Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:
Регион:не указан
"Физические явления в поэзии 19 века."

Россия,Смоленская область,г. Вязьма

МБОУ СОШ №5

Учитель физики

Алмазова Ирина Владимировна

Учитель русского языка и литературы

Смирнова Марина Евгеньевна

"Физические явления в поэзии 19 века."

Цели: 1. Вспомнить, какие существуют источники света, сформулировать законы прямолинейного распространения, отражения и преломления света, познакомить с явлением дисперсии света, показать применение этих законов для объяснения наблюдаемых физических явлений, проследить, какое место занимают световые явления в стихотворениях Ф.И.Тютчева, определить, какова их роль в художественном тексте.

2. Продолжить работу над анализом художественного текста, формировать умение сопоставлять научные факты и текст художественного произведения, работать над обогащением словарного запаса обучающихся, способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти. Развивать экспериментаторские, исследовательские умения учащихся, расширять их кругозор.

3. Формировать интерес к творчеству Ф.И.Тютчева, коммуникативные умения, внимательное отношение к художественному тексту, к слову. Слайд 3).

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, лампочка, экран, непрозрачный картонный диск, свеча, экран из промасленной бумаги, две лампы, овальный кусок картона на проволоке, цыпленок из картона, презентация.

Ход занятия:1. Сообщение темы. Постановка целевых задач.

Учитель литературы: Человек живет в тесной связи с природной средой. Он наблюдает за явлениями окружающей природы, пытается понять и объяснить их. Это помогает ему строить отношения с миром, окружающим нас, искать в нем гармонию, лучше понять себя и своих близких. Это отношение к различным физическим явлениям, происходящим вокруг человека, часто выражается образно и эмоционально в художественном тексте. Поэтому сегодня в течение занятия мы будем использовать как литературоведческие, так и физические термины. В этом нам поможет словарик занятия (слайд 4).

Учитель физики: Сегодня у нас не совсем обычная встреча. Речь пойдет об оптических явлениях в окружающей нас действительности. Но рассматривать их мы будем не только с точки зрения физики, обратимся к произведениям художественной литературы, к творчеству талантливого поэта 19 века Ф.И.Тютчева, к его философским размышлениям о жизни и смерти, о любви, о состоянии окружающей нас природы, попытаемся найти теснейшую связь физических явлений и произведений художественной литературы. Великий Эйнштейн любил повторять, что в научном мышлении всегда должен присутствовать «элемент поэзии», а Л.Н.Толстой говорил: «Наука и искусство так же тесно связаны, как легкие и сердце». Эти слова великого русского писателя мы возьмем в качестве эпиграфа к нашему занятию. Задумайтесь, что они означают. К ним мы вернемся в конце встречи.

Итак, цели нашего занятия: 1. Вспомнить, какие существуют источники света, каковы законы распространения, отражения и преломления света, показать применение этих законов для объяснения наблюдаемых физических явлений, проследить, какое место занимают световые явления в стихотворениях Ф.И.Тютчева, определить, какова их роль в художественном тексте.

2. Продолжить работу над анализом художественного текста, формировать умение сопоставлять научные факты и текст художественного произведения.

3. Формировать интерес к творчеству Ф.И.Тютчева, коммуникативные умения, внимательное отношение к художественному тексту, к слову.

2. Сообщение обучающегося «Философские мотивы в лирике Ф.И.Тютчева».

Истинное величие Тютчева обнаруживается в его лирике. Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог — таким предстает он в стихах, темы которых вечны: смысл бытия человеческого, жизнь природы, связь человека с этой жизнью, любовь. В отношении к природе Тютчев являет как бы две ипостаси: бытийную, созерцательную, и духовную, мыслящую, стремящуюся угадать великую тайну природы.

Тютчев-созерцатель создает такие лирические шедевры, как «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою-зимою», отличающиеся множеством пейзажных зарисовок.

Тютчев-мыслитель, обращаясь к природе, видит в ней неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка. Так родились стихи «Волна и дума», «Певучесть есть в морских волнах», «Фонтан», «День и ночь» и другие. И.С.Тургенев так характеризовал философскую лирику Ф.И.Тютчева: « Каждое его стихотворение начиналось мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием чувства или впечатления…».

Таким образом, природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева живая, она одухотворена, изменчива, динамична, в ней отражается борьба света и тьмы, но чаще всего побеждает свет. Поэт использует в своих стихотворениях множество выразительно-изобразительных средств. Его эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения часто неожиданны, непривычны и на редкость впечатляющи. У него ветви докучные, земля принахмурилась, звезды беседуют друг с другом тихомолком, день скудеющий и радуга изнемогают, увядающая природа улыбается немощно и хило (слайд 5,6).

3. Учитель литературы. Итак, обратимся и мы к стихотворениям Ф.И.Тютчева и проследим, какое место занимают световые явления в лирике поэта, то есть проведем небольшую исследовательскую работу.

Ключевым словом нашего занятия можно назвать слово свет. Это слово имеет несколько лексических значений, оно многозначное. Обратимся к толковому словарю Ожегова и Шведовой.

Свет. 1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым; электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых глазом.

(Солнечный свет).

2. Тот или иной источник освещения. (Зажечь свет).

3. Освещенность, состояние, когда светло. (На свету).

4. В некоторых выражениях рассвет, восход солнца (разг.).

5.Употребляется как ласкательное обращение. (Свет ты мой).

Омонимы к слову свет . 1. Земля, Вселенная.(На чем свет стоит).

2. В дворянском обществе: избранный круг, высшее общество. (Высший свет).

Интересно, что в стихотворениях Ф.И.Тютчева слово свет употреблено в различных лексических значениях.

Групповая форма работы. Сейчас работаем в группах. Дома вы должны были провести анализ стихотворений Тютчева. Посмотрим, что получилось, проследим, о каких физических явлениях идет в них речь.

(слайд 7)

1 группа. Выразительное чтение обучающимся стихотворения «Как неожиданно и ярко…».

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла -

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно дано нам на мгновенье,

Лови его - лови скорей!

Смотри - оно уж побледнело,

Еще минута, две - и что ж?

Ушло, как то уйдет всецело,

Чем ты и дышишь и живешь.

5 августа 1865

Анализ стихотворения.

Обучающийся. Стихотворение «Как неожиданно и ярко…» написано 5 августа 1865 года в Рославле, на Смоленщине, поэтому нам оно особенно дорого. В нем автор описывает удивительное природное явление — радугу. Радуга у Тютчева- символ призрачности жизни. Она прекрасна, но это лишь виденье. И оно сиюминутно. Глядя на него, хочется воскликнуть: «Остановись, мгновенье!»

Автор использует в стихотворении выразительно-изобразительные средства. Это эпитеты: «влажная синева», «воздушная арка», «радужное видение», которые делают стихотворение более ярким, красочным. Для усиления эффекта Тютчев использует глаголы высокого штиля: «воздвиглась», «вонзила», «изнемогла», которые усиливают динамику изображаемого явления. Восклицательные и вопросительные предложения придают стихотворению эмоциональность и торжественность. Эта лирическая миниатюра заставляет нас задуматься о сиюминутности происходящего в природе и в жизни.

Физический комментарий.

Свет…Его значение в нашей жизни велико, ведь мы живем в мире света, посредством зрения получаем большую часть информации (80-90%), с помощью света различаем цвета и предметы, видим их тени и отражения и неудивительно, что уже на заре человечества люди пытались найти ответы на вопросы:

«Что же представляет собой свет? Почему и как мы его воспринимаем?..»

Свет — это излучение, которое воспринимается глазом, поэтому свет называют еще видимым излучением, а раздел науки, посвященный изучению света, называется «оптика». (Кстати, в переводе с греческого языка это слово означает видимый, зримый).

Сегодня с помощью физических знаний мы попытаемся «раскрыть тайны» ряда оптических природных явлений. Но сначала, проведя небольшой физический диктант, вспомним, с какими основными понятиями и законами оптики мы знакомы.

Физический диктант (слайд 8-11).

Учитель физики:

1. Свет в прозрачной однородной среде распространяется……….

2. Источник света, размеры которого малы по сравнению с расстоянием до наблюдателя, называют …………….

3. Виды источников света …………….

4. Укажите естественные и искусственные источники света, о которых идет речь в отрывках из стихотворений Ф.И.Тютчева. Какие из них поэт использует чаще?

Сияет солнце, воды блещут,

Во всем улыбка, жизнь во всем.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом…

Пускай орел за облаками

Встречает молнии полет

И неподвижными очами

В себя впивает солнца свет.

Тихой ночью, поздним летом,

Как на небе звезды рдеют,

Как под сумрачным их светом

Нивы дремлющие зреют…

На месяц взглянь: весь день, как облак тощий,

Он в небесах едва не изнемог,-

Настала ночь — и, святозарный бог,

Сияет он над усыпленной рощей.

Как над горячею золой

Дымится свиток и сгорает,

И огнь, сокрытый и глухой,

Слова и строки пожирает…

Сижу задумчив и один,

На потухающий камин

Сквозь слез гляжу…

С тоскою мыслю о былом…

5. Угол падения равен……..

6. Угол между падающим и отражённым лучами составляет 40 градусов. Под каким углом к зеркалу падает свет?

7. Изменение направления распространения света при переходе из одной среды в другую называется……..

8. Угол преломления, в зависимости от того, из какой среды, в какую переходит луч, может быть…….

9. О каких физических явлениях идет речь в стихотворении Тютчева «Как неожиданно и ярко…».

(обучающиеся выполняют диктант на листочках. По окончании работы проводится самопроверка. Правильные ответы проецируются на доску.)

Ответы (слайд12).

1)прямолинейно

2)точечным источником света

3)искусственные и естественные

4)солнце, молния, звезды, месяц, огонь (костра, камина); естественные

5)углу отражения

6)70 радусов

7)преломлением

8)меньше или больше угла падения

9) преломление и отражение света (дисперсия)

РАДУГА…..(слайд13)

Физический комментарий.

1. Учитель физики. В стихотворении «Как неожиданно и ярко…» автор описывает удивительное природное явление — радугу.

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка…..

Люди давно задумывались над природой этого красивейшего явления. Откуда же берется радуга?

Обучающийся. Радугу делают водяные капли: в небе — капли дождя. Именно в водяной капле происходят оптические явления, из-за которых возникает радуга: преломление света на границе воздух-вода; отражение света на границе вода-воздух; дисперсия света, то есть разложение белого света в спектр.

Условие возникновения радуги:

1)наличие капель воды диаметром 0,08 — 0,20 мм (законы геометрической оптики справедливы, когда размеры объектов (в нашем случае — капель) гораздо больше длины волны (около 1 мкм), поэтому, если диаметр капель становится меньше 10 мкм, радуга становится слабой и бесцветной, а при дальнейшем уменьшении капли и вовсе исчезает;

2) особое положение наблюдателя: спиной к солнцу, вне дождевой зоны, при высоте солнца над горизонтом не более 42 градусов.

С явлениями отражения и преломления света вы уже знакомы, остановимся более подробно на явлении дисперсии света.

Солнечный луч или обычный луч белого света в действительности является сочетанием всех цветов. Вы, наверное, замечали, что происходит, когда луч света попадает на скошенный краешек зеркала или на поверхность мыльного пузыря. Белый луч распадается на различные цвета. Мы увидим красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета.

Предмет, который может разложить луч света на его составляющие, называется «призмой». Образуемые цвета создают полоску из цветных сочетающихся линий, которая называется «спектр» (слайд14).

Преломление света при прохождении через призму.

Лучи разных цветов выходят из призмы под разными углами.

Радуга и есть большой изогнутый спектр, или полоса цветных линий, образовавшихся в результате разложения луча света, проходящего через капельки дождя. В данном случае капли дождя выполняют роль призмы.

Лучи солнца претерпевают в каплях два преломления и одно отражение и возвращаются обратно к наблюдателю под определённым углом (слайд 15, рис 1).

Рис 2. Рис1.


Схема образования радуги

1) сферическая капля
2) внутреннее отражение
3) первичная радуга
4) преломление
5) вторичная радуга
6) входящий луч света
7) ход лучей при формировании первичной радуги
8) ход лучей при формировании вторичной радуги
9) наблюдатель
10) область формирования первичной радуги
11) область формирования вторичной радуги
12) облако капелек

Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой. Это вторичная радуга, в которой свет отражается в капле два раза (слайд15,рис 2) Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов — снаружи находится фиолетовый, а внутри красный (слайд 16, 17):

Вторичная радуга

Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге (или спектре), есть специальные простые фразы - в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов:

  • Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан (слайд 18).

В этих фразах начальная буква каждого слова соответствует начальной букве названия определённого цвета.

2. Обучающийся. Предлагаю вам обратить внимание на следующие строки стихотворения Тютчева, в которых говориться о «недолговечности радуги»:

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно дано нам на мгновенье,

Лови его - лови скорей!

Смотри - оно уж побледнело,

Еще минута, две - и что ж?

Ушло,….

Почему радуга так быстро исчезает? Если бы капли всё время висели в воздухе, то можно было бы наблюдать радугу в течение всего времени, пока солнце опускается с высоты 42° над линией горизонта до заката и такой же промежуток времени после восхода. Ну а там, где солнце не поднимается выше 42°, радугой можно было бы наслаждаться целый день. Почему же этого не происходит?

Ответ: Потому, что капли испаряются или, слившись друг с другом, падают на землю. На самом деле радуга исчезает задолго до того, как все капли превратятся в пар.

А форма радуги? Для наблюдателя на земле радуга обычно выглядит как дуга - часть окружности:

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла -

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

Кстати, чем выше находится наблюдатель, тем радуга полнее. С горы или самолёта можно увидеть и полную окружность! А почему радуга имеет форму дуги? Это один из вопросов вашего домашнего задания, ответ, на который придется найти самостоятельно.

3. Обучающийся. Интересно, что в природе встречаются более необычные радуги.

Например, туманная радуга - возникает на капельках тумана (слайд 19-21).

Туманная радуга — радуга, представляющая собой широкую блестящую белую дугу, обусловленную преломлением и рассеиванием света в очень мелких капельках воды. Она появляются при освещении солнечными лучами слабого тумана. Отсутствие цветовой окраски, как у обычной радуги, объясняется относительно малыми размерами капелек воды. Внутренняя сторона белой радуги может быть немного окрашена в фиолетовый цвет, а внешняя — в оранжевый. Таким образом, можно сказать, что если благодаря преломлению и дисперсии света в каплях воды происходит разделение белого света солнца на составляющие разного цвета, а в «туманной радуге» происходит противоположный процесс: соединение пучков света с различными цветами в один пучок белого цвета.

Огненная радуга - возникает на перистых облаках, когда солнечные лучи преломляются через горизонтально расположенные шестиугольные кристаллы льда (слайд 22-24).

В обратном порядке от фиолетового к красному, располагаются цвета в перевернутой радуге (слайд 25).

И, наконец, лунная радуга - редкое явление, возникающее ночью благодаря лунному свету и дождю. Так, как он намного слабее солнечного, лунная радуга кажется белой. Ее можно увидеть на противоположной от Луны стороне неба (слайд 26, 27).

Необычна такая группа оптических явлений, которая назваетсягало. Они вызваны преломлением световых лучей крошечными кристалликами льда в перистых облаках и туманах. Чаще всего гало образуются вокруг Солнца или Луны. Вот пример такого явления - сферическая радуга вокруг Солнца (слайд 28):

Интересно, что и в домашних условиях можно получить радугу. В конце урока мы дадим вам несколько советов о том, как самостоятельно дома «расщепить» видимый солнечный свет на отдельные цвета, воспроизведя эффект радуги. Кстати, это и будет вашим экспериментальным домашним заданием.

(слайд 29)

Явление радуги мы можем видеть не только во время дождя, но и когда свет преломляется капельками тумана или испарениями с поверхности моря, а в городе — у водопада или фонтана. Радуга возникает из-за того, что солнечный свет испытывает преломление в капельках воды, выбрасываемых фонтаном. Эти капельки по-разному отклоняют свет разных цветов - и вот она - радуга. Разноцветная дуга обычно находится от наблюдателя на расстоянии 1-2 км, а иногда ее можно наблюдать на расстоянии 2-3 м на фоне водяных капель, образованных фонтанами или распылителями воды.

