Максимов Александр Сергеевич
Должность:Журналист
Группа:Команда портала
Страна:Россия
Регион:Санкт-Петербург
Подлежащее и способы его выражения. Легенда о Коркыте

Казахстан, город Алматы

Республиканская специализированная школа - интернат - колледж олимпийского резерва

Учитель русского языка и литературы

Абукажанова Гульназ Женисовна

Тема урока: Подлежащее и способы его выражения.

Легенда о Коркыте

Цели:1. Знать о подлежащем и способах его выражения, легенду о

легендарном тюркском поэте-песеннике и композитор IX века

Коркыт ата. Уметь находить в предложении подлежащее и отличать

способы его выражения. Работать с текстом, составлять схемы,

читать их

2. Развивать речь, память, навыки выразительного чтения.

3. Привить любовь к Родине, интерес к истории и жизни Коркыт - ата.

Методы и приемы: Репродуктивный, частично-поисковый, поисковый,

практический, иллюстративный, словесный,

взаимоконтроля, проблемный.

Оборудование: Наглядно-дидактический материал на интерактивной доске:

иллюстрации, опорные схемы, диаграмма, музыкальный

материал.

Ход урока:

I.Организационный момент урока:

Посмотрите друг другу в глаза.

Пожелайте удачи. На доске три облачка: белое, серое, голубое.

Посмотрите внимательно и выберите себе понравившееся облачко. Я

рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, к концу урока хорошее

настроение будет у всех ребят.

II. Сообщение целей урока.

«Легенда о Коркыте — один из стержневых компонентов казахской ментальности» (Чокан Валиханов).

Как вы думаете о ком мы сегодня будем говорить на уроке? Да, о легендарном тюркском поэте-песеннике Коркыт-ата. Познакомимся с легендой. Научимся находить в предложениях подлежащее, узнаем о способах его выражения

Грамматическая тема урока : Подлежащее и способы его выражения.

Лексическая тема урока: Легенда о Коркыте.

III. Вводная беседа. Коркут или Коркыт — легендарный тюркский поэт-песенник и композитор IX века, выходец из степей вдоль реки Сыр-Дарья. Создатель кобыза, акын, сказитель, покровитель поэтов и музыкантов. Предания о Коркыте встречаются у всех тюркских народов кипчакской и огузской ветви: казахов, туркмен, азербайджанцев, турок, также каракалпаков. У них практически общий народный эпос «Огуз-наме».

Что вы знаете о Коркыт -ата?

  1. Легенда рассказывает что Коркыт смолоду не смог примириться со скоротечностью человеческой жизни, поэтому решил бороться против неизбежной смерти. Мучимый своими мыслями и гонимый мечтой о бессмертии, Коркыт уходит от людей, но везде и всюду он видит смерть: в лесу — сгнившее и свалившееся дерево говорит ему о своей смерти и о неизбежном конце для самого Коркыта; в степи — ковыль, выгорая под солнцем, говорит ему о том же; даже мощные горы поведали ему об ожидающем их разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждёт и Коркыта.
  2. Видя и слыша всё это, Коркыт в своих одиноких терзаниях выдолбил из дерева ширгай — первый кобыз, натянул на него струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркыта и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркыта осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей.
  3. «Легенда о Коркыте глубоко оптимистична, смысл её заключается в том, что Коркыт нашёл бессмертие в служении человечеству созданным им искусством» - писал Чокан Валиханов.
  4. «Китаби деде Коркыт» («Книга деда Коркыта») — письменный эпический памятник тюркских народов. Каждое сказание имеет собственный сюжет и в каждом из них главным героем представлен Коркыт-ата — мудрец, вождь племени, предсказатель судеб.
  5. Героический эпос «Китаби деде Коркут» («Книга моеro деда Коркута») относится к XIIIXV векам [4] и является итогом длительного развития устной народной поэзии. По своему идейно-тематическому и художественному богатству, по языковым особенностям, этот замечательный эпос выходит далеко за рамки литературных произведений тюркского мира. Именно поэтому он еще с начала XIX века эпос привлекал внимание зарубежных ученых, которые ставили его в один ряд с народными сказаниями, снискавшими всемирную славу.
  6. В честь Коркыт ата воздвигнут архитектурный памяник в форме кобыза в составе мемориала в Кармакшинском районе Кызылординской области Казахстана в 1980 году. По легендам, по просьбе самого Коркыта, на его могилу был положен кобыз, тихо звучавший при порывах ветра во все времена.
  7. Авторы памятника — архитектор Б. Ыбыраев и физик-акустик С. Исатаев. При дуновении ветра он начинает заметно звучать и все проезжающие могут слышать мелодию ветра. Памятник виден и из окон проходящих тут же поездов.
  8. На месте захоронения Коркыта на берегу Сырдарьи приблизительно в X—XI вв. был воздвигнут мавзолей «Коркыт-Тубе», что в простонародье означают — Поющие трубы. Со временем он пришёл в разрушение. В 1997 году проведена реставрация памятника Коркыта. Создан целый архитектурный ансамбль — комплекс с амфитеатром, гостиницей и другими объектами. А в 2000 году при нём был создан музей.
  9. В 2001 году в Казахстане учреждён Общественный фонд «Коркыт» с целью распространения знаний в обществе о воздействии культуры кочевых тюрков на мировую музыкальную культуру.
  10. С 2006 года Минкультом Республики Казахстан и акиматом Кызылорды проводится Международный фестиваль «Коркыт и музыка Великой Степи».
  11. В 2008 году в столице Казахстана Астане разбит сквер и установлен памятник-композиция «Коркыт кобыз».
  12. Именем Коркыта названы Кызылординский государственный университет, аэропорт «Коркыт-ата» в Кызылорде, улицы в городах Казахстана.

IV. Работа над текстом

1) Чтение текста «Легенда о Коркыте» страница 140 .

2) Разделите текст на части. Озаглавить каждую часть.


3)Устное рисование каждой части (Что бы ты нарисовал по каждой части?).

4) Вопросы к тексту

1. Что нового вы узнали о Коркыт-ата?

2. Какие тайны природы он познал?

3. Что произошло на Сырдарье?

4. Почему змея вонзила свои зубы в старца?

5. Опишите памятник его музыке, его кобызу, который стоит на берегу

Сырдарьи.

5) Словарная работа. Допишите в схеме опорные слова.

Бескрайние — не имеющий видимых пределов(шексіз)

Священная — обладающий святостью, почетный (киелі)

Ядовитая — причиняющий отравление (улы)

Смычок — палочка с натянутым вдоль нее пучком конских волос,

которой водят по струнам для извлечения звуков

Холм — возвышенность

Обращаться лицом — повернуться лицевой стороной

Дуновение ветерка — легкое движение ветра

Щель — узкое отверстие

6) Работа с кластером. Кто главный герой рассказа? Кто он Коркыт — ата?

(Создатель кобыза, акын-песенник, сказитель-музыкант, философ-мудрец, покровитель поэтов и музыкантов, композитор, предсказатель судеб, вождь племен).

V. Грамматическая тема урока

1) Работа по картинке. Что вы видите? Составьте предложения.

Работа в группе

А) «Кобыз» (Кобыз является первым смычковым инструментом.)

(Две струны свиваются из конских волос.)

Б) «Памятник Коркыт-ата» (Коркыт-ата с кобызомпривлекают внимание

жителей и гостей города.)

В) «Памятник Четыре кобыза» (Слушающие были удивлены музыке

ветра.)

Г) «Коркыт — ата» - фото из фильма (Он вложил всю свою душу в

чудесную музыку.)

2) Правило страница 139. Чтение правила учащимися.

Сделайте выводы.

3) Закрепление. Самостоятельная работа.

  1. Упражнение 2. страница 141. Найдите в каждом предложении подлежащее. Укажите чем они выражены.
  2. 2. Задания на карточках. Работа в паре

Перепишите предложения, найдите подлежащие и укажите чем они выражены.

№1

По легенде кобыз создал Коркыт ата, великий шаман и сказитель степей. Имя Коркыта общеизвестно среди многих тюркских народностей в различной трактовке и в различных вариантах легенды о нем.

№2

По казахской же версии Коркыт — легендарный отец музыки, создатель песни на земле. Легенда рассказывает что Коркыт решил бороться против неизбежной смерти.

№3

Мучимый своими мыслями и гонимый мечтой о бессмертии, он уходит от людей, но везде и всюду он видит смерть.

№4

В лесу — сгнившее и свалившееся дерево говорит ему о своей смерти и о неизбежном конце для самого Коркыта. В степи — ковыль, выгорая под солнцем, говорит ему о том же. Даже мощные горы поведали ему об ожидающем их разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждет и Коркыта.

№5

Видя и слыша все это, Коркыт в своих одиноких терзаниях выдолбил из дерева ширгай — первый кобыз. Он натянул на него струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Великий мудрец вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их.

№6

С тех пор мелодии Коркыта и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркыта осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей.

№7

Первое сказание повествует о том, как у Дерсе-хана после долгих молитв и богоугодных деянии рождается сын, необычайно сильный и одаренный. Коркут дает ему имя Бугач (бык). Джигиты завидуют Бугачу и рассказывают отцу разные небылицы о его любимом сыне. Дерсе-хан, разгневавшись, смертельно ранит Бугача. Далее говорится о силе материнской любви: материнское молоко, смешанное с соком горного цветка, спасает юношу.

№8

О разграблении дома Салор-Казана врагами и о доблестях Чёрного пастуха (Гараджа-чабана), отстаивавшего честь и добро хана, говорится во втором сказании. Иноземцы напали на владения Салор-Казана. Воспользовавшись отсутствием хана, захватчики разорили его дом, обратили в рабство его жену, сына Уруза и других детей, пленили триста джигитов. Не довольствуясь этим, они хотели захватить еще из загона десять тысяч ханских овец.

№9

Шестьсот всадников нападают на Черного пастуха — их пастыря. Он один защищает стадо хозяина. В сказании говорится об этом героическом сражении. Черный пастух заложил камень в пращу и пустил его во врагов; бросая один камень, он сокрушал двоих или троих; бросая два камня, сокрушал троих или четверых. У гяуров от страха потемнело в глазах; Черный пастух каменьями из пращи повалил на землю триста гяуров… Глаза гяуров от страха потухли, мир земной перед ними покрылся мраком.

№10

В сказании восторженно описывается любовь Казан-хана к старой матери, ради которой он готов пожертвовать всеми благами мира. В благородстве и сыновней преданности не уступает отцу и сын Казан-хана Уруз.

№11

Третье сказание посвящено приключениям Бамси-Бейрека, сына Бай-

Буры, преодолевающего препятствия на пути к сватовству к дочери Бай-

Биджан-бека Бану-Чичек. Четвертое сказание повествует о том, как

Уруз — сын Казана был взят в плен и как огузские беки после

кровопролитных боев освободили его.

V. Итог урока. Что вы для себя взяли сегодня из урока? Выбрать облачко.

  1. Что я знаю?
  2. Чего не знал?
  3. Что мне понравилось?
  4. Что непонятно?
  5. Что хочу узнать дополнительно?

Домашнее задание: С.165. Упр. 3,6.

Оценки за урок.



Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности