Россия, ХМАО — Югра, Сургутский район, п.г.т. Белый Яр
МБОУ «Белоярская СОШ № 3»
Учитель русского языка и литературы
Цымбалюк С. А.
Действенным способом формирования коммуникативной компетенции на уроках литературы считаю игровые технологии. Игры позволяют занять и структурировать время. Хорошо продуманная игра захватывает человека целиком. Это единство мыслей, чувств и движения. Игра привлекательна для любого человека любого возраста и обладает огромными обучающими, развивающими, совершенствующими личность возможностями.
Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок обязательно должен достигнуть определенного результата. Ожидания педагогов, родителей и самого ребенка приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам. Все это, зачастую, приводит к тому, что у обучающихся пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить.
Так как помочь школьнику и сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость?
Для того, чтобы помочь сохранить ребенку свое физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Достаточно организовать учебно-познавательную игру.
Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:
1. Обучающая функция — развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие информации различной модальности.
2. Развлекательная функция — создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
3. Коммуникативная функция — объединение учащихся в коллектив, установление эмоциональных контактов.
4. Релаксационная функция — снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
5. Психотехническая функция — формирование навыков подготовки своего психофизиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.
6. Развивающая функция — гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
7. Воспитательная функция — психотренинг и психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
Для школьников на уроке более привлекательны групповые игры, потому что реализуют их стремление к совместному поиску, позволяют совершать действия в благоприятных условиях — и не у всех на виду, и не в одиночку, — активизируют эмоциональный, мыслительный, контактный настрой.
Игра развивает важнейшие социальные навыки и умения: эмпатии, кооперации, разрешения конфликтов путем сотрудничества. Учит человека видеть ситуацию глазами другого.
Применение игровых приемов в обучении позволяет учителю использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.
С целью формирования коммуникативных компетенций для более эффективного усвоения материала при изучении в 6 классе повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» я использую следующие игры:
ИГРЫ-СИТУАЦИИ |
|
Предназначение |
Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику. |
Содержание |
Обучающимся предлагается разыграть ряд ситуаций: 1) отец Лизы узнал о проделках (переодевании) дочери в крестьянку; 2) служанка Лизы рассказывает дворовым о проделках барышни; 3) вы писатель, проезжающий мимо имения и узнавший эту историю: расскажите, как вы о ней узнали и чем она вам понравилась. |
ИЗОБРАЗИ ГЕРОЯ ПОВЕСТИ |
|
Предназначение |
Развить умение использовать невербальные средства общения. |
Содержание |
Обучающимся предлагается изобразить с помощью жестов, мимики героя повести. Остальные должны узнать героя и назвать. |
КОММУНИКАТИВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЗОМБИ» |
|
Предназначение |
Процедура групповой работы, направлена на развитие способности разговорить человека. |
Содержание |
Ведущий ставит немного в сторонке стул, остальные располагаются полукругом. Вызывается доброволец, который будет сидеть на стуле и выполнять тем самым роль «зомби». Ведущий вручает ему карточку, на которой выписано три утверждения. Например: 1. Лиза была довольно мила. 2. Гувернантка Лизы была сердита на свою воспитанницу. 3.Отец Лизы любил охоту. Задача остальных участников — с помощью расспросов выяснить содержание этой карточки. Ведущий при этом просит «зомби» отвечать «максимально искренно», то есть с опорой на «сверхценные суждения», но при этом стараясь держать содержание карточки в тайне, насколько это возможно. Когда кто-то из участников угадывает одно из суждений — ведущий поднимает руку и сообщает: «Первое есть. Осталось два». Если участники долго не могут докопаться до «сверхценных суждений», ведущий просит «зомби» немного помочь. |
ПРЕСС КОНФЕРЕНЦИЯ |
|
Предназначение |
Развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения. |
Содержание |
Все обучающиеся класса участвуют в пресс-конференции на тему «Барышня-крестьянка». Среди участников три гостя: один — «писатель», второй — режиссёр, решивший снять фильм, третий — актёр, который будет играть в фильме. Обучающиеся задают гостям вопросы, обучающиеся отвечают на них.
|
ПОЙМИ МЕНЯ |
|
Предназначение |
Развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения. |
Содержание |
Подготовившийся заранее ученик читает отрывки из произведений, которые учащиеся прошли на предыдущих уроках. Обучающиеся должны угадать, из какого произведения данный отрывок. |
МАСКА |
|
Предназначение |
Развить умение анализировать услышанное. |
Содержание |
Все участники садятся в круг. Учитель раздаёт карточки. Ученики по очереди надевают маску и читают от имени какого-либо героя повести. Обучающиеся должны угадать, кто спрятался за маской. |
ТРИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ |
|
Предназначение |
Развить умение анализировать пройденный материал. |
Содержание |
Обучающиеся должны приготовить по три прилагательных, характеризующих героев повести. По этим прилагательным обучающиеся должны угадать героя.
|
10 СПОСОБОВ |
|
Предназначение |
Развить умение анализировать пройденный материал, развить умение кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения. |
Содержание |
Учащиеся должны придумать 10 способов решить проблему: 1) помирить две враждующие семьи; 2) видеться с молодым барином. |
ВЕРБАЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОПУГАЙ» |
|
Предназначение |
Упражнение предназначено для развития связной, чёткой речи, способности размышлять последовательно и логично. |
Содержание |
Может использоваться как индивидуально, так и в процессе групповой работы. Учитель читает 2-3 предложения из текста; один ученик повторяет за учителем, всё что запомнил, второй ученик — повторяет то же самое, третий … Кто более точно передаст содержание сказанного учителем. |
КОММУНИКАТИВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «АНТИНОМИИ» |
|
Предназначение |
Показать важность умения рассуждать логически, развить языковую грамотность, показать хитрости, которыми пользуются ловкие ораторы для того, чтобы доказать, что «белое это черное». |
Содержание |
Ведущий предлагает участникам тренинга придумать собственные антиномии. Они могут быть не такими глубокомысленными, как у Канта, можно предложить вполне бытовые парадоксы. Главное — чтобы оба утверждения хотя бы казались истинными. Участники придумывают антиномии — утверждения, противоречащие друг другу, и при этом оба истинные по теме «Герои повести А.С. Пушкина». Например: 1) Лиза была легкомысленной, поэтому отправилась одна в лес; 2) Лиза была умна, находчива. Она хотела увидеть барина и придумала, как это сделать. Участники в свободном порядке высказывают свои антиномии. Ведущий и другие участники внимательно выслушивают «докладчика». Для наглядности антиномию желательно записать на доске или изобразить как-то схематически, в виде рисунка. Ведущий устраивает опрос других участников: Основные задачи ведущего в процессе упражнения: – помогать участникам высказывать свои мысли логично, стройно, – обращать внимание участников на разного рода хитрости в рассуждениях. |
КОММУНИКАТИВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА» |
|
Предназначение |
Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие способности резюмировать основное содержание речи другого человека, находить точки, в которых можно развить коммуникативную ситуацию. |
Содержание |
Ведущий вызывает одного добровольца. Ему предстоит рассказать небольшой эпизод из текста. Желательно, чтобы этот эпизод содержал какую-то проблему. Обучающийся придумывает рассказ. Остальные участники внимательно его слушают. Если доброволец сбивается, не знает, как продолжить рассказ, ведущий в мягкой манере ему помогает. После окончания рассказа ведущий предлагает участникам проанализировать рассказ и выделить в нем семь ключевых слов (понятий): – эти ключевые слова должны отражать наиболее характерные моменты рассказа; – ключевые слова должны отражать проблему; – можно использовать сочетания из двух-трех слов, если нельзя ограничиться одним, и это будет считаться за одно ключевое понятие. Список ключевых слов составляется участниками игры сообща. Сам автор рассказа в обсуждении участия не принимает. Если ключевых слов набирается больше семи, надо отсеять лишние. При этом какие-то можно объединять. Когда список составлен, происходит переход к другому добровольцу и его рассказу. Так желательно повторить несколько раз. В конце проводится обсуждение, на котором ведущий вместе с участниками рассматривает ситуации, в которых может помочь это умение выделять в речи собеседника ключевые слова. Ведущий обращает внимание участников на то, что каждое ключевое слово — это точка, в которой можно развить диалог в каком-то особенном направлении. Иногда собеседник специально, сознательно подбрасывает эти ключевые слова. Иногда он это делает бессознательно. Иногда даже вопреки своей воле. |
ЛИТЕРАТУРА
1. Коммуникативное упражнение "Антиномии" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru): [web-сайт]. 23.05.2013. — Режим доступа: http://azps.ru/training/communication/antinomii.html (дата обращения 23.05.2013).
2. Коммуникативное упражнение "Зомби" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru): [web-сайт]. — Режим доступа: http://azps.ru/training/communication/zombi.html (дата обращения 07.11.2012).
3. Коммуникативное упражнение "Ключевые слова" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru): [web-сайт]. http://azps.ru/training/communication/key_words.html
4. Подольский А. «Психологическая система П.Я. Гальперина. - «Психологический журнал»№5, 2003.
5. Попова Е. А. «Художественный текст в процессе литературной коммуникации». «Русский язык в школе» №1, 2001.
6. http://www.budud.narod.ru
7. ubscribe.ru/group/intellektualnyie-tehnologii/346957/
8. http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253258678906250/Default.aspx