Россия, Мурманская область, п.Лиинахамари
МБОУ ДОД "ДМШ №3"
Преподаватель
Кисаханова Е.Л.
Кто сочинил песню «Вот мчится тройка почтовая»? Или «Степь да степь кругом»? Или песню «Когда я почте служил ямщиком»?
Если заглянем в каталог любой фонотеки, то увидим — «народная песня» или «слова народные».
Действительно все эти песни народные. Поются они повсеместно и с давних пор. Народ их любит и помнит. И передает по наследству новым, молодым поколениям как свое духовное достояние. Но при этом понятие «народная песня» отнюдь не означает, что песню сочинял весь народ, что у нее не было авторов — того, кто придумал слова, и того, кто положил их на музыку. Были. Только имена их или остались никому не известными или забылись. А песня пошла. И стала народной. Одни слова народ сокращал, другие поправлял, заменял, добавляя свои, иногда переставлял куплеты. В иных песнях от первоначального текста осталось совсем немного. И все же авторы у всех этих песен были. Так, например…
Но сперва скажу, что привело меня к рассуждению о русской народной песне.
О русских тройках рассказывают и в поэзии и в музыке. Вспомнил начало из «Мертвых душ» Гоголя - «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал!»
«Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню — кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход! И вот понеслась, понеслась!.. не так ли и ты, Русь бойкая необгонимая тройка несешься?..»
Эти строки, несомненно, самое великое изображение русской тройки, изображение, ставшее символом. Это и русская тройка. И это уже Россия, мимо которой летит «все что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
И вдруг стало ясно, что это сверх гениальное гоголевское создание связано с русской народной поэзией — с песней о тройках и ямщиках.
И еще одно стало ясно, что в великую русскую поэзию ввел эту тему Пушкин:
По дороге зимней скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика;
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Звучит — «Зимняя дорога» сл.А.Пушкина, м.А.Алябьева
«Зимняя дорога» Пушкина впервые напечатана в 1826 году в журнале «Московский вестник». В 1831 году вышли ноты с картинкой, изображающей русскую тройку — «Зимняя дорога», музыка А.Алябьева», а четыре года спустя песня эта стала настолько известной, что пушкинский текст уже включен в «Песенник» Ивана Гурьянова — верный знак, что в начале 1830-х годов мотив ее был уже у всех на слуху.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она…
Еще более знаменита «Тройка», облетевшая всю Россию, - создание поэта-декабриста Федора Глинки:
Вот мчится тройка удалая
В Казань дорогой столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудёт уныло под дугой.
Ямщик лихой — он встал с полночи –
Ему сгрустнулося в тиши:
И он запел про ясны очи,
Про очи девицы души.
«вы очи, очи голубые,
Вы сокрушили молодца:
Зачем, о люди, люди злые!
Вы их разрознили сердца?
Теперь я горький сиротина!»
И вдруг махнул по всем по трем,
И тройкой тешился детина –
И заливался соловьем.
Вначале этот текст составлял часть другого стихотворения Федора Глинки, напечатанного в 1825 году в газете «Северная пчела».
Семь лет спустя оно было напечатано снова — в «Русском альманахе на 1832-1833 год», с заглавием «Тройка» и с примечанием от редакции:
«Сия песня, сделавшаяся народной, в первоначальном своем виде составляла часть стихотворения Ф.Н.Глинки «Сон русского на чужбине». Она была напечатана особо, и оттого ее пели с разными изменениями. Здесь помещается она по желанию самого сочинителя так точно, как вышла из-под изящного пера его».
Звучит — «Вот мчится тройка удалая» сл.Ф.Глинки, м.А.Верстовского
Но кто, же сочинил музыку на текст Федора Глинки?
