Максимов Александр Сергеевич
Должность:Журналист
Группа:Команда портала
Страна:Россия
Регион:Санкт-Петербург
Сказочная Гжель

Россия, Омская область, Омский район, село Красноярка

КОУ «Красноярская специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Воспитатель

Толмачёва В.А

Сказочная Гжель

Пояснительная записка

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания школьников. Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.

Актуальность программы заключается в том, что воспитанники знакомятся с особенностями промысла, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры. Таким образом, программа предполагает развитие творческой личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях.

Программа рассчитана на один год и разработана для воспитанников 2 класса. По окончании данной программы организовывается выставка.

Цель программы — привить любовь к родному краю ( городу Омску), изучение истории развития Омской архитектуры, развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей воспитанников; создание условий для самореализации в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; познакомить с профессиями художника-дизайнера, оформителя.

Задачи программы:

Обучающие:

1) Ознакомить воспитанников с основами знаний в истории декоративно-прикладного искусства Гжели;

2) продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм;

Воспитательные:

1) осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

2) воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;

3) добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Развивающие:

1) развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;

2) развитие мелкой моторики рук и глазомера;

3) пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

4) формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.

5) разработать авторские мотивы, выполненные в технике гжельскго письма

Учебно-тематический план

Тема

Общее количес-тво часов(ч)

Теорети-ческие

занятия

(ч)

Практи-

ческие

занятия

(ч)

Введение

Развитие гжельского промысла

2

2

-

Необходимые сведения о цветоведении

2

1

1

Основные законы композиции

2

1

1

Геометрический орнамент

Точки и прямые линии.

2

0,5

1,5

Орнамент-сеточка.

2

0,5

1,5

Роспись в полосе

2

0,5

1,5

Растительный орнамент

Освоение простейших видов растительного орнамента

2

0,5

1,5

Мазок с тенью.

2

0,5

1,5

Мазковая роспись.

2

0,5

1,5

Волнистая широкая линия разной насыщенности

2

0,5

1,5

Орнамент полосы, включающий волнистую широкую линию и другие элементы

2

0,5

1,5

Орнаментальный узор, состоящий из капельки и других элементов

2

0,5

1,5

Выполнение изделия в традиционной технике

4

0.5

3.5

Разработка авторских элементов

Подбор материала

6

-

6

Выполнение эскизов росписи на бумаге. Выбор наилучшего эскиза

10

0,5

9,5

Эскизы бортов тарелки

4

0,5

3,5

Перенос рисунка на тарелку

4

0,5

3,5

Роспись декоративной тарелки

6

0,5

5,5

Организация выставки

4

0,5

3.5

Итог

64

12

52


Методические рекомендации

Для работы в кружке необходимы следующие материалы и инструменты: гуашевые, акварельные, акриловые ( по стеклу и керамике) краски синего цвета, бумага рисовальная или альбом размером 200 х 300 мм, кисти: белочка, синтетика. Минимальное число кистей для росписи — три. Большая - № 18, 19, 20, 21, 22; средняя - №17, 6, 5; маленькая - №1, 2, 3.

Кобальтовая роспись фарфора после обжига приобретает синий цвет, поэтому и роспись по бумаге лучше проводить синей гуашью. Гжельцы пишут круглыми беличьими кистями хорошего качества.

Также необходимы компьютер, интерактивная доска.

Для выполнения итоговой работы необходима керамическая посуда белого цвета.

Руководителю кружка необходимо иметь для работы образцы изделий народных мастеров, открытки, альбомы, таблицы, книги, презентации, видео фильмы ( Приложение ).

Перед началом занятия руководителю кружка необходимо подготовить помещение. В постоянной экспозиции следует разместить лучшие росписи кружковцев, оформить стенды, отражающие историю развития гжельского народного художественного промысла. К этой работе надо привлекать и самих ребят.

На занятиях нужно приучать кружковцев к культуре труда. Кисти, палитра с окраской, банка с водой должны находиться на столе с правой стороны от ученика. На столе ничего не должно быть лишнего, под рукой — только необходимый материал, оригиналы и пособия. Особое внимание нужно обратить на кисть. Это главный инструмент художника. И обращаться с ним следует правильно: нельзя оставлять кисти в банке с водой, так как от этого кончики волосков загибаются и кисть приходит в негодность; нельзя носить кисти в целлофановом мешке или в сумке без упаковки. Их нужно убирать в пенал. После работы кисти нужно хорошо промыть и поставить в вазу или бокал волосками вверх.

Для выполнения задания используется гуашь, акрил или акварельные краски. Руководитель должен рассказать о происхождении и свойствах бумаги и красок. Гуашь по сравнению с акварельной краской — непрозрачная, в переводе с итальянского языка — водяная краска. Она представляет собой густую пасту, состоящую из пигмента, смешанного с клеем на воде, легко растворяется в воде, а в соединении с белилами дает множество цветовых сочетаний. В нашем кружке гуашевые краски используются так же, как и акварельные, т.е. для получения мазка с тенями вместо белил используют воду. Такое применение гуаши позволяет приблизиться к технологии росписи производства. Отличие состоит лишь в том, что художница-росписчица использует в своей работе не гуашь, а окись кобальта и пишет не по бумаге, а по пористому, слегка обожженному фарфору. Так же как и кружковцы, она работает на стеклянной палитре и окись кобальта разводит водой. Поэтому при наличии фарфоровых заготовок и окиси кобальта кружковцы легко осваивают производственный процесс гжельской росписи. Стоит упомянуть о том, что гуашевые краски применяются для выполнения декоративно-прикладных и художественно-оформительских работ.

Если гуашь сильно разбавить водой, то слой наносимой краски будет прозрачным. Слабо разбавленная краска имеет вид густой пасты, толстый слой которой может отслаиваться и растрескиваться. При высыхании гуашевые краски теряют свою насыщенность, приобретая белесоватый оттенок. Поэтому нужно заранее учитывать силу цветового пятна и не добавлять в гуашь белил.

В кружке разработка формы и конструкции изделия, например, конфигурации вазы, чайника, кумгана, подноса или фигурок зверюшек, ведется на уровне конструирования и вырезания из бумаги, росписи, а затем наклеивания на цветную бумагу. Приступая к работе, руководитель кружка учитывает, что изготовление такого рода изделий может быть использовано к торжественным датам и праздникам.

Вся постановка обучения строится таким образом, что ребята, знакомясь с росписью и усваивая простейшие элементы, выполняют вначале несложные композиции, которые с каждым последующим заданием усложняются. Такая постановка учебно-воспитательного процесса способствует психологической готовности к труду, овладению графической грамотой, освоению приемов художественной обработки материалов.

Занятия в кружке способствуют эстетическому формированию личности школьника. Художественное воспитание, сливаясь с производственным трудом, способствует воспитанию у кружковцев трудовых качеств, эстетическому обогащению их внутреннего мира.

Занятия гжельской росписью можно проводить не только в часы внеклассной работы, но и на уроках трудового и эстетического обучения. Так, например, на уроках труда по обработке древесины на таких изделиях, как игрушки, кухонные доски, разнообразные вешалки, детская мебель, можно успешно применять роспись с последующим покрытием изделия лаком.

На занятиях следует использовать наглядные пособия. На таблицах кроме характерных элементов росписи должны быть представлены основные этапы работы. Руководитель кружка должен научить ребят пользоваться иллюстрациями, открытками, таблицами, работать с ними вдумчиво. Кружковец должен внимательно познакомиться с образом, попытаться проследить движение основных орнаментных линий, угадать силу нажима кисти, отрабатывая техническую точность движения руки, отметить композиционное расположение основных элементов росписи.

В процессе работы с таблицами и иллюстрациями дети знакомятся с технологией и этапами росписи, с основами композиции и необходимыми законами цветоведения, изучают приемы кистевого письма. Все сведения по основам композиции и цветоведению даются учащимся как на теоретических, так и на практических занятиях. В зависимости от возрастных особенностей детей руководитель условно делит членов кружка на младшую группы. Задания, выполняемые учащимися, различаются по степени сложности и распределяются в зависимости от возраста. Работа с кружковцами младшей группы должна включать элементы игры.

Важным воспитательным моментом в развитии творческой личности школьника, приобретении им навыков самостоятельной работы является пример руководителя, который не только интересно объясняет и рассказывает, но и показывает все приемы росписи. Первые пробы в написании характерных штрихов и мазков проводят на отдельных листах бумаги. Только после многократно выполненных отдельных элементов можно добиться хорошего уровня исполнения. Для достижения результативности практические занятия чередуются с теоретическими: демонстрация таблиц, иллюстраций, открыток, изделий гжельских мастеров, лучших работ кружковцев.

Приступая к изучению каждой темы, руководитель рассказывает ребятам о возникновении и развитии гжельского народного промысла, о таких народных мастерах, как Наталья Ивановна Бессарабова. Под руководством Александра Борисовича Салтыкова она разработала систему росписи и новый ассортимент изделий из фарфора. О народном художнике РСФСР Людмиле Азаровой, потомственной мастерице, заслуженном художнике РСФСР Татьяне Дунашевой, лауреате премии РСФСР имени И.Е. Репина Зинаиде Акуловой, заслуженных художниках РСФСР Александре Федотове и Владимире Петрове, лауреате премии Ленинского комсомола Валентине Розанове. Эти художники создали стиль современной Гжели, свою манеру творческого исполнения, бережно сохранив лучшие традиции старого промысла. Достойная смена молодых мастеров в совершенстве овладевает всеми тонкостями технологии и моделирования форм и является основным разработчиком посуды и сувенирных изделий.

Руководитель должен так строить занятия, чтобы у школьников появилось желание работать творчески, а для этого ребят необходимо приучать к самостоятельной работе, так как при излишней опеке можно получить обратный результат. Самое сложное для занимающихся в кружке — это выбор сюжета будущей работы. Естественно, что интересы у всех детей различны. Одним нравятся растительные орнаменты, другим — сюжетные изображения по сказкам, рассказам, третьим — изображения животных и птиц. Девочек больше привлекают композиции с растениями, лиризм сказок и убранство быта. Мальчиков интересует героика русских сказок, древняя история Родины, современная тематика и, конечно, космос. Любят ребята изображать праздники русской зимы с веселым гуляньем, катанием на санках, лошадях, весельем на качелях и каруселях. Но все композиции объединяет соблюдение законов изобразительного творчества и гармонии.

Хотелось бы отметить, что использование мотивов сюжетной росписи должно быть всегда оправданно. У ребят в разные периоды учебы в кружке возможно тяготение к иллюстрированию сказок. Руководителю следует предостерегать детей от простого иллюстрирования произведения. Роспись должна быть не просто иллюстрацией, а законченной композицией. Для успешного решения этих задач каждый кружковец перед началом работы с помощью руководителя выбирает основной композиционный эпизод. В большинстве таких композиций возможно присутствие растительного или геометрического орнамента, который придает работам нарядность и подчеркнет сказочность сюжета. Без орнаментальных разработок не обходится ни одна работа кружковца. Творчески должны работать ребята над созданием собственной композиции, проявляют фантазию, выдумку. Иногда у них может возникнуть желание работать вместе. Коллективный труд сплачивает детей, а результаты превосходят все ожидания. При этой форме работы проявляя творческий рост кружковцев, так как допущенные ошибки одних ребят замечаются другими и вовремя устраняются.

Коллективная работа может быть выполнена на одном листе большого формата или состоять из склеенных вместе листов работ, выполненных отдельно каждым кружковцем. Для подготовки к такой работе требуется разработка общего эскиза. Необходимо сделать несколько эскизов, затем на просмотре отобрать наиболее удачный и затем распределяется участие каждого в общем деле. Если работа выполняется на одном большом листе, то одним из кружковцев в натуральную величину делается набросок рисунка карандашом. Затем приступают к прорисовке каждого элемента. Анализ работы при коллективном творчестве проводится на каждом этапе. Подготовку к росписи выполняет обычно один из кружковцев, а работу красками ведут все.

Фантазия детей очень богата. Поэтому часто композиции, особенно коллективные, они выполняют даже на объемных формах. В этом случае руководитель должен на конкретном примере объяснить, как располагается на поверхности орнамент, почему он должен подчиняться заданной форме. Таким образом, вопросами композиционного построения дети занимаются постоянно.

Для развития художественного вкуса школьников большое значение имеет обучение законам композиции гармоническому заполнению поверхности листа. Мотив слегка намечается карандашом на листе в нужном месте, без уточнения его элементов. Рисуется лишь основа построения орнамента, определяющая основное направление линий и главных элементов. Затем определяются пропорциональные соотношения частей. Именно такая последовательность работы в росписи считается правильной. Школьники часто нарушают эту закономерность, выполняя композицию по частям, прорисовывая сначала мелкие элементы и только потом крупные, заполняя пустые места. Возможен и такой способ работы, но он под силу только очень опытному мастеру, поэтому при обучении такое решение недопустимо.

Для формирования художественного вкуса, творческой активности, глубокого понимания гжельского искусства учебное задание разделяется на отдельные последовательные этапы. Кружковцы всегда должны сопоставлять композиции своих работ с решениями народных мастеров. Задача руководителя состоит в том, чтобы научить ребят мыслить, рассуждать, высказывать свое мнение. После выполнения каждого задания организуются просмотры и обсуждения выполненных работ. Если ученик затрудняется оценить работу товарища, можно задать вспомогательные вопросы: «Что тебе нравится в этой работе, что удалось ее автору, а что нет?» Таким образом ребята учатся анализировать работу друг друга, определять ошибки и стремятся их не повторять. Но мастерство приходит не сразу, поэтому ежедневные упражнения по обработке техники приемов письма продолжаются на протяжении всего учебного времени.

В течение всего учебного года проводятся конкурсы на лучшую роспись..

Краткое содержание по блокам

Блок 1: «Введение»

Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером. Ознакомить с законами цветоведения. Дать краткие сведения о композиции.

Блок 2: Геометрический орнамент

Научить получать различные оттенки синего цвета, разбавляя краску водой и белилами. Научить проводить прямые параллельные линии, рисовать точки и кружочки. Научить простому гжельскому орнаменту- сеточка. Усвоение закономерности расположения орнамента. Научить держать кисточку тремя пальцами, перпендикулярно поверхности листа.

Блок 3: « Растительный орнамент»

Научить простейшим видам растительного орнамента. Ознакомить с элементом росписи- « капелька». Ознакомить с традиционной техникой гжельского мазка- мазок с тенью. Объяснение правильного распределения краски по кисти. Освоение мазковой техники гжельской росписи. Традиционное изображение цветка. Различные типы цветов в изделиях гжельских мастеров. Основа цветка- синяя роза. Освоение техники рисования волнистой линии разной насыщенности.

Используя раннее полученные навыки выбрать композицию и расписать ее. Познакомится с изображением гжельских птиц. Роль птицы в русской мифологии. Применение ранее полученных навыков. Выполнить изделие в традиционной технике ( кугман, тарелка, копилка, квасник)

Блок 4: «Разработка авторских элементов»

Подбор материала ( выполнение презентации). Повторение технологии выполнения росписи. Выполнение карточек с выполненными орнаментами гжельской росписи. Выполнение эскизов выбранного здания на бумаге карандашом. Выбор наиболее удавшегося эскиза. Подбор эскизов бортов тарелки подходящих к выбранной архитектуре. Выполнение эскизов. Выбор наилучшего.Нанесение эскиза карандашом на тарелку. Роспись тарелки краской по стеклу и керамике. Презентация готового проекта.

Блок 5 : Организация выставки

В конце учебного года проводятся отчетные выставки, которые знакомят школьников с творчеством кружковцев. Руководитель кружка и администрация школы заранее проводят подготовительные работы для организации экспозиции. Такие выставки способствуют развитию творческих способностей и художественного вкуса у зрителей.

Большое эмоциональное воздействие на зрителя оказывает художественное оформление выставки. Сколько радости и удовольствия получают дети, встречаясь с героями любимых сказок, басен, литературных произведений. При определении содержания декоративного монтажа следует исходить из основной темы выставки и конкретного материала, который необходимо распределить по разделам. Экспонаты должны быть удобно расположены для осмотра и сопровождаться надписью с указанием имени, фамилии и возраста автора. Необходимо заранее подготовить информационный материал о работе выставки, организовать консультации, привлечь к работе юных экскурсоводов.

Встреча с художественным творчеством детей — это радость открытия красоты окружающего мира, радость творческого труда в создании изделий декоративно-прикладного характера. Поэтому выставка не только отчет о работе, но и праздник.



Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности