Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:
Регион:не указан
"Использование аудио документов на уроках истории"

Россия,г. Санкт-Петербург

Школа-интернат №1 для слепых и слабовидящих детей им. К.К.Грота

Учитель истории и обществознания

Бисьмак Вячеслав Дьердьевич

"Использование аудио документов на уроках истории"

Актуальность темы.

1) Аудио документы являются специфической разновидностью исторических источников, и их использование на уроке дает тот же эффект, что и использование других источников. Оно повышает достоверность излагаемого материала, делает урок разнообразнее и интереснее, позволяет познакомить детей с азами исторического (источниковедческого) анализа.

2) Кроме того, применение таких своеобразных источников, как музыкальные произведения или массовая песня, позволяет использовать и эмоциональное воздействие на учеников для целей изучения истории.

3) Аудио источники приобретают особую важность для незрячих по причине их сенсорной депривации. Хорошо продуманная работа с аудио материалом позволяет максимально эффективно использовать именно сохранный канал получения информации детьми.

Главные принципы отбора и использования аудио документов

на уроке истории

В методической литературе сформули­рованы следующие принципы отбора источников для урока:

  • научность, достоверность материала;
  • достаточность отобранного для рас­крытия и понимания темы, вопроса;
  • правильное построение отобранного, т. е. возможность выделить главную идею и раскрыть ее;
  • посильность заданий, обеспечивающая максимальный обучающий эффект;
  • содержание должно предполагать ме­тоды получения знаний, характерные для данной темы.

Все эти принципы можно применить и к отбору документов для урока, в том числе и фоно (аудио) документов.

Прин­цип научности означает, что документы должны быть либо извлечены из заве­домо проверенных источников, либо — или сверх того — подвергнуты источ­никоведческой критике, возможно, не­посредственно на уроке.

Принцип достаточности при отборе со­держания вообще и источников в част­ности означает, что их не должно быть ни слишком мало, ни слишком много. Недостаточные, отрывочные фрагменты или, напротив, «море» документов не позволят достичь поставленных целей обу­чения. Очень важно понимать, что источники привлекаются не вообще, а для достижения конкретной, четко сформулированной цели: создать колорит эпохи, проиллюстрировать высказываемое положение, дать информацию для вывода и т. д.

От этой конкретной задачи и долж­ны зависеть выбор и количество исполь­зуемых документов. Учитель, собираясь вести на уроке работу с документами, должен представлять себе, какие впечат­ления или выводы и в какой форме — словесной или письменной — извлекут из этих документов ученики. С учетом этих ориентировочных выводов и следует под­бирать документы. Сказанное не означа­ет, что ход и результаты работы детей с источниками должны быть жестко запро­граммированы; напротив, всегда должно оставаться место для свободы мысли и творчества учеников и учителя, в т. ч. и спонтанного. Но отправной, предвари­тельный план работы и представление о возможных ее результатах необходимы. Привлекая аудио документ для урока, учитель должен, по возможности, точно знать, для какой конкретной цели он это делает. Источник должен «работать», а не просто присутствовать.

Следующий принцип означает, что до­кументы, используемые на уроке, долж­ны быть правильно и логично размеще­ны, сгруппированы. Они должны плано­мерно раскрывать идею, ради которой привлечены.

Кроме того, отбирая документы к уро­ку, учитель должен четко уяснить для себя, как именно он и дети будут рабо­тать с ними.

Документов на уроке должно быть немного, но достаточно для решения поставленной задачи. Время урока ограниченно, а кроме того ограниченна кратковременная память детей, поэтому более 2 — 3 аудио фрагментов включать в урок нецелесообразно. Это предполагает тщательный их отбор, который особенно важен в школе слепых из-за замедленного темпа их учебной деятельности.

Задания должны быть посильны для учеников: ни чрезмерно просты, ни слишком сложны. Здесь нужно учитывать особенности конкретного класса — то, что посильно для одних может оказаться слишком сложным для других. Это зависит от общекультурного уровня детей, сформированности учебных и специальных исторических умений и т.п.