Дайте подумать. Большинство вам ответит: «песня народная». Иные прибавят — «она называется не «Тройка», а «Колокольчик». И редко назовут композитора Алексея Николаевича Верстовского — знаменитейшего в ту пору автора опер «Пан Твардовский», «Аскольдова могила», «Громобой»… песню на слова Глинки он написал в 1828 году. За три года она стала народной.
Не один Верстовский положил на музыку слова Ф.Глинки. Есть на эти слова музыка Ивана Рупина, написанная в 1831 году. И Александра Дюбюка. Есть и еще одна песня на эти стихи Ф.Н.Глинки. На нотах ее значится: «Колокольчик». Музыка графа М. Ю. Виельгорского, слова А.Пушкина». Очевидно, имя поэта-декабриста Федора Глинки не устраивало цезуру или издателя.
В 1834 году в петербургском альманахе «Новоселье», как бы в ответ на «Тройку» Федора Глинки, появилась другая знаменитая «Тройка», которая так даже и была озаглавлена «Ещё тройка». Это стихотворение начинается словами:
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из-под копыт;
Колокольчик звонко плачет
И хохочет, и визжит.
По дороге голосисто
Раздаётся яркий звон;
То вдали отбрякнет чисто,
То застонет глухо он…
Эту написал друг Пушкина, очень известный в ту пору поэт Пётр Андреевич Вяземский.
Звучит — «Тройка» (Тройка мчится, тройка скачет) сл.П.Вяземского, м.П.Булахова
С того времени «Тройку» стали появляться одна за другой. А о том, кто написал музыку этой песни, скажем немного позже.
В 1837 году третьестепенный петербургский стихотворец Константин Бахтурин, имевший потом отношение к возникновению либретто будущей оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила», выступил сборник стихов, в котором напечатал «Песню ямщика».
Аль опять видать
Прежней красной доли?
Я душой сам не свой,
Сохну, как в неволе.
А бывал я удал:
С ухарскою тройкой
Понесусь и зальюсь
Песенкою бойкой.
Не кнутом
Поведём,
Только рукавицей,
И по пням,
По холмам
Мчат лошадки птицей…
Дальше говорится, как молодец попевал да гулял и догулялся — день и ночь страдает по свой «лапушке».
Эту «Песню» в 1840 году положил на музыку славный романсист Александр Львович Гурилев. Есть на эти слова и другая, - которую сочинил Николай Алексеевич Титов.
В 1839 году в Москве, в типографии Августа Семена (а не Семёна) вышел «Альманах на 1840 год Н.Анордиста».
В этом альманахе напечатаны четыре стихотворения под общим заглавием «Тройки переделанные, четыре». В них варьируются строки А.Пушкина, Ф.Глинки и П.Вяземского — тут и тройка «борзых коней», и ямщик, и песня о любви, и парафразы «очи девицы-души», и «Зачем, зачем, о люди злые, Вы наш нарушили покой»…
Первая из этих троек стала распространенной песней, которая живет до сих пор.
У Анордиста стихотворение начинается так:
Гремит звонок, и тройка мчится…
Но эту начальную строфу народ отбросил, и песня начинается со второй:
Вот на пути село большое, -
Туда ямщик мой поглядел;
Его забилось ретивое,
И потихоньку он запел:
«Твоя краса меня прельстила, -
Теперь мне целый свет постыл;
Зачем, зачем приворожила,
Коль я душе твоей не мил!»
В этой песне ямщик предчувствует свою скорую смерть, говорит, что о нем «сгрустятся лошадульки», мечтает, чтоб «девица молодая» пришла на его «могилку»:
Уж, говорят, его не стало,
Девица бедная в тоске
Она безвременно увяла,
Грустя по бедном ямщике.
Звучит — «Вот на пути село большое» сл.Н.Анордиста, м.П.Булахова
По тексту неясно, почему девица, которая ямщика не любила, безвременно увядает в тоске по нем. И понятно, что в народно-песенном варианте эта строфа тоже отброшена.
Литературный источник песни в продолжение долгого времени был неизвестен. Его установил уже в наше время замечательный знаток русской поэзии и народнопоэтического творчества Иван Николаевич Розанов. Но разгадать секрет фамилии Анордист не смог. По его мнению, весь альманах — в нем более трехсот страниц — заключает в себе сочинения одного автора. Видимо, так и есть. И, вернее всего, что Н.Анордиста — псевдоним. Однако составитель великолепного библиографического труда «Русская поэзия в отечественной музыке» Г.К.Иванов указывает, что Анордист звали Иваном. Это извлечено им из нот. Но каким образом Н.Анордиста стал Иваном, покуда не установлено.
К числу популярнейших «Троек» относится та, которую исполнена в своих концертах Надежда Андреевна Обухова:
Пыль столбом крутится, вьется
По дороге средь полей.
Вихрем мчится и несется
Тройка борзая коней…
Звучит — «Тройка» (Пыль столбом крутится, вертится) сл.В.Чуевского, м.П.Булахова
В следующих строках «разгульный» ямщик запевает русскую песню и «заливается соловьем» под «заливной звон колокольчика». И хоть песня его удалая, громкая, с присвистом, умолкнув вдали, она рождает в душе поэта тревожное и тоскливое чувство. Слова этой песни сочинил ныне никому не известный, а в прошлом веке весьма плодовитый стихотворец Василий Чуевский. Что же касается музыки, то ее написал П.П.Булахов. Песню «Вот на пути село большое» на слова Анордиста написал тоже П.П.Булахов. И песню на слова Вяземского — «Тройка мчится, тройка скачет» - тоже П.П.Булахов.
Позвольте! Как понимать? П.П.Булахов — автор трех «Троек»?
Нет! Тут надо вспомнить, что Булаховых в истории русской музыки было трое. И у всех троих имя начиналось с буквы П.
Старший Булахов — Петр Александрович, знаменитый в 20-30-е годы прошлого века московский певец, обладатель тенора необыкновенной мягкости и красоты, был не только оперным певцом, но и сочинителем музыки.
У него было двое сыновей — Пётр Петрович и Павел Петрович. Павел тоже обладал тенором и в 1850-1860-х годах славился как великолепный оперный певец и при этом тоже сочинял романсы и песни. Но самым из них выдающимся был старший сын Петра Александровича — Пётр Петрович, обладавший не только тенором, но и замечательным композиторским дарованием. Ему-то более чем брату и чем отцу суждено было прославить эту талантливую семью.
Теперь уже время сказать, что «Тройку» на слова П.А. Вяземского «Тройка мчится, тройка скачет» написал Павел Булахов. А «Тройка» на слова Чуевского « Вот на пути село большое» с прекрасной музыкой на слова Анордиста — это песни Петра Булахова. Сложилось так, что именно эти две из его песен стали самыми популярными. Ему же — Петру Петровичу Булахову — принадлежат перефразированные народные песни «Во поле берёзонька стояла» и «Не белы снеги», которую в «Мёртвых душах» поёт Селифан — кучер Чичикова. Впрочем, существует предложение, что две последние — парафразы народных песен — принадлежат отцу, Петру Булахову — старшему.
Передо мной ноты: «Цыганская песня «Вот на пути село большое». Аранжировал П.Булахов. Москва. В музыкальном магазине А.Миллера». Цензурное расширение — 26 октября 1845 года.
Только пять лет прошло со времени выхода в свет альманаха Н.Анордиста, а песня уже широко известна в «аранжировке» П.Булахова. Очевидно «цыганская» здесь означает не жанр, а связывает песню с исполнителем из цыганского хора. Обозначение «цыганская песня, сочиненная П.Булаховым» лишало бы ее специфических качеств, она воспринималась бы, как подражание цыганской песне. Думаю, что в данном случае аранжирование равно сочинению.
Таинственный Н.Анордист начал свое стихотворение строкой «Гремит звонок, и тройка мчится». Другой безвестный поэт — Григорий Малышев начал свое почти так же: «Звенит звонок, и тройка мчится». На сходство этих начал первым обратил внимание тот же Иван Николаевич Розанов.
Анордист написал стихотворение грустное. Малышев пишет о мгновении радостном. Пятнадцать лет не был дома молодой воин, и неожиданно входит, неузнанный, в круг родных, и открывает себя. Называется стихотворение «Свидание через пятнадцать лет».
Книжечка стихотворений Малышева появилась в 1848 году. Профессиональным поэтом он не был. Солдатский сын, он сам служил в армии, а потом состоял регентом при петербургской Придворной певческой капелле.
Книжке стихов предпослано предисловие, из которого узнаем, что семь лет Малышев был разлучен с родными и отдан в «казенное заведение», а достигнув семнадцати лет, участвовал в турецкой войне, а позже — в Польской кампании. Очевидно, в стихотворении рассказана судьба самого Малышева. Если он был оторван от семьи в семилетнем возрасте, десять лет обучался, а потом участвовал в двух кампаниях, то прошло около пятнадцати лет, и родные, в самом деле, могли его не узнать. Можно допустить, что «Свидание через пятнадцать лет» писано под живым впечатлением встречи еще в 1830 годах. И что не Малышев у Анордиста, а Анордист у Малышева позаимствовал конструкцию первой строки, тем более что сам Анордист заверил читателей, что его «Тройки» представляют «переделку» общеизвестных, другими словами, заключают в себе отголоски чужих сочинений.
Начав строкой «Звенит звонок, и тройка мчится», Малышев снова закончил стихотворение тройкой:
Звенит звонок. Ямщик несется
В обратный путь уже один;
И снова песня раздается,
Вдали чуть слышно: динь, динь, динь.
Кто же написал музыку на эти слова?
Думаю, что коль скоро Малышев служил регентом в Придворной капелле, то, наверное, сам сочинил музыку. Песня отличная глубоко и совершенно по новому «повернул» эту тему в одном из своих ранних стихотворений — 1846 года — Николай Алексеевич Некрасов. В его стихотворении «Тройка» не ямщик, погоняющий тройку, поет о своей любимой, - тут поэт говорит о судьбе девушке, сердце которой забилось при виде тройки, уносящей красавца-корнета:
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать забыло сердечко тревогу –
Все лицо твое вспыхнуло вдруг…
Некрасовское стихотворение — это предсказание ее будущей трагической беспросветной судьбы.
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вслед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши.
Как гоголевская, так и эта — некрасовская — «Тройка» связана с песенной традицией. Ее внутренний драматизм, глубина содержания, гражданский пафос вдохновили шесть композиторов — Ольгу Бернард, сочинившую в 1852 году песню «Сельская красавица», Н.Ф.Вителаро, положившего стихотворение Некрасова на музыку, А.И.Дюбюка, Н.М.Леонтьева, С.А.Зыбину. Песню Н.Леонтьева пела Н.А.Обухова. на нотах этого сочинения значится: «Н.Леонтьев. Цыганская песня «Тройка». Вновь аранжированная А.Дюбюком. 1857». Видимо, в 1850-х годах эту «Тройку» пела создавшие ей успех цыгане их хора Ильи Соколова. Что же касается распространенной песни на эти слова, которую исполняла М.П.Максакова, - ее написал, очевидно, А.И.Дюбюк.
К числу лучших песен о тройках нужно отнести знаменитую «Однозвучно звучит колокольчик», слова которой сочинил И.Макаров. Об этом поэте до самого последнего времени мы не знали ничего ровно, кроме фамилии. Да и та установлена только в 1930-х годах.
Но в последнее время пермский филолог Александр Кузьмич Шарц обнаружил в Пермской Облархиве интереснейшие материалы и выяснил, что Макаров был крепостным помещиком Всеволожского, что родился он в 1821 году в семье ямщика, который служил на почте. В детстве будущий поэт постоянно ездил с отцом и хорошо знал ямщицкую жизнь и ямщицкие песни.
Отец Макаров умер в дороге — замерз.
Услыхав, что молодой Макаров пишет стихи, помещик отдал его в солдаты. Но и в солдатах его наказали. За самовольную отлучку домой определили ямщиком в конвойную роту, которая сопровождала ссыльных, шедших по этапу в Сибирь. В 1852 году, в возрасте 31 года, Макаров умер. Так же, как и отец. Замерз в дороге. В его мешке обнаружили рукописи — это были его стихи.
Звучит — «Однозвучно гремит колокольчик» сл.И.Макарова, м.А.Гурилева
Стихотворение Макарова «Однозвучно гремит колокольчик» вдохновила прекрасного мелодиста Александра Львовича Гурилева, имя которого мы уже называли. В 1853 году он написал песню, которая до сих пор входит в репертуар многих певцов и хоров, исполняется и под гитару, и в сопровождении оркестра народных инструментов. И хотя в этой песне нет слова «тройка» - эта песня о тройке, о ямщике и о его песне.
Кроме гурилевского «Колокольчика» на слова Макарова есть и другая песня, которую сочинил автор, нам неизвестный. Она постоянно исполняется по радио и в концертах и любима за простоту и благородный мотив.
Время шло. Традиционный жанр «ямщицкого романса» - жалобы влюбленного ямщика — осложнялся, обрел характер все более и более трагический. Стоит сопоставить с «Тройкой» Федора Глинки стихотворение крестьянского поэта Ивана Захаровича Сурикова.
Степь да спеть кругом,
Путь далек лежит,
В той степи глухой
Умирал ямщик…
Если вспомнить судьбу Макарова, станет понятно, что стихотворный рассказ Сурикова взят из самой жизни.
Песню на суриковские слова написал С.П.Садовский. Интересно, что других изданных песен у этого композитора нет: «Степь да степь кругом» единственное зарегистрированное его произведение.
Это уже конец 1860-х годов. Вслед за Суриковым о трагедии ямщика рассказал ярославский поэт-демократ Леонид Николаевич Трефолев в стихотворении, которое так и называется «Ямщик». И представляет собою перевод из польского поэта Владислава Сырокомли (псевдоним, под которым печатал стихи поэт Людвиг Кондратович).
Когда я на почте служил ямщиком,
Был молод, имел я силенку,
И крепко же, братцы, в селенье одном
Любил я в ту пору девчонку.
Однажды в метель, начальник послал ямщика со срочным пакетом. Тот увидел на дороге замершего:
А снег уж совсем ту находку занес.
Метель так и пляшет над трупом.
Разрыл я сугроб-то и к месту прирос,
Мороз заходил под тулупом.
Под снегом-то, братцы, лежала она…
Закрылися карие очи.
Налейте, налейте скорее вина,
Рассказывать нет больше мочи!
В том же году Трефолев написал другое стихотворение, которое намеренно противопоставлено «Тройке» Федора Глинки, хотя бы уже близость первой строки:
Вот мчится тройка почтовая
По Волге-матушке зимой.
Ямщик, уныло напевая,
Качает буйной головой.
Из разговора с приветливым седоком выясняется, что в жизнь ямщика вмешались «богатый» и староста:
Ах, милый барин, добрый барин,
Уж скоро год, как я люблю,
Да нехристь староста-татарин
Меня жулит, а я терплю.
Ах, милый барин, скоро святки,
И ей не быть уже моей:
Богатый выбрал, да постылый,
Ей не видать веселых дней!..
Кто написал музыку на слова этих трефолевских стихотворений, покуда не известно.
Но, как видим, тексты всех этих песен сочинены поэтами — известными, малоизвестными и просто безвестными. Авторство Анордиста, Малышева и Макарова установлено покойным И.Н.Розановым, на Трефолева указал в печати Б.П.Челышев, но от того, что установлено имя поэта, песня не становится менее народной. Зато выясняется ее «возраст», ее «эволюция», ибо в народно-песенном обиходе поэтический текст, как уже сказано, претерпевает подчас очень сильные изменения. Так от «Тройки» Вяземского из сорока строк осталось всего только шесть, остальной текст представляет собою сочинение неизвестных нам исполнителей. Эта песня часто звучит по радио и в концертах — удалая, лихая, счастливая:
Едет, едет, едет к ней,
Едет к любушке своей.
Тпру!.. и тройка вдруг осела
У знакомого крыльца.
В сани девица влетела
И цалует молодца…
Всего этого в стихотворении Вяземского нет.
У Федора Глинки первые строки:
Вот мчится тройка удалая
В Казань дорогой столбовой.
Важная для поэта по каким-то личным ассоциациям Казань скоро отпала. В народе стили петь:
Вдоль по дорожке столбовой
И понятно: Казань — это слишком конкретно, и не ясно, почему тройка мчится в Казань, а не в какой-нибудь другой город. Кстати сказать, народный вариант, всегда, лучше литературного и удобнее для пения. Иван Николаевич Розанов, назвал народ великим критиком и редактором. Это — прекрасная формула.
Среди русских народных песен — элегических и удалых — песням о тройках принадлежит особое место. Это — песни о песнях. Их поют ямщики, повествующие о своей горькой доле или рассказывающие богатства своей души. В их лице поет сам народ. Это — песни народные о народе.
Бесконечная тема!.. К ней причастны Пушкин, Гоголь, Некрасов, Блок… посвящая России одно из самых своих великих стихотворений, Блок вспомнил — песню ямщика, и «дорожную даль», и тройку:
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…
«Дайте мне тройку быстрых, как вихрь, коней, садись, мой ямщик, звени, мой колокольчик, взвейтеся, кони, и несите меня с этого света», - это Блок цитирует Гоголя. И пишет, что в образе тройки, как ослепительное видение в кратком творческом сне, сверкнула Гоголю будущая Россия:
«У, какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль!.. Русь! Куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух…»
Когда мы вспоминаем песни, в которых мчатся необгонимые тройки, мы слышим памятью голоса — Н.Обуховой, М.Максаковой, В.Левко, И.Архиповой, Л.Руслановой, Л.Зыкиной, слышим И.Козловского, С.Лемешева, В.Норейку, И.Скобцова, Б.Гмырю, Н.Кондратюка.
Их насчитывается около ста, - русских троек: «Вихрем на гору несется», и «Впрягай ямщик, скорее тройку», и «Тройка, тройка, сколько забвенья даришь», «Гай да тройка, снег пушистый», и «На последнюю пятерку наймем тройку лошадей», и знаменитая «Ямщик, не гони лошадей»… Даже из первых строк не трудно понять, что это песни уже не о ямщике, а о седоках. Возникли они в конце прошлого — начале нынешнего столетия, в большей своей части это песни эстрадные, имеющие мало общего с тем, подлинно народными песнями, которые созданы в XIX веке и распеваются до сих пор. Удивительно!.. В наш век автомашин, летательных аппаратов, движущихся быстрее звука, космических ракет, когда тройка никого не удивит быстротой, песни про тройку по-прежнему удивляют. И радуют. И заставляют задуматься. А иногда погрустить.
Звучит — «Песня ямщика» сл. Фадеева, м.М.Лазорева
…Что ж! Это свойство поэзии истиной — она всегда современна, ибо в песнях о тройке вылился русский национальный характер, явилась душа народа, весь жар, весь размёт его чувств. И хоть нет уже ни той жизни, ни троек, ни ямщиков, ни проездных корнетов, песня живет и звучит над миром и, как сказано у Гоголя, вьется около сердца.