link10952 link10953 link10954 link10955 link10956 link10957 link10958 link10959 link10960 link10961 link10962 link10963 link10964 link10965 link10966 link10967 link10968 link10969 link10970 link10971 link10972 link10973 link10974 link10975 link10976 link10977 link10978 link10979 link10980 link10981 link10982 link10983 link10984 link10985 link10986 link10987 link10988 link10989 link10990 link10991 link10992 link10993 link10994 link10995 link10996 link10997 link10998 link10999 link11000 link11001 link11002 link11003 link11004 link11005 link11006 link11007 link11008 link11009 link11010 link11011 link11012 link11013 link11014 link11015 link11016 link11017 link11018 link11019 link11020 link11021 link11022 link11023 link11024 link11025 link11026 link11027 link11028 link11029 link11030 link11031 link11032 link11033 link11034 link11035 link11036 link11037 link11038 link11039 link11040 link11041 link11042 link11043 link11044 link11045 link11046 link11047 link11048 link11049 link11050 link11051 link11052 link11053 link11054 link11055 link11056 link11057 link11058 link11059 link11060 link11061 link11062 link11063 link11064 link11065 link11066 link11067 link11068 link11069 link11070 link11071 link11072 link11073 link11074 link11075 link11076 link11077 link11078 link11079 link11080 link11081 link11082 link11083 link11084 link11085 link11086 link11087 link11088 link11089 link11090 link11091 link11092 link11093 link11094 link11095 link11096 link11097 link11098 link11099
Пользователь с логином 5soldo не найден.
Образы моря в литературе, живописи и музыке. Урок литературы в 5 классе (конспект с презентацией) - часть 1

Республика Казахстан, г. Караганда

КГКП "Школа искусств №2"

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Кузнецова Марина Геннадьевна

Образы моря в литературе, живописи и музыке.

Урок литературы в 5 классе - часть 1

Цель: ознакомить учащихся с принципом взаимопроникновения смежных искусств, выявить комплекс выразительных средств и художественных приемов различных видов искусства.
Задачи:
а) образовательная - сформировать устойчивые знания по теме, выработать умение находить межпредметные связи и проводить сравнительный анализ по проблемным вопросам, а также закреплять навык критического подхода в изучении произведений;
б) развивающая - расширение общекультурного кругозора через музыкальный и иллюстративный материал;
в) воспитывающая - привитие чувства уважения к мировому культурному наследию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке.
Литератор(Л) — Ребята, перед вами — картины моря ˂слайд№2, №3˃А вы когда-нибудь видели море? Какое оно?
Дети (Д) — В нём есть какая-то тайна и огромная сила.
Л. - Тайна и мощь морской стихии издавна привлекала к себе взоры поэтов, художников, музыкантов ˂слайд №4˃.
Тема нашего урока — «Образы моря в литературе, живописи и музыке» (записывают тему в тетрадь)
˂Слайд №5˃Море воспевали Гёте, Байрон, Гюго, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Фет и другие поэты. Море манило их изменчивостью и динамичностью облика. Тихое и прозрачное в штиль, бушующее во время шторма, таинственно мерцающее в ночи — эти разные состояния моря нашли отражение в художественной литературе.
˂Слайд №6˃«И блеск, и тень, и говор волн» также привлекали А. С. Пушкина. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку (записывают в тетрадь).
К морю как к живому собеседнику обращается поэт в своём стихотворении. Вслушайтесь, насколько музыкальны эти слова (читает стихотворение).
Откройте учебники. Отметьте слова и словосочетания, которые помогли созданию образа моря в вашем воображении (1группа работает с 1-3 строфами, 2 группа — с 4-6 строфами, 3 группа — с 12, 14, 15 строфами). Названные слова записывают на доске — свободная стихия, волны голубые, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки, бездны глас, своенравные порывы, взыграл неодолимый, могуч, глубок и мрачен, неукротим, торжественной красы, гул в вечерние часы). Благодаря этим выражениям, мы как будто видим море и слышим его голос. Как называются такие образы?
Д. - Зрительные и звуковые (запись на доске)
Л. - Какое словосочетание, по-вашему, будет ключевым в этом списке?
Д. - Свободная стихия
Л. - ˂слайд №7˃Вы знаете, что поэты и писатели для придания своей речи большей красочности и выразительности используют определённые средства. Какие?
Д. - Эпитеты, метафоры, сравнения ˂слайд №8˃
Л. - Поэт разговаривает с морем, как с человеком. Как это называется?
Д. — Олицетворением ˂слайд №9˃
Л. - В словах поэта «Я был окован…» о каких оковах идёт речь?
Д. - О годах ссылки в Одессу. Поэт прощается с морем, но это и прощание со свободой, торжество которой не суждено увидеть людям его поколения.
Л. -˂слайд №10˃Как называется направление в искусстве, для которого характерно стремление героя к свободе, независимости, возвышенный склад души, мечтательность?
Д. - Романтизм. ˂слайд №11˃ И герой нашего стихотворения — тоже романтик.
Л. - Изучая художественное произведение, мы каждый раз подчёркиваем, что любая деталь имеет значение. Пейзаж может выполнять определённые функции. ˂Слайд №12˃Назовите их.
Д. - Изобразительная, аллегорическая, эмоционально-психологическая, символическая ˂слайд №13˃
Л. - Какую же роль играет пейзаж в нашем случае?
/>Д. - Эмоционально-психологическую и символическую.
Л. - На примере стихотворения А. С. Пушкина мы ознакомились с тем, как поэт-романтик использует образ моря в своём произведении. А каким образом представлена тема моря в произведениях музыки и живописи, вам предстоит сейчас узнать.

Художник (Х.)- Что касается изобразительного искусства, то художник не только видит красоту морских пейзажей, но и передаёт её на полотне с помощью красок. Море рисовали многие художники. ˂Слайд №14˃ Слово «морская» по-латыни звучит как «marina». Поэтому и художников называли…
Д - Маринистами.
Х. - Можете ли назвать фамилии художников-маринистов?
Д. - Художник Айвазовский.
Х. - ˂слайд №15˃ Иван Айвазовский был выдающимся живописцем. Его работы получили известность в Англии, Франции, Италии. Русские вельможи наперебой заказывали ему картины. Знакомство и дружба с Пушкиным наложили отпечаток на творчество художника. Всю свою жизнь он стремился постичь море через поэзию. Айвазовский великолепно играл на скрипке и поразил самого Глинку. Сочетание поэзии и музыки «выплеснулось» в особенности живописной манеры Айвазовского. Черпая вдохновение в картинах природы, восхищаясь красотой окружающего мира и пропуская её через призму собственного восприятия, художник пытается воплотить свои впечатления в творчестве. Мы сейчас будем знакомиться с его работами, анализировать их. Но у живописи - свой язык выразительных средств, свои специфические термины. Назовите их.
Д. - Линия, ритм, динамика, цветовое пятно, цветовая гамма ˂слайд №16˃
Х. - Давайте вместе попробуем проанализировать — как в разных работах эти средства раскрывают замысел художника и создают «настроение» картины ( далее идёт обсуждение работ: «Лунная ночь на Капри» ˂слайд №17˃, «Девятый вал» ˂слайд №18˃, «Морской берег. Прощание» ˂слайд №19˃, «Кавказские горы с моря»˂слайд №20˃).
Х. — Если обобщить всё то, что вы сказали в ходе обсуждения картин, то можно сделать вывод о том, что на всех своих полотнах художник хотел выразить мотивы противоборства, соперничества человека и стихии, мечту о свободе, любовь к природе. И вы убедились, что пейзаж в живописи имеет так же, как и в литературе, эмоционально-психологическое и символическое значение.
Музыковед (М.)- (вопросы к учащимся): К какому виду искусства относится стихотворение?
Дети (Д.) - К литературе
М. - А произведение живописи?
Д. - К изобразительному искусству
М. - Симфоническое произведение?
Д. - К музыке
М. - Из названных видов искусства какое является самым точным и конкретным?
Д. - Самое конкретное по языку выражения - литература, на втором месте - живопись, и на последнем - музыка.
М. - Да, действительно, музыка из трёх названных искусств менее конкретна, но сильнее других воздействует на наши эмоции.
В музыке есть много примеров воплощения темы моря, но мы поговорим только об одном из них - о симфонической сюите русского композитора Н. А. Римского-Корсакова "Шехеразада". ˂слайд №21˃ Николай Андреевич Римский-Корсаков в юности учился в Морском корпусе, по окончании его, будучи гардемарином, совершил кругосветное путешествие. Оно длилось 2 года 8 месяцев. И, естественно, впечатления от плавания были очень яркими и незабываемыми. Они нашли отражение в сюите "Шехеразада".

М.- Героиней каких сказок является Шехеразада?
Д. - Восточных
М. - Как называется сборник арабских сказок? ˂слайд №22˃
Д. - "1001 ночь"
М. - ˂слайд №23˃(вкратце обрисовывает сюжетную линию сказки). Шехеразада - жена султана Шахриара, а на Востоке правитель - не просто первое лицо в государстве, это "великий и всемогущий", его власть над подданными безгранична, поэтому и вошло в обиход выражение "восточный деспот". Как ещё называют такого человека?
Д. - Тиран.
М. -
Послушайте музыкальную тему Шахриара (педагог играет на ф-но тему Ш.).
Какое впечатление она произвела на вас? Какого человека вы представили?
Д. - С надменным, тяжёлым взглядом, властного, жестокого, эгоистичного.
М. - Обратите внимание на средства музыкальной выразительности - в теме нет аккордов, только сплошь унисоны. О чём это говорит?
Д. - Аккорд - это гармоничное звучание нескольких голосов, а унисон - по сути, одноголосие. Это говорит о характере Султана, не признающего компромиссов и уверенного в своей правоте.
М.- Я сыграла вам тему Султана для того, чтобы вы
а) сравнили её с темой моря в том музыкальном фрагменте, который сейчас прозвучит;
б) проанализировали средства музыкальной выразительности, т.е. выполнили бы те же действия, что и на уроке литературы при знакомстве со стихотворением. Но сначала давайте-ка включим механизм критического мышления и попробуем предположить, что за музыка нас ждёт: какою должна быть динамика?
Д. - Мощное звучание
М. - Соло или оркестровое tutti?
Д. - Тutti
М. - Предпочтительные тембры - струнные, деревянные или медные духовые?
Д. - Медные духовые
М. - Регистр темы
Д. - Низкий и средний ˂слайд №24˃. Ученики прослушивают музыкальный фрагмент ("Багдадский праздник и Корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником" - 4 часть сюиты) и по ходу анализируют средства выразительности, отмечая совпадение предполагаемых и реальных результатов.
Если обобщить всё, вами сказанное, то получится такая таблица ˂слайд №25˃, из которой понятно, что образы Моря и Султана охарактеризованы почти аналогичными средствами.
М. - Да, Римский-Корсаков потрясающе реалистично рисует картину бушующего моря. Но каждый великий художник потому и велик, что он не просто "фотографирует" реальность, а через искусство доносит до нас свои обобщения и размышления. О чём говорит похожесть тем Султана и Моря?
Д. - О близости характеров
М.- Более того, композитор размещает темы Моря и Султана рядом, но для чего - чтобы противопоставить их друг другу или уравнять их?
Д. - Чтобы указать на тождество их
М. -Почему? Какую мысль композитор хочет высказать своей музыкой?
Д. - Как море играет судьбами людей, так и султан своевольно вершит судьбы подданных.
М. — Какую роль в сюите играет морской пейзаж?
Д. — Аллегорическую, эмоционально-психологическую и символическую.
Л. - Найдите у Пушкина в стихотворении аналогичные строки:
Д. - Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,-
И стая тонет кораблей.
Л. - Помните, анализируя стихотворение Пушкина, мы говорили об олицетворении - приёме, когда черты человека переносятся на море. В сюите "Шехеразада" - тот же приём, в произведениях изобразительного искусства - аналогично. Значит, мы с вами пришли к какому выводу?
Д. - Любая тема в искусстве даётся художником через призму человеческого восприятия.
Рефлексия (Л) — Ребята, вы сегодня читали стихотворение о море. Внимательно анализировали репродукции, слушали музыкальное произведение. У каждого из вас сложилось своё представление об увиденном и услышанном. Сейчас вы приступите к выполнению следующего задания: необходимо сочинить пятистишие, в котором ключевым словом будет «море» (3 мин).
Ученики по окончании работы зачитывают свои стихи.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина «К морю». Подготовить слайдовую презентацию, посвящённую морским пейзажам.

Использованные материалы

1. Сб. статей под ред. Коровиной Т. Сказка в творчестве Н. А. Римского-Корсакова. — Москва: Музыка, 1987.
2. Уч. пособие для 8 класса СШ под ред. Громова Н. И. Русская литература. - Москва: Просвещение, 1973.
3. Альбом Римский-Корсаков Н. А. — Москва: Музыка, 1988.
4. Кандинский А. И., Орлова Е. М. Русская музыкальная литература, вып. 3. — Ленинград: Музыка, 1981.
5. Соловцов А. Н. Николай Андреевич Римский-Корсаков. — Москва: Музыка, 1984.

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности