Россия, Санкт-Петербург
ГБОУ гимназия № 11
Учитель начальных классов
Петрова Ольга Валентиновна
"Влияние народных художественных промыслов
на нравственно-эстетическое воспитание младших школьников"
Есть старинная народная загадка: «На осине сижу, сквозь клён гляжу, берёзой верчу». Если её загадать, то вряд ли многие дадут правильный ответ. Но даже если ответ подсказать, всё равно его не поймут. И это не потому, что загадка плохая. Народные загадки всегда отличались меткостью и точностью. Это только потому, что те предметы, о которых говорится в этой загадке, ушли давно из нашего быта и нам они просто не знакомы. А ответ такой: «Это прялка — донце с гребнем и веретено». И такая загадка не единственная. Очень многое ушло из нашей жизни. Нам не знакомы народные традиции, обычаи. С ними необходимо знакомить, и начинать надо с детей, с младших школьников, и даже, дошкольников.Ни для кого не секрет, какую важную роль в развитии ребёнка играет искусство. Наиболее интересным, доступным, ценным является народное искусство. Народное творчество, народное искусство закладывает основы для формирования патриотического чувства ребёнка, его художественного развития, нравственно-эстетического воспитания. Видный исследователь детского творчества Сакулина Н.П. убедительно указывает преимущества развития детского творчества средствами народного искусства: « Знакомство детей с народными орнаментами, формирование некоторых приёмов народной росписи вызывает бурное развитие декоративного творчества детей. Относительно простая изобразительная основа орнамента — многократно повторяющиеся растительные мотивы — позволяют детям сосредоточить внимание на построении пространственно-цветовой композиции рисунка. И дети начинают создавать свои неповторимые произведения». ( Сакулина Н.П. Дети и народное творчество. М., 1980. )Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению — искусство народное: народ создаёт вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передаёт нам в наследство. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение. Археологи по вещам определяют историческую эпоху, общественные отношения, природные и социальные условия, материальные и технические возможности, народные верования и традиции, образ жизни, занятия, интересы и вкусы людей, их отношение к окружающему. Вещи оказывают большое воспитательное воздействие. По словам В.А. Фаворского, восприятие мира, познание эстетики и воспитание вкуса начинается у человека «со стеклянных бус на шее матери. С кувшина для воды. С посуды на обеденном столе». ( Поспелов Р.О. О пользе стекла. — Литературная газета, 1970, 16 декабря. ) Изучение произведений декоративно-прикладного искусства, их художественных особенностей и средств создания воспитывает бережное отношение к вещам, уважение к национальной культуре, к творческому труду людей, повышает культурный уровень.Социологические исследования показывают: чем более в раннем возрасте формируется интерес ребят к изобразительному искусству, тем более стойким он оказывается на протяжении всей жизни человека. «Раннее приобщение детей к народному искусству, к овладению его приёмами вовсе не означает, что все ребята будут работать в системе художественных промыслов. Эстетическая значимость общения с произведениями народного искусства, с самим процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, для воспитания в них здорового нравственного начала, познания даже в какой-то мере самого себя. Развития художественного вкуса на образцах, не подвластных капризам моды». ( Декоративное искусство СССР, 1975, №8, стр. 47. )Красочный, мажорный мир народного искусства близок и понятен младшему школьнику. Удивительные цветы, звери, красивые предметы старинного обихода — всё переносит ребят в мир сказок. Не случайно исследователи народного творчества неоднократно указывали на общность художественных образов в песенном, сказочном и изобразительном творчестве народа.Наш народ очень талантлив. Каждая область славится своим видом народного искусства. Но есть среди них такие, которые своим видом народного декоративно-прикладного искусства известны не только в нашей стране, но и в мире. Городецкая роспись занимает среди них видное место. Учитель начальных классов Меркеева В.И. отмечает, что детей очень привлекают простые, несложные рисунки, яркие краски Городецкой росписи, и каждый из них загорается желанием попробовать расписать какую-нибудь деревянную вещь. А раз появилось желание, работа будет спориться. Выполняя тематические рисунки на доске или других деревянных предметах, поделках, дети учатся владеть композицией, передавать на небольшом формате главную идею, колоритно выполнять роспись кистью.В изобразительной деятельности раскрываются многие задатки ребёнка: наблюдательность, воображение, зрительная память, своеобразие восприятия и эстетическая восприимчивость. Учитель начальных классов располагает большими возможностями для разностороннего развития детей.Вопросы приобщения детей к народному искусству в настоящее время привлекают к себе внимание большого числа педагогов, художников, исследователей детского изобразительного творчества. Приобщая детей к народному искусству необходимо учитывать следующее:
1) народное искусство — своеобразный катализатор детского изобразительного творчества;
2) в народном искусстве аккумулируются традиционный художественный опыт поколений;
3) произведения народного декоративно-прикладного искусства наравне с другими видами изобразительного искусства ( живопись, графика, скульптура, и т.д. ) способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.
Одной из основных и первоочередных задач общеобразовательной школы в нынешнее время является развитие у учащихся чувства прекрасного, формирование у них художественного вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства и литературы, красоту и богатство окружающего мира.
В связи с этим всё более значительное место в процессе формирования личности ребёнка занимает эстетическое воспитание. «Эстетическое воспитание в школе — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное, современное, гармоничное».
( Герасимов С.А. Система эстетического воспитания школьников. М., Просвещение, 1982. )
Хочется привести слова Д. Дидро: «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат писать и читать, превзошла бы скоро все страны во всех искусствах, науках и мастерствах». ( Полунина В.Н. Искусство и дети. М., Просвещение, 1982. )