Россия,Ростовская область, г.Зерноград
ГБОУ среднего профессионального образования «Зерноградский педагогический колледж»
Преподаватель
Лазарева И.Ю.
Форма проведения: мастер-класс с использованием элементов технологии развития критического мышления; дискуссия; групповая работа; работа с учебным текстом.
Дидактическая цель мастер-класса:
Æ создать условия для осознания и осмысления нового материала в рамках дисциплины основы социологии средствами технологии критического мышления.
Оборудование:
Æ мультимедиа — 10 сладов (Приложение № 1);
Æ карточки с понятиями (Приложение № 2);
Æ раздаточный материал для кластера и синквейна (Приложение № 3):
а) учебные тексты «Основные формы культуры» трех видов для групп (20 шт.);
б) листы А-4 по 12 для каждой группы;
в) фломастеры.
Ход урока
Преподаватель:
Уважаемые коллеги, студенты предлагаю вам познакомиться с удивительным миром педагогических технологий, которые должны, на мой взгляд, являться неотъемлемой частью любого современного развивающего урока.
Сегодня, мы познакомимся, с некоторыми элементами технологии развития критического мышления. (слайд 1).
Дидактическая цель мастер-класса: создать условия для осознания и осмысления нового материала в рамках дисциплины основы социологии средствами технологии критического мышления. (слайд 2).
Основа технологии — трехфазовая структура урока.
1. Первая стадия — вызов. (слайд 3).
Для определения ключевого понятия и темы урока предлагаю обратиться к видеоматериалу, видеоряд из 34 слайдов, изображающий примеры различных форм культуры. (слайд 4).
Опираясь на увиденный материал, попытайтесь определить ключевое понятие нашей темы (Ответы студентов).
Итак, ключевое понятие темы мастер-класса — это понятие «культура». Оно нам уже знакомо из предыдущих уроков. Дайте определение понятию «культура». (Ответы студентов).
Используя увиденный материал, ответьте на вопросы:
1 вопрос: Какие ассоциации связаны у вас с понятием культура?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, используем прием составления кластера. (слайд 5).
(на доске карточка с понятием «культура». Студенты прикрепляют к ней карточки с различными видами культуры, увиденными во время просмотра видео материала).
Пример:
2 вопрос: Что особенного вы заметили во время просмотра видеоматериала?(ответы студентов о непохожести и многообразии культуры).
Преподаватель:
Да, действительно, культура очень многообразна и многопланова. Как само общество делится на различные слои и социальные группы, так и его культура содержит разные пласты и сферы. Например, выделяют светскую и религиозную; национальную и интернациональную; западную и восточную; политическую, правовую и другие виды культур.
Так, в зависимости от того, кто создал культуру, каков ее характер и кому она адресована, выделяют три формы культуры: элитарную, народную и массовую.
Итак, тема мастер-класса: «Культура и ее основные формы». (слайд 6).
2. Стадия осмысления (слайд 7).
На данной стадии нам предстоит работа в группах (3 группы). Каждая группа работает с тремя различными текстами, содержащими информацию о разных формах культуры. (Приложение № 3). (время изучения текстов - 7 мин.)
Преподаватель:
На данном этапе работы мы проанализируем и переработаем информацию, полученную нами в процессе изучения учебных текстов. Предлагаю вам ответить на вопросы.
1 вопрос: Какую новую информацию вы узнали из учебных текстов.
1 группа характеризует особенности элитарной культуры.
2 группа дает характеристику народной культуре.
3 группа выделяет особенности массовой культуры.
2 вопрос: Какие виды культуры относятся к данным формам?
(идет обсуждение).
Для обобщения, вновь обратимся к кластеру (студент от каждой группы прикрепляет карточку с одной из форм культуры к определенному виду культуры, происходит систематизация кластера).
Пример:
Вопрос 3: Сравните различные виды культуры (идет обсуждение в форме дискуссии, преподаватель дает обобщение).
3. Стадия рефлексии.(слайд 9).
Преподаватель:
На данном этапе используем прием составления синквейна. (слайд 9).