Данное замечание касается и заданий по анализу содержания источника, предполагающих получение в результате точного, достаточно однозначного ответа (фактических сведений, вывода, оценки). Но аудио источник способен оказывать и сильное эмоциональное воздействие, в этом его возможности, как правило, больше, чем у большинства письменных источников. А поскольку школьное изучение истории имеет целью не только и не столько усвоение фактов и закономерностей, но и создание живой картины изучаемых эпох, то воздействие на эмоции учеников вполне допустимо и даже нужно.

При подобном эмоциональном воздействии принцип посильности проявляется несколько иначе (это касается, прежде всего, использования в качестве документов музыкальных произведений и песен). Произведение искусства должно свободно воздействовать на сознание и души детей, требования должны быть сведены к минимуму. Следует допускать и даже поощрять разнообразие впечатлений, ассоциаций, субъективизм в оценках и т.п. Например, советские песни 30-х годов могут показаться кому-то красивыми, светлыми и жизнеутверждающими, а кому-то — примитивными и фальшивыми. И в том, и в другом мнении содержится доля истины и верная характеристика эпохи. Здесь любое разумное мнение и впечатление ценно.

Но часто бывает и так, что произведения искусства, особенно искусства прошедших эпох, просто чужды и непонятны некоторым ученикам. Это может быть связано как с неэмоциональностью, малой восприимчивостью к искусству отдельных людей, так и с низким культурным уровнем. Потому принцип посильности при использовании произведений искусства в качестве аудио документов должен выражаться в том, чтобы не использовать сложные и специфические произведения. По общему правилу песня здесь более пригодна, чем фрагмент симфонического произведения.

Основные методические приемы использования

аудио источников

1) «Звуковая иллюстрация». Этот метод имеет целью создание культурно-исторического фона, атмосферы изучаемых событий. Здесь важна не глубина анализа, а широкая панорама, ощущение эпохи. Воздействие происходит не столько на разум, сколько на эмоциональную сферу. Дети должны здесь не столько понять что-то умом, сколько почувствовать.

Подобная цель позволяет широко применять приемы «французской мастерской» с ее достоинствами: свободой мысли, ассоциаций, даже фантазии, отсутствием психологического дискомфорта из-за «незнания» и «непонимания» и т.п. (Любое мнение ценно).

Например, подборка советских песен 30-х годов с соответствующими вопросами позволяет погрузить детей в атмосферу эпохи.

2) Исторический анализ содержания. Целью здесь является извлечение из источника фактической информации и ее анализ. При этом используются приемы источниковедческой работы (датировка, выяснение условий возникновения источника, источниковедческая критика содержания). Сложность задач может быть весьма различной в зависимости от возраста и возможностей класса, от простых вопросов по содержанию речи политического деятеля или песни, до достаточно сложного анализа.

Пример: анализ проблемы готовности или неготовности СССР к войне на материале песни «Если завтра война».

3) Анализ и сравнение нескольких источников. Наиболее сложный вид работы. Его можно осуществлять в сильном, хорошо гуманитарно подготовленном классе или в виде индивидуальных заданий исследовательского характера. Для возбуждения интереса ставится эвристическая задача большей или меньшей степени сложности, и ответ на нее ищется либо, исходя из исторических знаний и логики, либо посредством микроисследования с привлечением информации из дополнительных источников.

Пример: предлагается песня «Три танкиста» с двумя вариантами текста. В одном варианте в качестве врагов упоминаются «самураи», а в другом «самураи» исчезают, заменяясь на «вражью стаю». Какой вариант текста первичен и почему могла произойти замена?

Заключение.

Использование фоно (аудио) документов было опробовано на практике на протяжении нескольких лет. Среди положительных результатов данной работы можно отметить повышение интереса учеников к истории, выработку привычки и навыков анализа источников, конкретизацию знаний (большую связь с реальной жизнью). Для слепых детей аудио источники в большой степени явились заменой письменных источников и изображений, работа с которыми для них затруднена или невозможна.

К трудностям данного вида работы следует отнести разницу в восприятии информации разными детьми. В идеале для плодотворной работы с аудио документами каждый ученик должен иметь индивидуальную аудио аппаратуру, работающую автономно и в то же время связанную единым центром управления, что возможно в хорошо оснащенном лингафонном или мультимедийном классе. Чаще всего приходится ограничиваться воспроизведением аудио записи для всего класса. Но относительно простые формы работы возможны и при таком варианте.

Кроме того, не все дети одинаково хорошо воспринимают информацию на слух. Решению этой проблемы помогает письменное ее дублирование (тексты песен и т.п.)

В целом же подобная работа на уроках истории интересна и перспективна.

В заключение скажу о том, где доставать фонодокументы (песни, речи политических деятелей и т.п.) Главный источник — Интернет. Введя в поисковую систему название песни или слова из нее, Вы сможете легко найти сайты, где ее можно прослушать и, как правило, бесплатно скачать.

Из материалов советского времени многое можно найти на сайте www.SovMusic.ru, много также и других сайтов. Основная часть моей уже довольно приличной коллекции взята оттуда.

Приложение 1.

План-памятка для анализа массовой песни

По вашему мнению, данная песня возникла

  1. По свободному желанию автора
  2. По социальному заказу
  3. По политическому заказу (государства, политического движения и т.п.)
  4. Если это было свободное творчество автора, то какие мысли и впечатления вызвали к жизни эту песню?
  5. Если это был социальный заказ, то какие общественные потребности вызвали к жизни песню?
  6. Если это был политический заказ, то для каких политических целей создавалась песня?

Ваши мнения подтверждайте аргументами и ссылками на материал песни (текст, музыка).

Приложение 2.

Проверочная работа в формате ЕГЭ

на материале советских песен 2-й половины XX в.

(список используемых песен приведен ниже)

Часть 1.

А1. Упоминаемый в этой песне «стройотряд» - это

1) подразделение строительных войск

2) название части крупной стройки

3) организованная группа студентов, поехавших работать на стройку

4) подразделение заключенных ГУЛАГа

А2. Эта песня в 1930-е — 1950-е годы была популярна в среде

1) моряков торгового флота

2) полярников

3) грузчиков

4) заключенных сталинских лагерей.

А3. Годом написания этой песни был

1) 1939 г.

2) 1941 г.

3) 1942 г.

4) 1943 г.

А4. Битва, о которой поется в этой песне, длилась

1) с июля 1942 по февраль 1943 г.

2) с сентября 1941 по январь 1942 г.

3) с июля по август 1943 г.

4) с сентября 1941 по январь 1944 г.

А5. Данную песню можно отнести к периоду

1) начала Великой Отечественной войны

2) коренного перелома в войне

3) к завершающему периоду Великой Отечественной

4) к послевоенному времени

А6. Услышанная вами песня

1) является продуктом государственной пропаганды

2) сочетает пропаганду и отражение реальных настроений людей

3) является произведением народного творчества

4) является чисто развлекательной

А7. Данная песня посвящена

1) первому полету в космос Ю.А. Гагарина

2) запуску первого искусственного спутника Земли

3) высадке американских астронавтов на Луне

4) 20-летию начала освоения космоса

А8. Данная песня принадлежит эпохе

1) 30-х годов

2) 50-х — 60-х годов

3) 70-х — 80-х годов

4) 90-х годов

А9. Услышанная вами песня передает настроения

1) эпохи «оттепели»

2) эпохи «застоя»

3) эпохи реформ 90-х годов

4) эпохи «перестройки»

А10. События, описываемые в данной песне, происходили

1) в 1941 году

2) в 1942 году

3) в 1943 году

4) в 1944 году

Часть 2.

B1. Соотнесите фрагменты песен с эпохами, в которые они были созданы. К фрагменту из левого столбика подберите эпоху из правого.

Фрагмент 1

А) сталинская эпоха

Фрагмент 2

Б) 90-е годы

Фрагмент 3

В) эпоха Хрущева

Фрагмент 4

Г) эпоха «застоя»

Д) эпоха «перестройки»

Результаты внесите в таблицу. Под номером фрагмента напишите соответствующую букву.

1

2

3

4

B2. Напишите, как звали героя этой сатирической песенки

Ответ:____________________

Часть 3.

C1 — C3. Прослушайте 2 варианта исполнения песни и ответе на вопросы:

C1. Когда были созданы первый и второй варианты ( с точностью до десятилетия)?

C2. Назовите 3 важных различия между первым и вторым вариантами.

C3. Какие изменения в стране позволили появиться второму варианту исполнения?

Песни, на основании прослушивания фрагментов

которых давались задания:

А1. Яростный стройотряд. (Муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова. 1976).

А2. Ванинский порт (1940-е гг.).

А3. Священная война. (Муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача. 1941).

А4. Вспомним, братцы-сталинградцы (перепев старой казачьей песни).

А5. Дорога на Берлин. (Муз. М. Фрадкина, сл. Е. Долматовского. 1945).

А6. Я — демобилизованный. (Муз. А. Островского, сл. И. Фрадкина. 1947).

А7. Я верю, друзья… (Муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича. 1961).

А8. Прощание с Братском (Муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова. 1968).

А9. Капитан (В. Кузьмин. 1988).

А10. Заветный камень. (Муз. Б. Мокроусова, сл. А. Жарова. 1943).

Задания частей 2 и 3 также даны на материале песен.

B1.

1)Ребята 70-й широты. (Муз. С. Пожлакова, сл. А. Лучкина. 1970-е).

2) Едут новоселы. (Муз. Е. Родыгина, сл. Н. Солохина. 1962).

3) Песенка бюрократов. (Из к/ф «Забытая мелодия для флейты. Муз. А. Петрова, сл. Э. Рязанова. 1987).

4) Трудно менту встретить Новый год… (Из сериала «Улицы разлитых фонарей». 1990-е гг.)

B2. Песенка пьяного Ильича. (Ю. Ким. 1970-е гг.)

C1 — C3. 1) Гимн СССР (1970-е гг.)[1] Муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова и Г. Эль-Регистана).

2) Вариант исполнения Гимна СССР из телепередачи «Мешанина или Неголубой огонек» (дуэт «Пятница». 2000 г.)

Приложение 3.

Фрагменты уроков с использованием аудио источников (песни).

Фрагмент 1.

Тема: «Великая французская революция» (§§25 — 26 учебника А.Я. Юдовской).

Для раскрытия данной темы можно использовать подборку из двух песен времен Великой французской революции: «Марсельезы» и песни парижских санкюлотов «Са ира».

Используемый прием: документальное (аудио) иллюстрирование.

Задачи использования аудио документов:

1) Образовательная — дать с помощью подлинной музыки и текста представление о накале революционных событий и психологии восставшего народа.

2) Воспитательная -- дать, с учетом принципа историзма, нравственную оценку революционным событиям.

Для проведения урока необходимы записи песен, например, файлы, и карточки с текстом. Хорошо также найти и использовать изображение санкюлота в сабо, длинных штанах и фригийском колпаке.

Данные песни не содержат прямо фактической информации по теме, и потому следует использовать их для создания эмоциональной картины событий и для нравственной их оценки.

Учитель устно дает задание: «Сейчас вы услышите 2 французские песни времени революции. Одна — знаменитая «Марсельеза», другая — тоже знаменитая песня санкюлотов, революционного народа. Вы должны, прослушав песни, записать в тетрадях, какие чувства вы в них услышали. Это должен быть ряд существительных или словосочетаний. Используйте и музыку, и текст».

Далее звучат песни. (Детям роздан текст Марсельезы. Краткое содержание «Са ира» содержалось в использованном файле песни. Существуют многочисленные варианты перевода этой песни. Их нетрудно найти в Интернете).

Предполагаемый ряд: храбрость, возмущение, патриотизм, злость, мстительность, жестокость, радость, облегчение и т.п.

Ученики записывают ряд, Затем он переносится на доску.

Учитель: «А теперь, привлекая то, что вы выяснили, и другие свои знания, вам нужно ответить на несколько вопросов».

Вопросы:

1. Какими людьми были представители революционного народа Франции?

2. Почему они были именно такими?

3. Как мы сегодня можем оценить их чувства (и поступки) и чему можем научиться на их примере?

Предполагаемые ответы:

  1. Это были люди храбрые, готовые сражаться, любившие свободу и Родину веселые и радостные, но жестокие к врагам, мстительные и радующиеся мести, грубые и т.п.
  2. Они радовались своей свободе, готовы были защищать ее и революционную Родину. Их жестокость и мстительность можно объяснить прежним угнетением, грубостью и страданиями, хотя их убийства все равно на их совести.
  3. Мы можем их понять, можем ими даже, в чем-то, восхищаться, но их зверства принять мы не можем.

Эти ответы-выводы и являются результатом работы.

Фрагмент 2.

9 или 12 (11) класс. История России.

Тема: СССР в 30-х годах. Наилучшим образом данная подборка подходит для раскрытия тем «Общественная жизнь в 30-х гг.» или «Культурная жизнь…»

Используемый прием: документальное (аудио) иллюстрирование.

Задачи использования аудио документов:

1) Образовательная — дать с помощью подлинной музыки и текста представление о массовом искусстве 1930-х гг., государственной пропаганде средствами искусства, а также, учитывая реальную популярность этих песен, о состоянии умов и массовой психологии советских людей того времени. Включенная в данную подборку известная песня заключенных «Ванинский порт» показывает существование и, отчасти, характер неофициальной культуры 30-х гг.

2) Воспитательная -- дать, с учетом принципа историзма, нравственную оценку деятельности государства и состоянию советского общества.

Для проведения урока необходимы записи песен, например, файлы, и карточки с текстом, а также карточка-памятка для анализа песен. Песни: «Москва майская», «Песня ко дню рождения И.В. Сталина», «Ванинский порт».

Учитель устно дает задание: «Сейчас вы услышите 3 советских песни 30-х — 40-х годов XX в. Вы должны проанализировать предложенные песни (музыку и текст), используя памятку. Песни пронумеруйте римскими цифрами. Анализируйте каждую отдельно. В ответе на вопрос 1 укажите только нужную букву, на последующие вопросы дайте развернутый ответ.

План-памятка

  1. По вашему мнению, данная песня возникла
    1. По свободному желанию автора
    2. По социальному заказу (общества)
    3. По политическому заказу (государства, политического движения и т.п.)
    4. Если это было свободное творчество автора, то какие мысли и впечатления вызвали к жизни эту песню?
    5. Если это был социальный заказ, то какие общественные потребности вызвали к жизни песню?
    6. Если это был политический заказ, то для каких политических целей создавалась песня?

Ваши мнения подтверждайте аргументами и ссылками на материал песни (текст, музыка).

Предполагаемые ответы:

I) 1-я и 2-я песни — c, (возможно, у кого-то — b). Третья песня — a.

II) 1-я: Внедрить в сознание людей мысль, что жизнь в нашем государстве радостна и хороша, а следовательно политика государства во всем верна.

2-я: Возвеличить вождя как символ и воплощение советского государства по заказу или даже приказу самого этого государства.

3-я: Передает реальные бедствия и чувства заключенных сталинских лагерей (страдания, безнадежность). Вероятно, написана по личным впечатлениям.

Но вообще возможны любые оценки, чем-то обоснованные.

Далее класс переходит к формулированию выводов о роли искусства в советском обществе 30-х годов. Вначале нужно отметить, что официальное искусство тех лет было полностью подчинено государству. Для помощи в формулировании учениками своих точек зрения, можно предложить им ключевые слова. Например: Советское искусство 30-х гг. было «всесоюзным обманом», «самообманом общества» или «жизнеутверждающей правдой». Свой вывод дети должны подтвердить аргументами. Затем формулируется общий вывод, который записывается.

[1] Второй вариант текста Гимна СССР был написан С. Михалковым и Г. Эль-Регистаном в 1971 г., а официально утвержден указом Президиума Верховного Совета СССР в 1977 г.

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности