Развитие одарённости учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования
- Денисова Оксана Викторовна
- Заместитель директора по УР, преподаватель по классу аккордеона/баяна
- КГКП «Детская музыкальная школа»
- п. Глубокое, Глубоковский район, ВКО, Казахстан
Одаренность, как феномен, интересовала учёных давно. На протяжении
многих веков ведутся исследования путей её развития.
Сначала это понятие относилось только ко взрослым. Однако было
замечено, что одарённость взрослого человека чаще всего связана с опытом
раннего детства.
Корень слова «одарённость» - «дар». Слово это как в русском, так и в
английском (gifted) языке имеет однозначную трактовку. Произнося слово
«одарённость», мы подчёркиваем, что в психике человека есть нечто такое,
что им не «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему
даровано.
Развитию одарённости детей в современном мире уделяется огромное
внимание. Но мир меняется так быстро, молниеносно, что существует
возможность просмотреть в ребёнке ростки одарённости, упустив время для
её развития.
Бытует мнение, что талантливые дети «пробьются» в жизни сами.
Однако практика показывает, что без поддержки, без психологической и
педагогической помощи одарённость может «зачахнуть» на определённом
возрастном этапе.
Назрела потребность в подготовке не только учителей, но и родителей
одарённых детей к общению с ними; в решении проблем, связанных с
обучением и развитием одарённых детей.
Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их
с дошкольниками, но ещё больше усиливается с поступлением в школу,
является безграничное доверие к взрослым, главным образом к учителям,
подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают
авторитет взрослого человека. Даже характеризуя себя как личность,
младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нём говорит
взрослый.
Основная цель работы с одарёнными детьми — формирование у них
готовности к реализации способностей к творческой деятельности.
Пути достижения цели возможны через повышение познавательной
мотивации ребёнка, интенсификацию деятельности и углубленное изучение
материала, развитие познавательной активности учащихся.
Система работы учителя с одарёнными детьми предусматривает:
- изучение детей с выраженной «учебной» одарённостью, выявление
детей с творческой одарённостью;
- создание условий, эмоционального фона для раскрытия и реализации
способностей детей;
- использование оптимальных форм и методов в работе с одарёнными
детьми в процессе обучения и внеурочной деятельности;
- знание и решение проблем одарённых детей ( креативного мышления,
личностного роста, феномен одиночества одарённого ребёнка,
профессионального самоопределения).
Работа с одарёнными детьми предъявляет высокие требования к
уровню профессионализма деятельности учителя. Профессиональный
«портрет» учителя, эффективно работающего с одарёнными детьми,
включает: высокий профессионализм, индивидуальность, эрудицию,
способность к импровизации, научно-исследовательскому поиску,
стремление к самосовершенствованию в профессиональной деятельности.
Педагог должен воплощать в себе все те идеи и стремления, которые он
хочет воспитать в ученике. Малейшая фальшь или отклонение в своём
поведении от требований, которые он предъявляет своему ученику, не
пройдут не замеченными. Ребёнок, как бы ни был мал, заметит слабые
стороны своего педагога, и авторитет последнего уменьшится. Ученик чутко
прислушивается к мнению педагога, подражает ему в поведении, иногда
незаметно для себя усваивает некоторые привычки. Поэтому личный пример
педагога является самым могучим средством воспитания.
Для того, чтобы выявить и развить одарённость детей в процессе
учебной деятельности, необходимо чётко ориентироваться в признаках,
присущих этому феномену. Признаки одарённости — это те особенности
одаренного ребёнка, которые проявляются в реальной действительности и
могут быть оценены путём наблюдения за характером его действий.
Точки зрения Российских учёных и их американских коллег на
признаки одарённости несколько отличны. Однако для более точного
определения одарённости следует объединить оба подхода и выделить
следующие признаки:
1. Опережающее умственное развитие.
2. Богатство словаря.
3. Рефлексия.
4. Отличная память.
5. Повышенная концентрация внимания.
6. Наблюдательность.
7. Оригинальность мышления (способность к творчеству).
8. Успешность освоения нового материала.
9. Склонность к умственному труду и познавательная потребность.
10. Ранняя увлечённость специальными занятиями: рисованием,
музыкой и т.д.
11. Психосоциальные аспекты: сильно развито чувство справедливости,
повышенная фантазия, телепатия, предвидение, чувство юмора.
Опираясь на эти критерии, родители и педагоги должны помнить о
таком признаке младшего школьного возраста, как ранимость.
Всем известно, что дети, которые выделяются в классе особыми
признаками, зачастую создают проблемы как для учителей, так и для
родителей. Зачастую одарённым детям бывает очень скучно на уроке, так как
они быстрее «схватывают» материал и остаток времени вынуждены ждать,
когда остальные дети выполнят задание или поймут урок.
Одной из форм развития одарённости может стать дополнительное
образование, которое позволяет обеспечить более высокий уровень
подготовки учащихся, даст возможность углубить их знания, активизирует
познавательную деятельность учащихся, разовьёт их сообразительность,
умения логически мыслить, даст возможность познать свои способности.
Исследования психологов и педагогов показывают, что
интеллектуальные возможности людей, которых обычно называют
одарёнными, не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы
раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного
действия. Поэтому чётко разработанная и применяемая система занятий на
занятиях по системе дополнительного образования позволит успешно решить
задачи развития у детей мышления, внимания, памяти, воображения,
побудить интерес к самому процессу познания.
Важным условием развития одарённости является творческий процесс
на уроке. В творчестве ребёнок раскрывает свой потенциал, наиболее полно
реализует дар, данный ему от природы. Научить ребёнка творчески мыслить,
воображать — вот цель активных форм развития ассоциативного мышления,
которая реализуется в процессе художественной музыкальной деятельности.
Как один из путей реализации поставленной задачи по развитию
ассоциативного мышления, столь необходимого для развития одарённости,
могут выступать «игровые методы». Они обеспечивают необходимые
психолого-дидактические условия, в которых обучаемый может
сформировать активную личностную позицию и в наибольшей мере
раскрыться как субъект обучения. В процессе их применения ребёнок
получает возможность выражать средствами искусства свои «невидимые» и
«неслышимые» чувства, замыслы, оценки.
Обязательным условием ассоциативной игры является создание
педагогом атмосферы доверия, что возможно в том случае, если учитель
станет равноправным участником игры. Участие в игре, как и всякая другая
деятельность школьника, нуждается в оценке и поощрении, эмоциональной
поддержке. Учителю важно поддерживать любые попытки ребёнка к
творчеству, как средству выявления одарённости, его стремления выразить
себя. Поэтому он предлагает, но не навязывает, советует, но не требует.
Решение принимает ребёнок, исходя из своего личного опыта восприятия
этого мира.
Для развития познавательных способностей, индивидуальных
особенностей и одарённости учащихся в процессе занятий можно
рекомендовать использование межпредметных связей, как одной из
действенных форм образования. При этом необходимо ориентироваться на
индивидуальные особенности каждого ребёнка, отнесённого к категории
одарённости.
Тенденция к комплексному обучения возникла сейчас в таком важном
разделе педагогики, как художественное воспитание. Прежде всего, это
обусловлено появлением новых программ по музыке, по изобразительному
искусству, по мировой художественной культуре. А ведь ещё недавно мало
кто помышлял о том, что художественное воспитание может стать
важнейшим подспорьем в усвоении и приобретении даже технических
навыков.
Прогрессивные педагогические принципы исповедуют не только
специалисты по художественному воспитанию. В преподавании математики,
родного и иностранного языков, а также других предметов огромное
внимание стали уделять нешаблонным заданиям, требующим для своего
решения творческого подхода. И в этом педагогу всегда помогут различные
виды искусства.
Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут,
если сегодня мы поможем развиваться их способностям и талантам. А
каждый ребёнок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одарённых,
талантливых детей,безусловно, важный вопрос. Наша задача — так построить
учебную и внеурочную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые
индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки
опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и
реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
В заключении хотелось бы отметить, что чем раньше учитель
обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для
них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети
составят гордость и славу своего государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Савенков АИ. Одарённый ребёнок в массовой школе. Москва:
Сентябрь, 2001. — стр.18
2. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Изд. 4-е /Р.С.Немов. М.: Гуманит.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — Кн.2. Психология образования. — 608с.
3. Еремеева Л.И., ИПКРРО г.Ханты-Мансийск.Особенности работы
педагога с одарёнными детьми. С.34.
4. Погожева Т.В. Вопросы методики обучения игре на скрипке. С. 9-10
5. Кирьянова Л.Ю. автрские учебные программы дополнительного
образования для одарённых детей / Л.Ю Кирьянова.
Специализированная школа-лицей для одарённых детей г.Усть-
Каменогорск. Одарённость в контексте непрерывного
многоуровнего образования: Сборник докладов 1 Международной
научно-практческой конференции. Усть-Каменогорск. 25 ноября
2002г. — Усть-Каменогорск: Издательство Типография «Рекламный
Дайджест», 2002. — с.111.
6. Ковалив В. Ассоциативные игры на уроках музыки /В.Ковалив.//
Искусство в школе. — 2001.№3. — 80с.
7. Антонов Ю. Синтез искусств на уроках изобразительного искусства
/ Директор Детского творческого объединения Литвы «Муза»,
эксперт изобразительного искусства, педагог школы №63,
г.Вильнюс. — с.19.