Этот прием поможет нам кратко охарактеризовать три формы культуры, а также благодаря синквейну, мы увидим разные формы культуры в сравнении. (На доске три опорных понятия: элитарная культура, народная культура, массовая культура. Каждая группа составляет синквейн для своей формы культуры и прикрепляет ключевые слова на доску, соблюдая правила написания синквейна (время - 5 мин.)
Примеры составления синквейна:
1. Элитарная культура |
1. Народная культура |
1. Массовая культура |
2. Интеллектуальная, малодоступная |
2. Самобытная, традиционная |
2. Общедоступная, зрелищная |
3. Развивает, совершенствует, одухотворяет |
3. Обогащает, отражает, сохраняет |
3. Усредняет, развлекает, производит |
4. Элитарная культура – это соприкосновение с прекрасным |
4. Народная культура – душа народа |
4. Массовая культура — культура потребления |
5. Лучшее |
5. Фольклор |
5. Прибыль |
Преподаватель:
И в заключение нашего мастер-класса мне хочется привести слова В.А. Сухомлинского: «Знать — это, прежде всего, уметь пользоваться знаниями».
(слайд № 10).
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Слайд № 1.
Технология развития критического мышления.
Слайд № 2.
Дидактическая цель мастер-класса:
создать условия для осознания и осмысления нового материала в рамках дисциплины основы социологии средствами технологии критического мышления.
Слайд № 3.
Первая стадия — вызов: Деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания.
Слайд № 4.
Видеоряд из 34 слайдов, изображающий различные формы культуры (элитарную, народную, массовую).
Слайд № 5.
Кластер – это графический способ организации материала.
Слайд № 6.
Тема мастер-класса: «Культура и ее основные формы»
Слайд № 7.
Вторая стадия — осмысление. Идет непосредственная работа с информацией. Приемы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Слайд № 8.
Третья стадия — рефлексия. Информация анализируется, интегрируется, творчески перерабатывается.
Слайд № 9.
Правила написания синквейна.
Синквейн — это «стихотворение», состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
Слайд № 10.
«Знать — это, прежде всего, уметь пользоваться знаниями».
В.А. Сухомлинский.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Карточки с понятиями
|
||
|
для |
|
|
синквейна |
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Образцы учебных текстов
«Основные формы культуры»
Текст № 1
Бурные изменения культуры XX в. выражаются и в разделении художественной культуры. Если до середины XIX в. она была уделом почти исключительно свободных и обеспеченных высших слоев общества, а народ довольствовался культурой «фольклорной», то с быстрым ростом «среднего класса» ситуация кардинально меняется. В городах появляется большое число людей, которые имеют некоторое свободное (после работы на заводе, в магазине) время и деньги для развлечения и отдыха, для потребления доступных им по качеству (сложности восприятия) и цене художественных произведений.
Спрос рождает предложение, и на смену свободному духовному творчеству приходит так называемое «духовное производство», живущее по законам рынка. Технические возможности тиражирования произведений культуры (радио, кино, полиграфия, потом — аудио- и видеопродукция, телевидение), растущий рынок сбыта этих произведений делают такое культурное производство бизнесом. Его главная цель, как и любого другого бизнеса, — получение прибыли. Отсюда установка на массовое производство уже не художественных произведений, а «культтоваров»: в бизнесе главное не художественная ценность, а доход, который неизмеримо выше при массовой «штамповке» таких товаров.
Рост прибыли зависит от объема продаж. Поэтому в массовой культуре так важно не удовлетворять художественные потребности, а формировать их, воспитывать, готовить потребителя. Кроме того, массовость предполагает доступность культтоваров, поэтому в их производстве опираются на чувства, эмоции, потребности и т.п., присущие по возможности максимальному числу потребителей. Они хотят быть «при культуре» и не напрягаться, поэтому массовая культура — это производство простых, общедоступных, узнаваемых, воспринимаемых без напряжения художественных образов с целью получения максимальных прибылей. (Яркий пример — реклама, шоу-бизнес, основная продукция Голливуда, комиксы, детективы, рок-музыка.)
Массовую культуру важно отличать от народной. Последняя базируется на художественных традициях, образах-архетипах (сказки, народные песни), а массовая — на товарности, продажности искусства, которое перестает быть творчеством для души, а становится делом для денег.
Разумеется, далеко не все художники с энтузиазмом встретили эти рыночные («базарные») процессы.
В качестве своего рода реакции на неизбежно резкое падение художественного уровня в продукции массовой культуры (о чем более чем убедительно свидетельствуют, например, современная популярная музыка, телесериалы и т.д.) возникает стремление части художников заниматься «высоким» искусством, искусством ради искусства, понятным лишь узкому кругу «избранных» и не приносящих денежных доходов. Это и есть элитарная культура (элита — лучшая часть); она рассчитана, так сказать, на «внутреннее» употребление и часто принципиально стремится усложнить свой язык, сделать его недоступным для большинства людей, воспринимаемым только избранными. Так рождается художественный авангард, характерный крайним индивидуализмом, смелым поиском новых форм и идей, отказом от традиций. Потребителями элитарного искусства являются либо сами его творцы, либо представители политической и экономической элиты, стремящиеся показать свою возвышенность над толпой.
Текст № 2.
Как само общество делится на разнообразные слои и социальные группы, так и его культура содержит различные пласты и сферы. Это позволяет выделить в последней ряд форм.
Так, в зависимости от того, кто создает культуру, каков ее характер и кому она адресована, условно выделяют три уровня культуры: культуру элитарную, народную и массовую.
Элитарную культуру, прежде всего, представляют так называемое высокое искусство и серьезная литература. Они создаются талантливыми, выдающимися живописцами, музыкантами, артистами, писателями и ориентированы на избранный круг людей, высокообразованную и творческую интеллигенцию. Вместе с тем в подобный «цвет общества» входят не только «профессионалы» — искусствоведы, литераторы, критики, композиторы, режиссеры, артисты и т. д. Здесь может оказаться любой человек - тонкий знаток и ценитель литературы, музыки, театра, музейных и выставочных экспозиции, получающий от соприкосновения с прекрасным духовное, эстетическое наслаждение.
Народную культуру творит сам народ, поэтому имена авторов народного творчества, или фольклора, чаще всего не известны. Эта культура, адресованная широким кругам общества, включает самые разнообразные элементы: мифы, легенды, сказки, песни, танцы, частушки и т. д., а также народные художественные промыслы, из которых, например, в России вырастают целые производства (хохломская роспись по дереву, чернение по серебру Великого Устюга, федоскинская лаковая миниатюра и др.).
Массовая культура, или, как ее иногда называют, поп-культура, предельно общедоступна, но большей частью сконцентрирована в молодежных слоях общества. Она не претендует на удовлетворение изысканных вкусов и серьезных духовных запросов, носит в основном развлекательный характер, ориентирована на сиюминутность и сильно подвержена штампам и моде и потому весьма преходяща.
Яркие примеры подобной культуры - музыкальные шлягеры-однодневки, бесконечно сменяющие друг друга и для многих служащие лишь звуковым фоном в повседневной суете; стандартные кинобоевики, триллеры, любовно-сексуальные романы, газетные «сенсации», о которых «все говорят» пару дней, а потом с равнодушием забывают и т. д.
Текст № 3.
Культура общества — многоплановое явление, состоящее из множества ее разновидностей. Общество неоднородно, входящие в него группы имеют свой набор ценностей и норм. Поэтому выделяют несколько разновидностей культуры.
Различают народную, элитарную и массовую формы культуры. Народная культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиций.
Она представляет собой синтез материальных и духовных ценностей. Образцами народной культуры служат сказки, песни, былины, одежда, обряды, орудия труда и быта и т.д.
Авторы произведений народного творчества неизвестны. Передаваясь из поколения в поколение, произведения народной культуры могут дополняться, видоизменяться, но в то же время сохраняют присущий каждому народу особый колорит, те характерные черты, по которым можно определить, какой именно народ создал данное произведение. В науке совокупность проявлений народного творчества называется фольклор (от англ. folklore- народная мудрость). Фольклор принято делить на устно-поэтическое творчество, комплекс музыкальных, игровых и хореографических видов творчества и изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Фольклор каждого народа отличается самобытностью, ярко выраженным этническим своеобразием, особенностями региональных и стилевых проявлений.
