Илья Гашек
Должность:Системный редактор
Группа:Команда портала
Страна:Россия
Регион:Москва
Олонхо-героический эпос народа Саха
Россия, Республика Саха, г. Покровск
МБОУ "Покровская СОШ №2"
Учитель национальной культуры
Капитонова Ф.К.

Цели урока: 1.Познакомить детей с древним якутским эпосом — олонхо;

2.Донести до сознания учащихся основной смысл, идею олонхо;

3.Воспитывать интерес и уважение к произведениям устного народного творчества.

Словарная работа: олонхо, олонхосут, Аал Луук Мас, илгэ, абаасы, имена героев олонхо…

Материал: книга П.А.Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный», книга для детей про олонхо, сборник произведений «Эпос олонхо и эпическая поэзия Саха», презентация.

Организационный момент.

1.Прохождение новой темы

2005 год стал для якутского народа знаменательным. Героический эпос олонхо признан ЮНЕСКО шедевром устного нематериального наследия всего человечества. Международное признание этого уникального творения народа Саха свидетельствует о том, что олонхо действительно является достоянием мировой культуры и по праву занимает достойное место среди лучших образцов эпических произведений. Перед нами стоит задача изучения, сохранения и распространения олонхо перед мировым сообществом. Слайд №2

Якуты-смуглые и смелые дети великой Лены-красавицы Севера, снежных вершин Верхоянских хребтов, славящихся на весь мир своими морозами, жители необъятной тайги и бескрайней тундры-поэтический народ, накопивший многовековую мудрость. Как и другой народ, он вложил в свое устное творчество все лучшие чаяния и мечты, особенно полнокровно отразившиеся в эпосе-олонхо.

Олонхо - это ведущий жанр якутского фольклора. Сказания олонхо называются по имени главного героя.("Ньургун Боотур", "Эр Со5отох", "Кыыс Ньургустай"…). Это объемные произведения, насчитывающие 6-10, а в отдельных случаях 30-40 тысяч стихотворных строк.

В олонхо воспеваются подвиги богатырей, родоначальников и защитников племени Айыы айма5а и ураанхай саха. Айыы айма5а-это племя, родственное добрым божествам айыы, но это люди, живущие в Среднем мире. ( т.е. на Земле). А ураанхай саха-это древнее эпическое самоназвание якутов. Олонхо возникло в глубокой древности. Народ в нем вложил свои вековые идеи и мечты о лучшей справедливой жизни. Исполняет олонхо сказитель-олонхосут. Они пользовались большим успехом, уважением у народа за свой талант. Слайд №3

Алексей Елисеевич Кулаковский-Ексекулээх Елексей-первый якутский писатель, который написал первое литературное произведение на якутском языке «Байанай алгыьа» Платон Алексеевич Ойунский воссоздал на основе эпоса олонхо « Нюргун Боотур Стремительный» Слайд №4.

Дети очень любили слушать олонхо. В маленьком балагане олонхосут рассказывает олонхо. Дети сидят вокруг него и внимательно слушают то, что он рассказывает. Фантазия детей далеко выходит за рамки балагана. Подвиги героев, богатырей они представляют наяву. А теперь прочитаем стихотворение как в детстве якутский народный поэт Савва Тарасов любил слушать олонхо. Слайд №5.

Сегодня олонхо живет другой жизнью в различных видах искусства и культуры. Ставится на сцене как опера, как драматический спектакль, выпускается в виде книг для детеЙ и взрослых. Слайд №6.

По поверьям древних якутов Вселенная делится на три мира: Верхний, Средний и Нижний. Богатыри ведут борьбу за утверждение жизни в Среднем мире, за счастье своего племени со злыми существами абааhы, жителями Нижнего (подземного мира) и Верхнего, находящегося на небе, миров за установление мирной жизни, за создание условий для основания и продолжения человеческого рода. Конфликт происходит между персонажами из эпических племен айыы айма5а и абааhы айма5а. В этой основной идее отражается древняя история якутов. Слайд №8 - №10

Все действмя олонхо происходят во всех этих трех мирах. А эти три мира связывает Священное дерево Аал Луук Мас. Он растет посреди Вселенной, его могучие ветви проросли в небеса, а корни проникли глубоко под землю. С его ветвей капает животворная влага изобилия — илгэ, которая придает отведавшим людям новые силы и бодрость духа. Дерево это — светлый образ небесной благодати и изобилия и счастья. Слайд №11.

Образы олонхо резко контрастны. Если герой-добрый, защитник людей, спасающих людей, попавших в беду, то образы (представители темной силы) племени "абааhы айма5а" рисуются как злые и безобразные чудовища-одноглазые, одноухие, одноногие циклопы. Богатыри абааhы нападают на людей, грабят и разрушают их страну, похищают женщин. Похищение женщин в олонхо показывается как символ всех обид, оскорблений и унижений людей. Герои олонхо-порождение этнического самосознания. Во вступительной части олонхо сообщается, что они действуют в некую эпическую эпоху распрей и битв В первой песне рассказывается о том, как в Верхнем мире от богов рождается мальчик. Он сразу проявляет буйный характер. Вещунья Нижнего мира предсказывает, что он разрушит все миры, уничтожит все живое в них. Опасаясь буйного нрава мальчика, боги привязывают его к столбу, что находится на железной горе. Этот мальчик — будущий герой и защитник людей, богатырь Нюргун Боотур Стремительный. Слайд №12

В олонхо девушки, женщины очень красивые, они являются символом счастливой и мирной жизни. Есть женщины-значит, будут дети, потомство. Род не погибнет. Они добрые, хорошие хозяйки, матери и жены. Слайд№13.

Основная идея олонхо связано с мыслью о судьбе своего племени, с чаяниями о мирной и богатой, счастливой жизни в Среднем мире, в стране проживания племени ураанхай саха. Главное содержание олонхо-это жизнь племени, взаимоотношения членов семьи, рода и племени, их борьба со злом. Сюжет олонхо разворачивается в форме рассказа о героической биографии богатыря айыы-айма5а-строителя земной жизни ураанхай саха.

Развитие сюжета олонхо и образа главного героя глубоко связаны с развитием этнического самосознания, содержание олонхо соответствует самоощущению героя, почувствовавшего себя человеком, жителем земли. Национальное самосознание ярко выражается в олонхо о защитниках племени.

Герои олонхо далеко не свободные люди: не только их воля подчинена воле племени, но и их жизнь принадлежит племени. Основными орудиями богатырей являются лук, стрелы, батас-пальма, пика. Они ведут бой в одиночку. Главный герой осознает себя представителем всего племени, защищающим дело всех людей племени айыы айма5а. Его победа над кем-нибудь трактуется как успех всего племени — всех людей айыы, а окончательная победа его отмечается всенародным праздником ысыах. Слайды

2. Словарная работа. Выписываем новые слова, пишем, что они означают.

3. Проверим, насколько мы запомнили эти слова. (На слайде читают отрывки из олонхо вставляют пропущенные слова)

4. Вывод.

5. Домашнее задание: нарисовать, как вы представляете олонхо.

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности