечка - воротник.
обводка — вырез шеи, отделанный вышивкой
ладанка — карман
шалёнка — шерстяной платок
скрынь — сундук
клад — подарок невесте
подушки — приданое
поршни — рабочая обувь
чирики — женская красивая обувь
ходоки — вязаные рабочие туфли в сухую погоду
холодайки — короткие кофты
жупейки — пальто на вате
буйло — музыкальный инструмент, контрабас
Дополнительная литература
1. Л. Новак. Н. Фрадкина.
«Как у нас-то было на тихом Дону».
Историко - этнографический очерк о жизни, быте, походах, праздниках казаков.
2. А. Ригельман.
«История о донских казаках».
Первый, историк, донского казачества, без его книг не обходится ни одно серьёзное исследование.
3. Г. Науменко.
«Фольклорная азбука».
В книге представлена концепция методики работы с детьми по обучению их народному пению на базе их творческого потенциала. Автор опирается на опыт известных деятелей культуры: Н. К. Мешко, Н. В. Калугина и В. С. Попов.
4. А. Скорик. Р. Тикиджьян.
«Казачий Дон. Очерки истории».
Освещаются наиболее актуальные проблемы истории и возрождения донского казачества.
5. Т. Горюнова.
«На пути к педагогике искусства».
Предлагает построение, методику Д. Кабалевского, что необходимо воспитание не музыканта, а человека.
6. Т. Вендрова, И. Пигарева.
«Воспитание музыкой».
«Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». (В. А.Сухомлинский).
7. И. Кадобнова, В.О.Усачева, Л. В.Школяр.
«Дети и музыка».
Представлено самоценное явление вхождения детей в музыкальное искусство.
8. Н. Ширяева.
«Праздники пар творчества в школе».
Необходимо вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей человеческих отношений с помощью обращения к фольклору.
9. A. Листопадов.
Старинная казачья свадьба, Р-н/Д, 1947.
10. П. Громова.
Народное творчество Дона, 1952.
11. A. Листопадов.
Былинно-песенное творчество Дона, 1948.
12. П. Лебеденко.
Сказки Тихого Дона, 1968.
13. В. Маложавенко.
Был и я среди донцов, 1984.
14. П. Ковешников.
Дон волною серебрится: частушки, пословицы и поговорки Дона.
15. A. Листопадов.
Донские лирические песни.