Элитарная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью. Эта часть общества оценивается как элита (от франц. elite — лучшее, отборное).
Элитарная, или салонная, культура была в прежние времена уделом высших слоев общества, например дворянства. В настоящее время элитарной культурой называют сложные для понимания широких слоев населения произведения музыки, драматургии, литературы, кинематографа. Создание произведений в рамках элитарной культуры часто служит средством самоутверждения их авторов. Результаты такого творчества становятся предметом оживленной полемики критиков и искусствоведов, но не всегда востребованы как объект массового духовного потребления. Однако в истории есть немало примеров, когда явление культуры, которое изначально получало название «элитарное», становилось временной формой самоутверждения отдельных социальных групп, делалось модным и превращалось в объект культурного освоения широкими слоями населения, т.е. объект массовой культуры.
Массовая культура — наиболее типичный способ существования культуры в условиях современного общества. В отличие от элитарной массовая культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее произведений. Средствами распространения массовой культуры служат книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т. е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств. Запросы потребителей массовой культуры складываются стихийно и способствуют конкуренции в сфере индустрии развлечений. Будучи прибыльным делом, она стала своеобразным сектором экономики, называемым в обиходе шоу-бизнесом.
Массовая культура характеризуется общедоступностью и легкостью усвоения создаваемых ею ценностей, не требующих развитого эстетического вкуса, и рассчитана в большинстве случаев на проведение досуга.
Важно, что она таит в себе возможности мощного средства воздействия на общественное сознание для нивелирования взглядов и идеализации существующих общественных институтов. Нравственная неразборчивость массовой культуры, ставка на зрелищность и привлечение аудитории любой ценой способствуют культивированию сцен насилия, низменных инстинктов, популяризируют представителей криминального мира, абсолютизируют западный образ жизни.
Самоанализ
мастер-класса с использованием элементов технологии
развития критического мышления.
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания. Важным условием является применение данных приемов в контексте трехфазового построения урока; воспроизведение трехфазового технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия. Именно эта трехфазовая структура и была представлена на данном мастер-классе.
I стадия — вызов.
На данном этапе происходила активизация и актуализация знаний студентов. Для того чтобы заинтересовать студентов, мотивировать их на дальнейшую деятельность, и «вызвать» уже имеющиеся знания, были использованы видеоматериалы; опираясь на них, студенты сами определили ключевые понятие темы; а так же используя «кластер», студенты дополнили понятие «культура» ее видами. В результате рассуждений студенты определили тему урока, связали ее уже с уже имеющимися знаниями по теме «Культура».
II стадия — осмысление.
На данном этапе мастер-класса студенты в группах работали непосредственно с информацией, с учебными текстами из которых они должны были черпать новые сведения по теме урока. На этой стадии они анализировали и осмысливали новые знания. В результате этой деятельности возрастает интеллектуальная самостоятельность студентов, желание поделиться этими знаниями с другими и сделать общий вывод.
Опираясь на знания, полученные из учебных текстов, студенты дополнили кластер новыми понятиями и провели его систематизацию. На данном этапе деятельности у студентов развиваются навыки работы с текстами любого типа, они овладевают умением интегрировать информацию; формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысление различных идей и представлений.
III стадия — рефлексия.
На этой стадии студенты анализировали, перерабатывали информацию, полученную на стадии «осмысления». Рефлексией в данном случае выступает проверка усвоения студентами нового материала, то есть то, что обычно называют закреплением. Для данного этапа мы использовали несколько приемов: дискуссию и составление синквейна на завершающем этапе.
В заключение хочется отметить, что технология развития критического мышления не исчерпывается представленными в мастер-классе методами и приемами. Каждый преподаватель, который заинтересовался данной технологией, может использовать на уроке и другие приемы, исходя из личного опыта и своих профессиональных возможностей.