Россия, Ленинградская область,г. Приозерск
МБОУ ДОД "Приозерская ДШИ"
Преподаватель
Капустина Н.М.
Цель урока: раскрытие художественного замысла произведений и максимально точная передача образа.
Задачи урока:
n Анализ прослушанных исполнений и выбор собственных исполнительских и творческих решений.
n Формирование исполнительской концепции с помощью ассоциативного ряда произведений других видов искусства
n Исполнение произведения целиком в ходе подготовки в концертному выступлению.
n Контроль эмоционального состояния и правильности технических приемов в ходе исполнения произведения.
Оборудование:
Форма урока: индивидуальное занятие в фортепианном классе.
План урока
2.1. Подготовительная работа к исполнению произведения - игра гаммыA-dur и всех ее элементов.
2.2. Исполнение произведения «Бабочка» Э.Грига. Проверка домашнего задания — прослушивание аудиозаписей выдающихся исполнителей (С. Рихтер, Э. Гилельс, Э.Григ) и сравнение их между собой.
2.3.Выбор собственной концепции на основе прослушанных вариантов, работа над кульминациями, сложными в техническом плане.
2.4.Поиск образных соответсвий в литературных произведениях, изобразительном искусстве (просмотр слайдов, чтение стихов) Исполнение произведения с учетом новых исполнительских и творческих задач.
2.5 Работа над произведением П. И. Чайковского «Колыбельная песнь в бурю». Анализ домашней работы — поиск звуковых решений исходя из вокальной природы произведения.
2.6 Прослушивание фрагментов «Колыбельной» в вокальном варианте.(С. Лемешев, Е. Катульская, Р. Байлов).
2.7 Работа над образным наполнением. Раскрытие особенностей жанра через другие виды искусств (поэзия, изобразительное искусство)
2.8 Исполнение произведения целиком с учетом новых образных решений.
3. Подведение итога учебного занятия, оценка работы учащейся, формулирование домашнего задания
Ход урока
Урок с учащейся 3-го класса фортепианного отделения Гурбановой Севил. Учащаяся обладает яркими музыкальными способностями, хорошим слухом, координацией, музыкальной памятью, хорошей техникой. Отзывчивая, эмоциональная, хорошо передает характер произведений, чутко реагирует на поставленные задачи и старательно их выполняет. Задача данной программы — точная передача стиля композитора в зависимости от образного наполнения.
Урок начинается с подготовки учащейся к исполнению сложных в техническом отношении произведений. Для разыгрывания используется гамма A-dur и всех ее элементов. Севил освоила такие сложные элементы как движение в терцию, дециму, сексту.
Исполнение Произведения «Бабочка» Э.Грига, анализ домашней работы.
Преподаватель:
Давай оценим твое исполнение. Что удалось хорошо и над чем еще нужно поработать?
Учащаяся:
Дома я прослушала записи С. Рихтера, Э. Гилельса и Э.Грига. Мне очень понравилось исполнение Гилельса в темповом отношении, однако у Э.Грига несмотря на более сдержанный темп пьеса звучит очень легко. У меня плохо получились кульминации, прибавляя звук мне сложно сохранить легкость фактуры и образ искажается.
Оценка преподавателя:
Несмотря на тяжеловатое звукоизвлечение в кульминации, пьеса сегодня звучит гораздо лучше и ты заслуживаешь хорошей оценки. В данном случае произведение имеет конкретное название и мы не имеем право отходить от образа. Легкость и изящность зависит не только от темпа. Давай поработаем над кульминациями, в них не хватает более четкой артикуляции и независимости пальцев, а излишнее давление, делает исполнение тяжелым, что недопустимо в данном случае.
Исполнение необходимого фрагмента пьесы. Обращаем внимание на четкость, артикуляцию и легкость пальцев в данном эпизоде.
Показ преподавателя на инструменте. Акцент на поиске удобного положения рук для свободного звукоизвлечения.
Исполнение учащейся стало более ярким, звук округлым, пропало излишнее давление, появилась необходимая легкость — «порхание бабочки». Преподаватель:
Молодец, ты смогла добиться нужного звучания и прослушанные записи пошли на пользу. Мы подобрали свой вариант на основе исполнений выдающихся мастеров и оптимальный для нас темп.
Поищем другие средства для более яркой ассоциации звукового колорита у учащейся.
Мы начали наш урок с проигрывания гаммы A-dur , в этой тональности написала наша пьеса и я думаю Э. Григ выбрал ля мажор не случайно. А.Н. Скрябин обладавший «цветным» слухом приписывал этой тональности зеленый цвет. Н.А. Римский — Корсаков так характеризовал эту тональность:«Ясная, цвета вечной молодости, вечной юности». Б.В. Асафьев считал ля мажор радостным и пьянящим. Все это неудивительно, ведь бабочки живут только летом — в пору солнца, зелени и цветов.
Посмотри на картину американской художницы Каролин Блиш, она излучает тепло, солнце, мажор. Взгляд девочки сосредоточен на маленькой и хрупкой бабочке. В японской гравюре художника Утагава Тоёкуни изображен легкий полет, который Григ изобразил посредством хроматических пассажей.
Обращение к литературе и поэзии также помогает учащейся в формировании образа. Читаем вместе с Севил стихотворение А. Фета «Бабочка» и цитату И.С. Тургенева из романа «Отцы и дети».
Исполняем произведение «Бабочка» еще раз. Звучание стало более легким, выразительным, пассажи «летящими». Образное наполнение получилось точным, наполненным.
Переходим к работе над пьесой П.И. Чайковского «Колыбельная песнь в бурю». Характер и образ данной пьесы будет совсем другим. Исполняем произведение целиком. Анализ домашней работы — добиться певучего, плавного звучания мелодии не смотря на сложную, многослойную фактуру.
Преподаватель: Что ты можешь сказать о колыбельной? Какой у нее должен быть характер?
Учащаяся: Это песня матери, убаюкивающей своего малыша. Она должна быть спокойной, неторопливой и безмятежной.
Преподаватель: Правильно. Но наша колыбельная почему-то звучит в миноре, какой у нее характер?
Учащаяся: Характер немного тревожный, ведь это колыбельная в бурю.
Преподаватель: Хорошо, и все же мы не должны забывать о главном - о вокальной природе данного жанра. Мы изучаем его в фортепианном варианте, но есть и вокальная версия. Самое сложное - заставить фортепиано петь. Что на твой взгляд тебе удалось и какие недочеты ты видишь?
Учащаяся: Я старалась «пропевать» мелодию в первой части пьесы, но там где фактура стала более насыщенной, у меня возникли сложности.
Преподаватель: Это правда, начало пьесы звучит очень убедительно, но в средней части ты увлекаешься фактурой и мелодия в ней «тонет».
Повторное исполнение средней части, обращаем внимание на свободу кисти и «цепкость» 3, 4, 5 пальцев, ведущих мелодию.
Показ на инструменте. Акцент на звуковом балансе фактурного наполнения и мелодии.
Посмотри, теперь мы добились того, что средние голоса звучат мягко, насыщенно, но в то же время не перекрывают мелодию, звучит гораздо лучше.
Для более полного понимания образного содержания произведения обратимся к поэзии. Вместе с Севил читаем стихотворение А.Плещеева «В бурю», на которое написана «Колыбельная».
Очень показательным будет пример из живописи. В сети интернет просматриваем слайд картины немецкого художника Альберта Анкера. Молодая мать смотрит на своего ребенка при тусклом сиянии свечи. Полотно пронизано уютом, заботой и теплотой.
Исполнение произведения «Колыбельная песнь в бурю» с учетом исправленных ошибок и новых образно-творческих решений. Теперь Севел смогла точно передать замысел композитора, учесть все аспекты данного жанра.
Подводим итог урока.
Сегодня мы стремились к более яркому, образному исполнению с помощью выразительных средств, выявленных в каждом произведении.
Домашнее задание:
В самостоятельных занятиях закрепить достигнутые результаты в фразировке, динамике, звукоизвлечении, следить за педализацией, акцентами, четкостью пальцев. Играть произведения наизусть для закрепления текста.
Гурбанова Севил очень хорошо подготовилась к уроку, качественно выполнив домашнее задание, отлично работала на уроке, быстро понимала и выполняла указания, использовала свое воображение, образное мышление, навыки анализа собственного исполнения. За этот урок она получает оценку «отлично».