(слайд 30)

2 группа. Выразительное чтение обучающимся стихотворения «Фонтан».

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной -

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет?

Как жадно к небу рвешься ты!..

Но

Анализ стихотворения.

Обучающийся. Стихотворение Тютчева очень необычно. В нашем воображении возникает картина, под впечатлением которой мы переносимся в 1836 год, в один из ясных дней апреля. Стоит чудесная, жаркая погода, и рядом прохладный фонтан.

В прямом значении слово «фонтан» - это архитектурное сооружение для подачи воды под напором, в переносном смысле можно сказать «фонтан идей, мыслей». В первых четырех стихах изображена картина бьющего фонтана, в следующих четырех — падение воды на землю.

Вторая строфа — зеркальное отражение первой. В ней изложена тютчевская философская позиция, состоящая в том, что человеческая мысль, даже гениальная, не может постичь все. «Смертной мысли водомет» сравнивается с фонтаном. Этот яркий образ помогает зримо представить волнующую автора картину.

В стихотворении Тютчев использует множество изобразительно-выразительных средств. Это эпитеты: «облаком живым», «высоты заветной»,

«пылью огнецветной» ит.д., они помогают представить картину происходящего, инверсии, которые усиливают смысловую нагрузку слов, вынесенных в конец стиха. Вторая строфа начинается анафорой, объединяющей близкие по синтаксическому строению обращения:

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Риторические восклицания создают максимальную эмоциональную напряженность.

Таким образом, в стихотворении «Фонтан» Тютчев сумел выразить человеческую мудрость, накопленную за века, в ярком, образном поэтическом слове.

(слайд 31)

Физический комментарий.

Учитель физики. Обратите внимание как удивительно точно Тютчев передал физический процесс поднятия воды на «высоту заветную» (сообщающиеся сосуды) и последующее падение под действием силы тяжести, а также оптический эффект преломления света в каплях. Перед нами картина «упорного луча», который преломляется и низвергается в бездну с высоты.

Фонтан — зрелище, которое завораживает. Обучающийся 8 класса сегодня представит вам свою модель фонтана, в основе действия которой лежит принцип работы сообщающихся сосудов.

Сообщение обучающегося. Сосуды, имеющие между собой сообщение или общее дно, называют сообщающимися. Свободные поверхности покоящейся жидкости в сообщающихся сосудах любой формы находится на одном уровне, так как равные по высоте столбы одинаковой жидкости производят одинаковые давления. Если жидкость в сообщающихся сосудах находится на разных уровнях, то создается напор жидкости. Напор показывает, какое давление производит вес столба жидкости высотой, равной разности уровней. Под действием этого давления жидкость будет перетекать в тот сосуд, где ее уровень ниже, до тех пор, пока уровни не сравняются. Используя свойства сообщающихся сосудов, можно построить модель фонтана, которую я хочу представить вашему вниманию (слайд 32-36).

3 группа.

Выразительное чтениеобучающимся стихотворения « Как дымный столп светлеет в вышине!»

Как дымный столп светлеет в вышине!-

Как тень внизу скользит неуловима!..

"Вот наша жизнь,- промолвила ты мне,-

Не светлый дым, блестящий при луне,

А эта тень, бегущая от дыма…"

1848 или 1849

Анализ стихотворения.

Обучающийся.Перед нами - философское стихотворение Ф.И.Тютчева, его жанр — лирическая миниатюра. Оно состоит из одной строфы, в которой пять строк. Тютчев, изображая картину природы, пытается понять, что есть человеческая жизнь, в чем ее смысл. Автор заставляет читателя мыслить, думать, рассуждать. Поэтому в стихотворении присутствует фигура умолчания:

"Вот наша жизнь,- промолвила ты мне,-

Не светлый дым, блестящий при луне,

А эта тень, бегущая от дыма…"

Тютчев использует множество выразительно-изобразительных средств. Это анафора в первых двух строках, эпитеты («светлый дым», «дымный столп»), сравнение, когда человеческая жизнь сравнивается с тенью, бегущей от дыма. В стихотворении присутствуют восклицательные предложения, которые передают эмоциональное состояние лирического героя.

Таким образом, в нескольких строках Тютчев сумел поставить перед читателем сложнейшие философские вопросы, которые волнуют человека в любые времена.

Физический комментарий.

Учитель физики. О каком физическом явлении говорится в этом стихотворении?(Ожидаемый ответ: образование тени). Сформулируйте закон, с помощью которого можно объяснить это явление? (Ожидаемый ответ: закон прямолинейного распространения света).

Свет в однородной среде распространяется прямолинейно (слайд 37).

Рассмотрим опытные доказательства прямолинейного распространения света.

  1. 1. Обучающийся. Одним из опытных доказательств прямолинейного

распространения света является образование тени и полутени.

Если поместить между лампочкой и экраном непрозрачный картонный диск, то на экране мы увидим темный круг, так как за диском образовалась тень - пространство, в которое не попадает свет от источника. Если луч не был бы прямой линией, то тень могла бы не образоваться или иметь другую форму и размеры (слайд 38). Тень можно получить, только если используется точечный источник света.

? Вопрос. Что такое точечный источник света и почему лампочку в данном случае можно считать точечным источником света?

(Ожидаемый ответ: Источник света, размеры которого малы по сравнению с расстоянием до наблюдателя, называют точечным источником света; т.к. размеры спирали ее много меньше, чем расстояние от нее до экрана).Если в качестве источника света взять большую лампу, размеры спирали которой сравнимы с расстоянием от нее до экрана, то вокруг тени на экране мы наблюдаем частично освещенное пространство-полутень (слайд 39).

Давайте посмотрим.

? Вопрос.Почему картина получается другая? Противоречит ли образование полутени закону прямолинейного распространения света?

(Ожидаемый ответ: образование полутени не противоречит закону прямолинейного распространения света. В данном случае источник света состоит из множества точек, каждая из которых испускает лучи. Поэтому на экране есть области, в которые свет от одних точек попадает, а от других нет, там и образуется полутень. В центральной части экрана образуется полная тень, т.к. в нее не попадает свет ни от одной точки источника).

  1. 2. Прадеды наши умели если не ловить свои тени, то извлекать из них пользу: с помощью теней рисовали «силуэты» — теневые изображения человеческой фигуры.

Сегодня я приглашаю вас посетить «старинную фотолабораторию» и при желании получить свой силуэтный портрет (слушаем сообщение «Пойманные тени» и наблюдаем создание силуэтного портрета).

В наши дни благодаря фотографии каждый имеет возможность получить свой портрет или запечатлеть черты дорогих ему людей. Но в XVIII веке люди не были так счастливы: портреты, заказываемые художникам, стоили больших денег и были доступны лишь немногим. Вот почему так распространены были силуэты- до известной степени они заменяли тогда современные фотографии. Силуэты - пойманные и закрепленные тени. Они получались механическим путем и в этом отношении напоминали противопо­ложную им светопись. Мы пользуемся светом, предки наши для той же цели пользовались его отсутствием— тенью.

Я приглашаю желающих получить свой «силуэтный портрет». Для этого вы должны расположиться между доской и лампой. Голову повернуть так, чтобы тень давала характерный профиль, а я обведу мелом ее очертания. Затем контур заштрихуем - силуэт готов (возможна работа с интерактивной доской).

Не думайте, что простой темный абрис не может дать представления о характерных чертах оригинала. Напротив, удачный силуэт отличается иногда поразительным сходством с оригиналом. Эта особенность теневых изображений - при простоте контуров давать сходство с оригиналом - заинтересовала некоторых художников, которые стали рисовать в таком роде целые сцены, ландшафты и т.п. Постепенно рисование силуэтов создало целую школу художников.

Курьезно происхождение самого слова «силуэт»: оно заимствовано от фамилии французского министра финансов середины XVIII века Этьена де Силуэт, призывавшего своих расточительных современников к разумной бережливости и упрекавшего французскую знать в чрезмерных тратах на картины и портреты.

Дешевизна теневых портретов подала повод шутникам называть их портретами «а 1а Silhouette » («По Силуэту») (слайд40 -46).

  1. 3. А я приглашаю вас посмотреть работу необычного «рентгеновского аппарата»….

Свойствами теней мы можем воспользоваться, чтобы показать вам интересную шутку. Из промасленной бумаги устроим экран; для этого достаточно затянуть такой бумагой квадратный вырез в листе картона. Позади экрана поместим две лампы; вы, зрители присаживайтесь впереди него, по другую сторону. Одну лампу, например, левую, зажигаем. Между зажженной лампой и экраном поставим на проволоке овальный кусок картона, и тогда на экране появляется, конечно, силуэт яйца. (Правая лампа пока не зажжена.)

Теперь мы приведем в действие «рентгеновский аппарат», который обнаружит внутри яйца… цыпленка! (И действительно, через мгновение видно, как силуэт яйца словно светлеет по краям, а в середине его довольно отчетливо вырисовыва­ется силуэт цыпленка).

?Вопрос. Попробуйте объяснить действие «рентгеновского аппарата»

(Ожидаемый ответ): Разгадка фокуса проста: мы зажигаем правую лампу, на пути лучей которой помещен картонный контур цыпленка. Часть овальной тени, на которую накладывается тень от «цыпленка», освещается правой лампой, поэтому края «яйца» светлее внутренней части.

Микровывод.

Учитель литературы. Таким образом, анализируя стихотворения Тютчева, сопоставляя научные факты и текст художественного произведения, можно сделать вывод о том, что поэт использует в своем творчестве световые природные явления (радугу, фонтан на фоне пейзажа, образование тени), которые помогают осмыслить происходящее в окружающем мире. Поэтическая зоркость, отмечающая тончайшие подробности, оттенки звуков и красок, придает поэзии Тютчева особую силу и достоверность. По мнению поэта, любая перемена в природе порождает движения в душе человека.

Это не случайно, ведь Тютчев-лирик поэтизирует природу как живое целое, открывает для читателя ее вечные богатства, потому что природа, по его мнению, вечная душа человечества.

Учитель литературы. Вспомните, что такое буриме. Сочините четверостишия, употребив в них данные рифмы (слайд 47).

1. …………лучами 2…………..горицветы

………….в росе ……………медуниц.

……………лесами …………….света

……………синей. ……………..ресниц.

Итог занятия.

Итак, вернемся к эпиграфу нашего занятия, к словам Л.Н.Толстого. Как вы их понимаете? (Физика и литература отражают реальный мир, хотя и различными средствами. Физика — в понятиях, законах, теориях, литература- в художественных образах. Поэтому физика и литература тесно связаны).

Таким образом, мы выяснили, что существуют естественные и искусственные источники света, познакомились с явлением дисперсии, проследили, как применяются законы распространения, отражения и преломления света для объяснения наблюдаемых физических явлений .

Сопоставляя научные данные и тексты стихотворений Ф.И.Тютчева, пришли к выводу, что роль световых явлений в лирике Ф.И.Тютчева очень велика. Автор создает художественные образы, использует множество тропов и фигур, которые помогают ему передать красоту и совершенство окружающего мира, осмыслить взаимоотношения человека и природы, в них он видит неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка.

Домашнее задание.1 группа. Найти в литературных произведениях описание физического явления (радуга). Подобрать загадки, в которых идет речь о физических явлениях.

2группа. Сочинить стихотворение на тему: «Световые явления».

3 группа. Ответить на вопросы:

1)На поверхности реки, озера или моря в направлении Луны видна сверкающая лунная дорожка. Объясните, как она образуется. Можно ли наблюдать лунную дорожку на идеально гладкой спокойной поверхности воды? Почему дорожка всегда направлена на наблюдателя?

Ответ: Дорожка на поверхности воды возникает вследствие отражения света от мелких волн, которые ориентированы в различных направлениях. Поэтому при самых различных положениях наблюдателя отраженные лучи попадают к нему в глаз. Каждый наблюдатель видит «свою» лунную дорожку.

Пожалуйста, подождите

2) Для наблюдателя на земле радуга обычно выглядит как дуга - часть окружности, И чем выше находится наблюдатель, тем радуга полнее. С горы или самолёта можно увидеть и полную окружность! А почему радуга имеет форму дуги?

Ответ: Форма радуги определяется формой капелек воды, в которых преломляется солнечный свет. А капельки воды - более или менее сферические (круглые). Проходя через каплю и преломляясь в ней, пучок белых солнечных лучей преобразуется в серию цветных воронок, вставленных одна в другую, обращенных к наблюдателю. Наружная воронка красная, в нее вставлена оранжевая, желтая, далее идет зеленая и т. д., кончая внутренней фиолетовой. Таким образом, каждая отдельная капля образует целую радугу.

Конечно, радуга от одной капли слабая, и в природе ее невозможно увидеть отдельно, так как капель в завесе дождя много. Радуга, которую мы видим на небосводе, образована мириадами капель. Каждая капля создает серию вложенных одна в другую цветных воронок (или конусов). Но от отдельной капли в радугу попадает только один цветной луч. Глаз наблюдателя является общей точкой, в которой пересекаются цветные лучи от множества капель. Например, все красные лучи, вышедшие из различных капель, но под одним и тем же углом и попавшие в глаз наблюдателю, образуют красную дугу радуги. Также образуют дуги все оранжевые и другие цветные лучи. Поэтому радуга круглая.

3) Решите задачу. Здание, освещенное лучами солнца, отбрасывает тень длиной L=36м. Вертикальный шест высотой h=2,5м отбрасывает тень длиной l=3м. Найдите высоту здания H.

Ответ: Н=Lh/l=30 м.

1-3 группы. Экспериментальное задание по получению радуги в домашних условиях.

1. Приготовьте мыльный раствор и надуйте мыльный пузырь. На пузыре появится радуга. Свет, проходя через мыльный пузырь, преломляется и распадается на цвета, в результате появляется радуга. Мыльный пузырь — это призма.

2.Поставьте хрустальный стакан на белый лист бумаги. Попробуйте поймать стаканом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы радуги .

3.В ясный солнечный день возьмите миску с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце. Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в воду и прислоните его к краю миску. Поворачивайте зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Зеркало нуждается в подставке, так как угол между ним и поверхностью воды должен составлять 25°. Вода в миске выполняет роль дождевой капли. При входе в воду видимый свет преломляется. Перемещая картон перед миской вы увидите на нём отражённую «радугу».

4.Если у вас дома найдется прозрачная трехгранная призма, то вы сможете получить радугу в домашних условиях, «подобно Ньютону».

Для этого «поймайте» солнечный луч и получите изображение радуги на стене. Таким образом, получил радугу в «домашних» условиях И.Ньютон.

Этот опыт легко повторить и с искусственным источником света.

5. Капните в воду каплю лака. На поверхности воды образуется тонкая пленка. Ее нужно аккуратно снять при помощи специального приспособления — «удочки». Пленка лака будет играть всеми цветами, напоминая крылья стрекозы. Луч белого света, попадая на тонкую пленку, частично отражается от нее, а частично проходит вглубь, отражаясь от ее внутренней поверхности.

Домашнее задание предлагается обучающимся на заранее подготовленных карточках.

Литература.

Буров В.А. «Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе».- М.: Просвещение, 1979, стр 148, опыт № 61.

Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе.- 9-11 классы.- М.: Дрофа, 2002.

Кириллова И.Г. « Книга для чтения по физике», М.: Просвещение, 1986, стр.67-69.

Никитина И.Е. Русская речь: Развитие речи 10 класс.- М.: Дрофа, 2005.

Семке А.И. Нестандартные задачи по физике.- Ярославль: Академия развития, 2007.

Тарасов Л.В. Физика в природе. — М.: Просвещение, 1988 г.

Тарасов Л.В., Тарасова А.Н.. Беседы о преломлении света. — М.: Наука, серия “Библиотечка Квант”, выпуск 18, 1982 г.

Тютчев Ф.И. Стихотворения. — М.: Эксмо, 2004.

Я.И.Перельман «Занимательная физика» , М.: Наука,1986 г, ч.1., стр. 124-126.

Web-сайты:

ru.wikipedia.org/wiki/Радуга

www.fizika/optika/mirazh

toneto.net›Новости›…--iskusstvennaya-raduga

elkin52.narod.ruschar/literatyra.htm

fiz.1september.ruarticle.php…

allforchildren.ruПочемучкаwhatis32.php

tut-interesno.org›20-samyx-potryasayushhix-…

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности